Урок по теме: "Построение и редактирование графиков и диаграмм"
план-конспект урока по информатике и икт на тему

План открытого урока и дополнительные материалы к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc83 КБ
Microsoft Office document icon tablitsy.doc291 КБ
Microsoft Office document icon statistika.doc857.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

урока производственного обучения

профессия «Оператор ЭВМ»

Тема:  «Построение и редактирование графиков и диаграмм»

1. Образовательная цель

  • научить обучающихся представлять числовую информацию в графическом виде,
  • познакомить обучающихся с различными видами диаграмм;
  • изучить алгоритм построения диаграмм

2. Развивающая цель

  • развивать у обучающихся профессиональные интересы к выбранной профессии;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать аккуратность, ответственность, собранности;

3. Воспитательная цель

  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • воспитывать у обучающихся чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувство долга.

4. Методическая цель

  • расширение представлений об информационных технологиях

Основные понятие

  • диаграмма
  • график
  • диапазон данных
  • тип диаграмм
  • легенда

Оборудование и дидактическое обеспечение

  • ПЭВМ, ОС Windows XP, презентация урока, мультимедиапроектор, практическая работа, индивидуальные задания

Тип урока

  • Урок изучения нового материала

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Вводный этап
  • Сообщение темы урока
  • Постановка целей урока
  • Актуализация опорных знаний
  • Объяснение материала урока с демонстрацией практических приемов
  • Закрепление изученного материала

  1. Основной этап
  • Выполнение практической работы
  • Отработка умений и закрепление знаний
  1. Заключительный этап
  • Сообщение о достижении цели урока
  • Разбор типичных ошибок
  • Выставление оценок
  • Домашнее задание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Выявление отсутствующих учащихся
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Инструктаж по технике безопасности.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

Сообщение темы и задачи урока

Тема урока: «Построение и редактирование графиков и диаграмм» (записать в тетрадь)

Постановка целей урока

На  прошлых  занятиях  мы  познакомились  с  одним из самых распространенных способов мультимедийного представления информации

основными  принципами  решения  задач,  представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод   и копирование данных, выполнять  расчеты  по  формулам,  использовать  встроенные  функции,  форматировать содержимое таблицы.
Тема нашего урока:
«Построение и редактирование графиков и диаграмм» 

Цель нашего  урока -  освоить основные приемы построения и редактирования графиков и диаграмм

Задачи

  • научиться представлять числовую информацию в графическом виде,
  • познакомиться с различными видами диаграмм;
  • изучить алгоритм построения графиков и диаграмм
  • приобрести навыки построения и редактирования графиков и диаграмм

На уроках программного обеспечения  вы получили знания, которые будут необходимы нам в процессе изучения темы. В ходе письменного опроса мы выясним насколько они полные.

 Предлагаю вспомнить основные понятия и приемы работы в редакторе электронных таблиц:

Вопросы: (письменный опрос)

1. Изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени. (диаграмма)

2. Содержимое таблицы являющееся основанием для построения графика или диаграммы. (диапазон данных (ячеек))

3. Запишите алгоритм добавления диаграммы с использованием строки меню. (ВСТАВКА-ДИАГРАММА)

4. Какая кнопка дает возможность выделить несмежные строки и столбцы? (Ctrl)

5. На какой панели располагается кнопка открывающая МАСТЕР ДИАГРАММ? (Стандартная)

6. Что в редакторе электронных таблиц отражает сочетание А8? (адрес ячейки)

7. Геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости. (график)

8. Запишите алгоритм авторазбиения листа на страницы.

(СЕРВИС-ПАРАМЕТРЫ-АВТОРАЗБИЕНИЕ НА СТРАНИЦЫ)

9. Пояснение к диаграмме, обозначающее части в ее составе.

(легенда)

10. Можно ли построить диаграмму в Word? (да)

Объяснение нового материала:

Диаграмма - это  способ  представления  данных  таблицы  в  графическом  виде,  который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы  диаграмм.  Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин  используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о количестве пользователей Интернета различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.


Создание  диаграмм  с  помощью  Мастера  диаграмм.

