Рабочая программа 10-11
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 классы  составлена на основе авторской программы . Н.Д. Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_klass_gotovaya_programma.doc781.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№5

Согласовано                                                             «Утверждаю»

решением экспертного совета

протокол №1                                                           Директор МБОУ СОШ № 5        

зам. директора по УВР                                           Е.Б. Гербыш_________

Коротаева Л.А.________                                             « __ » _________ 2013 г.

«__»___________ 2013 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

для 10-11 классов

Количество часов в неделю: 10 класс-1 ч, 11 класс-1 ч.

Методическое объединение математики, физики, информатики.

Наумова Татьяна Николаевна

Составлена в соответствии с программой основного общего образования 2004 г.,

Угринович Н.Д. 

Учебник «Информатика и ИКТ» 10 класс, 11 класс.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____

 от « __ »  __________  2013 г.

                                                                                   


Рабочая программа

по информатике и информационным технологиям 10-11 класс

для среднего (полного) общего образования.

Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, к. к. н. Н.Д. Угриновича, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 448 с.

В данной программе по сравнению с Примерной программой основного общего образования по информатике, разработанной в 2004 г. и рекомендованной Министерством образования и науки РФ, расширено представление об информатике как научной дисциплине, ее значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами. Кроме того, более четко сформулированы характерные для информатики подходы к развитию личности учащихся, их социализации в современном информационном обществе, осознанном использовании средств ИКТ. В программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), даѐт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Однако ясно, что процесс реализации нового ФГОС не одномоментен.

Основные цели курса:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Данные цели направлены на достижение изучения информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности это даёт возможность сформировать методологию использования автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом, и представлением основных информационных процессов:

  • Автоматизированные информационные системы хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • Автоматизированные информационные системы обработки информации (системное ПО, инструментальное ПО, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • Автоматизированные информационные системы передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • Автоматизированные информационные системы управления (системы автоматизированного управления, ОС как система управления компьютером).

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Весь курс информатики основной и старшей школы строится на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах; информационные основы процессов управления);
  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).

Ведущие технологии обучения

Ведущими  технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Технология  является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Выработка навыков применения  средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровьесберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках.
  • Использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу.
  • Создание условий для самовыражения учащихся.

Формы организации учебного процесса

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Парную форму обучения понимают как эпизодическое парное общение в процессе урока «учитель-ученик» и «ученик-ученик».

В настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот. Пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). Такой вид деятельности полезен для осмысления того, что происходило за компьютером, особенно при появлении серьезных ошибок или неожиданных действий ЭВМ. Полезна и «отсадка» от ЭВМ во время практического занятия того, кто не готов к работе, для дополнительного изучения теоретического материала.

Проектная форма обучения подразумевает творческую деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:

- наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;

-выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;

- наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;

- каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на ЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.

Место предмета в учебном плане

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательный учреждений Российской Федерации отводит 69 часов (1 час в неделю) для обязательного изучения информатики и ИКТ на ступени среднего (полного) общего образования; 10 класс - 35 часов, 11 класс – 34 часа.

Распределение часов по темам в курсе «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне

Тема раздела

10 класс

11 класс

Информация и информационные процессы

18

Информационные технологии

Коммуникационные технологии

17

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

Моделирование и формализация

8

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

8

Информационное общество

3

Повторение, подготовка к ЕГЭ

4

35

34

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Критерии оценивания работ учащихся

Критерии оценки устного ответа:

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

«5» –        Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. Приведены самостоятельно примеры. Ответ содержит логику изложения. Ответ полностью самостоятельный.

«4» - Конкретный ответ на поставленный вопрос. Приведены самостоятельно примеры. Ответ содержит логику изложения. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.

«3» -         Ответ неконкретный, излишне пространный. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя. Допущены 2 существенные ошибки.

«2» -         Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. Допущены множественные существенные ошибки.

