Моделирование физического процесса
компьютерная программа по информатике и икт (9 класс) на тему
По способу построения модели бывают материальные и идеальные. Назначение материальных моделей — специфическое воспроизведение структуры, характера, протекания, сущности изучаемого процесса.
Из материальных моделей можно выделить:
а) физически подобные модели (они сходны с оригиналом по физической природе и геометрической форме, отличаясь от него лишь числовыми значениями параметров — действующая модель электродвигателя, паровой турбины);
б) пространственно-подобные модели (сходство с оригиналом на основе физического подобия — макеты самолетов, судов);
в) математически подобные модели (не имеют с оригиналом ни физического, ни геометрического сходства, но объект и модель описываются одинаковыми уравнениями — аналогия между механическими и электрическими колебаниями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk.pptx | 239.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Модель используется при разработке теории объекта в том случае, когда непосредственное исследование его не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знания и практики. Данные о непосредственно интересующем исследователя объекте получаются путем исследования другого объекта.
Цель данной работы – процесс построения модели, и ее исследование. Будем использовать прогностические модели, так как это актуально в наше время. Объект исследования - физические процессы. Задачи исследовательской работы : Необходимо описать некоторые физические процессы. Создать для них формальную моделью Выявить параметры системы, которые можно исследовать и установить связь между ними. Разработать компьютерную модель данных физических процессов Проанализировать функционирование процесса в окружающем мире, используя данную компьютерную модель.
Основная часть Формализация — это один из этапов моделирования, в результате завершения которого, собственно, и появляется модель процесса или явления.
По способу построения модели бывают материальные и идеальные. Назначение материальных моделей — специфическое воспроизведение структуры, характера, протекания, сущности изучаемого процесса. Из материальных моделей можно выделить: а) физически подобные модели (они сходны с оригиналом по физической природе и геометрической форме, отличаясь от него лишь числовыми значениями параметров — действующая модель электродвигателя, паровой турбины); б) пространственно-подобные модели (сходство с оригиналом на основе физического подобия — макеты самолетов, судов); в) математически подобные модели (не имеют с оригиналом ни физического, ни геометрического сходства, но объект и модель описываются одинаковыми уравнениями — аналогия между механическими и электрическими колебаниями).
Виды моделей Можно выделить следующие виды абстрактных(идеальных) моделей : 1. Вербальные (текстовые) модели . Эти модели используют последовательности предложений на формализованных диалектах естественного языка для описания той или иной области действительности. 2. Математические модели — очень широкий класс знаковых моделей (основанных на формальных языках над конечными алфавитами), широко использующих те или иные математические методы. 3. Информационные модели — класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах самой разнообразной природы.
Модель состава системы дает описание входящих в нее элементов и подсистем, но не рассматривает связей между ними. Очевидно, что и модель состава компьютера может иметь разные варианты и зависимости от отражаемой в ней точки зрения на систему. Например : Системный блок, монитор, принтер, клавиатура, мышь. Оперативная память, внешняя память, центральный процессор, устройства ввода, устройства вывода. Центральный процессор, ОЗУ, ПЗУ, жесткий диск, флоппи-диск, лазерный диск, информационная магистраль, клавиатура, монитор, контролерры внешних устройств и пр.
Структурная модель системы C вязи и отношения. Структурную модель системы еще называют структурной схемой. На структурной схеме отображаются состав системы и ее внутренние связи. Характер связей в системах, исходит из их деления на естественные и искусственные. В естественных системах неживой природы связи носят только материальный характер, а в системах живой природы существуют связи материальные и информативные. Информативные связи – это обмен информацией между частями системы поддерживающей ее целостность и функциональность.
Модели систем Наши представления о реальных системах носят приближенный, модельный характер. Описывая в какой-либо форме реальную систему, мы создаем ее информационную модель. Рассмотрим три разновидности информационных моделей систем: модель «черного ящика»; модель состава; структурная модель.
Модель «черного ящика». Всякая система – это нечто цельное и выделенное из окружающей среды. Система и среда взаимодействует между собой. В системологии используются представления о входах и выходах системы. Вход системы – это воздействие на систему со стороны внешней среды, а выход – это воздействие, оказываемое системой на окружающую среду. Такое представление о системе называется моделью «черного ящика». Модель «черного ящика» используется в тех случаях, когда внутреннее устройство системы недоступно или не представляет интереса, но важно описать ее внешние взаимодействия. КОМПЬЮТЕР Снова вернусь к примеру с компьютером. Если описать компьютер как «черный ящик», учитывая только его информационное взаимодействие с внешней средой, то модель получится следующей: Компьютер ПРОГРАММЫ ДАННЫЕ ИТОГОВАЯ ИНФОРМАНЦИЯ
Графы являются мощной основой для построения информационных моделей, решения огромного числа задач моделирования. Граф может быть ориентированным и неориентированным. Если требуется отразить только информационные связи между различными устройствами компьютера, то граф структурно модели будет иметь следующий вид: Устройство ввода Внешняя память Внутренняя память Процессор Устройство вывода
Процессор Устройства ввода Внутренняя память Внешняя память Устройства вывода Внутренняя память Внешняя память Устройства ввода Устройства вывода Процессор
Компьютеры Супер -к омпьютеры Портативные Серверы Карманные Персональные компьютеры Настольные
Исследования модели физических процессов. Компьютерная модель Постановка задачи : Выяснить параметры при баллистическом движении: При расчетах будем использовать следующие допущения: начало системы координат расположено в точке бросания; тело движется вблизи поверхности Земли, т. е. ускорение свободного падения постоянно и равно 9,81 м/с 2 ; сопротивление воздуха не учитывается, поэтому движение по горизонтали равномерное.
