Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" 6 кл.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа кружка по информатике "Мир мультимедия" для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_klass.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края
кружка по информатике и ИКТ
«Киноманы»
5-6 класс
Количество часов в год 34 ч.
Количество часов в неделю 1ч.
Учитель: Дзюба Оксана Ахмедовна
г. Зеленокумск
2014 г.
Пояснительная записка
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.
Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Обоснование актуальности программы
Довольно часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и работа с видеоматериалом и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Киноманы», предназначенная для изучения различных графических редакторов и программ по обработке видео.
Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.
Программа построена на принципах:
- Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Занятия в кружке «Киноманы» помогут учащимся 5-6-х классов в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами и программами по обработке видео, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.
Основная цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий; синтез изучения возможностей графических редакторов (Paint, программы создания презентаций Microsoft Power Point, а также программ по обработке звука и видео) и развития познавательных и творческих потенциалов учащихся, основанных на изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих их в повседневной жизни и в различных предметных областях; применение их в моделируемом мире в привлекательной для детей мультимедийной форме с последующей демонстрацией и защитой.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения графической информации и на этой основе раскрыть им роль компьютерных технологий в формировании современной научной картины мира; показать значение информационных технологий, подготовить школьников к практической деятельности в компьютеризованном мире; выработать навыки, необходимые для использования персональных компьютеров (далее - ПК) в учебной, а затем - профессиональной деятельности.
Задачи кружка:
- формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- обучение способам отбора, создания, оформления и преподнесения информации в мультимедийном варианте;
- углубление и расширение интеграции программного материала и межпредметных связей;
- познакомить с графическими возможностями компьютера на примере графического редактора Paint;
- обучить процессу создания 2D-графики;
- познакомить с основами обработки звука и видео материала;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Принципы построения курса
Основой работы кружка являются принципы обучения от простого к сложному, самостоятельное творчество, задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.
Первые занятия ставят целью дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Затем рисунки с элементами конструирования. Когда дети успешно справляются с этими этапами, им предлагается самостоятельное конструирование на основе общих моделей и образцов.
Как завершающий этап работы с графическими редакторами проводиться конкурс на лучший рисунок.
После знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков, дети создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, используют в своём творчестве связь с ИЗО, геометрией.
Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере. Компьютер помогает рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, развить и реализовать творческие возможности учащихся.
В качестве положительных результатов работы в этом направлении можно назвать:
- высокую степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
- динамику развития каждого ребенка и коллектива в целом;
- разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, видам деятельности;
- по количеству детей, имеющих творческие достижения;
- удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
В данную программу вошло 3 раздела, которые дают представления о работе с графическими редакторами, а также знакомят с основами обработки звука и видео.
Первым разделом кружка является «Графический редактор Paint», где учащиеся на первом уроке при знакомстве с графическим редактором знакомятся со специальными терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”. Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь, инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка. Есть возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Paint упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта обогащает опыт ребенка, ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.
Вторая тема: «Программа создания презентаций Microsoft Power Point» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям этой программы и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся прекрасно осваивают Power Point, но так как пятиклассникам еще сложно работать с большими объемами информации им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию, сделать новогодний пейзаж с падающими снежинками, нарисовать аквариум с плавающими рыбками. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом.
Изучение этой темы вызывает большой интерес учащихся, и благодаря своим возможностям, способствует активному развитию творчества и фантазии детей. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет:
- облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала;
- систематизировать усвоенные знания;
- повысить мотивацию к учению;
- помочь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Третья тема «Программы обработка звука и видео» позволит учащимся познакомиться с простейшими стандартными программами по обработке звука Звукозапись и обработке видео MovieMaker. Задача данного раздела изучить основные приемы по обработке звука и видео, знать отличия цифрового и аналогового видео.
Условия реализации программы:
- компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- операционная система Windows-XP, графический редактор Paint, программа создания презентаций Microsoft Power Point, программа для работы со звуком Звукозапись, программа обработки видео MovieMaker.
