Рабочая программа 10-11
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 классы составлена на основе авторской программы . Н.Д. Угриновича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_klass_gotovaya_programma.doc | 781.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№5
Согласовано «Утверждаю»
решением экспертного совета
протокол №1 Директор МБОУ СОШ № 5
зам. директора по УВР Е.Б. Гербыш_________
Коротаева Л.А.________ « __ » _________ 2013 г.
«__»___________ 2013 г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 10-11 классов
Количество часов в неделю: 10 класс-1 ч, 11 класс-1 ч.
Методическое объединение математики, физики, информатики.
Наумова Татьяна Николаевна
Составлена в соответствии с программой основного общего образования 2004 г.,
Угринович Н.Д.
Учебник «Информатика и ИКТ» 10 класс, 11 класс.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____
от « __ » __________ 2013 г.
Рабочая программа
по информатике и информационным технологиям 10-11 класс
для среднего (полного) общего образования.
Базовый уровень.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, к. к. н. Н.Д. Угриновича, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.
В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и рекомендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, ее значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более четко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ. В программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даѐт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномоментен.
Основные цели курса:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Данные цели направлены на достижение изучения информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности это даёт возможность сформировать методологию использования автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом, и представлением основных информационных процессов:
- Автоматизированные информационные системы хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- Автоматизированные информационные системы обработки информации (системное ПО, инструментальное ПО, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- Автоматизированные информационные системы передачи информации (сети, телекоммуникации);
- Автоматизированные информационные системы управления (системы автоматизированного управления, ОС как система управления компьютером).
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Весь курс информатики основной и старшей школы строится на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
Ведущие технологии обучения
Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровьесберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках.
- Использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу.
- Создание условий для самовыражения учащихся.
Формы организации учебного процесса
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
В настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот. Пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). Такой вид деятельности полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время практического занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.
Проектная форма обучения подразумевает творческую деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:
- наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;
-выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;
- наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;
- каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.
Место предмета в учебном плане
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательный учреждений Российской Федерации отводит 69 часов (1 час в неделю) для обязательного изучения информатики и ИКТ на ступени среднего (полного) общего образования; 10 класс - 35 часов, 11 класс – 34 часа.
Распределение часов по темам в курсе «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне
Тема раздела | 10 класс | 11 класс |
Информация и информационные процессы | 18 | |
Информационные технологии | ||
Коммуникационные технологии | 17 | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 11 | |
Моделирование и формализация | 8 | |
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 8 | |
Информационное общество | 3 | |
Повторение, подготовка к ЕГЭ | 4 | |
35 | 34 |
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Критерии оценивания работ учащихся
Критерии оценки устного ответа:
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
«5» – Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. Приведены самостоятельно примеры. Ответ содержит логику изложения. Ответ полностью самостоятельный.
«4» - Конкретный ответ на поставленный вопрос. Приведены самостоятельно примеры. Ответ содержит логику изложения. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.
«3» - Ответ неконкретный, излишне пространный. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя. Допущены 2 существенные ошибки.
«2» - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. Допущены множественные существенные ошибки.
Критерии оценки практических работ:
«5» - Ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий. Самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;
«4» - Ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочёта;
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
«3» - Ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2» - Ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.
Нарушение требований правил безопасного труда.
Критерии оценки тестирования:
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
«5» - Процент выполнения задания 90 и более
«4» - Процент выполнения задания 70-89 и более
«3» - Процент выполнения задания 55-69 и более
«2» - Процент выполнения задания менее 55
Критерии оценки письменных работ учащихся:
«5» - Ставится, если работа выполнена полностью. В графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок. В тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна - две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
«4» - Ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки). Допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
«3» - Ставится, если допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
«2» - Ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Виды уроков:
Урок - лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок - исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок - тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Проектные работы
(мини-проекты)
- Исследование физических моделей.
- Исследование астрономических моделей.
- Исследование алгебраических моделей.
- Исследование геометрических моделей.
- Исследование химических моделей.
- Исследование биологических моделей.
