РП "Основы программирования"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа дисциплины "Основы программирования", специальность 230115 Программирование в компьютерных системах, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
230115_osnovy_programmirovaniya_rp_eremenko.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский технологический колледж
(РТК)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе РТК _________________Н.В. Чекурова «__»_________________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника техник-программист
Форма обучения очная
Рязань 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»
Разработчики:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель.
Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий
Протокол №________________от «____»_______________20_____г.
Председатель Л.Е. Еременко
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 294 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 196 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 98 часов;
- резерв учебного времени 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 294 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 188 |
в том числе: | |
практические занятия | 94 |
контрольные работы | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 98 |
в том числе: | |
подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите | 22 |
решение индивидуальных задач на разработку алгоритмов в виде блок-схем и программ на языке программирования | 70 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 6 |
Резерв учебного времени | 8 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. | 54 | |
Тема 1.1. Понятие и свойства алгоритма | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие алгоритма, его свойства. Сущность алгоритмизации вычислительного процесса. Способы описания алгоритмов | ||
Тема 1.2. Описание алгоритма в виде блок-схем | Содержание учебного материала | 2 |
Структурный подход к разработке блок-схем. Базовые алгоритмические структуры: линейный, условный, циклический. Приемы использования базовых алгоритмических структур | ||
Практические занятия Разработка блок-схемы линейного алгоритма Разработка блок-схем условных алгоритмов Разработка блок-схем циклических алгоритмов | 2 4 4 | |
Тема 1.3. Данные в алгоритмическом процессе. Типы данных | Содержание учебного материала | 2 |
Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика | ||
Тема 1.4. Массивы | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие массива. Размерность массива. Обращение к элементам массива. Инициализация массива. Алгоритмы формирования массива | ||
Практические занятия Разработка блок-схем алгоритмов обработки массивов | 4 | |
Тема 1.5. Основные алгоритмы обработки массивов | Содержание учебного материала | 2 |
Поиск максимального элемента в одномерном массиве. Сортировка одномерного массива. Определение элементов массива, обладающих заданными свойствами | ||
Тема 1.6. Подчиненные алгоритмы | Содержание учебного материала | 4 |
Понятие подалгоритма. Модульный подход к разработке алгоритмов. Правила выделения и оформления подалгоритма. Функции и процедуры. Выполнение подалгоритма. Формальные и фактические параметры. Примеры разработки подалгоритмов | ||
Практические занятия Разработка блок-схем алгоритмов с подалгоритмами | 4 | |
Контрольные работы Структуры алгоритмов | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Разработка алгоритмов по вариативным заданиям преподавателя | 20 | |
Раздел 2. | 8 | |
Тема 2.1. Языки и системы программирования | Содержание учебного материала | 2 |
Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования | ||
Тема 2.2. Методы программирования | Содержание учебного материала | 2 |
Структурный, модульный, объектно-ориентированный методы программирования. Достоинства и недостатки методов программирования | ||
Тема 2.3. Общие принципы разработки программ | Содержание учебного материала | 2 |
Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Этапы решения задачи на компьютере | ||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Эволюция языков программирования» | 2 | |
Раздел 3. | 198 | |
Тема 3.1. Особенности языка Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Назначение языка. Состав языка. Алфавит языка. Лексемы языка. Структура программы на языке | ||
Тема 3.2. Типы данных языка Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Концепция типов данных. Стандартные типы данных. Переменные и константы, объявление переменных и констант. Инициализация переменных | ||
Тема 3.3. Операции и выражения языка Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Понятия выражения, операции, операторов и операндов. Операции языка Turbo Pascal и их приоритет. Блочный оператор. Составной оператор | ||
Тема 3.4. Среда программирования Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Особенности интегрированной среды. Режимы работы в интегрированной среде. Компоненты интегрированной среды. Оформление и отладка программ. Встроенный текстовый редактор. Выполнение программы. Директивы компилятора и включение их в текст программы. Виды программных ошибок | ||
Тема 3.5. Ввод-вывод данных в языке Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Подходы к вводу-выводу данных. Форматированный ввод-вывод с помощью функций read, readln, write, writeln. Управление символьным выводом на экран | ||