Учебно-тематический план кружка
№ п/п | Раздел и тема | Кол-во часов | Формы и методы работы | Результат обучения |
Раздел I. Графический редактор Paint (14 ч.) | ||||
Техника безопасности. Векторная и растровая графика. Графический редактор Paint | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе, постановка задачи, учебные принадлежности, умение настраивать панель инструментов, создание простого рисунка (домик) | |
Копирование и вставка деталей рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 1 | Демонстрация презентации, индивидуально-практическая деятельность | Умение выделять и перемещать фрагмент рисунка; сохранять рисунок в файле и открывать файл; создание рисунка из деталей (снеговик и ваза) | |
Прием вспомогательных построений. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа, консультация учащихся | Создание рисунка при помощи вспомогательных построений (пирамидка, радуга, лягушонок, поросенок) | |
Построения с помощью клавиши Shift. Изменение размеров рисунка. | 1 | Индивидуально-групповая практическая работа | Знание точных способов построения геометр.фигур; умение использовать при построении геометр.фигур клавишу Shift. Создание рисунка с помощью клавиши Shift (снежинка, бабочка) | |
Рисование по пикселям. Создание пиктограмм. | 1 | Творческие задания, рассказ учителя, индивидуальная работа, демонстрация | Умение редактировать граф.объект по пикселям. Создание рисунка по пикселям (слоник) | |
Метод последовательного укрупнения, копируемого фрагмента. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, коллективная практическая работа | Создание рисунка методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента (клеточное поле, домик) | |
Конструирование из мозаики. Создание элементов мозаики. | 1 | Постановка проблемы, коллективная практическая работа | Знание технологии конструирования из меню готовых форм; умение создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм). | |
Построение фигур, используя меню готовых форм. | 1 | Игра-соревнование | Умение разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм; конструировать разнообразные графические объекты. | |
Используя меню готовых форм создать рисунок для паркета. | 1 | Творческие задания | Создание рисунка для паркета, используя меню готовых форм. | |
Рисуем пейзаж. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. | |
Рисуем замки. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. | |
Рисуем сказку. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. | |
Рисуем поздравительную открытку. | 1 | Творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. | |
Рисуем плакат по правилам дорожного движения. | 1 | Демонстрация презентации по ПДД, творческие задания | Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы. | |
Раздел II. Программа Microsoft Power Point (10 ч.) | ||||
Объекты в Power Point. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание основных элементов окна Power Point. | |
Создание презентации. | 1 | Рассказ учителя, индивидуальная практическая работа | Знание режимов создания презентации; Умение создать новую презентацию; выбрать подходящий дизайн презентации; задать или изменить разметку слайда. Создание простой презентации из одного слайда. | |
Настройка анимации. | 1 | Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная практическая работа | Умение вставить на слайд картинку или фотографию; настроить анимацию для текста, картинки; настроить эффект смены слайдов. | |
Запуск и наладка презентации. | 1 | Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа | Знание способов вставки объектов на слайд; приёмов работы с диаграммой и таблицей; способов вставки звука в презентацию. Умение вставить на слайд диаграмму, вставить в презентацию звуковой файл, настроить его. | |
Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа | Знание режимы работы с презентацией. | |
Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов. | 1 | Объяснение учителя, индивидуально-групповая практическая работа | Умение настроить эффект смены слайдов; управлять слайдами в режиме сортировщика. | |
Разработка презентации на свободную тему. | 1 | Творческие задания, практическая работа | Создание презентации, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации. | |
Создание презентации. | 1 | Работа учеников-консультантов, практическая работа | Создание презентации, состоящей минимум из шести слайдов с настройкой анимации. | |
Настройка и отладка презентации. | 1 | Объяснение учителя, практическая работа | Знание принципа построения цветовой схемы слайда; приёмов установки времени показа слайда; понятий непрерывного показа и произвольного показа. Умение настроить цветовую схему слайда по своему вкусу | |
Показ презентаций. | 1 | Круглый стол: просмотр и обсуждение созданных презентаций | Презентации на свободную тему | |
Раздел III. Программы обработки звука и видео (10 ч.) | ||||
Программа «Звукозапись» | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | знакомство с программой, запуск и настройка | |
Запись и обработка звуковых файлов. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука | |
Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма. | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом | |
Знакомство с программой обработки видео MovieMaker | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | программа для обработки видео MovieMaker, запуск и настройка | |
Монтаж фильма | 1 | Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся | простейший монтаж видео, добавление переходов и титров, обработка звукового сопровождения | |
Создание маршрута видео экскурсии | 1 | самостоятельная работа учащихся | создание сценария видео экскурсии по школе | |
Подбор сюжетов для видео экскурсии | 1 | самостоятельная работа учащихся | работа по подбору материала, детальное обсуждение сюжета | |
Фотосессия | 1 | самостоятельная работа учащихся | сбор материала, фото- и видеосъемка | |
Запись текста экскурсии. | 1 | самостоятельная работа учащихся | запись звукового сопровождения, вставка его в фильм | |
Создание видео экскурсии «Добро пожаловать!». | 1 | самостоятельная работа учащихся | окончательная доработка видео-экскурсии «Добро пожаловать!» |
Литература для учителя
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Усиков А. Я. Компьютерная графика и элементы мультимедиа, 2006.
- Семакин И. Г., Хеннера Е. К. Информатика. Задачник-практикум в 2т.: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 304 с.
Литература для учеников
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...