Планирование контроля
10 класс
Практическите работы – 7 ч
№ урока | Тема | Месяц |
4 | Практическая работа № 1 по теме «Создание и форматирование документа» | сентябрь |
8 | Практическая работа №2 по теме «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | октябрь |
9 | Практическая работа №3 по теме «Создание флеш-анимации» | октябрь |
12 | Практическая работа №4 по теме «Разработка презентации «История развития ВТ» | ноябрь |
14 | Практическая работа №5 по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | декабрь |
28 | Практическая работа №6 по теме «Формирование запросов на поиск информации в сети» | апрель |
34 | Практическая работа №7 по теме. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | май |
Тестирование – 2 ч
№ урока | Тема | Месяц |
18 | Тестирование №1 по теме «Информация и информационные процессы» | январь |
29 | Тестирование №2 по теме «Коммуникационные технологии» | апрель |
11 класс
Практическите работы – 3 ч
№ урока | Тема | Месяц |
5 | Практическая работа №1 по теме «Установка пакетов в операционной системе Linux» | октябрь |
22 | Практическая работа №2 по теме «Создание табличной базы данных» | февраль |
25 | Практическая работа №3 по теме «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов» | март |
Тестирование – 2 ч
№ урока | Тема | Месяц |
11 | Тестирование № 1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | октябрь |
19 | Тестирование №2 по теме «Моделирование и формализация». | январь |
27 | Тестирование №3 по теме «База данных. Системы управления базами данных» | апрель |
Административные контрольные работы:
Входной мониторинг – сентябрь
Промежуточный мониторинг – декабрь
Итоговый мониторинг – май
| 10 класс | 11 класс |
Практические работы | 7 | 3 |
Тестовые работы | 2 | 3 |
Компоненты учебного и программно-методического комплекса
по курсу «Информатика и ИКТ»
Для учителя (основная)
Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Информатика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10–11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит систематическое и полное изложение курса).
Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса).
Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).
Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике часть 1.: – М.: Образование и информатика, 2007.
Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике часть 2.: – М.: Образование и информатика, 2008.
Тевс Д.П. Новые информационные технологии в образовании. Барнаул. 2003 г.
Шелепаева А.Х. Методическое пособие по информатике и ИКТ. Москва.2007г.
Для учителя (дополнительная)
Ракитина Е.А., Бешенков С.А. и др. Сборник типовых задач по информатике. – М.:Образование и информатика, 2005.
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под. ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хенера. - М.; БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.
Семакина И.Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. - М.; БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.
Для учащихся
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10–11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (Содержит систематическое и полное изложение курса.)
Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
Информационно-методическая и интернет-поддержка
- Журнал «Информатика и образование», газета «Информатика» (приложение 1 сентября) (http://www.1september.ru)
- www.new-school.ru
- СD-диск. Сдаем ЕГЭ. Информатика.
- http://www.repeetitor.1c.ru
- http://www.computer-museum.ru
- http://schools.techno.ru/sch444
- СD-диск. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс. Учебное пособие.
- СD-диск. Информатика. Экзамен на «Отлично»!
- СD-диск. Информатика. 9-11 класс. Экспресс подготовка к экзамену.
- СD-диск. Основы информатики. Информатика в видеосюжетах.
- http://www.bhv.ru
- СD-диск. Соловьева Л.Ф. Сетевые технологии. Учебник-практикум.
- СD-диск. Соловьева Л.Ф. Учебник информатики.
Учебники «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» и «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» являются мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
УМК содержит все темы курса, присутствующие, как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.
Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-DVD.
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
(35 часов)
1. Информация и информационные процессы (5 часов)
Структура информатики. Теоретическая информатика. Средства информатизации и информационные технологии. Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы.
Цель: изучить основные базовые понятия и методы информатики, информационных процессов и иметь представление о перспективах развития информационного общества.
2. Информационные технологии (13 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование документов в текстовом редакторе.
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Кодирование графической и звуковой информации. Растровая и векторная графика.
Компьютерные презентации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Цель: обобщить и расширить знания об основных функциях и возможностях текстовых редакторов, электронных таблиц, презентационных программ.
Практические работы:
№1. «Создание и форматирование документа».
№2. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».
№3. «Создание флэш-анимации».
№4. «Разработка презентации история развития ВТ».
№5. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практикумы:
1. Кодирование русских букв.
2. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
3. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
4. Кодирование графической информации.
5. Растровая графика.
6. Трёхмерная векторная графика.
7. Создание и редактирование оцифрованного звука.
8. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
9. Построение диаграмм различных типов.
3. Коммуникационные технологии (17 часов).
Локальная компьютерная сеть.
Глобальная компьютерная сеть Интернет и подключение к ней. Всемирная паутина. Электронная почта. IСQ. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
Поиск информации в Интернете.
Основы языка разметки гипертекста.
Цель: уметь объяснять основные принципы технологии World Wide Web (всемирная паутина), технологии поиска информации в Интернет и готовить текст и иллюстрационный материал для сайта; пользоваться средствами Web – редактора ля написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами.
Практические работы:
№6. «Формирование запросов на поиск информации в сети».
№7. «Разработка сайта с использованием Web-редакторов».
Практикумы:
1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
2. Создание подключения к Интернету.
3. Подключение к Интернету и определение IP адреса.
4. Настройка браузера.
5. Работа с электронной почтой.
6. Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях.
7. Работа с файловыми архивами.
8. Геоинформационные системы в Интернете.
11 класс
(35 часов)
1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11часов).
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров.
Многообразие операционных систем на примере Windows и Linux. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства.
Защита информации от несанкционированного доступа. Защита от вредоносных программ.
Цель: иметь представление о функциях и характеристиках операционных систем, знать типы вредоносных программ и уметь предотвращать проникновение сетевых вирусов из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер.
Практические работы:
№1. «Установка пакетов в операционной системе Linux»
Практикумы:
1. Виртуальные компьютерные музеи.
2. Сведения об архитектуре компьютера.
3. Сведения о логических разделах дисков.
4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.
5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
6. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.
7. Защита от компьютерных вирусов.
8. Защита от сетевых червей.
9 Защита от троянских программ.
10. Защита от хакерских атак.
2. Моделирование и формализация (8 часов).
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
Формализация.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей (физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических).
Цель: иметь понятие системы в моделировании и уметь составлять различные формы представления моделей в различных областях науки и техники.
3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов).
Табличные базы данных. Сортировка записей в табличной базе данных.
Основные субъекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.
Иерархические и сетевые базы данных.
Цель: изучить технологию работы в СУБД, определяющих среду моделирования и применять знания при создании генеалогического древа семьи.
Практические работы:
№ 2. «Создание табличной базы данных».
№ 3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».
Практикумы:
1. Создание формы в табличной базе данных.
2. Сортировка записей в табличной базе данных.
3. Создание отчёта в табличной базе данных.
4. Создание генеалогического древа семьи.
4. Информационное общество (3 часа).
Право и этика в Интернете.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Цель: познакомиться с основными нормативными правовыми актами по отношению к Интернету, основные этические правила при общении по электронной почте, чатах и форумах.
5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 часов).
Информация. Кодирование информации.
Устройство компьютера и программное обеспечение.
Алгоритмизация и программирование.
Основы логики и логические основы компьютера.
Моделирование и формализация.
Информационные и коммуникационные технологии.
Цель: закрепить понятия определений курса информатики и ИКТ школьного курса и уметь применять на практике знания и умения, полученные в процессе изучения школьного курса информатики и ИКТ.
Базовые понятия информатики и информационных технологий
Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приѐмы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных.Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики:
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и функции ОС; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. П.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. Д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система Windows и Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций.
