Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «информатика и ИКТ
статья по информатике и икт на тему

Етдзаева Светлана Тимофеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneauditornaya_samostoyatelna_rabota_obuchayushchikhsya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
при изучении дисциплины «информатика и ИКТ

Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

         Реализация  ФГОС (стандарта третьего поколения), особенностью которого является формирование общих и профессиональных компетенций, ориентация на цели, переход в организации процесса обучения от «знаний» к «способам деятельности». Перед преподавателем ставится задача организации учебного занятия на деятельностной основе для формирования у обучающихся опыта практической деятельности.

       Методологической основой ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий формирование общих и профессиональных компетенций.  Профессиональная компетенция  представлена как «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решения задачи профессиональной деятельности», а общая компетенция как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих и многих видов профессиональной деятельности».

      Именно cсамостоятельная работа является той деятельностью обучающихся, которая непосредственно  направлена на формирование у них ОК и ПК, обеспечивающих развитие способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию. Это подтверждают общие компетенции:

- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации».

         Одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ФГОС, п. 7. 1.) является обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся, т.к. самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом.  При выполнении самостоятельной работы происходит «систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;  углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста» .

       По времени и месту проведения самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную.

       Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях. Эффективным способом при проведении  аудиторной самостоятельной работы является: опосредованное и непосредственное конспектирование лекции, выполнение практических работ  по методическим указаниям, самостоятельная работа студентов с учебниками, выполнение  контрольных работ и т.д.

    Хочется отдельно остановиться на внеаудиторной самостоятельной работе, которая выполняется обучающимся во внеаудиторное время по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В целях успешного освоения содержания ОПОП по дисциплине «Информатика и ИКТ» предусмотрено выполнение пяти внеаудиторных самостоятельных работ. Попробую аргументировать целесообразность выбранных видов и уровней  самостоятельных работ.

     СР  №1. Используя Интернет,  составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете.

        Самостоятельная работа является индивидуальной, т.е. предусматривает обязательное личное выполнение задания. К особенностям выполнения этой работы можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы. Работа эвристическая (частично-поисковая), заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации с элементами исследовательской деятельности.  Выполнение СР преследует следующие дидактические цели:  овладение умением самостоятельно приобретать знания, формирование практических умений (основного компонента компетенций).

       СР №2 . Опишите дискретное представление звуковой и видеоинформации.

        Реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации, т.к. является логическим продолжением аудиторного занятия. Цель работы - формирование у обучающихся навыков отбора и систематизации информации по заданной теме. Поиск и обработка информации может проходить как с использованием средств ИКТ, так и  традиционных источников.

    СР №3.  Подготовьте инструкцию «Профилактика вирусов на ПК» на основе своего антивируса.

         Эвристическая самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций).  В ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по данной теме, формируется умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию,  развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируется самостоятельность мышления, воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего специалиста.

                  СР № 4.  Составьте таблицу характеристик современных браузеров.

         Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и систематизации знаний обучающихся с элементами анализа и исследовательской деятельности. Задание предполагает упорядочение новой информации как исходного материала при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием успешного выполнения работы. Обучающимся необходимо указать ресурсы, необходимые для выполнения задания. Указанный список должен содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы.

               СР №5.  Разработайте WEB-страницы, рассказывающие об учебном заведении, группе, профессии, семейных династиях и т.д.

          Творческое задание предлагается как  отдельным обучающимся, так и мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за выполненную  работу. Публичное обсуждение и защита своего проекта повышают роль самостоятельной работы, усиливают стремление обучающихся к ее качественному выполнению. По завершении работы над заданием обучающийся должен владеть учебным материалом по данной  теме настолько, чтобы суметь создать web-страницу с возможностью передвижения с помощью гиперссылок, смоделировать физическое пространство.

          Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Обучающийся должен видеть полезность выполняемой работы либо  для овладения будущей профессией, либо  для дальнейшей учебной деятельности. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов  является контроль результатов, который включает в себя оценку выполнения заданий.

           Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления обучающимися материалов своей самостоятельной деятельности:  самопроверка, взаимопроверка,  защита творческих работ и электронных презентаций и т.д.

        Создавая задания для самостоятельной работы я старалась использовать разнообразные формы и методы,  ориентированные на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой знания не даются в готовом виде, а «добываются» обучающимися самостоятельно. В настоящее время я работаю над  увеличением числа заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания).

          Самостоятельная работа обучающегося должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, так как требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющихся признаками человека как субъекта деятельности, именно самостоятельная работа “формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования”, дает возможность “быть сознательным и активным гражданином и созидателем”.

Литература и интернет-источники:

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения  [текст]:методическое пособие/ Авт.-сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012.-180с.
  2. Словарь справочник современного российского профессионального образования/Авт.-сост: БлиновВ.И., Волошина М.А.,  Есениена Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.- Выпуск 1.
  3. Веселова Н. Е., Разработка контрольно-измерительных и компетентностно-оценочных материалов в рамках реализации ОПОП [Электронный ресурс] / Н. Е. Веселова. --  http://pedsovet.org - Режим доступа - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,41559/Itemid,118/, свободный. – апрель,2012.
  4. Пьянова С. В. Формирование и развитие  компетенций будущих рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / С. В. Пьянова // Приложение к журналу "СПО". - 2012. - N5. -  С. 39-41
  5. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие / В. А. Скакун. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2007. - 336 с. - (Профессиональное образование).
  6. Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетентностей [Текст] / Л. И. Купцова, Н. В. Мартынова, О. П. Томилина // Специалист. - 2010. - N3. -  С. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

Автор этой статьи в течение пяти лет занимаеться проэктной деятельностью. Данная статья поможет методически разрабатывать поекты....

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык

Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230401 Информационные системы (по отраслям) Для заочного обучения

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе являются неотъемлемой частью учебно – методического комплекса и представляют собой дополнение к учебникам и учебным пособиям в рамка...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Английский язык»

Данные методические рекомендации,  предназначенные для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 2 года обучения на базе 9 классов по специальностям 190631 «Техническое обслуживание и ремо...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы информационных технологий" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...