Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" 7 кл.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" по информатике для учащихся 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7-8_klass.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края
кружка по информатике и ИКТ
«Киноманы»
7-8 класс
Количество часов в год 34 ч.
Количество часов в неделю 1ч.
Учитель: Дзюба Оксана Ахмедовна
г. Зеленокумск
2014 г.
Пояснительная записка
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.
Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Обоснование актуальности программы
Довольно часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и работа с видеоматериалом и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Киноманы», предназначенная для изучения различных графических редакторов и программ по обработке видео.
Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.
Программа построена на принципах:
- Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Занятия в кружке «Киноманы» помогут учащимся 7-8-х классов в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами и программами по обработке видео, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.
Основная цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий; синтез изучения возможностей графических редакторов (Corel Draw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash Player, а также программ по обработке звука и видео) и развития познавательных и творческих потенциалов учащихся, основанных на изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих их в повседневной жизни и в различных предметных областях; применение их в моделируемом мире в привлекательной для детей мультимедийной форме с последующей демонстрацией и защитой.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения графической информации и на этой основе раскрыть им роль компьютерных технологий в формировании современной научной картины мира; показать значение информационных технологий, подготовить школьников к практической деятельности в компьютеризованном мире; выработать навыки, необходимые для использования персональных компьютеров (далее - ПК) в учебной, а затем - профессиональной деятельности.
Задачи кружка:
- формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- обучение способам отбора, создания, оформления и преподнесения информации в мультимедийном варианте;
- углубление и расширение интеграции программного материала и межпредметных связей;
- познакомить с графическими возможностями компьютера на примере графических редакторов Corel Draw и Adobe Photoshop;
- обучить процессу создания flash-анимации;
- познакомить с основами обработки звука и видео;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Принципы построения курса
Основой работы кружка являются принципы обучения от простого к сложному, самостоятельное творчество, задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.
Первые занятия ставят целью дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Затем рисунки с элементами конструирования. Когда дети успешно справляются с этими этапами, им предлагается самостоятельное конструирование на основе общих моделей и образцов.
Как завершающий этап работы с графическими редакторами проводиться конкурс на лучший рисунок.
После знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков, дети создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, используют в своём творчестве связь с ИЗО, геометрией.
Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере. Компьютер помогает рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, развить и реализовать творческие возможности учащихся.
В качестве положительных результатов работы в этом направлении можно назвать:
- высокую степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
- динамику развития каждого ребенка и коллектива в целом;
- разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, видам деятельности;
- по количеству детей, имеющих творческие достижения;
- удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
В данную программу вошло 6 разделов, которые дают представления о работе с графическими редакторами, а также программами по обработке звука и видео.
Первым разделом кружка является «Основы изображения», где учащиеся на первом уроке знакомятся с растровыми и векторными изображениями, их отличиями, преимуществами и недостатками, знакомятся со следующими терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”.
Второй раздел программы «Редактор векторной графики Corel Draw». Здесь учащиеся осваивают приемы работы с векторными изображениями. Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь, инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка. Есть возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Corel Draw упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.
Третья тема «Редактор растровой графики Adobe Photoshop» вызывает очень большой интерес у учеников, так как эта программа предоставляет огромные возможности по обработке фотографий, их ретушь, монтаж, применение различных эффектов к фотографиям. Здесь учащиеся познакомятся с основными возможностями растрового редактора Adobe Photoshop, и в дальнейшем смогут самостоятельно изучать подробно безграничные возможности программы по обработке фотографий.
Четвертая тема: «Flash-студия. Мастерская художников» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям программы Macromedia Flash Player и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся неплохо осваивают программу, но так как программа все же достаточно сложная, им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию и т.д. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом. Среда Flash наиболее глубоко и точно отвечает интересам ребёнка: даёт широкую возможность для творчества и самореализации, позволяет за относительно короткий срок создать конкурентоспособную, привлекательную мультимедийную продукцию.