(презентация)

Для  создания  диаграмм  в программе Excel  существует  Мастер  диаграмм.  Это  средство  состоит  из  набора интерактивных  диалоговых  окон,  которые  проведут  через  весь  процесс  построения необходимой  диаграммы.  Технологию  построения  диаграммы  проследим  на  примере следующей задачи:

Нам предстоит наглядно представить количество учащихся в группах второго курса.

 

 (продемонстрировать таблицу)

№ группы

Кол-во обучающихся

10-1

25

10-2

27

10-3

31

10-4

23

10-5

28

10-6

26

10-7

27

10-8

26

10-9

23

10-10

28

10-11

26

10-12

19

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

К основным параметрам диаграммы относятся:

  • Тип диаграммы;
  • Заголовок диаграммы;
  • Рамка;
  • Координатная сетка.

К дополнительным параметрам:

  • Направление расположения ряда (по горизонтали или по вертикали);
  • Наличие или отсутствие легенды;
  • Надписи на осях и некоторые другие, описывающие свойства выводимой диаграммы

Алгоритм построения диаграммы (записать в тетрадь)

Для создания диаграммы необходимо:

  1. Выделить объект, содержащий данные для ее построения;
  2. Вызвать Мастера диаграмм. (Вставка/ Диаграмма)
  3. Выбрать тип диаграммы из предлагаемого набора; кнопка Далее.
  4. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы
  • заголовки,
  • оси,
  • легенда,
  • ряды данных, кнопка Далее.
  1. Выбрать расположение диаграммы, кнопка Готово.

Построение диаграммы. Проводится  одновременно  с  работой  обучающихся на  компьютере  синхронно  с преподавателем. 

№ группы

% качества

10-1

20

10-2

18,5

10-3

6,4

10-4

4,3

10-5

17,8

10-6

11,5

10-7

22,2

10-8

11,5

10-9

8,7

10-10

28,5

10-11

26,9

10-12

15,7

Редактирование  диаграммы.  Если  построенная  Мастером  диаграмма  нуждается  в доработке  или  исправлениях,  их  можно  внести,  вызвав  Контекстное  меню  для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

Выполнение самостоятельной работы.

Построение диаграмм и графиков по индивидуальному заданию.

VI. Итоги урока.

Беседа:

  • С каким понятием познакомились на уроке?
  • Для чего необходимы диаграммы и графики?
  • Как выбирается тип диаграммы?
  • Из каких элементов состоит диаграмма?

Обобщение.

  • Способом наглядного представления числовых данных является диаграмма
  • Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных
  • Диаграмма состоит из нескольких элементов, которые можно последовательно и независимо друг от друга отредактировать, выделяя нужный объект двойным щелчком мыши.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1.Самостоятельная практическая работа.

Самостоятельное выполнение практической работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сообщение о достижении цели урока

Разбор типичных ошибок

Выставление оценок

Домашнее задание :  конспект, отработка навыков построения и редактирования диаграмм.



Предварительный просмотр:

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую изменение общей численности постоянного населения Липецкой области

ЧИСЛЕННОСТЬ  ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Все население, тыс.человек

1211

1200,9

1189,9

1180,8

1173,9

1168,9

1163,3

1176,9

1171,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

городское

779,3

775,3

771

749,9

748,4

747,4

746,1

748,1

746,2

сельское

431,7

425,6

418,9

430,9

425,5

421,5

417,2

428,8

425,1

Задание:Постройте график или диаграмму отражающую изменение  численности  сельского и городского  населения Липецкой области

ЧИСЛЕННОСТЬ  ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Все население, тыс.человек

1211

1200,9

1189,9

1180,8

1173,9

1168,9

1163,3

1176,9

1171,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

городское

779,3

775,3

771

749,9

748,4

747,4

746,1

748,1

746,2

сельское

431,7

425,6

418,9

430,9

425,5

421,5

417,2

428,8

425,1

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую соотношение городского и сельского населения Липецкой области в 2011 году

ЧИСЛЕННОСТЬ  ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Все население, тыс.человек