Критерии оценки практических работ:

«5» -         Ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий. Самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;

«4» -        Ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочёта;

        не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

«3» -         Ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2» -         Ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно.

        Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.

Перечень ошибок.

        Грубые ошибки:

Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.

Нарушение требований правил безопасного труда.

Критерии оценки тестирования:

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

«5» - Процент выполнения задания 90 и более

«4» - Процент выполнения задания 70-89 и более

«3» - Процент выполнения задания 55-69 и более

«2» - Процент выполнения задания менее 55

Критерии оценки письменных работ учащихся:

«5» -         Ставится, если работа выполнена полностью. В графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок. В тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна - две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

«4» -         Ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки). Допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

«3» -         Ставится, если допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

«2» -         Ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Виды уроков:

Урок - лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок - исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок - тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Проектные работы

(мини-проекты)

  1. Исследование физических моделей.
  2. Исследование астрономических моделей.
  3. Исследование алгебраических моделей.
  4. Исследование геометрических моделей.
  5. Исследование химических моделей.
  6. Исследование биологических моделей.

Планирование контроля

10 класс

Практическите работы – 7 ч

№ урока

Тема

Месяц

4

Практическая работа № 1 по теме «Создание и форматирование документа»        

сентябрь

8

Практическая работа №2 по теме «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

октябрь

9

Практическая работа №3 по теме «Создание флеш-анимации»

октябрь

12

Практическая работа №4 по теме «Разработка презентации «История развития ВТ»

ноябрь

14

Практическая работа №5 по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

декабрь

28

Практическая работа №6 по теме «Формирование запросов на поиск информации в сети»

апрель

34

Практическая работа №7 по теме. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

май

Тестирование – 2 ч

№ урока

Тема

Месяц

18

Тестирование №1 по теме «Информация и информационные процессы»

январь

29

Тестирование №2 по теме «Коммуникационные технологии»

апрель

11 класс

Практическите работы – 3 ч

№ урока

Тема

Месяц

5

Практическая работа №1 по теме «Установка пакетов в операционной системе Linux»

октябрь

22

Практическая работа №2 по теме «Создание табличной базы данных»

февраль

25

Практическая работа №3 по теме «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов»

март

Тестирование – 2 ч

№ урока

Тема

Месяц

11

Тестирование № 1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

октябрь

19

Тестирование №2 по теме «Моделирование и формализация».

январь

27

Тестирование №3 по теме «База данных. Системы управления базами данных»

апрель

Административные контрольные работы:

Входной мониторинг – сентябрь

Промежуточный мониторинг – декабрь

Итоговый мониторинг – май

 

10 класс

11 класс

Практические работы

7

3

Тестовые работы

2

3

Компоненты учебного и программно-методического комплекса

по курсу «Информатика и ИКТ»

Для учителя (основная)

Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Информатика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10–11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит систематическое и полное изложение курса).

Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса).

Угринович  Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).

Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике часть 1.:  – М.: Образование и информатика, 2007.

Малясова С.В. Разноуровневые задания для контрольных работ по информатике часть 2.:  – М.: Образование и информатика, 2008.

Тевс Д.П. Новые информационные технологии в образовании. Барнаул. 2003 г.

Шелепаева А.Х. Методическое пособие по информатике и ИКТ. Москва.2007г.

Для учителя (дополнительная)

Ракитина Е.А., Бешенков С.А. и др. Сборник типовых задач по информатике. – М.:Образование и информатика, 2005.

Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под. ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хенера. -  М.; БИНОМ.  Лаборатория Знаний, 2005.

Семакина И.Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса. - М.; БИНОМ.  Лаборатория Знаний, 2005.

Для учащихся

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10–11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (Содержит систематическое и полное изложение курса.)

Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

Информационно-методическая и интернет-поддержка

  1. Журнал «Информатика и образование», газета «Информатика» (приложение 1 сентября) (http://www.1september.ru)
  2. www.new-school.ru
  3. СD-диск. Сдаем ЕГЭ. Информатика.  
  4. http://www.repeetitor.1c.ru 
  5. http://www.computer-museum.ru
  6. http://schools.techno.ru/sch444
  7. СD-диск. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт в Интернете.  Элективный курс. Учебное пособие.
  8. СD-диск. Информатика. Экзамен на «Отлично»!
  9. СD-диск. Информатика. 9-11 класс. Экспресс подготовка к экзамену.
  10. СD-диск. Основы информатики. Информатика в видеосюжетах.
  11. http://www.bhv.ru
  12. СD-диск. Соловьева Л.Ф. Сетевые технологии. Учебник-практикум.
  13. СD-диск. Соловьева Л.Ф. Учебник информатики.

Учебники «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» и «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» являются мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения часов на предмет «Информатика и ИКТ» не больше, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

УМК содержит все темы курса, присутствующие, как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.

Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-DVD.

Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

(35 часов)

1. Информация и информационные процессы (5 часов)

Структура информатики. Теоретическая информатика. Средства информатизации и информационные технологии. Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы.

Цель: изучить основные базовые понятия и методы информатики, информационных процессов и иметь представление о перспективах развития информационного общества.

2. Информационные технологии (13 часов)

Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование документов в текстовом редакторе.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Кодирование графической и звуковой информации. Растровая и векторная графика.

Компьютерные презентации.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Цель: обобщить и расширить знания об основных функциях и возможностях текстовых редакторов, электронных таблиц, презентационных программ.

Практические работы:

№1. «Создание и форматирование документа».

№2. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».

№3. «Создание флэш-анимации».

№4. «Разработка презентации история развития ВТ».

№5. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практикумы:

1. Кодирование русских букв.

2. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

3. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

4. Кодирование графической информации.

5. Растровая графика.

6. Трёхмерная векторная графика.

7. Создание и редактирование оцифрованного звука.

8. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

9. Построение диаграмм различных типов.

3. Коммуникационные технологии (17 часов).

Локальная компьютерная сеть.

Глобальная компьютерная сеть Интернет и подключение к ней. Всемирная паутина. Электронная почта. IСQ. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

Поиск информации в Интернете.

Основы языка разметки гипертекста.

Цель: уметь объяснять основные принципы технологии World Wide Web (всемирная паутина), технологии поиска информации в Интернет и готовить текст и иллюстрационный материал для сайта; пользоваться средствами  Web – редактора ля написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами.

Практические работы:

№6. «Формирование запросов на поиск информации в сети».

№7. «Разработка сайта с использованием Web-редакторов».

Практикумы:

1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

2. Создание подключения к Интернету.

3. Подключение к Интернету и определение IP адреса.

4. Настройка браузера.

5. Работа с электронной почтой.

6. Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях.

7. Работа с файловыми архивами.

8. Геоинформационные системы в Интернете.

11 класс

(35 часов)

1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11часов).

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров.

Многообразие операционных систем на примере Windows и Linux. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства.

Защита информации от несанкционированного доступа. Защита от вредоносных программ.

Цель: иметь представление о функциях и характеристиках операционных систем, знать типы вредоносных программ и уметь предотвращать проникновение сетевых вирусов из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер.

Практические работы:

№1. «Установка пакетов в операционной системе Linux»

Практикумы:

1. Виртуальные компьютерные музеи.

2. Сведения об архитектуре компьютера.

3. Сведения о логических разделах дисков.

4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

6. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

7. Защита от компьютерных вирусов.

8. Защита от сетевых червей.

9 Защита от троянских программ.

10. Защита от хакерских атак.

2. Моделирование и формализация (8 часов).

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.

Формализация.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей (физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических).

Цель: иметь понятие системы в моделировании и уметь составлять различные формы представления моделей в различных областях науки и техники.

3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов).

Табличные базы данных. Сортировка записей в табличной базе данных.

Основные субъекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.

Иерархические и сетевые базы данных.

Цель: изучить технологию работы в СУБД, определяющих среду моделирования и применять знания при создании генеалогического древа семьи.

