Рабочая программа 8-9
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 8-9 классы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_-_9_klass_2012.doc | 884 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№5
Согласовано «Утверждаю»
решением экспертного совета
протокол №1 Директор МБОУ СОШ № 5
зам. директора по УВР Гербыш Е.Б._________
Коротаева Л.А.________ « » 2013 г.
« » 2013г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 8-9 классов
количество часов в неделю – 8 класс-1, 9 класс-2
методическое объединение математики, физики, информатики.
Наумова Татьяна Николаевна
Составлена в соответствии с программой основного общего образования 2004г.,
Угринович Н.Д.
Учебник информатика и ИКТ 8 класс, 9 класс.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____
от «___» _________ 2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Для разработки рабочей программы использованы следующие материалы:
- Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007
- Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ
Учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса Н.В Угриновича, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
Методическое обеспечение:
Учителя
- Угринович Н.Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. - М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008;
- Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM - М: БИНОМ, 2008;
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
- Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
- Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Ученика
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ учебник 8 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ учебник 9 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2011;
Уровень программы – базовый стандарт. Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов базового уровня.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетными объектами изучения выступают аппаратные и программные средства, технологии кодирования и обработка графической и мультимедийной информации Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как информационная модель и информационные основы управления. При изучении темы «Графическая информация и компьютер» расширяется практика работы по сканированию изображений и их обработке в среде графического редактора.
Цели изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Ведущие технологии обучения:
Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровьесберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках.
- Использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу.
- Создание условий для самовыражения учащихся.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Виды уроков:
Урок - лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок - исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок - тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс: 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год,
9 класс - 2 часа в неделю, 70 часов в год. Увеличения количества часов за счет регионального компонента нет.
Распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ» представлено в таблице:
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 9 | |
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
| 9 |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 11 |
| 11 |
5 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 15 | |
6 | Алгоритмизация и программирование | 20 | 20 | |
7 | Моделирование и формализация | 10 | 10 | |
8 | Коммуникационные технологии | 17 | 17 | |
9 | Информационное общество | 3 | 3 | |
10 | Повторение | 2 | ||
ВСЕГО: | 105 | 35 | 70 |
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Критерии оценивания работ учащихся.
Критерии оценки устного ответа:
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
- правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если
- ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- допустил четыре-пять недочетов.
Отметка «2» ставится, если учащийся
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Отметка «1» ставится в том случае, если
- ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки практических работ:
Отметка «5» ставится, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает правила техники безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ ошибок.
Отметка «4» ставится, если
- выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочёта, не более одной ошибки и одного недочёта.
Отметка «3» ставится, если
- работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
- если в ходе выполнения работы были допущены ошибки.
Отметка «2» ставится, если
- работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- если задания выполнялись неправильно.
Отметка «1» ставится в том случае, если
- ученик совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.
Критерии оценки тестовых работ:
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- допустил не более 2% неверных ответов.
Отметка «4» ставится, если
- выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Отметка «3» ставится, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Отметка «2» ставится, если
- работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Отметка «1» ставится в том случае, если
- ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценки письменных работ учащихся:
Отметка «5» ставится, если
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна - две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
Отметка «3» ставится, если
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Критерии знаний, умений и навыков, учащихся на экзамене по информатике
Отметка «5» ставится, если
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- верно использованы научные термины;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания;
- речь грамотна и логически последовательна.
Отметка «4» ставится, если
- раскрыто основное содержание материала;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2» ставится, если
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1» ставится, если
- ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся на экзамене по информатике
При работе на компьютере учитывается:
- правильность включения компьютера и загрузки операционной системы;
- умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации;
- умения выбирать и загружать нужную программу;
- умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь»;
- умения выполнять основные операции управления файлами;
- умения выполнять основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS.
Отметка «5» ставится, если
- правильно включается компьютер и загружается операционная система;
- правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации;
- правильно выбирается и загружается нужная программа;
- умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
- правильно выполняются основные операции управления файлами;
- правильно выполняются основные операции в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль;
- получен правильный результат.
Отметка «4» ставится, если
- правильно включается компьютер и загружается операционная система;
- правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации;
- правильно выбирается и загружается нужная программа;
- умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточно высоком уровне.
- правильно выполняются основные операции управления файлами;
- допущены незначительные неточности при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль;
- получен правильный результат.
Отметка «3» ставится, если
- правильно включается компьютер и загружается операционная система;
- правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации;
- правильно выбирается и загружается нужная программа;
- умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на достаточном уровне;
- правильно выполняются основные операции управления файлами;
- допущены ошибки при выполнении основных операций в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль;
- получен неправильный результат.