1211

1200,9

1189,9

1180,8

1173,9

1168,9

1163,3

1176,9

1171,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

городское

779,3

775,3

771

749,9

748,4

747,4

746,1

748,1

746,2

сельское

431,7

425,6

418,9

430,9

425,5

421,5

417,2

428,8

425,1

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую изменение  численности  женского и мужского  населения Липецкой области

РАССПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОЛУ

 

Население на начало года,

Доля в общей численности

Женщин на 1000 мужчин

мужчины

женщины

мужчины

женщины

 

2001 год

565,5

662,6

46

54

1172

2002 год

560,4

660,1

46

54

1178

2003 год

554,9

656,1

46

54

1182

2004 год

549,3

651,6

46

54

1186

2005 год

543,3

646,6

46

54

1190

2006 год

538,2

642,6

46

54

1194

2007 год

534,2

639,7

46

54

1198

2008 год

531,4

637,5

46

54

1200

2009 год

528,3

635

45

55

1202

2010 год

525,6

632,3

45

55

1203

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую соотношение родившихся и умерших Липецкой области

Рождаемость, смертности и естественная убыль населения в липецкой области

 

Всего, человек

На 1000 человек  населения

родившихся

умерших

естественная  убыль

родившихся

умерших

естественная  убыль

2001 год

9798

20996

-11198

8

17,2

-9,2

2002 год

10551

21325

-10774

8,7

17,5

-8,8

2003 год

10602

22222

-11620

8,8

18,4

-9,6

2004 год

11012

21885

-10873

9,2

18,3

-9,1

2005 год

11024

21216

-10192

9,3

17,9

-8,6

2006 год

11290

20505

-9215

9,6

17,4

-7,8

2007 год

11989

19961

-7972

10,2

17

-6,8

2008 год

12585

19971

-7386

10,8

17,1

-6,3

2009 год

12654

19145

-6491

10,9

16,5

-5,6

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую изменение естественной убыли населения Липецкой области

Рождаемость, смертности и естественная убыль населения в липецкой области

 

Всего, человек

На 1000 человек  населения

родившихся

умерших

естественная  убыль

родившихся

умерших

естественная  убыль

2001 год

9798

20996

-11198

8

17,2

-9,2

2002 год

10551

21325

-10774

8,7

17,5

-8,8

2003 год

10602

22222

-11620

8,8

18,4

-9,6

2004 год

11012

21885

-10873

9,2

18,3

-9,1

2005 год

11024

21216

-10192

9,3

17,9

-8,6

2006 год

11290

20505

-9215

9,6

17,4

-7,8

2007 год

11989

19961

-7972

10,2

17

-6,8

2008 год

12585

19971

-7386

10,8

17,1

-6,3

2009 год

12654

19145

-6491

10,9

16,5

-5,6

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую соотношение браков и разводов в Липецкой области

Браки и разводы по Липецкой области

 

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Браков

8837

8885

9699

8723

9634

9770

10918

9812

9711

9650

Разводов

6905

7422

7420

5681

5615

5753

5957

6035

5823

5192

Задание:Постройте график или диаграмму отражающую соотношение занятых мужчин и женщин в Липецкой области

Экономически активное население (15-72лет) Липецкой области

годы

занятые

безработные

годы

занятые

безработные

Мужчины

 

 

Женщины

 

 

2000 год

280,9

28,4

2000 год

268,1

23,7

2001 год

288

19,8

2001 год

271,9

18,6

2002 год

287,7

16,1

2002 год

289,8

13,6

2003 год

284,9

14,3

2003 год

291,9

12,2

2004 год

280,8

12,5

2004 год

283,5

12,2

2005 год

265,5

24,6

2005 год

273

22,1

2006 год

276,1

18,5

2006 год

291,8

11,1

2007 год

289,3

10

2007 год

294,1

6,6

2008 год

285,3

17,8

2008 год

293,3

12,1

2009 год

284

19,3

2009 год

291,4

15


Задание: Постройте график или диаграмму отражающую соотношение безработных мужчин и женщин в 2009 году

Экономически активное население (15-72лет) Липецкой области

годы

Экономически активное население,

из них:

 