- Звуковой редактор.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Web-страниц.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год
10а, 10б, 10в класс
10 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (10—11 КЛАССЫ)
Два года обучения по одному уроку в неделю (70 часов)
Дата | № урока | Тема урока | Базовый (ЗУН) (предметные компетентности) | Продвинутый (ЗУН) (ключевые компетентности) | ЕГЭ | Практикум | Д/З |
Информация и информационные процессы. Информационные технологии (18 часов) | |||||||
1 | Информация и информационные процессы. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в компьютерном классе. | Знать/понимать - правила поведения в компьютерном классе и санитарно – гигиенические нормы работы с компьютерной техникой; - вещественно-энергетическую и информационную картины мира; - информационные процессы; - информационное общество; | Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся при самостоятельном определении видов информационных процессов. Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения. Информационная использование различных источников информации. | с.7-11 | |||
2 | Кодирование текстовой информации. | Знать/понимать - иметь представление о различных текстовых редакторах; - правила набора текста; - способы создания документа; - основные операции, выполняемые с документом - о действиях, выполняемых с документом (создание, редактирование, вставка объектов, проверка орфографии и синтаксиса, сохранение исправлений, печать); - форматы текстовых файлов; Уметь - открывать среду ТП | А3 | ПР 1.1 «Кодировки русских букв» с.15-17 | § 1.1.1 с.14-15 | ||
3 | Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. | Знать/понимать -виды текстовых редакторов; -способы создания документов; -форматирование документов | § 1.1.2, 1.1.3 с.17-24 | ||||
4 | Практическая работа № 1 по теме «Создание и форматирование документа» | Уметь -вносить и форматировать текст по образцу; -форматировать документ в различных текстовых редакторах. | с.25-28 | ||||
5 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. | Знать/понимать - компьютерные словари - системы машинного перевода текстов. - системы оптического распознавания документов. Уметь -использовать выполнять перевод текста с помощью онлайновых словарей и переводчиков; -выполнять сканирование и распознавание электронного текстового документа. | ПР 1.3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» с.30-31 ПР 1.4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» с. 33-36 | § 1.1.4 с.28-30 § 1.1.5 с.32-33 | |||
6 | Кодирование графической информации. | Знать/понимать - пиксель; - форматы графических файлов; - графический редактор; - виды графических редакторов; - принцип кодирования графических изображений Уметь - кодировать графическое изображение | А15 | ПР 1.5 «Кодирование графической информации» с.38-39 | § 1.2.1 с.36-38 | ||
7 | Растровая и векторная графика | Знать/понимать - растровая графика; - векторная графика; - принцип создания и редактирования графических изображений; Уметь -отличать векторное изображение от растрового; - создавать и редактировать графическое изображение в растровом графическом редакторе. | ПР 1.6 «Растровая графика» с.44-52 ПР 1.7 «Векторная графика» с.57-59 | § 1.2.2 с.39-44 § 1.2.3 с.52-56 | |||
8 | Практическая работа №2 по теме «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | Знать/понимать - векторная графика; - принцип создания векторных изображений; Уметь - создавать изображения в векторном редакторе. | с.59-69 | ||||
9 | Практическая работа №3 по теме «Создание флеш-анимации» | Уметь -создавать анимацию, используя направляющие движения геометрических фигур и различное количество кадров, различную скорость анимации | с.69-72 |
10 | Кодирование звуковой информации | Знать/понимать -временную дискретизацию звука; -глубину кодирования; -частоту дискретизации Уметь -вычислять глубину кодирования | Ценностно-смысловая, учебно-познавательная учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний и умений кодировать звуковую информацию | А13 | ПР 1.10 «Создание и редактирование оцифрованного звука» с.74-76 | § 1.3 с. 72-74 | |
11 | Компьютерные презентации. | Знать/понимать - компьютерная презентация; - интерактивность; мультимедиа технологии; - слайд; - расширение файла с презентацией Уметь - создавать новые слайды, используя текст, художественный заголовок, таблицу; - выбирать тип автомакета слайда; -форматировать и редактировать слайд; - выполнять анимацию объектов слайда и использовать ее в процессе смены слайдов; - дополнять анимацию звуковыми эффектами | ПР 1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» с.81-85 | § 1.4 с.76-80 | |||
12 | Практическая работа №4 по теме «Разработка презентации «История развития ВТ» | Уметь - разрабатывать презентацию с использованием автопилота; -подбирать дизайн и тип макета для каждого слайда; Использовать анимационные и звуковые эффекты. | с.85-91 | ||||