Отметка «2» ставится, если
- правильно включается компьютер и загружается операционная система;
- правильно оцениваются ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации;
- неправильно выбирается и загружается нужная программа;
- умения работы с клавиатурой и манипулятором «мышь» на низком уровне;
- правильно выполняются основные операции управления файлами;
- отсутствуют умения работы в текстовом процессоре WORD, электронной таблице EXCEL, базе данных ACCESS, среде программирования ТурбоПаскаль;
- результат не получен.
Отметка «1» ставится, если учащийся не владеет умением работы на компьютере.
Распределение содержания по годам обучения.
8 класс (35 часа)
Информация и информационные процессы (9 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.
- Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Цель: Ознакомить учащихся с алфавитным и вероятностным подходами к измерению информации, формирование информационной культуры учащихся.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
2. Форматирование дискеты
3. Определение разрешающей способности мыши
4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Цель: Ознакомить учащихся с физическими основами и принципами действия основных элементов компьютера. Формирование компьютерной грамотности.
Коммуникационные технологии (17 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети
2. Подключение к Интернету
3. «География» Интернета
4. Путешествие по Всемирной паутине
5. Работа с электронной Web-почтой
6. Загрузка файлов из Интернета
7. Поиск информации в Интернете
- Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Цель: систематизировать и обобщить сведения об информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей.
9 класс (70 часов)
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Палитра цветов в системах цветопередачи.
Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Кодирование звуковой информации. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
1. Кодирование графической информации
2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
4. Анимация
5. Кодирование и обработка звуковой информации
6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Цель: Выработать умение создавать рисунки, чертежи, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений, создавать презентации на основе шаблонов.
Кодирование и обработка текстовой информации 9ч.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений. Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
1. Кодирование текстовой информации
2. Вставка в документ формул
3. Форматирование символов и абзацев
4. Создание и форматирование списков
5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Цель: Ознакомить учащихся с назначением и функциями текстового процессора. Выработать умение создавать информационные объекты, структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения.
Кодирование и обработка числовой информации 11ч.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
4. Построение диаграмм различных типов
5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Цель: Ознакомить с основными понятиями систем счисления, электронных таблиц. Выработать умение работы с электронными таблицами: вводить данные в таблицу, изменять данные, оперировать математическими формулами, переходить к графическому представлению данных, представлять зависимости на графике.
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование 20ч.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.
Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
2. Проект «Переменные»
3. Проект «Калькулятор»
4. Проект «Строковый калькулятор»
5. Проект «Даты и время»
6. Проект «Сравнение кодов символов»
7. Проект «Отметка»
8. Проект «Коды символов»
9. Проект «Слово-перевертыш»
Цель: Выработать умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы. Формирование алгоритмической культуры учащихся.
Моделирование и формализация 10ч.
Модели, управляемые компьютером. Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей. Моделирование и формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы. Информационные модели управления объектами: управление, обратная связь.
Практические работы:
1. Проект «Графическое решение уравнения»
2. Проект «Распознавание удобрений»
3. Проект «Модели систем управления»
Цель: Выработать понимание смысла цепочки «объект моделирования — цель моделирования — модель». Ознакомить учащихся с простейшими управляемыми компьютерными моделями.
Информационное общество 3ч.
Информационное общество, информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Цель: Формирование информационной культуры учащихся.
Повторение 2ч.
В результате изучения курса информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать/уметь
8 класс
Информация и информационные процессы
знать/понимать
- правила техники безопасности и алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях: при пожаре и поражении электротоком;
- особенности и преимущества двоичной формы представления;
- основные единицы измерения количества информации.
уметь
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- объяснять принципы кодирования информации;
- решать задачи на определение количества информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
знать/понимать
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- объяснять принципы кодирования информации;
- различие между данными и программами;
- функциональную схему компьютера;
- как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
- основные компоненты компьютера;
- основные характеристики современных компьютеров;
- принципы работы процессора;
- виды памяти;
- назначение действий мышью при работе с файлами и папками;
- назначение и основные функции операционной системы;
- основные типы ПО, прикладные программы общего и специально назначения;
- основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна;
- меню и контекстное меню;
- назначение управляющих элементов диалоговых панелей;
- типы компьютерных вирусов;
- последствия заражения;
- как избежать попадания вируса в компьютер;
- виды антивирусных программ.
уметь
- вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка);
- приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам;
- выполнять операции с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- определять тип программного обеспечения;
- перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей;
- работать с графическим интерфейсом ОС Windows;
- настраивать и использовать антивирусные программы.