Пятый раздел «Программы по обработке звука и видео» посвящен изучению основных приемов работы с программами по обработке звуковых и видео-файлов. Изучение этой темы вызывает большой интерес учащихся, и благодаря своим возможностям, способствует активному развитию творчества и фантазии детей. В ходе изучения данной темы учащиеся знакомятся с простейшей программой по обработке видео одной из самых популярных среди детей.
Условия реализации программы:
- компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- операционная система Windows-XP, графические редакторы Corel Draw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, программа для обработки звука Nero Wave Editor, а также программа для обработки видео Pinnacle Studio.
Учебно-тематический план кружка
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | Формы и методы работы | Результат обучения |
Раздел I. Основы изображения (2 ч.) | ||||
Методы представления графических изображений, сравнение растровой и векторной графики | 1 | демонстрация, презентации | Знание основ растровой и векторной графики | |
Цвет в компьютерной графике. Цветовые модели CMYK, HSB, RGB | 1 | Демонстрация презентации | знание основ цветового восприятия, типы цветовых моделей и их отличия, применение различных цветовых моделей в графике | |
Раздел II. Редактор векторной графики Corel Draw (7 ч.) | ||||
Введение в программу векторной графики Corel Draw. Основы работы с объектами. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение открывать и настраивать вид окна программы, знание основных инструментов | |
Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для рисования и заливки, вспомогательные режимы работы | |
Методы упорядочения и объединении объектов. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание методов упорядочения и группировки объектов, применение этих методов | |
Создаем рисунки из кривых: основные понятия и приемы работы. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты «свободная рука» и «свободное перо», знание приемов работы с ними | |
Работа с текстом в Corel DRAW. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание основ работы с текстом, создание рекламы в векторном редакторе | |
Различные графические эффекты. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание различных графических эффектов и умение их применять, работа с растровыми изображениями | |
Творческое занятие | 1 | практическая работа | создание рекламного буклета | |
Раздел III. Редактор растровой графики Adobe Photoshop (9 ч.) | ||||
Из чего состоит фотокамера. Основные приемы съемки. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знание основных приемов съемки и основных настроек фотокамеры | |
Знакомство с программой обработки фотографий АdobePhotoshop | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение открывать и настраивать вид окна программы | |
Выделение областей и работа с ними. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | умение работать с инструментами «прямоугольная область», «лассо», «волшебная палочка» для выделения областей, трансформация областей выделения | |
Основы работы со слоями | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | слои и работа со слоями, дублирование слоя, создание нового слоя, эффекты слоя | |
Фотомонтаж | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | создание простого монтажа из нескольких слоев, добавление эффектов слоя | |
Рисование и раскрашивание | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для рисования, кисти, «ведро» | |
Ретушь фотографий | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | инструменты для ретуши фотографий, «штамп», «заплатка», работа с цветом, настройка яркости и контраста фотографий | |
Применение эффектов Photoshop | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знакомство с эффектами «шум», «мозаика» и т.д. | |
Творческое занятие | 1 | практическая работа | создание коллажа из фотографий, применение эффектов и ретуши | |
Раздел IV. Flash-студия. Мастерская художников (4 ч.) | ||||
Знакомство с flash-технологиями. Начинаем рисовать | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание основных элементов рабочего окна программы; способов создания документов во Flash; назначения сцены; элементов панели Properties (Свойства) для сцены. Умение создавать новый документ; изменять масштаб просмотра страницы. | |
Рисование с помощью геометрических примитивов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание опций инструментов рисования; общих понятий при работе с обводкой и заливкой; основных и вспомогательных инструментов рисования. Умение различать понятия: контур, обводка, заливка. | |
Работа с текстом | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | Знание нахождения, назначения, параметров инструмента Text Tool; типы, назначение и способы создания текстовых полей и блоков; назначение и способы разбиения текста. Умение создавать и редактировать текстовое поле; создавать и редактировать статический текст; применять операцию разбиения к тексту; создавать контур текста; раскрашивать текст различными способами. | |
