Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" 6 кл.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Рабочая программа кружка по информатике "Мир мультимедия" для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_klass.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»  Ставропольского края

кружка по информатике и ИКТ

 «Киноманы»

5-6 класс

Количество часов в год 34 ч.

Количество часов в неделю 1ч.

Учитель: Дзюба Оксана Ахмедовна

г. Зеленокумск

2014 г.

Пояснительная записка

     Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.

     Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)

Обоснование актуальности программы

     Довольно часто  на уроках мы сталкиваемся  с проблемой творчества детей.  Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему.  Творческие способности надо развивать. Для развития  творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является  результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и работа с видеоматериалом и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Киноманы», предназначенная для изучения различных графических редакторов и программ по обработке видео.  

     Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни  вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.

Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.

     Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.

Программа построена на принципах:

  • Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
  • Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
  • Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

     Занятия в кружке «Киноманы» помогут учащимся 5-6-х классов в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами и программами по обработке видео, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.

     Основная цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе  новых информационных технологий; синтез изучения возможностей графических редакторов (Paint, программы создания презентаций Microsoft Power Point, а также программ по обработке звука и видео) и развития познавательных и творческих потенциалов учащихся, основанных на изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих их в повседневной жизни и в различных предметных областях; применение их в моделируемом мире в привлекательной для детей мультимедийной форме с последующей демонстрацией и защитой.

     Основная задача программы - обеспечить  овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения графической информации и на этой основе раскрыть им роль компьютерных технологий в формировании современной научной картины мира; показать значение  информационных технологий, подготовить школьников к практической деятельности в компьютеризованном мире; выработать навыки, необходимые для использования персональных компьютеров (далее - ПК) в учебной, а затем - профессиональной деятельности.

Задачи кружка:

  • формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • обучение способам отбора, создания, оформления и преподнесения информации в мультимедийном варианте;
  • углубление и расширение интеграции программного материала и межпредметных связей;
  • познакомить с графическими возможностями компьютера на примере графического редактора Paint;
  • обучить процессу создания 2D-графики;
  • познакомить с основами обработки звука и видео материала;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Принципы построения курса

     Основой работы кружка являются  принципы обучения  от простого  к сложному, самостоятельное творчество,  задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.

     Первые занятия  ставят целью дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Затем рисунки с элементами конструирования. Когда дети  успешно справляются с этими этапами,  им предлагается самостоятельное конструирование на основе  общих моделей и образцов.

     Как завершающий этап работы с  графическими редакторами  проводиться конкурс на лучший рисунок.

     После знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков,  дети создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, используют в своём творчестве связь с ИЗО, геометрией.

     Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере. Компьютер помогает рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, развить и реализовать творческие  возможности учащихся.

     В качестве положительных результатов работы в этом направлении  можно назвать:

  • высокую степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
  • динамику развития каждого ребенка и коллектива в целом;
  • разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, видам деятельности;
  • по количеству детей, имеющих творческие достижения;
  • удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

     В данную программу вошло 3 раздела, которые дают представления о работе с графическими редакторами, а также знакомят с основами обработки звука и видео.

     Первым разделом кружка является «Графический редактор Paint», где учащиеся на первом уроке при знакомстве с графическим редактором знакомятся со специальными терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”.  Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь,  инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка.  Есть  возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Paint упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта  обогащает опыт ребенка,  ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.

     Вторая тема: «Программа создания презентаций Microsoft Power Point» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям этой программы и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся прекрасно осваивают Power Point, но так  как пятиклассникам еще сложно работать с большими объемами информации им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию, сделать новогодний пейзаж с падающими снежинками, нарисовать  аквариум с плавающими рыбками.  Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом.

        Изучение этой темы вызывает большой интерес учащихся, и благодаря своим возможностям, способствует активному развитию творчества  и  фантазии детей. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет:

  • облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • повысить мотивацию к учению;
  • помочь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

     Третья тема «Программы обработка звука и видео» позволит учащимся познакомиться с простейшими стандартными программами по обработке звука Звукозапись и обработке видео MovieMaker. Задача данного раздела изучить основные приемы по обработке звука и видео, знать отличия цифрового и аналогового видео.

Условия реализации программы:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • операционная система  Windows-XP, графический редактор Paint, программа создания презентаций Microsoft Power Point, программа для работы со звуком Звукозапись, программа обработки видео MovieMaker.

Учебно-тематический план кружка

п/п

Раздел и тема

Кол-во часов

Формы и методы работы

Результат обучения

Раздел I. Графический редактор Paint (14 ч.)

Техника безопасности. Векторная и растровая графика.

Графический редактор Paint

1

Рассказ учителя,

демонстрация презентации, практическая работа

Знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе, постановка задачи, учебные принадлежности, умение настраивать панель инструментов, создание простого рисунка (домик)

Копирование и вставка деталей рисунка. Сборка рисунка из деталей.