Коммуникационные технологии
знать/понимать
- понятия источник информации, канал передачи информации, локальные и глобальные сети, топология локальных сетей, структуру Интернет, адрес числовой и доменный, маршрутизация данных, виды информационных ресурсов, почтовый сервер и клиент, понятие и структура адреса электронной почты;
- понятие файлового архива;
- правила поиска информации по ключевым словам;
- основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web;
- основные понятия языка HTML;
- элементы форматирования гипертекстового документа;
- элементы внедрения изображений в гипертекстовый документ.
уметь
- различать типы сетей, по основным параметрам;
- рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации;
- осуществлять путешествие по Всемирной паутине;
- участвовать в коллективном взаимодействии: форумах, телеконференциях, чатах;
- регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения;
- выполнять поиск информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях;
- сохранять информационные объекты из глобальной компьютерной сети (Интернет) и ссылки на них;
- создавать комплексный информационный объект в виде web-страницы, включающей графические объекты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- выполнения индивидуальных проектов по другим предметам школьной программы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
9 класс
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
знать/понимать
- понятие растр, пиксель, растровая и векторная графика;
- форматы графических файлов;
- основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами;
- основные примитивы для работы с векторными графическими объектами;
- иметь представление о технических средствах при работе с графикой;
- виды анимации;
- технические приемы записи звуковой и видео информации.
уметь
- использовать возможности растровых и векторных редакторов при создании изображений;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- получать графическое изображение с помощью сканера;
- записывать изображения и звук.
Кодирование и обработка текстовой информации
знать/понимать
- назначение текстовых редакторов, операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений;
- параметры страницы, параметры форматирования текста, понятие гипертекст и гиперссылка.
уметь
- создавать текст, редактировать, форматировать, создавать таблицы, внедрять объекты.
Кодирование и обработка числовой информации
знать/понимать
- понятие систем счислений, виды: непозиционные и позиционные;
- алфавит и основание позиционной СС;
- правила перевода чисел;
- правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления;
- объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон;
- типы данных: число, текст, формулы;
- назначение мастера функций, категории функций;
- типы ссылок, их применение при копировании;
- основные понятия и назначение БД и СУБД, функциональные возможности базы данных;
- системы управления базами данных, назначение СУБД, типы данных, сортировка данных, ключ сортировки.
уметь
- записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС;
- переводить числа в позиционных системах счисления;
- выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления;
- вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ;
- проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне;
- устанавливать заданный формат данных в ячейках;
- осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ;
- строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы;
- редактировать диаграммы;
- создавать простую базу данных и описывать структуру таблицы базы данных;
- выполнять поиск и сортировку информации в базе данных.
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
знать/понимать
- понятие алгоритма, свойства алгоритмов, способы записей алгоритмов, исполнители алгоритмов;
- понятие величина, переменная, типы переменных;
- способы разработки и формы представления алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции.
уметь
- составлять простейшие линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с циклом;
- вводить текст в среде программирования.
Моделирование и формализация
знать/понимать
- понятие модель, моделирование, материальные и информационные модели;
- понятие, объект, свойства объекта, формализация;
- этапы разработки и исследования моделей на компьютере;
- информационные модели систем управления, обратная связь.
уметь
- выполнять разработку и исследование модели приближенного решения уравнения на компьютере.
Информационное общество
знать/понимать
- понятие информационное общество, информационная культура, лицензионные, нелицензионные и условно бесплатные программы, правовая охрана программ и данных.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Практическая деятельность
Практическая часть курса программы направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение как непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов так и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум. Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD, VisualStudio-CD и Linux-DVD.
Учебники «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности
Проектные работы
(мини-проекты)
8 класс. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
- Компьютер и профессия.
- История развития вычислительной техники.
- Компьютер и здоровье.
Коммуникационные технологии.
- Разработка Web-страниц с использованием языка разметки текста HTML.
9 класс. Моделирование и формализация.
- Исследование физических моделей.
- Исследование модели приближенного решения уравнения на компьютере.
- Исследование модели экспертная система распознавания химических веществ.
- Исследование модели систем управления.
Планирование контроля.
