Программирование. Язык Pascal.
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назначение программирования –разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Программирование Системное Прикладное
Системное программиро-вание – разработка системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и т.д. Прикладное программи-рование – создание прик-ладных программ: редак-торы , табличные процессо-ры , игры, обучающие прог-раммы и т.д.
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования. Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
Языки программирования
Языки программирования
Языки программирования
Для создания и использования на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования. Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Языки программирования
Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задач. Такие алгоритмы называют алгоритмами работы с величинами. В качестве исполнителя рассматривается – компьютер, оснащенный системой программирова-ния на определенном языке. Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе.
Язык программирования Паскаль
Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации
Структура программы {1. заголовок программы} program Имя_Программы ; { 2. Раздел описаний } label Описания_меток ; const Описания_Констант ; type Описания_Типов ; var Описания_Переменных ; procedure Описания_Процедур_и_функций ; function ; { 4. Раздел операторов } begin Операторы e nd .
Алфавит языка Паскаль 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z 10 цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 знаки операций: + - * / = <> < > <= >= := @ ограничители (разделители): . , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ; подчеркивание _ спецификаторы: ^ # $
Важно Iwanow_Petr_9a, но нельзя: 9а-Иванов Петр (допущены три ошибки: имя начинается цифрой, использовано тире и слова разделены пробелом). Операторные скобки begin ….. end . Разделителем операторов в Паскале является ; (точка с запятой) Имя программы
Процедуры вывода Write и WriteLn ( переводится – «пиши» и «пиши строку» ) С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов. Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.
Примеры: Как пишем Что видим Write(-500) -500 Write(2*2-1) 3 Write(‘ Хорошо! ’ ) Хорошо!
Один оператор Write может выводить сразу несколько элементов. Элементы нужно отделять друг от друга запятыми. Все элементы выводятся в одну строку вплотную друг к другу. На экране отображаются только те пробелы, которые встречаются внутри кавычек.
Примеры: Как пишем Что видим Write(‘ Это ’ ,4+4, ’ Кошек ’) Это8Кошек Write(‘ Это ’ ,4+4, ’ кошек ’) Это 8 кошек Write(’ 16+17= ’ ,16+17) 16+17=33 Write(3+2 , ‘ ’ , 4) Write (3+2,4) 5 4 54 Write ( ‘ 125+1 ’ ,5+1, ‘=’ ,120+21) 125+16=141
Правила записи и выполнения оператора WriteLn те же, что и у Write , с одним исключением – после его выполнения следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию с начала следующей строки, а после выполнения оператора Write продолжает печатать в той же. Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки.
Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»: Служебные слова BEGIN и END ; Точка с запятой; Точка.
BEGIN (переводится – «начало») – ставят в начале программы, чтобы было видно, откуда она начинается. END (переводится – «конец») – с точкой ставится в конце программы, чтобы было видно, где она заканчивается. Точкой с запятой отделяют операторы друг от друга. Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой не отделяются.
Пример: Программа на Паскале. Результат выполнения BEGIN Write(‘ Начали! ’) ; Write(8+1) ; Write(5) ; END . Начали!95
Программу можно записывать и в строку, и в столбец. Служебные слова и операторы могут быть записаны любыми буквами (заглавными или строчными, а также любым шрифтом). Программа на Паскале может содержать комментарии, взятые в фигурные скобки, которые не влияют на выполнение программы.
Пример: Программа на Паскале. BEGIN Write(‘ Начали! ’) ; { Это приказ печатать! } Write(8+1) ; Write(5) ; END . Результат выполнения Начали!95
Примеры: Программа: Begin Write(‘ АМа ’) ; Write(‘ ЗОНКа ’) ; End. Результат: Программа: Begin Write(‘ АМа ’) ; WriteLn(‘ ЗОНКа ’) ; End. Результат: Программа: Begin WriteLn(‘ Ама ’) ; Write(‘ Зонка ’) ; End. Результат : Программа: Begin WriteLn(‘ Ама ’) ; WriteLn(‘ Зонка ’) ; End. Результат: АМаЗОНКа АМаЗОНКа Ама Зонка Ама Зонка
Задача 1 Определить, что напечатает программа: Begin Write(1992); WriteLn (‘ Мы начинаем! ’); WriteLn (6*8); WriteLn ; WriteLn (‘ Шестью шесть ’ ,6*6, ‘ .Арифметика: ’ ,(6+4)*3 ) ; End . __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оператор присваивания. При выполнении оператора присваивания компьютер «в уме» вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей в левой части. Обозначение оператора присваивания :=
Пример: Begin a:=2*3+4; b:=a; y:=a+b+1; Write(‘y=’,y) End. a := 10; b:=10; y:=10+10+1; у=21 Замечание. Если переменная принимает новое значение, то старое значение автоматически стирается
Описание переменных Описание переменных начинается со служебного слова VAR ( переводится – «переменная» ), которое записывается выше Begin . После VAR записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.
Типы значений переменных Тип Перевод Диапазон принимаемых значений Integer целый целые числа от - 32 768 до 32 767 LongInt длинное целое целые числа от - 2 147 483 648 до 2 147 483 647 Byte целые числа от 0 до 255 Real Вещест-венный целые и дробные числа
Для того, чтобы Паскаль выводил вещественные числа в понятном виде, нужно в оператор вывода WriteLn дописывать формат численного значения переменной: WriteLn ( x:n:m) , где n – натуральное число, показывающее сколько символов, включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку, должно занимать все изображение числа; m – натуральное число, показывающее количество символов после десятичной точки.
Пример: Var a,b:Integer; c:Real; Begin a:=6; b:=7; c:=b/a; WriteLn(‘c=’,c: 4 :2); End. Ответ: с=1,17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по теме "Программирование на языке Pascal".
Материал представляет собой разработку уроков для учителей информатики.Свыше 60 уроков, содержащих теоретический и практический материал....
Конспект урока с презентацией "Графика на языке программирования Turbo Pascal"
Урок для учащихся 11 класса по теме "Графика на языке программирования ТР". Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится!...
Элективный курс « Занимательное программирование на языке Pascal»
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организа...
Элективный курс для 10-11 класса "Программирование на языке Pascal"
Программирование на языке Pascal. Программа элективного курса для 10 – 11-ых классовОдна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему ур...
Программирование. Начало программирование на языке Pascal
Материал разработан и опубликован для московского проекта единая общегородская образовательная платформа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-923609-1494486331.jpg)
Электронный учебник по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для преподавателей
Данный электронный учебник является программно-методическим обеспечением для дистанционного обучения по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal". Вашему вниманию предлага...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-923609-1494486331.jpg)
Электронный учебник по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальности 050202 отделения "информатика"
Данный электронный учебник является программно-методическим обеспечением для дистанционного обучения по курсу "Программирование. Структурное программирование на языке Pascal" для студентов специальнос...