Практические работы:

№ 2. «Создание табличной базы данных».

№ 3 «Поиск записей в табличной  базе данных с помощью фильтров и запросов».

Практикумы:

1. Создание формы в табличной базе данных.

2. Сортировка записей в табличной базе данных.

3. Создание отчёта в табличной базе данных.

4. Создание генеалогического древа семьи.

4. Информационное общество (3 часа).

Право и этика в Интернете.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Цель: познакомиться с  основными нормативными правовыми актами по отношению к Интернету, основные этические правила при общении по электронной почте, чатах и форумах.

5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 часов).

Информация. Кодирование информации.

Устройство компьютера и программное обеспечение.

Алгоритмизация и программирование.

Основы логики и логические основы компьютера.

Моделирование и формализация.

Информационные и коммуникационные технологии.

Цель: закрепить понятия определений курса информатики и ИКТ школьного курса и уметь применять на практике знания и умения, полученные в процессе изучения школьного курса информатики и ИКТ.

Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приѐмы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Базы данных. Системы управления базами данных.Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Основы социальной информатики:

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и функции ОС; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. П.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. Д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система Windows и Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций.
  • Звуковой редактор.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Web-страниц.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • Назначение и функции операционных систем;

уметь

  •  Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  •  Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  •  Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  •  Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • Автоматизации коммуникационной деятельности;
  • Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год

10а, 10б, 10в класс

10 класс 1 час в неделю (всего  35 часов)

Автор учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (10—11 КЛАССЫ)

Два года обучения по одному уроку в неделю (70 часов)

Дата

№ урока

 Тема урока

Базовый (ЗУН)

(предметные компетентности)

Продвинутый (ЗУН)

(ключевые компетентности)

ЕГЭ

Практикум

Д/З

Информация и информационные процессы. Информационные технологии (18 часов)

1

Информация и информационные процессы. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в компьютерном классе.

Знать/понимать

- правила поведения в компьютерном классе и санитарно – гигиенические нормы работы с компьютерной техникой;

- вещественно-энергетическую и информационную картины мира;

- информационные процессы;

- информационное общество;

Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся при самостоятельном определении видов информационных процессов.

Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения.

Информационная использование различных источников информации.

с.7-11

2

Кодирование текстовой информации.

Знать/понимать

- иметь представление о различных текстовых редакторах;

- правила набора текста;

- способы создания документа;

- основные операции, выполняемые с документом

- о действиях, выполняемых с документом (создание, редактирование, вставка объектов, проверка орфографии и синтаксиса, сохранение  исправлений, печать);

- форматы текстовых файлов;

Уметь

- открывать среду ТП

А3

ПР 1.1

 «Кодировки русских букв» с.15-17

§ 1.1.1

с.14-15

3

Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.

Знать/понимать

-виды текстовых редакторов;

-способы создания документов;

-форматирование документов

§ 1.1.2, 1.1.3

с.17-24

4

Практическая работа № 1  по теме «Создание и форматирование документа»        

Уметь

-вносить и форматировать текст по образцу;

-форматировать документ в различных текстовых редакторах.

с.25-28

5

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.   

Системы оптического распознавания документов.

Знать/понимать

- компьютерные словари

- системы машинного перевода текстов.

- системы оптического распознавания документов.

Уметь

-использовать выполнять перевод текста с помощью онлайновых словарей и переводчиков;

-выполнять сканирование и распознавание электронного текстового документа.

ПР 1.3

 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» с.30-31

ПР 1.4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» с. 33-36

§ 1.1.4  с.28-30

§ 1.1.5

с.32-33

6

Кодирование графической информации.

Знать/понимать

- пиксель;

- форматы графических файлов;

- графический редактор;

- виды графических редакторов;

- принцип кодирования графических изображений

Уметь

- кодировать графическое изображение

А15

ПР 1.5 «Кодирование графической информации» с.38-39

§ 1.2.1

с.36-38

7

Растровая и векторная графика

Знать/понимать

- растровая графика;

- векторная графика;

- принцип создания и редактирования графических изображений;

Уметь

-отличать векторное изображение от растрового;

- создавать и редактировать графическое изображение в растровом графическом редакторе.

