Рабочая программа 5-6 классы ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 5-6 классы ФГОС составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015_rabochaya_programma_fgs_5_-6_klass.docx | 51.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учебная программа по информатике для 5-6 классов»
Выполнила: Наумова Татьяна Николаевна учитель информатики МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях |
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса информатики 5 -6 классов разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 01.09.2013г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» №1897 от 17.12.2012г.;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 сентября 2013 г. №853 «Об организации деятельности стажировочных площадок в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме»;
- Приказ МБОУ СОШ №5 от 13.10.2014г. №221-О «Об инновационной и экспериментальной деятельности школы».
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Описание места учебного предмета « Информатика» в учебном плане.
В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).
Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения 70 часов (в 5 и 6 классе) в каждом классе по 1 часу в неделю 35 часов в год в каждом классе.
Реализуется за счет внеурочной деятельности.
Основной целью курса информатики 5-6 классов, является формирование основ научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях, развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Для достижения поставленной цели, в курсе решаются следующие задачи:
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных учебных умений информационно – логического характера: анализ объектов и ситуаций, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, обобщение, установление причинно-следственных связей;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы в виртуальных лабораториях, работы с различными источниками информации, направленными на овладение первичными навыками исследовательской деятельности;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, умений использования средств информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
- создать условия для овладения обучающимися коммуникативной компетентностью: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Поставленные цели и задачи соответствуют стратегическим целям и задачам развития образования в ХМАО – Югре.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Система оценки достижения планируемых результатов
Основная задача системы оценивания: оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов. Система оценивания направлена на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся.
Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку. Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия.
Система оценивания представлена следующими видами работ:
Стартовая работа, которая проводится с целью выявить остаточный уровень знаний обучающихся и спланировать работу для коррекции знаний.
Диагностическая рубежная работа (на входе и выходе темы): на основе ученических работ создаётся диагностическая карта, которая отражает пробелы в знаниях, как отдельных обучающихся, так и всего класса. Диагностическая карта позволяет спланировать комплексное повторение, организовать самостоятельную индивидуальную (групповую, парную) работу.
Самостоятельная работа обучающихся: начинается сразу с началом изучения новой темы, направлена на коррекцию результатов предыдущей темы, либо углубление новой темы. Задания подбираются различной сложности: сначала более простые, постепенно сложность возрастает. Обучающиеся, справившиеся с основным заданием, выполняют творческую работа, предложенную в дополнительных заданиях.
Практическая работа проводится для контроля практических умений и навыков обучающихся.
Проверочная работа проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы и служит для коррекции следующего этапа самостоятельной работы, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного года. Задания рассчитаны не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основе метапредметных действий.
Контрольно-оценочную деятельность осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов Босовой Л.Л.. При проведении диагностических работ применяется система программ компьютерного тестирования MyTest. Результаты фиксируются в школьной образовательной среде http://dnevnik.ru.
Перечень тематических и итоговых контрольных работ
N | Тематика | Вид | Форма |
5 класс | |||
Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Информация и информационные процессы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Планирование последовательности действий. Создание анимации | Тематический контроль | Творческая работа | |
Информационные процессы и информационные технологии | Итоговый контроль | Тестирование по опросному листу | |
Создание текстовых документов | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Структурирование и визуализация информации | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Слайд-шоу | Итоговый мини-проект | Творческая работа | |
6 класс | |||
Объекты и системы | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе | |
Человек и информация | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Информационное моделирование | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Создание графических изображений | Тематический контроль | Разноуровневая практическая контрольная работа | |
Информационное моделирование | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
Алгоритмы и исполнители | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу | |
Алгоритмика | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Основные формы и виды учебных занятий по информатике:
- урок, урок - практическое занятие, урок – диагностика, урок – игра, интернет – урок;
- групповая и индивидуальная консультация;
- внеурочное занятие.
Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплекс:
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5,6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5,6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VI классов.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5,6 класс».
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Проблемное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проектную деятельность.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Проектная работа «Создание анимации».
Для организации индивидуальной исследовательской работы обучающихся, программой предусмотрена работа с комплексом виртуальных лабораторий по информатике, разработанных ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»: лаборатория «Взвешивания», лаборатория «Перекладывания», лаборатория «Переливания», лаборатория «Переправы», лаборатория «Разъезды», лаборатория «Черные ящики», в которых обучающиеся в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. Каждая из названных лабораторий основана на построении логической модели решения задач определенного типа.
Программа предполагает использование в образовательном процессе средств ИКТ и ЭОР материалов электронного приложения к учебникам, материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/), таких как: «Классификация информации по способу ее восприятия», «Восприятие информации животными через органы чувств», «Кто как видит», «Хранение информации. Память», «Информация и ее носитель», «Источник и приемник информации», «Помехи при передаче информации».
Содержание учебного предмета по годам обучения
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас
Раздел 2. Информационные технологии
Раздел 3. Информационное моделирование
Раздел 4. Алгоритмика
Первый год обучения (1 час в неделю, 35 часов в год)
5 класс:
№ | Название темы блока | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 2 | 6 |
4 | Компьютерная графика | 6 | 1 | 5 |
Резерв | 2 | |||
Итого: | 35 | 15 | 18 |
Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
6 класс:
№ | Название темы блока | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 1 | 6 |
6 | Объекты и системы | 8 | 6 | 2 |
7 | Информационные модели | 10 | 5 | 5 |
8 | Алгоритмика | 10 | 3 | 7 |
Итого: | 35 | 15 | 20 |
Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года:
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- создавать и форматировать списки;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей;
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейные алгоритмы, алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Внеурочные формы учебной деятельности по предмету информатика
Основная цель: формирование познавательного интереса и творческой активности.
Педагогические задачи: расширить кругозор в области информационных технологий, способствовать формированию навыков самостоятельной работы.
Основные направления:
- Школьная олимпиада по информатике.
- Школьная научно-практической конференции «Шаги в XXI веке»
- Международная олимпиада по основам наук УРФО.
- Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» по информатике и основам ИКТ.
- Международный онлайн – конкурс по полезному и безопасному использованию Интернета и мобильной связи «Интернешка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...