8 класс
Практические работы - 4 часа
№ урока | Тема | Месяц |
8 | Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора. | октябрь |
24 | Регистрация почтового ящика. | февраль |
26 | Поиск информации в Интернете. | март |
32 | Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML. | май |
Тестирование -3 часа
№ урока | Тема | Месяц |
9 | Информация и информационные процессы. | октябрь |
18 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | январь |
27 | Коммуникационные технологии. | март |
9 класс
Практические работы - 4 часа
№ урока | Тема | Месяц |
12 | Создание flash – анимации с помощью редактора Macromedia flash. | октябрь |
21 | Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | ноябрь |
32 | Построение диаграмм различных типов. | январь |
62 | Приближенное решение уравнений. | май |
Тестирование -5 часов
№ урока | Тема | Месяц |
15 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | октябрь |
24 | Кодирование и обработка текстовой информации. | декабрь |
35 | Кодирование и обработка числовой информации. | январь |
55 | Алгоритмизация и программирование | апрель |
65 | Моделирование и формализация. | май |
Сводная таблица по видам контроля в 8 классе.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Количество практических работы | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 | |
Количество плановых тестовых работ в 8 классе | 1 | 2 | 3 | 3 |
Сводная таблица по видам контроля в 9 классе.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Количество практических работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 |
Количество плановых тестовых работ в 9 классе | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 5 |
8а, 8б, 8в, 8и класс
1 час в неделю (всего 35 часов)
Авторы учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (8—9 КЛАССЫ)
Два года обучения: 1 урок в неделю 8 класс 2 урока в неделю 9 класс
2014-2015 учебный год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Информация и информационные процессы 9ч. | |||||||
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. ТБ. | Знать/понимать - информация, свойства, виды информации; Уметь -приводить примеры различных типов информации. | Решение задач на определение объема информации при неравновероятных событиях. | ПР1.2 | §1.1.1- 1.1.3 Стр. 8-13 | |||
Информационные процессы в технике. | Знать/понимать - информационные процессы; - схему передачи информации; Уметь -выделять объект управления и управляющее воздействие. | §1.1.4 Стр.15 | |||||
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации | Знать/понимать - формальные и естественные языки; - кодирование и декодирование информации Уметь -объяснять принципы кодирования информации; | Решение заданий ГИА по теме Кодирование. | §1.2.1- 1.2.3 Стр.18 | ||||
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | Знать/понимать - количество информации как мера уменьшения неопределенности знания; - единицы измерения информации Уметь - переводить единицы измерения информации. | Решение заданий ГИА по теме Вычисление количества информации. | §1.3.1 Стр.26 | ||||
Определение количества информации. | Знать/понимать - количество информации; - единицы измерения информации Уметь - определять количество информации в информационных сообщениях. | Решение заданий ГИА по теме Вычисление количества информации. | §1.3.2 Стр.28 | ||||
Измерение информации неравновероятностные события. | Знать/понимать - вероятностный подход к измерению информации. Уметь - определять количество информации в неравновероятных событиях. | Решение заданий ГИА по теме Количество информации. | |||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Алфавитный подход к определению количества информации. | Знать/понимать - ASCII, Unicode; - количество информации; - единицы измерения информации Уметь - решать задачи на определение количества информации. | Решение заданий ГИА по теме Кодирование текстовой информации. | §1.3.3 Стр.30 | ||||
Практическая работа.№1 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора». | Знать/понимать - алфавитный подход к определению количества информации. Уметь - определять количество информации в информационных сообщениях с использованием алфавитного подхода к определению количества информации. | ПР1.1 | Подг к тесту | ||||
Тестирование1 по теме «Информация и информационные процессы». | |||||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 9ч. | |||||||
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | Знать/понимать - различие между данными и программами; - функциональную схему компьютера; -основные характеристики современных компьютеров; -принципы работы процессора; Уметь - снять приложение через диспетчер задач; - форматировать дискету | Решение задач на определение имен файлов, удовлетворяющих заданной маске. | §2.1 – 2.2.1 Стр.33 | ||||
Устройства ввода и вывода информации. | Знать/понимать - основные компоненты компьютера и их функции; назначение драйвера устройства; Уметь свободно работать на клавиатуре компьютера; | ПР2.3 | §2.2.2- 2.2.3 Стр.37 | ||||
