Открытый урок "Прикладная графика"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Актуганова Ольга Александровна

Построение простейших геометрических фигур на языке программирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21

г. Йошкар-Олы».

Отрытый урок

«Прикладная графика»

.

«Построение простейших геометрических фигур на языке программирования Паскаль»

Подготовила материал:

 учитель физики  и информатики      

 I категории Актуганова О.А.

Йошкар-Ола.

Март  2015

Цели урока

- дать представление о графике в Паскале и технических возможностях;

-научить решать задачи  на построение  по алгоритму;

-систематизировать навыки учащихся,

- научить применять алгоритм  для программирования на языке Паскаль.

Методический материал для урока.

   Презентация  для разбора алгоритма построения многоугольников.

. Заготовка макета к  задаче на языке Паскаль.

Пояснение к методическому материалу:

Презентация позволяет в краткой форме повторить материал  из геометрии на

построение фигур.

Заготовка макета   сократит время на интерфейс  и его обработку.

План урока.

  1. Организационный момент.                                        ( 1 минута)
  2. Пояснение по цели урока./запись темы                        (1 минута)
  3. Запись домашнего задания по новой теме.                (1 минута)
  4. Опрос домашнего задания   с прошлого урока                (4-6 минут)
  5. Новая тема  - презентация                                        (7-9  минут)
  6.  Новая тема – режим программирования                        (12-15 минут)        
  7. «Гимнастика»  между частями/ печать файлов                (1 минута)        
  8. Разбор домашнего задания                                        (3-5 минут)
  9. Рефлексия.                                                                (2-4 минуты)

Ход урока.

  1. Приготовить кабинет  к уроку.

Посадить учащихся за рабочие места,  попросить приготовиться к уроку

 (тетрадь, пенал, дневник).

Отметить отсутствующих в журнале, уточнить по какой причине.

  1. Цель сегодняшнего урока – «Прикладная графика». Учимся строить простые фигуры- многоугольники. Заодно рассмотрим технические возможности графики в Паскале.

Запишем  дату и тему урока в тетрадь.

  1. Записать домашнее задание по новой теме. (указать дату следующего урока, записать  в дневник « разбор программы по названиям величин, см.  в распечатку »).
  2. Опрос домашнего задания   с прошлого урока (повторение теории).
  1. Что такое алгоритм? Какие формы записей алгоритмов существуют?
  2. Какое количество цветов можно задавать в графическом режиме?
  3. Как можно обозначит цвета?
  4. Назовите основные графические операторы для построения изображений?
  5. Какой оператор устанавливает цвет фона?
  6. Какой оператор устанавливает цвет линий?
  7. Какие операторы позволяют закрашивать ограниченную область?
  8. Оператор установки курсора  в заданных координатах?
  9. Структура процедуры?
  10. Функция округления?

  1. Новая тема. Часть 1. Презентация.

Демонстрация  презентаций « Как нарисовать правильный многоугольник?»

Слад №1

Как бы вы построили многоугольник?

                Давайте разберемся, что такое многоугольник?

Слайд №2

Приведите примеры многоугольников.

                 Почему они так называются?

Слайд №3

                Так что же называют многоугольником?

                Какие свойства многоугольника вы знаете?

Слайд №4

                Вспомним, как его стоить.

Слайд №5

                Как вычислить координаты вершин многоугольника?

Слайд №6

                Зная положение каждой вершины, мы их соединяем, и получаем

                Многоугольник

Слайд №7

                Таким образом, получаем алгоритм.        

  1. Новая тема. Часть 2. Программирование.

Геометрию мы вспомнили. Но вручную строить не будем, а  перейдем к программированию. Пусть программа Паскаль построить многоугольник, где мы будем задавать, сколько вершин будет у него, и вдобавок закрасим его.

 Воспользуемся  заготовкой, чтобы  сэкономить на оформлении, и перейдем к практике.

  Для начало запишем процедуру One_F

Которая будет строить вершины многоугольника

1.Procedure One_F( R:Word);

Var

  XX,YY: Word;

  K : Byte;

begin

  MoveTo(Xc+R,Yc);

  For K:=1 to N do

  begin

    Xx:=Xc+Round(R*Cos((2*Pi/N)*K)+0.5);

    YY:=Yc+Round(R*Sin((2*Pi/N)*K)+0.5);

    LineTo(XX,YY);

  end;

end;

        

 2.затем пропишем переменную отвечающую за цвет фигуры

Var

  MyColor : Byte;

3.  А теперь все параметры, которые ….

 R:=200;

  For Kf:=MM downto 1 do

  begin

    MyColor:=ColStar[ Kf mod M];

    SetColor(MyColor);

    One_F( Round(R*(Kf/MM)+0.5));

    ReadLn;

    SetFillStyle(SolidFill,MyColor);

    FloodFill(Xc,Yc,MyColor);

    ReadLn;

  end;

Проверяем ошибки, отладим программу и запускаем.  И как видим, у нас изображается многоугольник, закрашивается, затем меньший по размеру многоугольник, и т.д. Результат готов. При разработке программы мы использовали ваши знания геометрии, английского языка и новые операторы для построения и заполнения многоугольников.

  1. Отсылаем  ваши файлы для распечатки, это ваши конспекты за урок.

 Делаем гимнастику.

  1. Разберем домашнее задание. Необходимо сделать анализ ваших конспектов.

Из нового материала, который разобрали на языке Паскаль, прошу сделать тоже самое  в тетради, записать переменные использованные  в программе и их значение.