13 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | Знать/понимать - принцип двоичного кодирования числовой информации; - система счисления; - позиционные и непозиционные системы счисления. - правила перевода перевод чисел из одной системы счисления в другую Уметь - выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | А1А3 | § 1.5.1 с.91-94 | |||
14 | Практическая работа №5 по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | Уметь -переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную, и наоборот, с помощью электронного калькулятора. | с.94-96 | ||||
15 | Электронные таблицы. | Знать/понимать - электронные таблицы: назначение и основные функции. - интерфейс электронных таблиц. | Интеллектуальная развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы (знакомы с 6 класса) Информационная учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения | А4 | ПР 1.14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» с.99-102 | § 1.5.2 с. 96-99 | |
16 | Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. | Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения | А16 | § 1.5.2 | |||
17 | Построение диаграмм и графиков. | Знать/понимать - диаграммы и графики. Уметь - строить диаграммы различных типов | Ценностно-смысловая, учебно-познавательная учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний | ПР 1.15 «Построение диаграмм различных типов» с.105-113 | § 1.5.3 с.102-104 | ||
18 | Тестирование №1 по теме «Информация и информационные процессы» | Поликультурная учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера | |||||
Коммуникационные технологии (16 часов) | |||||||
19 | Локальные компьютерные сети | Знать/понимать - источник информации; - канал передачи информации; - приемник информации; - локальные сети, топология локальных сетей | А11 А12 | ПР 2.1. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» с.119-122 | § 2.1 с.115-119 | ||
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. | Знать/понимать - Глобальные сети, интернет; - модем, модуляция и демодуляция; - правила подключения модема к Интернету; Уметь - предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети; - настраивать модем. | ПР 2.2. «Создание подключения к Интернету» с.132-138 ПР 2.3. «Подключения к Интернету и определение IP-адреса» с.138-139 | § 2.2-2.3 с.122-131 | |||
21 | Всемирная паутина. | Знать/понимать - всемирная паутина; - сервисы компьютерных сетей. Уметь - путешествовать по Всемирной паутине; - настраивать браузер Internet Explorer | ПР 2.4. «Настройка браузера» с. 143-146 | § 2.4 с.140-143 | |||
22 | Электронная почта | Знать/понимать - электронная почта, адрес электронной почты, почтовые программы. Уметь - работать с электронной почтой; - настраивать почтовую программу | ПР 2.5. «Работа с электронной почтой» с.150-155 | § 2.5 с.146-150 | |||
23 | Общение в Интернете в реальном времени. | Знать/понимать -форумы - телеконференции - программы общения Уметь - общаться в Интернете; | ПР 2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» с. 158-167 | § 2.6 с.156-157 | |||
24 | Файловые архивы | Знать/понимать - всемирная паутина; Уметь - находить файловые архивы; - выполнять закачку файлового архива. | ПР 2.7. «Работа с файловыми архивами» с.171-176 | § 2.7 с.168-170 |
25 | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете | Знать/понимать -технологию передачи звука и видео; -Интернет-радио, интернет-телевидение; -Web-камеры. | А14 | § 2.8 с.176-179 | |||
26 | Геоинформационные системы в Интернете | Знать/понимать - геоинформационные системы в Интернете. Уметь - осуществлять поиск информации в компьютерных сетях путем формирования запросов по ключевым словам, адекватным решаемым задачам | ПР 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете» с.182-184 | § 2.9 с.179-182 | |||
27 | Поиск информации в Интернете | Знать/понимать - правила поиска информации в компьютерных сетях; Уметь - осуществлять поиск информации в компьютерных сетях путем формирования запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемым задачам | § 2.10 с.184-187 | ||||
28 | Практическая работа №6 по теме «Формирование запросов на поиск информации в сети» | Уметь -с использованием различных поисковых систем, находить нужную информацию в энциклопедиях | с.187-194 | ||||
29 | Тестирование №2 по теме «Коммуникационные технологии» | ||||||
30 | Основы языка разметки гипертекста | Знать/понимать - технология WWW; - принципы использования языка разметки гипертекста HTML; - форматирование текста на Web-страницах; - вставка графики и звука; - создание гиперссылок. | ПР 2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» с.205-208 | § 2.13 с.201-205 | |||
31 | Форматирование текста и размещение графики | Знать/понимать - Web-сайты, Web-страницы; - форматирование текста на Web-страницах; - вставка графики и звука; Уметь - создавать Web-страницы; - выполнять форматирование текста на Web-страницах; - выполнять вставку графики и звука. | |||||
32 | Практическая работа №7 по теме. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | Знать/понимать - Web-сайты, Web-страницы, Web-редактор; Уметь - создавать Web-страницы; - выполнять форматирование текста на Web-страницах; - выполнять вставку графики и звука. | |||||