Творческое занятие. | 1 | практическая работа | Создание анимации | |
Раздел V. Программы для обработки звука и видео (8 ч.) | ||||
Программа Nero Wave Editor | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | знакомство с программой, запуск и настройка | |
Запись и обработка звуковых файлов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука | |
Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом | |
Знакомство с программой обработки видео Pinnacle Studio. | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | программа для обработки видео Pinnacle Studio, запуск и настройка | |
Создание слайд-шоу | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | уметь добавлять фотографии в фильм, создание слайд-шоу с переходами и эффектами | |
Обработка видео | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | изучение основных приемов обработки видео, вырезка элементов, удаление и добавление фонового звука, вставка титров | |
Применение к видео различных эффектов | 1 | Демонстрация презентации, практическая работа | видео-эффекты «старое кино», «ускорение» или «замедление», «картинка в картинке» и т.д. | |
Монтаж видеоматериала | 1 | практическая работа | создание простейшего видео-монтажа | |
Раздел VI. Создание видео-ролика «Мы за здоровый образ жизни!» (4 ч.) | ||||
Создание сценария ролика на тему «Здоровый образ жизни» | 1 | практическая работа | разработка сценария фильма по теме «Мы за здоровый образ жизни!» | |
Запись видео-сюжета | 1 | практическая работа | сбор и запись видео- и фотоматериала | |
Монтаж видео-ролика | 1 | практическая работа | монтаж собранного видеоматериала, добавление переходов и эффектов, титров, звукового сопровождения | |
Заключительная обработка видео | 1 | практическая работа | финальная доработка фильма |
Литература для учителя
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Усиков А. Я. Компьютерная графика и элементы мультимедиа, 2006.
- Семакин И. Г., Хеннера Е. К. Информатика. Задачник-практикум в 2т.: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 304 с.
Литература для учеников
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Приложение 1
Проект «Сказочный герой»
1. Использование различных инструментов при выполнении проекта (рисование от руки, автофигуры). | 1 |
2. Комбинирование фигур. | 1 |
3. Группировка объектов. | 1 |
4. Использование различных видов заливок. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Упаковка товара»
1.Наличие сложного комбинированного рисунка. | 1 |
2. Правильность создания эскиза упаковки. | 1 |
3. Использование различных видов заливок, заливка текстурой. | 1 |
4. Соответствие рисунка выбранной теме. | 1 |
5. Правильность расположения обычного текста, размер шрифта. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Обложка детской сказки»
1. Использование различных инструментов при выполнении проекта (художественная кисть, распылитель, каллиграфическое перо, перо) | 1 |
2. Наличие в проекте главного героя и фона. | 1 |
3. Использование различных видов заливок. Яркость работы. | 1 |
4. Наличие обычного и художественного текста. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Календарь»
1. Использование импортированного рисунка при создании проекта. | 1 |
2. Обработка текста. | 1 |
3. Соответствие цветовой гаммы с импортированным рисунком. | 1 |
4. Использование различных видов заливок. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Моя фирма»
1. Максимальное использование различных инструментов при выполнении проекта. | 1 |
2. Комбинирование фигур и группировка объектов. | 1 |
3. Правильность расположения текстовой информации. | 1 |
4. Использование различных видов заливок. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы и ее привлекательность. | 1 |
Проект «Подводный мир»
1. Создание библиотеки символов (не менее 5). | 1 |
2. Наличие главного персонажа. | 1 |
3. Правильность расположения символов на слоях. | 1 |
4. Использование различных видов заливок. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Космос»
1. Создание библиотеки символов (не менее 5) | 1 |
2. Создание ракеты, кометы, спутника и т.п. | 1 |
3. Правильность расположения символов на слоях. | 1 |
4. Использование 3 видов анимации (обязательное движение по траектории) | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы. | 1 |
Проект «Реклама фирмы в Интернет»
1. Создание библиотеки символов (не менее 5) | 1 |
2. Использование анимации (не менее 2 видов) | 1 |
3. Использование эффектов (не менее 2) | 1 |
4. Использование текста. | 1 |
5. Сложность выполнения работы. | 1 |
6. Оригинальность выполнения работы и ее привлекательность. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...