Рабочая программа по информатике для 3 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему

Короткова Светлана Викторовна

       Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                 средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка

Согласовано

на заседании методического объединения учителей

Протокол №____

от 28.08.2013г.

Утверждено

приказом № ___ от 28.08.2013г.

Директор МАОУ СОШ № 59

«Перспектива» г.Липецка

_______________Р.А. Гладышева

Рабочая программа

по информатике

3А, 3Б, 3В, 3Г, 3Д, 3Е, 3Ж  класса

на 2013/ 2014 учебный год

                                                                                                   Составитель:

                                                                                                   учитель информатики

                                                                                                   Короткова Светлана Викторовна                                                                  

                           

г. Липецк.

Пояснительная записка

         «Информатика и ИКТ» вводится в 3 классе в рамках предметной области «Математика и информатика».

          Главная цель курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

4) овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

5) развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

6)  освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

7) воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

8) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Учебный план МАОУ СОШ №59
  • Приказ МОиН РФ  от 19.12.2012  № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 уч. год.
  • СанПин  2.4.2. 2821 - 10»

   Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004), в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Обоснование выбора программы.

      Целостность и непрерывность изложения материала. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов).  Практико - ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Изменения, внесенные в программу.

В связи с тем, что вводится работа на компьютере в программу 3 класса вносятся следующие изменения:   

    - добавляется 17 часов, связанных с работой на компьютере, они разбиваются на следующие блоки: «Знакомство с компьютером» - 4 час, «Создание рисунков» - 8 часов, « Создание мультфильмов и живых картинок» –5 часов;

            - сокращаются 17 часов в варианте программы без использования компьютера по следующим блокам: «Алгоритмы» - 4 часа, «Свойства объектов» - блок удалён полностью, 4 часа - «Аналогия. Выигрышная стратегия»

Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:

  • Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический  редакторы PAINT, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
  • Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» ( 3 – 4 годы обучения);

Место и роль учебного курса.

Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 2-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ. Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль. 

        

Информация о количестве учебных часов.

      Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 6 проверочных работ.

Технологии обучения.

При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:

  1. Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
  2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников, ведущего типа их деятельности).
  3. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
  4. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

Используются формы организации учебного процесса  исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.

Разнообразны также методы, приемы и средства обучения:

  • практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,
  • демонстрации учителем работы на ПК,
  • моделирование (создание графических схем и таблиц, отражающих существенные и несущественные свойства объектов),
  • рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,
  • игры по воспитанию навыков сотрудничества, общения,
  • упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.

Программный материал изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.

Формирование ключевых компетенций.

Основные группы формирования межпредметных компетенций в процессе преподавания информатики:

1. Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места ученика, обучение приемов рационального расположения необходимого оборудования.

2. Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности при организация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).

3. Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.

4. Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.

5. Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.

6. Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.

7. Валеологические компетенции: элементы аутотренинга, физических восстановительных методик.

Предметные компетенции:

Важную роль в обучении информатики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, проводить анализ задания к задаче.

Основные направления отработки предметных компетенций:

- освоение первоначальных знаний о величинах, компонентах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно решать, участвовать в диалоге;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к информатике, пробуждение познавательного интереса и стремления совершенствовать свою речь.

- применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, проверочных работ, тестирования.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочной работы.

Информация об используемом учебнике:

 Используется рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:

- Информатика и ИКТ 3класс. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;

 - Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010 – 2011 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);

- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  3 кл.  

- Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;

- Комплект наглядных пособий. 3 класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...