Оперативная и долговременная память. | Знать/понимать - классификацию видов памяти; Уметь - определять размер оперативной памяти и жесткого диска. | §2.2.4- 2.2.5 Стр.45 | |||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Файлы и файловая система. | Знать/понимать - файлы, файловые системы; Уметь -выполнять основные операции с файлами. - работать в программе Проводник. | Решение заданий ГИА по теме Файловая система. | ПР2.1 | §2.3.1- 2.3.2 Стр.50 | |||
Работа с файлами и дисками. | Знать/понимать - физическое и логическое форматирование жестких дисков; - архивация и разархивация файлов Уметь - архивировать и разархивировать файлы и папки; - выполнять дефрагментацию и форматирование гибкого диска; | ПР2.2 | §2.3.4 Стр.57 | ||||
Операционная система. | Знать/понимать - виды операционных систем; - назначение и основные функции ОС. Уметь - различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей; | §2.4.1 Стр.58 | |||||
Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. | Знать/понимать - программное обеспечение, его структура. - графический интерфейс. Уметь - определять тип программного обеспечения; - выполнять настройку графического интерфейса операционной системы | ПР2.4 | §2.4.2, 2.5, 2.6 Стр.60 | ||||
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | Знать/понимать - компьютерные вирусы, - антивирусные программы - защита информации; - информационная безопасность Уметь - выполнять обнаружение и лечение вирусов | ПР2.5 | Подг к тесту | ||||
Тестирование2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | |||||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Коммуникационные технологии 17ч. | |||||||
Передача информации. Локальные компьютерные сети. | Знать/понимать - понятия источник информации, канал передачи информации, локальные и сети, топология локальных сетей Уметь - рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации; | Составление запросов для поисковых систем с использованием логических выражений. Решение задач на определение адреса сети, адреса узла, маски сети. | ПР3.1 | §3.1- 3.2 Стр.80 | |||
Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Знать/понимать понятия глобальные сети, структура Интернет - модем Уметь различать типы сетей, по основным параметрам; | ПР3.2 | §3.3.1 Стр.84 | ||||
Адресация в Интернете. | Знать/понимать - IP-адрес, доменный адрес; -протокол HTTP Уметь Определять адрес файла в Интернете, IP адрес компьютер по заданным фрагментам адреса. | Решение заданий ГИА по теме Адресация в Интернете. | ПР3.3 | §3.3.2- 3.3.3 Стр.88 | |||
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | Знать/понимать назначение протоколов TCP/IP; понятие маршрутизация и транспортировка. | Решение заданий ГИА по теме Передача информации по каналу связи. | §3.3.3 Стр.91 | ||||
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. | Знать/понимать - виды информационных ресурсов -всемирная паутина; - браузеры Уметь - осуществлять путешествие по Всемирной паутине; - настраивать браузер | ПР3.4 | §3.4.1 Стр.94 | ||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Электронная почта. Практическая работа №2 «Регистрация почтового ящика». | Знать/понимать -почтовый сервер и клиент, понятие и структура адреса электронной почты. Уметь - регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения. | ПР3.5 | §3.4.2 Стр.98 | ||||
Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Знать/понимать - понятие файлового архива; - менеджеры загрузки файлов, протокол FTP; - хостинг, реклама, доски объявлений; - цифровые деньги. Уметь - загружать файлы из Интернета; -участвовать в коллективном взаимодействии: форумах, телеконференциях, чатах. | ПР3.6 | §3.4.3- 3.4.6 Стр.100 | ||||
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете». | Знать/понимать - правила поиска информации по ключевым словам; Уметь - выполнять поиск информации в Интернет | Решение заданий ГИА по теме Составление запросов. | ПР3.7 | §3.5-3.6 Стр.107 Подг к тесту | |||
Тестирование3 по теме «Коммуникационные технологии». | |||||||
Web – страницы и Web-сайты. Структура Web – страницы. | Знать/понимать -основные понятия гипертекста, технологии World Wide Web; - теги; - структура Web-страницы; | ПР3.8 | §3.7.1- 3.7.2 Стр.113 | ||||
Форматирование текста на Web – странице. | Знать/понимать - элементы форматирования гипертекстового документа; | ПР3.8 | §3.7.3 Стр.115 | ||||
Вставка изображений в Web – страницы. | Знать/понимать - вставка изображений; - положение рисунка относительно текста; - вставка альтернативного текста; Уметь - создавать комплексный информационный объект в виде web-страницы, включающей графические объекты. | ПР3.8 | §3.7.4 Стр.117 | ||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Гиперссылки на Web – странице. | Знать/понимать - Тэг для создания гиперссылки. Уметь - создавать гиперссылки на Web странице. | ПР3.8 | §3.7.5 Стр.118 | ||||
Практическая работа №4 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Уметь - выполнять разработку Web-сайта | ПР3.8 | |||||
Списки на Web – странице. | Знать/понимать - Тэг для создания нумерованных и маркированных списков; | ПР3.8 | §3.7.6 Стр.120 | ||||
Интерактивные формы на Web-страницах. | Знать/понимать - список терминов; - текстовые поля; - переключатели; - флажки; - поля списков; - текстовая область; - отправка данных из формы | ||||||
Разработка Web-страниц с использованием языка разметки текста HTML. | Уметь - выполнять разработку Web-страниц |
9а, 9б, 9и класс