ПР 1.6  «Растровая графика» с.44-52

ПР 1.7  «Векторная графика» с.57-59

§ 1.2.2

с.39-44

§ 1.2.3

с.52-56

8

Практическая работа №2  по теме «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Знать/понимать

- векторная графика;

- принцип создания векторных изображений;

Уметь

- создавать изображения в векторном редакторе.

с.59-69

9

Практическая работа №3  по теме «Создание флеш-анимации»

Уметь

-создавать анимацию, используя направляющие движения геометрических фигур и различное количество кадров, различную скорость анимации

с.69-72


10

Кодирование звуковой информации

Знать/понимать

-временную дискретизацию звука;

-глубину кодирования;

-частоту дискретизации

Уметь

-вычислять глубину кодирования

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний и умений кодировать звуковую информацию

А13

ПР 1.10  «Создание и редактирование оцифрованного звука» с.74-76

§ 1.3

с. 72-74

11

Компьютерные презентации.

Знать/понимать

- компьютерная презентация;

- интерактивность; мультимедиа технологии;

- слайд;

- расширение файла с презентацией

Уметь

- создавать новые слайды, используя текст, художественный заголовок, таблицу;

- выбирать тип автомакета слайда;

-форматировать и редактировать слайд;

- выполнять анимацию объектов слайда и использовать ее в процессе смены слайдов;

- дополнять анимацию звуковыми эффектами

ПР 1.11

«Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» с.81-85

§ 1.4

с.76-80

12

Практическая работа №4  по теме «Разработка презентации «История развития ВТ»

Уметь

- разрабатывать презентацию с использованием автопилота;

-подбирать дизайн и тип макета для каждого слайда;

Использовать анимационные и звуковые эффекты.

с.85-91

13

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Знать/понимать

- принцип двоичного кодирования числовой информации;

- система счисления;

- позиционные и непозиционные системы счисления.

- правила перевода перевод чисел из одной системы счисления в другую

Уметь

- выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

А1А3

§ 1.5.1

с.91-94

14

Практическая работа №5  по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Уметь

-переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную, и наоборот, с помощью электронного калькулятора.

с.94-96

15

Электронные таблицы.

Знать/понимать

- электронные таблицы: назначение и основные функции.

- интерфейс электронных таблиц.

Интеллектуальная развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы (знакомы с 6 класса)

Информационная учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

А4

ПР 1.14 

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

с.99-102

§ 1.5.2

с. 96-99

16

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.

Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся

Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения

А16

§ 1.5.2

17

Построение диаграмм и графиков.

Знать/понимать

- диаграммы и графики.

Уметь

- строить диаграммы различных типов

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

ПР 1.15

«Построение диаграмм различных типов»

 с.105-113

§ 1.5.3

с.102-104

18

Тестирование №1  по теме «Информация и информационные процессы»

Поликультурная

учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Коммуникационные технологии (16 часов)

19

Локальные компьютерные сети        

Знать/понимать

- источник информации;

- канал передачи информации;

- приемник информации;

- локальные сети,  топология локальных сетей

А11

А12

ПР 2.1. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» с.119-122

§ 2.1

с.115-119

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.

Знать/понимать

- Глобальные сети,  интернет;

 - модем,  модуляция и демодуляция;

- правила подключения модема к Интернету;

Уметь

- предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети;

- настраивать модем.

ПР 2.2. «Создание подключения к Интернету» с.132-138        

ПР 2.3. «Подключения к Интернету и определение IP-адреса» с.138-139

§ 2.2-2.3

с.122-131

21

Всемирная паутина.

Знать/понимать

- всемирная паутина;
- информационные ресурсы Интернет;

- сервисы компьютерных сетей.