Практические занятия Разработка программ по линейным алгоритмам | 4 | |
Тема 3.6. Программирование условных алгоритмов на Tyrbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Операторы полного и неполного ветвления (if-then и if-then-else). Вложенные условные операторы. Оператор выбора case. Оператор безусловного перехода. Метки. Примеры разработки программ по условным алгоритмам | ||
Практические занятия Разработка программ условных алгоритмов Разработка программ с использованием конструкции множественного выбора | 4 4 | |
Тема 3.7. Программирование циклических алгоритмов на Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Оператор цикла с предусловием while. Оператор цикла с постусловием repeat. Оператор цикла с параметром for. Примеры разработки программ по циклическим алгоритмам | ||
Практические занятия Разработка программ циклических алгоритмов | 4 | |
Тема 3.8. Массивы в языке Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Массивы в Turbo Pascal. Обращение к элементам массивов. Объявление массивов. Использование пользовательского типа при объявлении массива. Инициализация массивов. Примеры программ обработки массивов | ||
Практические занятия Разработка программ обработки одномерных массивов Разработка программ обработки двумерных массивов | 4 4 | |
Тема 3.9. Строковый тип данных в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Строки. Объявление строк. Строковые константы. Инициализация строк | ||
Тема 3.10. Обработка строковых данных в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Функции работы со строками. Примеры программ | ||
Практические занятия Разработка программ работы со строками | 4 | |
Тема 3.11. Множественный тип данных в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие множества. Конструктор множества. Объявление множеств. Свойства множеств. Операции над множествами | ||
Тема 3.12. Записи в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие записи. Структура записи. Поля записи. Объявление записи. Обращение к полям записи. Примеры программ | ||
Практические занятия Разработка программ обработки массива записей | 4 | |
Тема 3.13. Файлы и файловые переменные в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие файла. Типы файлов. Файловые переменные | ||
Тема 3.14. Функции работы с файлами в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Запись в файл. Чтение из файла. Прямой доступ к записям файла. Примеры программ | ||
Практические занятия Разработка программ работы с файлами | 4 | |
Тема 3.15. Указатели в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Статические и динамические данные. Понятие указателя. Объявление указателей. Управление выделением и освобождением динамической памяти на логическом и физическом уровнях | ||
Практические занятия Разработка программ обработки массивов с использованием указателей | 4 | |
Тема 3.16. Списки в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие списка. Создание и обработка списков. Примеры программ | ||
Практические занятия Разработка программ с использованием списков | 4 | |
Тема 3.17. Графические режимы работы монитора в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Установка графического режима работы монитора. Цвет фона и рисунка. Графические координаты. Графическое окно | ||
Тема 3.18. Создание графических изображений в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Графические примитивы. Закраски и заполнения. Построение графиков функций. Примеры программ | ||
Практические занятия Построение графических изображений | 4 | |
Тема 3.19. Процедуры пользователя в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Процедуры. Описание процедуры. Оператор вызова процедуры | ||
Практические занятия Разработка программ с использованием процедур | 4 | |
Тема 3.20. Функции пользователя в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Функция. Описание функции. Оператор вызова функции. Рекурсивные функции | ||
Практические занятия Разработка программ с использованием функций | 4 | |
Тема 3.21. Модульное программирование в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 4 |
Понятие модуля. Описание модуля. Интерфейсная, исполнимая и инициализирующие части Создание и использование модулей | 4 | |
Практические занятия Разработка модулей Использование модулей для решения задач | 4 4 | |
Контрольные работы по темам Программирование условных алгоритмов Программирование циклических алгоритмов Обработка массивов Массивы записей Функции и процедуры | 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите Разработка блок-схем и программ алгоритмов по вариативным заданиям преподавателя Заполнение таблицы «Меню интегрированной среды Turbo Pascal» Заполнение таблицы операторов ввода-вывода данных | 70 | |
Раздел 4. | 26 | |
Тема 4.1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования | Содержание учебного материала | 2 |
История развития объектно-ориентированного программирования Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объекты и классы. Основные принципы объектно-ориентированного программирования: наследование, инкапсуляция, полиморфизм | ||
Тема 4.2. Классы в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Определение класса. Обращение к полям и методам класса. Создание объектов (экземпляров класса). Инициализация полей объектов | ||