2 часа в неделю (всего 70 часов)
Авторы учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (8—9 КЛАССЫ)
Два года обучения: 1 урок в неделю 8 класс 2 урока в неделю 9 класс
2014-2015 учебный год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15ч. | |||||||
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | Знать/понимать - аналоговый и дискретный способы представления информации; - пространственная дискретизация. Уметь - определять информационный объем изображения. | Решение задач на нахождение информационного объема звуковых файлов. | Решение заданий ГИА по теме Кодирование графической информации | ПР1.1 | §1.1.1. Стр.10 | ||
Растровые изображения на экране монитора. | Знать/понимать - разрешение экрана. Уметь - определять информационный объем изображения на экране монитора. | §1.1.2 Стр.14 | |||||
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. | Знать/понимать - кодирование цвета точки; - системы цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Уметь - определять числовую запись цвета в режимах RGB и CMYK. | Решение заданий ГИА по теме Кодирование графической информации | §1.1.3 Стр.15 | ||||
Растровая графика | Знать/понимать -понятие растр, пиксель, растровая графика. Уметь - создавать растровые рисунки средствами графических редакторов. | §1.2.1 Стр.21 | |||||
Векторная графика | Знать/понимать - основные примитивы для работы с векторными графическими объектами. Уметь - использовать возможности векторных редакторов при создании изображений. | §1.2.2 Стр.24 | |||||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. | Знать/понимать -форматы графических файлов. Уметь - осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. | ПР1.2 | §1.3.1-1.3.2 Стр.28 | ||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Работа с объектами в векторных графических редакторах. | Уметь - осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. | ПР1.3 | §1.3.3 Стр.32 | ||||
Редактирование изображений и рисунков. | Уметь - осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. | §1.3.4 Стр.35 | |||||
Растровая и векторная анимация. | Уметь - создавать анимацию средствами презентации; - получать графическое изображение с помощью сканера. | ПР1.4 | §1.4 Стр.37 | ||||
Графический редактор Macromedia flash. | Знать/понимать - особенности редактора Flash для рисования; - назначение и основные функции редактора. Уметь - создавать отдельные кадры анимации. | ||||||
Создание flash – анимации с помощью редактора Macromedia flash. | Знать/понимать - назначение и основные функции редактора; -способы создания покадровой анимации. Уметь - создавать простейшую анимацию. | ||||||
Практическая работа№1 «Создание flash – анимации с помощью редактора Macromedia flash». |
| ПР1.4 | |||||
Кодирование и обработка звуковой информации. | Знать/понимать - временная дискретизация звука; - глубина кодирования звука; - частота дискретизации. Уметь -записывать звук. | Решение заданий ГИА по теме Кодирование звуковой информации | ПР1.5 | §1.5 Стр.40 | |||
Цифровое фото и видео. | Знать/понимать - технические приемы видео информации; - захват видео. | ПР1.6 -1.7 | §1.6 Стр.45 | ||||
Тестирование1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». | - осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; - использовать приобретенные знания и умения. | ||||||
Кодирование и обработка текстовой информации 9ч. | |||||||
Кодирование текстовой информации. | Знать/понимать двоичное кодирование текстовой информации в компьютере, таблицы кодировки. Уметь -декодировать текстовой сообщение, используя таблицы кодировки. | Решение задач с определением мощности алфавита. | Решение заданий ГИА по теме Кодирование текстовой информации. | ПР2.1 | §2.1 Стр.49 | ||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Создание документов в текстовых редакторах. | Знать/понимать - назначение текстовых редакторов Уметь - создавать текстовые документы. | §2.2 Стр.52 | |||||
Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. | Знать/понимать - операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений; Уметь - создавать текстовые документы. | ПР2.2 | §2.3- 2.4 Стр.54 | ||||
Форматирование документа. Форматирование символов. | Знать/понимать параметры страницы, параметры форматирования шрифта Уметь -форматировать текст. | ПР2.3 | §2.5.1 Стр.61 | ||||
Форматирование абзацев Нумерованные и маркированные списки. | Знать/понимать - параметры форматирования абзаца, Уметь - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки. | ПР2.3-2.4 | §2.5.2- 2.5.3 Стр.63 | ||||
Таблицы. Практическая работа №2 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | Уметь - использовать в тексте таблицы, изображения, внедрять объекты. | ПР2.4 | §2.6 Стр.67 | ||||
Гипертекст. Создание закладок и ссылок. | Знать/понимать - понятие гипертекст и гиперссылка. Уметь - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; | ||||||
Компьютерные словари и системы оптического распознавания документов. | Уметь сканировать текстовый документ. | ПР2.6-2.7 | §2.7-2.8 Стр.70 | ||||
Тестирование2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации». | |||||||
Кодирование и обработка числовой информации 11ч. | |||||||