Уметь

- путешествовать по Всемирной паутине;

- настраивать браузер Internet Explorer

ПР 2.4. «Настройка браузера» с. 143-146

§ 2.4

с.140-143

22

Электронная почта

Знать/понимать

- электронная почта, адрес электронной почты,  почтовые программы.
- телеконференция;

Уметь

- работать с электронной почтой;

- настраивать почтовую программу

ПР 2.5. «Работа с электронной почтой» с.150-155

§ 2.5

с.146-150

23

Общение в Интернете в реальном времени.

Знать/понимать

-форумы

- телеконференции

- программы общения

Уметь

- общаться в Интернете;

ПР 2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» с. 158-167 

§ 2.6

с.156-157

24

Файловые архивы

Знать/понимать

- всемирная паутина;
- файловые архивы.

Уметь

- находить файловые архивы;

- выполнять закачку файлового архива.

ПР 2.7. «Работа с файловыми архивами» с.171-176        

§ 2.7

с.168-170


25

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

Знать/понимать

-технологию передачи звука и видео;

-Интернет-радио,  интернет-телевидение;

-Web-камеры.

А14

§ 2.8

с.176-179

26

Геоинформационные системы в Интернете

Знать/понимать

- геоинформационные системы в Интернете.

Уметь

- осуществлять поиск информации в компьютерных сетях путем формирования запросов по ключевым словам, адекватным решаемым задачам

ПР 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете» с.182-184

§ 2.9

с.179-182

27

Поиск информации в Интернете

Знать/понимать

- правила поиска информации в компьютерных сетях;

Уметь

- осуществлять поиск информации в компьютерных сетях путем формирования запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемым задачам

§ 2.10

с.184-187

28

Практическая работа №6  по теме «Формирование запросов на поиск информации в сети»

Уметь

-с использованием различных поисковых систем, находить нужную информацию в энциклопедиях

с.187-194

29

Тестирование №2  по теме «Коммуникационные технологии»

30

Основы языка разметки гипертекста

Знать/понимать

- технология WWW;

- принципы использования языка разметки гипертекста HTML;

- форматирование текста на Web-страницах;

- вставка графики и звука;

- создание гиперссылок.

ПР 2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора» с.205-208

§ 2.13

с.201-205

31

Форматирование текста и размещение графики

Знать/понимать

- Web-сайты,  Web-страницы;

- форматирование текста на Web-страницах;

- вставка графики и звука;

Уметь

- создавать Web-страницы;

- выполнять форматирование текста на Web-страницах;

- выполнять вставку графики и звука.

32

Практическая работа №7  по теме. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Знать/понимать

- Web-сайты,  Web-страницы,  Web-редактор;

Уметь

- создавать Web-страницы;

- выполнять форматирование текста на Web-страницах;

- выполнять вставку графики и звука.

33

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

В6

34

Электронная коммерция в Интернете

Знать/понимать

- Электронная коммерция в Интернет;

- Интернет-магазин;

Уметь

- оформлять заказ в Интернет-магазине

        

ПР 2.10. «Заказ в Интернет-магазине» с.198-199

§ 2.11

с.194-197

35

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

Знать/понимать

- Библиотеки,  энциклопедии,  словари в Интернете

Уметь

- находить информацию в библиотеках, энциклопедиях и словарях в Интернете

§ 2.12

с.199-201


Календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год

11а, 11б, 11в класс

11 класс 1 час в неделю (всего  35 часов)

Автор учебника и программы «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. (10—11 КЛАССЫ)

Два года обучения по одному уроку в неделю (70 часов)

Дата

№ урока

Тема урока

Предметные компетентности

(Базовый (ЗУН))

Ключевые компетентности Продвинутый (ЗУН)

ЕГЭ

Практикум

Д/З

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1

История развития вычислительной техники. ТБ в кабинете информатики.