занятые

безработные

2000 год

601,1

549

52,1

2001 год

598,4

559,9

38,4

2002 год

607,2

577,5

29,7

2003 год

603

576,5

26,5

2004 год

589

564,3

24,7

2005 год

585,3

538,5

46,8

2006 год

597,5

567,9

29,6

2007 год

600

583,4

16,6

2008 год

608,5

578,6

29,9

2009 год

609,8

575,5

34,3

Мужчины

 

 

 

2000 год

309,3

280,9

28,4

2001 год

307,8

288

19,8

2002 год

303,8

287,7

16,1

2003 год

298,9

284,9

14,3

2004 год

293,3

280,8

12,5

2005 год

290,1

265,5

24,6

2006 год

294,5

276,1

18,5

2007 год

299,3

289,3

10

2008 год

303,1

285,3

17,8

2009 год

303,3

284

19,3

Женщины

 

 

 

2000 год

291,8

268,1

23,7

2001 год

290,5

271,9

18,6

2002 год

303,4

289,8

13,6

2003 год

304,1

291,9

12,2

2004 год

295,8

283,5

12,2

2005 год

295,1

273

22,1

2006 год

302,9

291,8

11,1

2007 год

300,7

294,1

6,6

2008 год

305,4

293,3

12,1

2009 год

306,5

291,4

15

Задание: Постройте график или диаграмму отражающую изменение количества экономически активного населения в Липецкой области

Экономически активное население (15-72лет) Липецкой области

годы

Экономически активное население

занятые

безработные

2000 год

601,1

549

52,1

2001 год

598,4

559,9

38,4

2002 год

607,2

577,5

29,7

2003 год

603

576,5

26,5

2004 год

589

564,3

24,7

2005 год

585,3

538,5

46,8

2006 год

597,5

567,9

29,6

2007 год

600

583,4

16,6

2008 год

608,5

578,6

29,9

2009 год

609,8

575,5

34,3

Мужчины

 

 

 

2000 год

309,3

280,9

28,4

2001 год

307,8

288

19,8

2002 год

303,8

287,7

16,1

2003 год

298,9

284,9

14,3

2004 год

293,3

280,8

12,5

2005 год

290,1

265,5

24,6

2006 год

294,5

276,1

18,5

2007 год

299,3

289,3

10

2008 год

303,1

285,3

17,8

2009 год

303,3

284

19,3

Женщины

 

 

 

2000 год

291,8

268,1

23,7

2001 год

290,5

271,9

18,6

2002 год

303,4

289,8

13,6

2003 год

304,1

291,9

12,2

2004 год

295,8

283,5

12,2

2005 год

295,1

273

22,1

2006 год

302,9

291,8

11,1

2007 год

300,7

294,1

6,6

2008 год

305,4

293,3

12,1

2009 год

306,5

291,4

15


Задания для самостоятельной работы

ТЕМА:

«Построение и редактирование графиков и диаграмм»



Предварительный просмотр:

онспект открытого урока
«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»

9 класс

Цели урока:

образовательные – научить обучающихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить обучающихся с различными видами диаграмм ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации обучающихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере. 

Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором, презентация урока.
Программное обеспечение: MS Excel 2003, презентация урока.
Раздаточный материал: учебный элемент, практическая работа

План урока

  • Организация класса.
  • Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Самостоятельная работа.
  • Творческое задание.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организация класса.

На  прошлых  занятиях  мы  познакомились  с  основными  принципами  решения  задач,  представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод   и копирование данных, выполнять  расчеты  по  формулам,  использовать  встроенные  функции,  форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  1. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы  и цели урока.

(Обучающиеся выполняют работу - ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано?
(Ответ: Диаграмма.)
Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм». 
Сегодня на  уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц,  научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  1. Объяснение нового материала.

Диаграмма - это  способ  представления  данных  таблицы  в  графическом  виде,  который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы  диаграмм.  Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин  используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
Создание  диаграмм  с  помощью  Мастера  диаграмм.  Для  создания  диаграмм  в программе Excel  существует  Мастер  диаграмм.  Это  средство  состоит  из  набора интерактивных  диалоговых  окон,  которые  проведут  через  весь  процесс  построения необходимой  диаграммы.  Технологию  построения  диаграммы  проследим  на  примере следующей задачи:

диаграмма

Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.