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. | Знать/понимать -понятие систем счислений, виды: непозиционные и позиционные; -алфавит и основание позиционной СС; Уметь -записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС; | Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. | Решение заданий ГИА по теме Системы счисления | ПР3.1 | §3.1.1 Стр.75 | ||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Перевод чисел в позиционных системах счисления. | Знать/понимать -правила перевода чисел в двоичной СС Уметь -переводить числа в позиционных системах счисления; | Решение заданий ГИА по теме Системы счисления | |||||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Знать/понимать -правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления; Уметь - выполнять арифметические операции с числами в двоичной системе счисления; | Решение заданий ГИА по теме Системы счисления | §3.1.2 Стр.80 | ||||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | Знать/понимать - объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон; Уметь - вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ; | §3.2.1 Стр.84 | |||||
Основные типы и форматы данных. | Знать/понимать - типы данных: число, текст, формулы; Уметь -устанавливать заданный формат данных в ячейках, - проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне; | §3.2.2 Стр.87 | |||||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Знать/понимать - типы ссылок, их применение при копировании Уметь | Адресация в электронных таблицах | ПР3.2 | §3.2.3 Стр.89 | |||
Встроенные функции. | Знать/понимать - назначение мастера функций, категории функций; Уметь - осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ; | ПР3.3 | §3.2.4 Стр.91 | ||||
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №3 «Построение диаграмм различных типов». | Уметь - строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы; -редактировать диаграммы; | Решение заданий ГИА по теме Анализ диаграмм | ПР3.4 | §3.3 Стр.93 | |||
Представление базы данных в виде таблицы и формы. | Знать/понимать - типы представления данных; -основные понятия и назначение БД и СУБД, функциональные возможности базы данных; Уметь- создавать простую базу данных и описывать структуру таблицы базы данных; | Решение заданий ГИА по теме Базы данных | §3.4.1 Стр.97 | ||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | Знать/понимать сортировка данных, ключ сортировки. Уметь -выполнять поиск и сортировку информации в базе данных. | Решение заданий ГИА по теме Базы данных | ПР3.5 | §3.4.2 Стр.100 | |||
Тестирование3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | |||||||
Алгоритмизация и программирование 20ч | |||||||
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | Знать/понимать - алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители | Составление алгоритмов, используя методы сортировки массивов. | §4.1.1. Стр.105 | ||||
Способы записи алгоритмов. Блок-схемы. | Знать/понимать -способы записей алгоритмов; - исполнитель алгоритмов. Способы разработки и формы представления алгоритмов. | Анализ и построение алгоритмов для исполнителей | §4.1.2 Стр.108 | ||||
Выполнение алгоритмов компьютером. | Знать/понимать - язык программирования; - среды языка программирования Уметь - открывать, закрывать вводить текст в среде программирования. | Анализ и построение алгоритмов для исполнителей | ПР4.1 | §4.1.2 — 4.2 Стр.109 | |||
Переменные: тип, имя, значение. | Знать/понимать -понятие величина, переменная, типы переменных; - оператор языка программирования. Уметь -определять типы переменных по описанию. | §4.3 Стр.119 | |||||
Арифметические, строковые и логические выражения. | Знать/понимать - правила записи арифметических и логических операций; правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Уметь - представлять выражений в строковом виде. | Решение заданий ГИА по теме Цепочки символов | §4.4 Стр.123 | ||||
Линейный алгоритм. | Знать/понимать -основные алгоритмические конструкции; - принцип составления простейших линейных программ; Уметь - составлять простейшие линейные программы. | ПР4.3 | §4.2.1 Стр.113 | ||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Составление линейных алгоритмов. | Уметь - составлять простейшие алгоритмы. | ||||||
Алгоритмическая структура «ветвление». | Знать/понимать -основные алгоритмические конструкции; - принцип составления простейших программ с использованием команды ветвления; Уметь - составлять простейшие программы с использованием команды ветвления. | Решение заданий ГИА по теме Оператор присваивания и ветвления | ПР4.7 | §4.2.2 Стр.114 | |||
Составление разветвляющихся алгоритмов. | Уметь - составлять простейшие программы с использованием команды ветвления. | Оператор присваивания и ветвления | |||||
Алгоритмическая структура «выбор». | Знать/понимать -основные алгоритмические конструкции; | ПР4.8 | §4.2.3 Стр.115 | ||||
Алгоритмическая структура «цикл». | Знать/понимать -основные алгоритмические конструкции; - принцип составления простейших программ с использованием команды цикла; Уметь - составлять простейшие программы с использованием команды цикла. | Решение заданий ГИА по теме Анализ программ с циклами | §4.2.4 Стр.117 | ||||
Составление циклических алгоритмов. | Уметь - составлять простейшие программы | Анализ пр. с циклами | ПР4.4 | ||||