Тема 4.3. Наследование в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Механизм наследования. Иерархия классов. Присваивание объектов | ||
Тема 4.4. Полиморфизм в Turbo Pascal | Содержание учебного материала | 2 |
Механизм простого полиморфизма. Применение простого полиморфизма. Механизм сложного полиморфизма. Использование процедур с полиморфным объектом | ||
Тема 4.5. Динамические объекты | Содержание учебного материала | 2 |
Объявление динамического объекта. Контроль распределения памяти. Пример организации динамического объекта с динамическими полями. Создание статического объекта с динамическими полями | ||
Тема 4.6. Разработка программы с использованием ООП | Содержание учебного материала | 2 |
Этапы разработки: анализ и объектная декомпозиция предметной области задачи, логическое проектирование, физическое проектирование, создание библиотеки классов и основной программы. Примеры программы | ||
Практические занятия Программирование классов Разработка программ с использованием ООП | 4 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите | 6 | |
Резерв учебного времени | 8 | |
Итоговая аттестация: экзамен | ||
Всего: | 294 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории системного и прикладного программирования.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели;
- рабочее место преподавателя;
- доска.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
- интерактивная доска;
- компьютерные программы тестирования;
- комплект методический указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
- презентационный материал.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- интерактивная доска;
- проектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Pascal. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 384 с.
- Голицина О. Л., Попов И. И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009. – 1168 с.
- Культин Н. Самоучитель программирования в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.: BHV, 2009. – 407 с.
- Микрюков В.Ю. Алгоритмизация и программирование.- М.: Феникс, 2009. – 304 с.
- Сальников Ю.Н. Программирование. Базовый курс. – М.: Маркет ДС, 2011. – 336 с.
- Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
- Сухарев М. Turbo Pascal 7.0. Теория и практика программирования. – М.: Наука и техника, 2009. – 544 с.
Дополнительные источники:
- Давыдова Н.А., Боровская Е.В. Программирование. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009. – 238 с.
- Зеленяк О.П. Практикум программирования на Turbo Pascal. – М.: Книга по требованию, 2010. – 896 с.
- Зеленяк О.П. Современный задачник по Турбо Паскалю. – М.: ДМК-Пресс, 2010. – 320 с.
- Канцедал С.А. Алгоритмизация и программирование. – М.: Форум, 2010. – 352 с.
- Карпиленко Е.В. Основы программирования. – М.: Феникс, 2009. – 318 с.
- Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: BHV, 2010. – 256 с.
- Потопахин В. Искусство алгоритмизации. – М.: ДМК-Пресс, 2011. – 320 с.
- Светозарова Г.И., Сигитов Е.В., Козловский А.В. Практикум по программированию на алгоритмических языках. М.: Книга по требованию, 2012. – 432 с.
- Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0. Практика программирования. – М.: Кнорус, 2012. – 414 с.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Учебный курс – Инструменты, алгоритмы и структуры данных [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://www.intuit.ru/department/se/ialgdate/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Учебный курс – Программирование на языке Pascal [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Учебный курс – Программирование на языке высокого уровня Паскаль [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://www.intuit.ru/department/pl/cpp/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Учебный курс – Введение в программирования на Delphi [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://www.intuit.ru/department/pl/intdelphi/ (дата обращения: 2.08.2013).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| практическая работа |
| практическая работа контрольная работа |
Знания: | |
| практическая работа |
| практическая работа контрольная работа |
| практическая работа контрольная работа |
| практическая работа контрольная работа |
| практическая работа |
Итоговый контроль освоения дисциплины | экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» в среде программирования VBA
Тематическое планирование по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» в среде программирования VBA Основы алгоритмизации и программирование1,2(4 час)Повт. Программное об...
Практические задания по МДК "Системное программирование" для специальности "Программирование в компьютерных систем""
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ МДК «Системное программирование» ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Место динамического программирования в подготовке школьников к олимпиадам по программированию
Задачи на применение идей динамического программирования – частое явление на олимпиадах по программированию, поэтому одним из важных шагов подготовки учащихся к успешному выступлению на олимпиаде по п...
Программирование. Начало программирование на языке Pascal
Материал разработан и опубликован для московского проекта единая общегородская образовательная платформа...