9 . Рефлексия.

Закончите следующие фразы.

 Я сегодня узнал…..

 Я сегодня для себя усвоил…

 Я сегодня повторил…..

Список литературы.

Угринович. Н.Д. Поурочные планы. Информатика  и ИКТ        9-11класс

Угринович. Н.Д.  Преподавание курса информатики и ИКТ  7-11 класс.

 Методическое пособие для учителей. Бином. Москва. Лабораторные знания . 2005г.

А.М. Горностаева. Информатика 9- 11-класс. Поурочные планы. «Учитель». Волгоград .2008г.

Н.В. Глинка. Школьные олимпиады. Информатика.  Айрис-пресс».

Москва.2008г.

Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. «Лидер» С-Петерберг.2009г.

        А.Ф. Кавтрев. Виды уроков с использованием компьютерных моделей

Н.Д. Угринович. Информатика и  ИКТ  10 класс. Москва. Бином 2009г.

А.М. Горностаева. Информатика 10-класс. «Учитель». Волгоград .2008г.

Н.В. Глинка. Школьные олимпиады. Информатика. «Айрис-пресс».

Москва.2008г.

Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. «Лидер» С-Петерберг.2009г.

http://pedsovet.org/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как нарисовать правильный многоугольник ? Легко ! Если понимаешь, что это такое !

Слайд 3

N=3 N=4 N=5 N= 6 Примеры

Слайд 4

Рассмотрим правильный N - угольник

Слайд 5

У него N сторон и N равных углов. Значение угла ( одного сегмента) легко вычислить Ω = 360 °/N=2 π /N

Слайд 6

X Y Правильный многоугольник , всегда вписан в окружность. Его вершины лежат на этой окружности радиуса R . Построим оси , окружность … 0 R

Слайд 7

X Y Точка А0 лежит на оси и имеет координаты ( R,0 ) .Запомним 0 A0 A1

Слайд 8

X Y 0 A0 Ak Рассмотрим некоторую точку с номером К. (Пусть К=1, т.е А1) Соединим с центром и проведем перпендикуляр на ось Х . Получим прямоугольный треугольники. Xk Треугольник О Ак Хк –прямоугольный. Гипотенуза –РАДИУС R . Угол О вычисляется как Ω *к= 360 ° *к /N=2 π *к /N

Слайд 9

X Y 0 A0 Ak Xk Y к Y к =R*Sin( Ω *к ) X к X к =R*Cos( Ω *к )

Слайд 10

Чтобы построить многоугольник мы строим линии [A0,A1] [A1,A2] …. [AN-1, AN]. Причем А N совпадает с А0. Координаты каждой точки легко вычислить.

Слайд 11

Алгоритм

Слайд 12

1. Ставим указатель в точку А0 ( R,0) 2. Значение K полагаем 1 3. Вычислим Y к =R*Sin( Ω *к ) X к =R*Cos( Ω *к ) 4. Строим линию до точки с координатами (Хк. Y к) 5. Значение K увеличиваем на 1 Номер точки не превосходит N Многоугольник построен нет



Предварительный просмотр:

Program Maket_GR;

Uses

  TpCrt,School21,Graph;

Var

   Xc,Yc,Xmax,Ymax : Word;

{========================}

Var

  Kf: Byte; { N Количество веpшин}

  R: word;

Const

  M=5;

  ColStar: array[0..M-1] of Byte= (Red,Yellow,White,Magenta,Green);

  N=5;   { N Количество веpшин }

  MM=3; { MM количкство фигуp }

Procedure One_F( R:Word);

Var

  XX,YY: Word;

  K : Byte;

begin

  MoveTo(Xc+R,Yc);

  For K:=1 to N do

  begin

    Xx:=Xc+Round(R*Cos((2*Pi/N)*K)+0.5);

    YY:=Yc+Round(R*Sin((2*Pi/N)*K)+0.5);

    LineTo(XX,YY);

  end;

end;

Var

  MyColor : Byte;

begin { Begin Main program }

  Begin_Graph; { Инициализация графики - переход в графический режим}

{ Определяем Максимальное количество точек по Х и по Y}

  Xmax:=GetMaxX;

  Ymax:=GetMaxY;

{ Вычисляем координаты центра экрана}

  Xc:=Xmax div 2;

  Yc:=Ymax div 2;

  SetColor(White);    { Цвет линий - White = Белый }

  SetBkColor(Blue);   { Цвет фона  - Blue  = Синий }

  R:=200;

  For Kf:=MM downto 1 do

  begin

    MyColor:=ColStar[ Kf mod M];

    SetColor(MyColor);

    One_F( Round(R*(Kf/MM)+0.5));

    ReadLn;

    SetFillStyle(SolidFill,MyColor);

    FloodFill(Xc,Yc,MyColor);

    ReadLn;

  end;

  ReadLn; { Задержка для чтения ENTER}

  CloseGraph;    { Завершение работы в графическом режиме }

end.  { End   Main Program }


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Открытый урок по теме "Натюрморт в графике"

Открытый урок  "Натюрморт в графике"...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

план-конспект открытого урока по теме :" Функция у=х² и ее график"

План- конспект открытого урока по теме " Функция у=х² и ее график" с использованием ЦОР, а также презентация с явлениями в природе и жизни, описывающимися параболой....

открытый урок по предмету "Компьютерная графика"

Основная идея этого урока – обучение в малых группах по технологии сотрудничества. Методика данного урока способствует развитию умения общаться, слушать, работать и достигать взаимопониман...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...