33 | Инструментальные средства создания Web-сайтов. | В6 | |||||
34 | Электронная коммерция в Интернете | Знать/понимать - Электронная коммерция в Интернет; - Интернет-магазин; Уметь - оформлять заказ в Интернет-магазине |
| ПР 2.10. «Заказ в Интернет-магазине» с.198-199 | § 2.11 с.194-197 | ||
35 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете | Знать/понимать - Библиотеки, энциклопедии, словари в Интернете Уметь - находить информацию в библиотеках, энциклопедиях и словарях в Интернете | § 2.12 с.199-201 |
Календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год
11а, 11б, 11в класс
11 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (10—11 КЛАССЫ)
Два года обучения по одному уроку в неделю (70 часов)
Дата | № урока | Тема урока | Предметные компетентности (Базовый (ЗУН)) | Ключевые компетентности Продвинутый (ЗУН) | ЕГЭ | Практикум | Д/З |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов) | |||||||
1 | История развития вычислительной техники. ТБ в кабинете информатики. | Знать/понимать Этапы развития вычислительной техники | Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения Информационная использование различных источников информации | ПР 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи» с.16-19 | § 1.1 с.10-15 | ||
2 | Архитектура персонального компьютера. | Знать/понимать - магистрально-модульное устройство компьютера; - устройство компьютера; - типы компьютеров (настольный, портативный, карманный). | А6 | ПР 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера» с.23-25 | § 1.2 с.19-23 | ||
3 | Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. | Знать/понимать - операционные системы; - назначение операционных систем; - состав; - загрузка; - системное программное | ПР 1.3 «Сведения о логических разделах дисков» с.28-30 | § 1.3.1 с.25-28 | |||
4 | Операционная система Windows. | Знать/понимать - уметь загружать операционную систему и настраивать BIOS. - работать с файловыми менеджерами и архиваторами. | ПР 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе» с. 34-36 | § 1.3.2 с.30-34 | |||
5 | Операционная система Linux. Практическая работа №1 по теме «Установка пакетов в операционной системе Linux» | Знать/понимать - уметь работать с графическим интерфейсом Linux., стандартными и служебными приложениями. | ПР 1.5-1.6 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. Установка пакетов в операционной системе Linux» с.40-43 | § 1.3.3 с.36-40 | |||
6 | Защита от несанкционированного доступа к информации. | Знать/понимать - принципы организации защиты от несанкционированного доступа к информации. | ПР 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи» с.48-49 | § 1.4.1-1.4.2 с.43-49 | |||
7 | Физическая защита данных на дисках. | Знать/понимать - принципы физической защиты данных на дисках. | А5 | § 1.5 с.49-50 | |||
8 | Защита от вредоносных программ. Вредоносные антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. | Знать/понимать - что такое компьютерные вирусы и защита от них. Уметь - использовать антивирусную программу. | ПР 1.8 «Защита от компьютерных вирусов» с.56-63 | § 1.6.1-1.6.2 с.51-56 | |||
9 | Сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и защита от них. | Знать/понимать - что такое сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и защита от них. Уметь - использовать антивирусную программу. | ПР 1.9-1.11 «Защита от сетевых червей. Защита от троянских программ. Защита от хакерских атак» с.66-70, 72-74, 76-78 | § 1.6.3-1.6.5 с.63-66, 71-72, 75-78 | |||
10 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Устройство компьютера и программное обеспечение. | Знать/понимать -внутренне устройство компьютера; -внешние устройства компьютера; -драйвера и ПО компьютера. | С3 | Подготовиться к тестированию по главе 1 | |||
11 | Тестирование № 1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | ||||||
Моделирование и формализация (8 часов) | |||||||
12 | Моделирование как метод познания. | Знать/понимать - модель, виды моделей; - моделирование, виды моделирования; - система, системный подход в моделировании; - статические информационные модели; - динамические информационные модели | Ценностно-смысловая, учебно-познавательная учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Поликультурная учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера | § 2.1 с.80-82 | |||
13 | Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. | Знать/понимать - формы представления моделей; | § 2.2-2.3 с.82-86 |
14 | Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | Знать/понимать - формализация; - основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. | Социально – трудовая учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать | § 2.4 -2.5 с.86-88 | |||
15 | Исследование физических моделей и астрономических моделей. | Знать/понимать - принципы создания и исследования физической и астрономической модели; Уметь - исследовать физическую и астрономическую модель при помощи электронных таблиц. | § 2.6.1-2.6.2 с.89-92 | ||||