Знать/понимать

Этапы развития вычислительной техники

Поликультурная обеспечение расширения кругозора и повышение культурного уровня учащихся

Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения

Информационная использование различных источников информации

ПР 1.1

«Виртуальные компьютерные музеи» с.16-19

§ 1.1

с.10-15

2

Архитектура персонального компьютера.

Знать/понимать

- магистрально-модульное устройство компьютера;

- устройство компьютера;

- типы компьютеров (настольный, портативный, карманный).

А6

ПР 1.2

«Сведения об архитектуре компьютера» с.23-25

§ 1.2

с.19-23

3

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем.

Знать/понимать

- операционные системы;

- назначение операционных систем;

- состав;

- загрузка;

- системное программное

ПР 1.3

«Сведения о логических разделах дисков» с.28-30

§ 1.3.1

с.25-28

4

Операционная система Windows.

Знать/понимать

- уметь загружать операционную систему и настраивать BIOS.
- уметь работать с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями;

- работать с файловыми менеджерами и архиваторами.

ПР 1.4

«Значки и ярлыки на Рабочем столе» с. 34-36

§ 1.3.2

с.30-34

5

Операционная система Linux.

Практическая работа №1 по теме «Установка пакетов в операционной системе Linux»

Знать/понимать

- уметь работать с графическим интерфейсом Linux., стандартными и служебными приложениями.
- работать с файловыми менеджерами и архиваторами.

ПР 1.5-1.6

«Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. Установка пакетов в операционной системе Linux» с.40-43

§ 1.3.3 с.36-40

6

Защита от несанкционированного доступа к информации.

Знать/понимать

- принципы организации защиты от несанкционированного доступа к информации.

ПР 1.7

«Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи» с.48-49

§ 1.4.1-1.4.2

с.43-49

7

Физическая защита данных на дисках.

Знать/понимать

- принципы физической защиты данных на дисках.

А5

§ 1.5

с.49-50

8

Защита от вредоносных программ. Вредоносные антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них.

Знать/понимать

- что такое компьютерные вирусы и защита от них.

Уметь

- использовать антивирусную программу.

ПР 1.8

«Защита от компьютерных вирусов» с.56-63

§ 1.6.1-1.6.2

с.51-56

9

Сетевые черви, троянские программы, хакерские утилиты и защита от них.

Знать/понимать

- что такое сетевые черви, троянские программы,  хакерские утилиты и защита от них.

Уметь

- использовать антивирусную программу.

ПР 1.9-1.11

«Защита от сетевых червей. Защита от троянских программ. Защита от хакерских атак» с.66-70, 72-74, 76-78

§ 1.6.3-1.6.5

с.63-66,

71-72, 75-78

10

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Устройство компьютера и программное обеспечение.

Знать/понимать

-внутренне устройство компьютера;

-внешние устройства компьютера;

-драйвера и ПО компьютера.

С3

Подготовиться к тестированию по главе 1

11

Тестирование № 1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Моделирование и формализация (8 часов)

12

Моделирование как метод познания.

Знать/понимать

- модель,  виды моделей;

- моделирование, виды моделирования;

- система, системный подход в моделировании;

- статические информационные модели;

- динамические информационные модели

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

Поликультурная

учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

§ 2.1

с.80-82

13

Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.

Знать/понимать

- формы представления моделей;

§ 2.2-2.3

с.82-86


14

Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

Знать/понимать

- формализация;

- основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

Социально – трудовая

учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

§ 2.4 -2.5

с.86-88

15

 Исследование физических моделей и астрономических моделей.

Знать/понимать

- принципы создания и исследования физической и астрономической модели; 

Уметь

- исследовать физическую и астрономическую модель при помощи электронных таблиц.

§ 2.6.1-2.6.2

с.89-92

16

Исследование алгебраических и  геометрических моделей.

Знать/понимать

- принципы создания и исследования алгебраических и геометрических моделей.

Уметь

- исследовать алгебраическую и геометрическую модель при помощи электронных таблиц.