Символьные величины | Знать/понимать -литерные величины; - операторы работы с символьными величинами. Уметь - составлять простейшие программы. | конспект | |||||
Составление алгоритмов на символьные величины | Уметь - составлять простейшие программы на обработку строк. | ПР4.9 | |||||
Одномерные массивы | Знать/понимать -размерность массива; -ввод, вывод одномерного массива. Уметь - составлять простейшие программы на обработку массивов. | Решение заданий ГИА по теме Работа с массивами | конспект | ||||
Составление алгоритмов на одномерные массивы | Знать/понимать -разработка алгоритмов по обработке одномерного массива. | Работа с массивами | |||||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Двухмерные массивы | Знать/понимать -размерность двухмерного массива; -ввод, вывод двухмерного массива. Уметь - составлять простейшие программы на обработку двухмерных массивов. | Решение заданий ГИА по теме Работа с массивами | конспект | ||||
Функции в языках программирования. | Знать/понимать стандартные функции; Уметь - составлять простейшие программы с использованием стандартных функций; | ПР4.5 | §4.5 Стр.124 | ||||
Графические возможности языка программирования | Знать/понимать -графика я зыка программирования. Уметь - составлять простейшие графические программы. | ПР 4.10 | §4.7 Стр.133 | ||||
Тестирование4 по теме «Алгоритмизация и программирование». | |||||||
Моделирование и формализация 10ч. | |||||||
Окружающий мир как иерархическая система. | Знать/ понимать понятие, объект, свойства объекта | Построение графов при решении задач на анализ информационных моделей. Поиск путей в графе. | Поиск путей в графе | §5.1 Стр.138 | |||
Моделирование как метод познания. | Знать/понимать -понятие модель, моделирование. | §5.2.1 Стр.142 | |||||
Материальные и информационные модели. | Знать/понимать -материальные и информационные модели; -виды информационных моделей. Уметь: - приводить примеры моделирования и формализации, | §5.2.2 Стр.145 | |||||
Формализация и визуализация моделей. | Знать/понимать - формализация; | §5.2.3 Стр.148 | |||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Знать/понимать - этапы решения задач на ЭВМ, -этапы разработки и исследования моделей на компьютере; - цели проведения компьютерного эксперимента. | Решение заданий ГИА по теме Анализ информационных моделей | §5.3 Стр.152 | ||||
Построение и исследование физических моделей. | Уметь: - моделировать в среде табличного процессора; - исследование физических моделей | Анализ информационных моделей | ПР5.1 | §5.4 Стр.154 | |||
№ урока | Дата урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) | Продвинутый (ЗУН) | Подготовка к ГИА | ЭВМ | Д/з |
Практическая работа №4 «Приближенное решение уравнений». | Уметь - выполнять разработку и исследование модели приближенного решения уравнения на компьютере. | ПР5.2 | §5.5 Стр.157 | ||||
Экспертные системы распознавания химических веществ. | Уметь -проводить исследование модели экспертной системы распознавания химических веществ. | ПР5.3 | §5.6 Стр.157 | ||||
Информационные модели управления объектами. | Знать/понимать - информационные модели систем управления, обратная связь. Уметь -проводить исследование модели систем управления. | ПР5.4 | §5.7 Стр.161 | ||||
Тестирование5 по теме «Моделирование и формализация». | |||||||
Информационное общество 3ч. | |||||||
Информационное общество. | Знать/понимать -понятие информационное общество. | Защита данных. | §6.1 Стр.164 | ||||
Информационная культура. | Знать/понимать -информационная культура. | §6.2 Стр.169 | |||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Знать/понимать -лицензионные, нелицензионные и условно бесплатные программы; -правовая охрана программ и данных. | §6.3 Стр.171 | |||||
Повторение 2ч. | |||||||
Создание простейших моделей объектов и процессов в виде блок-схем. | Знать/понимать - программный принцип работы компьютера. | Решение заданий ГИА по теме Алгоритмы и исполнители. | |||||
Создание простейших моделей объектов и процессов в виде программ. | Знать/понимать - программный принцип работы компьютера. | Решение заданий ГИА по теме Алгоритмы и исполнители. |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Клавиатурный тренажер.
- Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа. Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения. Простой редактор Web-страниц.
Дополнительная литература
.
- Семакина И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
- Златопольский Д.М. 1700 заданий по MS Excel. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2003
- Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007-10-21
- Молчанова C.И. Основы программирования Turbo Pascal 7.0. М: Аквариум АСТ, 1999 г
- Бабушкина И. А., Бушмелева Н.А., Окулов С.М. Практикум по программированию, 1999г.
- Алсынбаева Л.Г., Новожилова В.И. Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль. Ханты-Мансийск, 2008 г.
- Крылов С.С., В.Р. Лещинер, П.А. Якушкин. Единый государственный экзамен 2008. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИЛИ - М.: Интеллект-Центр, 2007, 120 с.
- Крылов С.С., Ушаков Д.М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач ФИПИ. М: Интеллект – центр, 2010 -152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...