16 | Исследование алгебраических и геометрических моделей. | Знать/понимать - принципы создания и исследования алгебраических и геометрических моделей. Уметь - исследовать алгебраическую и геометрическую модель при помощи электронных таблиц. | А14 | § 2.6.3-2.6.5 с.92-97 | |||
17 | Исследование химических и биологических моделей. | Знать/понимать - принципы создания исследования химических и биологических моделей. Уметь - исследовать химическую и биологическую модель при помощи электронных таблиц | § 2.6.6-2.6.7 с.97-100 | ||||
18 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Моделирование и формализация. | Знать/понимать - принцип кодирования графических изображений Уметь - кодировать графическое изображение | А12А17В6 | с.158-159 | |||
19 | Тестирование №2 по теме «Моделирование и формализация». | ||||||
База данных. Системы управления базами данных (8 часов) | |||||||
20 | Табличные базы данных. | Знать/понимать - базы данных, виды баз данных - поле, запись, ключевое поле; - типы данных, характеристики типов данных; - этапы разработки БД | Поликультурная расширение круго зора и повышение культурного уровня учащихся Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения | § 3.1 с.101-104 | |||
21 | Система управления базами данных. Основные объекты: таблицы, формы, запросы, отчеты | Уметь - создавать структуру табличной базы данных, пользуясь режимом конструктора и мастером; - создавать новое поле в таблице. | А13 | § 3.2.1 с.104-105 | |||
22 | Практическая работа №2 по теме «Создание табличной базы данных» | Уметь -создавать формы для табличных баз данных | ПР 3.1 «Создание табличной базы данных» | с.106-108 | |||
23 | Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. | Уметь - создавать и использовать формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. | Интеллектуальная развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Информационная использование различных источников информации, учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Ценностно-смысловая, учебно-познавательная учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний | ПР 3.2 «Создание формы в табличной БД» с.109-113 | § 3.2.2 с.108-109 | ||
24 | Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. | Уметь - выполнять поиск данных с помощью фильтров и запросов. | § 3.2.3 с.113-114 | ||||
25 | Практическая работа №3 по теме «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов» | Уметь -осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов | ПР 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов» с.114-117 | ||||
26 | Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью Отчетов. Иерархические и сетевые базы данных. | Уметь - выполнять сортировку данных; - создавать отчеты. Знать/понимать - иерархические и сетевые базы данных | ПР 3.4-3.5 «Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных» с.118-120 | § 3.2.4-3.2.5 с.117-119 § 3.3-3.4 с.120-124 | |||
27 | Тестирование №3 по теме «База данных. Системы управления базами данных» | ПР 3.6 по теме «Создание генеалогического древа семьи» с.124-125 | |||||
Информационное общество (3 часа) | |||||||
28 | Право в Интернете. | Знать/понимать - право в Интернет | § 4.1 с.126-127 | ||||
29 | Этика в Интернете. | Знать/понимать - этика в Интернет | §4.2 с.127-130 | ||||
30 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | Знать/понимать
| В9 | §4.3 с.130-135 | |||
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 часов) | |||||||
31 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Информация. Кодирование информации. | Знать/понимать - иметь представление о кодирование генетической информации; Уметь - решать задачи на определение количество информации; - переводить числа из одной системы счисления в другую. | Ценностно-смысловая, учебно-познавательная учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Поликультурная учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера | В4А3 А11 В8 | с.136-145 | ||
32 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ.Алгоритмизация и программирование. | Знать/понимать - знать понятие алгоритма, - писать программы в среде программирования. | А18В2 С2 | с.145-155 | |||
33 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Основы логики. Логические основы компьютера. | Уметь - уметь применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция); -уметь строить таблицы истинности логических выражений и логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений. | В10В4А7 А8А9 | с.155-158 | |||
34 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Информационные технологии. | Знать/понимать - знать технологию обработки текстовой информации; - знать технологию обработки графической информации; - знать технологию обработки числовой информации; Уметь -создавать табличную базу данных; | В6В7С4 | с.160-165 | |||
35 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Коммуникационные технологии» | Знать/понимать -способы подключения к Интернету. Уметь -создавать Web-страницы. | В6В7С4 | с.166-169 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...