А14

§ 2.6.3-2.6.5

с.92-97

17

Исследование химических и биологических моделей.

Знать/понимать

- принципы создания исследования химических и биологических моделей.

Уметь

- исследовать химическую и биологическую модель при помощи электронных таблиц

§ 2.6.6-2.6.7

с.97-100

18

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Моделирование и формализация.

Знать/понимать - принцип кодирования графических изображений

Уметь

- кодировать графическое изображение

А12А17В6

с.158-159

19

Тестирование №2 по теме «Моделирование и формализация».

База данных. Системы управления базами данных (8 часов)

20

Табличные базы данных.

Знать/понимать

- базы данных,  виды баз данных

- поле, запись,  ключевое поле;

- типы данных, характеристики типов данных;

- этапы разработки БД

Поликультурная расширение круго зора и повышение культурного

уровня учащихся

Коммуникативная формирование собственной точки зрения, умение защищать свою точку зрения

§ 3.1

с.101-104

21

Система управления базами данных. Основные объекты: таблицы, формы, запросы, отчеты

Уметь

- создавать структуру табличной базы данных, пользуясь режимом конструктора и мастером;

- создавать новое поле в таблице.

А13

§ 3.2.1

с.104-105

22

Практическая работа №2 по теме «Создание табличной базы данных»

Уметь

-создавать формы для табличных баз данных

ПР 3.1 «Создание табличной базы данных»

с.106-108

23

Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

Уметь

- создавать и использовать формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

Интеллектуальная  развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Информационная  

использование различных источников информации,

учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

ПР 3.2

«Создание формы в табличной БД» с.109-113

§ 3.2.2

с.108-109

24

Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов.

Уметь

- выполнять поиск  данных с помощью фильтров и запросов.

§ 3.2.3

с.113-114

25

Практическая работа №3 по теме «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов»

Уметь

-осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов

ПР 3.3

«Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов» с.114-117

26

Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью Отчетов. Иерархические и сетевые базы данных.

Уметь

- выполнять  сортировку данных;

- создавать отчеты. Знать/понимать

- иерархические  и сетевые базы данных

ПР 3.4-3.5

 «Сортировка записей в табличной  базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных» с.118-120

§ 3.2.4-3.2.5

с.117-119

§ 3.3-3.4

с.120-124

27

Тестирование №3 по теме «База данных. Системы управления базами данных»

ПР 3.6 по теме «Создание генеалогического древа семьи» с.124-125

Информационное общество (3 часа)

28

Право в Интернете.

Знать/понимать

- право в Интернет

§ 4.1

с.126-127

29

Этика в Интернете.

Знать/понимать

- этика в Интернет

§4.2

с.127-130

30

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Знать/понимать

  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

В9

§4.3 с.130-135

Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 часов)

31

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Информация. Кодирование информации.

Знать/понимать

- иметь представление о кодирование генетической информации;

Уметь

- решать задачи на определение количество информации;

- переводить числа из одной системы счисления в другую.

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная

учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

Поликультурная

учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

В4А3 А11 В8

с.136-145

32

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.Алгоритмизация и программирование.

Знать/понимать

- знать понятие алгоритма,
- иметь представление об объектно-ориентированном программировании,
- знать интерфейс среды программирования,
Уметь

- писать программы в среде программирования.

А18В2 С2

с.145-155

33

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Основы логики. Логические основы компьютера.

Уметь

- уметь применять основные  логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);

-уметь строить таблицы истинности логических выражений и логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

В10В4А7 А8А9

с.155-158

34

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Информационные технологии.

Знать/понимать

- знать технологию обработки текстовой информации;

- знать технологию обработки графической информации;

- знать технологию обработки числовой информации;

Уметь

-создавать табличную базу данных;

В6В7С4

с.160-165

35

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Коммуникационные технологии»

Знать/понимать

-способы подключения к Интернету.

Уметь

-создавать Web-страницы.

В6В7С4

с.166-169


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...