Рабочая программа 5-6 классы ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по информатике 5-6 классы  ФГОС составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_rabochaya_programma_fgs_5_-6_klass.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учебная программа по информатике для 5-6  классов»

Выполнила:

Наумова Татьяна Николаевна

учитель информатики

МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса информатики 5 -6 классов разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 01.09.2013г.;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» №1897 от 17.12.2012г.;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 сентября 2013 г. №853 «Об организации деятельности стажировочных площадок в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме»;
  • Приказ МБОУ СОШ №5 от 13.10.2014г. №221-О «Об инновационной и экспериментальной деятельности школы».

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Описание  места учебного предмета  « Информатика» в учебном плане.

В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).

Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения 70 часов (в 5 и 6 классе) в каждом классе по 1 часу в неделю  35 часов в год в каждом классе.

Реализуется за счет внеурочной деятельности.

Основной целью курса информатики 5-6 классов, является формирование основ научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях,  развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

Для достижения поставленной цели, в курсе решаются следующие задачи:

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • овладение ключевыми  компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой;
  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных учебных умений информационно – логического характера: анализ объектов и ситуаций,  синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, обобщение, установление причинно-следственных связей;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе работы в виртуальных лабораториях, работы с различными источниками информации, направленными на овладение первичными навыками исследовательской деятельности;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, умений использования средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
  • создать условия для овладения обучающимися коммуникативной компетентностью: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Поставленные цели  и задачи соответствуют стратегическим целям и задачам  развития  образования в ХМАО – Югре.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,

самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;

фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;

создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основная задача системы оценивания: оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов. Система оценивания направлена на оценку сформированности различных компетенций  у обучающихся.

Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.   Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.

Система оценивания представлена следующими видами работ:

Стартовая работа, которая проводится с целью выявить остаточный уровень знаний обучающихся и спланировать работу для коррекции знаний.

Диагностическая  рубежная  работа (на входе и выходе темы): на основе ученических работ создаётся диагностическая карта, которая отражает пробелы в знаниях, как отдельных обучающихся, так и всего класса. Диагностическая карта позволяет спланировать комплексное повторение, организовать самостоятельную индивидуальную (групповую, парную) работу.

Самостоятельная работа  обучающихся: начинается сразу с началом изучения новой темы, направлена на коррекцию результатов предыдущей темы, либо углубление новой  темы. Задания подбираются различной сложности: сначала более простые,  постепенно сложность возрастает. Обучающиеся, справившиеся с основным заданием, выполняют  творческую работа, предложенную в дополнительных заданиях.

Практическая работа проводится для контроля практических умений и навыков обучающихся.

Проверочная работа проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы и  служит для коррекции следующего этапа самостоятельной работы,  который обеспечивает дальнейшее обучение.

Итоговая проверочная работа  проводится в конце учебного года. Задания  рассчитаны не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основе метапредметных действий.

Контрольно-оценочную деятельность осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов Босовой Л.Л.. При проведении диагностических работ применяется система программ компьютерного тестирования MyTest.  Результаты фиксируются в  школьной образовательной среде http://dnevnik.ru.

Перечень тематических и итоговых контрольных работ

N

Тематика

Вид

Форма

5 класс

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Планирование последовательности действий. Создание анимации

Тематический контроль

Творческая работа

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Тестирование по опросному листу

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая  практическая контрольная работа

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

Слайд-шоу

Итоговый мини-проект

Творческая работа

6 класс

Объекты и системы

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

Информационное моделирование

Итоговый контроль

Контрольная работа

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Алгоритмика

Итоговый контроль

Контрольная работа

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Основные формы и виды учебных занятий по информатике:

  • урок, урок - практическое занятие, урок – диагностика, урок – игра, интернет – урок;
  • групповая и индивидуальная консультация;
  • внеурочное занятие.

 Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплекс: 

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5,6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5,6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VI классов.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5,6 класс».

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Проблемное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проектную деятельность.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Проектная работа «Создание анимации».

Для организации индивидуальной исследовательской работы обучающихся, программой предусмотрена работа с комплексом виртуальных лабораторий по информатике,  разработанных ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»: лаборатория «Взвешивания», лаборатория «Перекладывания», лаборатория «Переливания», лаборатория «Переправы», лаборатория «Разъезды», лаборатория «Черные ящики», в которых обучающиеся в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. Каждая из названных лабораторий основана на построении логической модели решения задач определенного типа.

Программа предполагает использование  в образовательном процессе средств ИКТ и ЭОР материалов электронного приложения к учебникам, материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/),  таких как: «Классификация информации по способу ее восприятия», «Восприятие информации животными через органы чувств», «Кто как видит», «Хранение информации. Память», «Информация и ее носитель», «Источник и приемник информации», «Помехи при передаче информации».

Содержание учебного предмета по годам обучения

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел  1. Информация вокруг нас

Раздел  2. Информационные технологии

Раздел  3. Информационное моделирование

Раздел  4. Алгоритмика

Первый год обучения (1 час в неделю, 35 часов в год)  

5 класс:

Название темы блока

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

4

Компьютерная графика  

6

1

5

Резерв

2

Итого:

35

15

18

Планируемые предметные результаты обучения на конец  учебного года:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования  простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

6 класс:

Название темы блока

Количество часов

общее

теория

практика

5

Создание мультимедийных объектов

7

1

6

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

7

Итого:

35

15

20

Планируемые предметные результаты обучения на конец  учебного года:

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  •  «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей;
  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;
  • исполнять линейные алгоритмы, алгоритмы, содержащие  ветвления  и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Внеурочные формы  учебной деятельности  по предмету информатика

Основная цель: формирование  познавательного интереса и творческой активности.

Педагогические задачи: расширить кругозор в области информационных технологий, способствовать формированию навыков самостоятельной работы.

Основные направления:

- Школьная олимпиада по информатике.

- Школьная научно-практической конференции «Шаги в  XXI веке»

- Международная олимпиада по основам  наук УРФО.

- Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» по информатике и основам ИКТ.

- Международный онлайн – конкурс по полезному и безопасному использованию Интернета и мобильной связи  «Интернешка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...