1

Демонстрация презентации, индивидуально-практическая деятельность

Умение выделять и перемещать фрагмент рисунка;

сохранять рисунок в файле и открывать файл; создание рисунка из деталей (снеговик и ваза)

Прием вспомогательных построений.

1

Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа, консультация учащихся

Создание рисунка при помощи вспомогательных построений (пирамидка, радуга, лягушонок, поросенок)

Построения с помощью клавиши Shift. Изменение размеров рисунка.

1

Индивидуально-групповая практическая работа

Знание точных способов построения геометр.фигур; умение использовать при построении геометр.фигур клавишу Shift. Создание рисунка с помощью клавиши Shift (снежинка, бабочка)

Рисование по пикселям. Создание пиктограмм.

1

Творческие задания, рассказ учителя, индивидуальная  работа, демонстрация

Умение редактировать граф.объект по пикселям. Создание рисунка по пикселям (слоник)

Метод последовательного укрупнения, копируемого фрагмента.

1

Рассказ учителя, демонстрация презентации, коллективная практическая работа

Создание рисунка методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента (клеточное поле, домик)

Конструирование из мозаики. Создание элементов мозаики.

1

Постановка проблемы, коллективная практическая работа

Знание технологии конструирования из меню готовых форм; умение создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм).

Построение фигур, используя меню готовых форм.

1

Игра-соревнование

Умение разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм; конструировать разнообразные графические объекты.

Используя меню готовых форм создать рисунок для паркета.

1

Творческие задания

Создание рисунка для паркета, используя меню готовых форм.

Рисуем пейзаж.

1

Творческие задания

Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.

Рисуем замки.

1

Творческие задания

Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.

Рисуем сказку.

1

Творческие задания

Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.

Рисуем поздравительную открытку.

1

Творческие задания

Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.

Рисуем плакат по правилам дорожного движения.

1

Демонстрация презентации по ПДД, творческие задания

Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.

Раздел II. Программа Microsoft Power Point (10 ч.)

Объекты в Power Point.

1

Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа

Знание основных элементов окна Power Point.

Создание презентации.

1

Рассказ учителя, индивидуальная практическая работа

Знание режимов создания презентации;

Умение создать новую презентацию;

выбрать подходящий дизайн презентации;

задать или изменить разметку слайда. Создание простой презентации из одного слайда.

Настройка анимации.

1

Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная практическая работа

Умение вставить на слайд картинку или фотографию; настроить анимацию для текста, картинки; настроить эффект смены слайдов.

Запуск и наладка презентации.

1

Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа

Знание способов вставки объектов на слайд; приёмов работы с диаграммой и таблицей; способов вставки звука в презентацию. Умение вставить на слайд диаграмму, вставить в презентацию звуковой файл, настроить его.

Создание презентации состоящей из нескольких слайдов.

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа

Знание режимы работы с презентацией.

Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов.

1

Объяснение учителя, индивидуально-групповая практическая работа

Умение настроить эффект смены слайдов; управлять слайдами в режиме сортировщика.

Разработка презентации на свободную тему.

1

Творческие задания, практическая работа

Создание презентации, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации.

Создание презентации.

1

Работа учеников-консультантов, практическая работа

Создание презентации, состоящей минимум из шести слайдов с настройкой анимации.

Настройка и отладка презентации.

1

Объяснение учителя, практическая работа

Знание принципа построения цветовой схемы слайда; приёмов установки времени показа слайда; понятий непрерывного показа и произвольного показа. Умение настроить цветовую схему слайда по своему вкусу

Показ презентаций.

1

Круглый стол: просмотр и обсуждение созданных презентаций

Презентации на свободную тему

Раздел III. Программы обработки звука и видео (10 ч.)

Программа «Звукозапись»

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся

знакомство с программой, запуск и настройка

Запись и обработка звуковых файлов.

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся

уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука

Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма.

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся

изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом

Знакомство с программой обработки видео MovieMaker

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся

программа для обработки видео MovieMaker, запуск и настройка

Монтаж фильма

1

Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся

простейший монтаж видео, добавление переходов и титров, обработка звукового сопровождения

Создание маршрута видео экскурсии

1

самостоятельная работа учащихся

создание сценария видео экскурсии по школе

Подбор сюжетов для видео экскурсии

1

самостоятельная работа учащихся

работа по подбору материала, детальное обсуждение сюжета

Фотосессия

1

самостоятельная работа учащихся

сбор материала, фото- и видеосъемка

Запись текста экскурсии.

1

самостоятельная работа учащихся

запись звукового сопровождения, вставка его в фильм

Создание видео экскурсии «Добро пожаловать!».

1

самостоятельная работа учащихся

окончательная доработка видео-экскурсии «Добро пожаловать!»

Литература для учителя

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  6. Усиков А. Я. Компьютерная графика и элементы мультимедиа, 2006.
  7. Семакин И. Г., Хеннера Е. К. Информатика. Задачник-практикум в 2т.: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 304 с.

Литература для учеников

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...