Пусть : Vo — начальная скорость (м/с), α — угол бросания (радиан), L — дальность полета (м). Движение тела, брошенного под углом к горизонту, описывается следующими формулами: Vx = V 0 cos α — горизонтальная составляющая начальной скорости, Vy = Vx sin α — вертикальная составляющая начальной скорости, х = V x t — так как движение по горизонтали равномерное, у = V y t – –— так как движение по вертикали равноускоренное с отрицательным ускорением. Искомым в этой задаче будет то значение х = L , при котором у = 0.
Математическая модель. Дано: Vo — начальная скорость (м/с), α — угол бросания (радиан). Найти: L — дальность полета (м). Связь: (1) L = V x t — дальность полета, (2)0 = V y t – — точка падения, (3) V x = Vo cos α — горизонтальная проекция вектора начальной скорости, (4) Vy = Vo sin α — вертикальная проекция вектора начальной скорости, g = 9,81 — ускорение свободного падения, Vo > 0 0 < α < . Подставляем в формулу (2) значение Vy из формулы (4). Получаем уравнение: 0 = Vo sin α t - . (5) Чтобы решить это уравнение, найдем из формул (1) и (3) выражение для t : t = Подставив это значение в уравнение (5), получаем решение: 0 = или 2 V 0 2 sin a cos a = gL. Отсюда дальность полета равна: т. е. зависит от начальной скорости и угла наклона.
Информационная (компьютерная) модель с использованием алгоритмического языка Pascal ABC Program ballistika ; uses crt ; var v0:integer; a,t,g,x,y:real ; BEGIN v 0:=100; a :=30;//угол в градусах, надо перевести в радианы g :=9.8; a := a * pi /180;//перевели в радианы t :=0;//обнуляем время, теперь цикл по этой переменной x :=0; y :=0; writeln ('Таблица значений:'); repeat t:=t+1; x:=(v0* cos (a))*t; y:=(v0*sin(a))*t-(g*t*t)/2; writeln ('x(',t:0:0,') = ' , x:7:3 ,' y(',t,') = ' , y:7:3 ); until y<0; t:=2*v0*sin(a)/g; x := v 0* cos ( a )* t ; writeln ('Снаряд коснется поверхности через ', t :0:2,' сек. на расстоянии ', x :0:3,'м'); END .
Исследования полученных результатов физического процесса При вводе значений углов и начальной скорости можно проанализировать данный физический процесс. Можно выявить дальность полета, высоту полета, время полета в зависимости от значений угла и начальной скорости. Все это можно проанализировать при выполнении программы. Заключение В ходе данной исследовательской работы был проведен анализ физических процессов, с использованием компьютерных моделей алгоритмического языка Pascal ABC . Полученные результаты убеждают в эффективности использования компьютерного моделирования. Модели позволяют не только наблюдать за моделируемыми процессами, но и управлять ими, изменяя соответствующие параметры. В процессе работы не возникало больших затруднений при создании компьютерных моделей и их анализа, повысился интерес к продолжению работы над этой темой. Планирую создать новые информационные модели других физических процессов и явлений, в которых будут выявлены параметры для дальнейшего продолжения исследовательской работы.
Список используемой литературы: 1.Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» / г. Москва, изд. БИНОМ, 2005. 2.Н.В. Макарова «Информатика (задачник по моделированию)» / г. Санкт – Петербург, изд. ПИТЕР, 2001. 3.Газета №17 «Информатика» / г. Москва, изд. ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 2002. 4.Газета №8 «Информатика» / г. Москва, изд. ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности
Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...
Моделирование физических процессов.
Моделирование. 11 класс(профильный уровень)....
Презентация к уроку "Моделирование физических процессов"
Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонтуРассмотриается процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к го...
Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности
Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...
Использование свободного программного обеспечения для моделирования физических процессов
Век общественно-экономических формаций вовлекает компьютерные и информационные технологии абсолютно во все виды человечесой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии не только позволяют ...
Роль моделирования в процессе обучения решению физических задач.
В материале представлена методика решения задач по физике при помощи моделирования, примеры применения методики на конкретных задачах, приведены результаты опробирования методики в школе....
Моделирование физических процессов
Технологическая карта урока информатики Автор Колтырина Ольга Васильевна ПредметИнформатика и ИКТ Класс9 класс Тип урокаУрок-практикум Тема«Модели...