  1. Для создания диаграммы выполняют следующие действия:
  2. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм Кнопка: Мастер Диаграмм
  3. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее 

объем продаж

  1. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.
  2. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.
  3. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово. 

Редактирование  диаграммы.  Если  построенная  Мастером  диаграмма  нуждается  в доработке  или  исправлениях,  их  можно  внести,  вызвав  Контекстное  меню  для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

  1. Самостоятельная работа.Проводится  одновременно  с  работой  учеников  на  компьютере  синхронно  с учителем. 
    Задание. 
  • Запустите табличный процессор.
  • Откройте файл poezd.xls
  • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
  • Выделите диапазон ячеек А3:В11
  • Мастер Диаграмм. 
  • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>> 
  • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>> 
  • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»
  • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»
  • Нажмите кнопку Готово 
  • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
  • Измените шрифт заголовка. Для этого:
  • Выберите мышью заголовок;
  • Вызовите контекстное меню;
  • Выполните в нем команду Шрифт;
  • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
  • Шрифт Courier New Cyr;
  • Размер 14;
  • Цвет Синий;
  • Начертание: Полужирный 
  • Подтвердите исполнение, нажав ОК.
  • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
  • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
  • В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:
  1. Творческое задание (работа в группах). 

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м
.  (Цилиндрическую диаграмму)
2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.
(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли,  данные  таблицы  удобно  отобразить  в  виде  круговой  диаграммы).
3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь -  14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (
Построить график роста прибыли).
4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил  13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (
гистограмму).
5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %,  Кислорода – 22 %,  Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

 

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

  1. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм.

Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

лестница

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

  1. Домашнее задание.  Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.

Урок информатики по теме: "Построение диаграмм в Microsoft Excel"

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная цель:

  • познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;
  • изучение и анализ некоторых количественных показателей Великой Отечественной войны .

Развивающая цель:

  • развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS Office.

Воспитательная цель:

  • воспитание исторического самосознания;
  • патриотизма, любви к родному краю;
  • гордости за предыдущие поколения.

Гуманитарный компонент:

  • история Великой Отечественной войны.

 

Оборудование

  • компьютер;
  • проектор;
  • программы пакета MS-Office;
  • презентация “ВОВ”;
  • инструкционная карта “Построение диаграмм” – 10 шт;

ПЛАН УРОКА

 

• I. Организационный момент –1мин.

• II. Опрос пройденного материала –7мин (8мин)

III. Изложение нового материала -17мин. (26 мин.)

•  Объявление темы и целей урока –1мин

•  Назначение и основные типы диаграмм –4мин

•  Показ видеофильма о ВОВ – 3 мин

•  Создание таблицы – 4мин

•  Создание диаграммы типа гистограмма-5мин

IV.Закрепление темы -15 мин.(41 мин.)

•  Выполнение практического задания –10мин

•  Объяснение задания –2мин

•  Выполнение задания –8мин

•  Показ учебного фильма –5 мин

•  Краткое конспектирование темы и словаря (доп)

• V. Гимнастика для глаз -1мин. (42 мин)

•  Подведение итогов – 2 мин. (43 мин.)

•  Рекомендуемая литература и домашнее задание –2мин(45мин)

ХОД УРОКА

 

• I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята! Садитесь.

• II. ОПРОС ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Вопрос: Ребята, у вас дома имеются какие либо устройства? (Да, конечно). Назовите их, пожалуйста. (Стиральная машина, утюг и т.д.) Для чего они предназначены, какую функцию выполняют? (Стирают, гладят и т.д.).

2. Диалог: А сегодня на улице вы видели какие-либо устройства, может, кто-нибудь даже пользовался ими? (Автомобили, светофоры и т.д.). Для чего они предназначены? (Для езды, перемещения для правильного перехода улицы) .

3. Вопрос: А в нашем классе есть какие-либо машины или устройства? (ЭВМ, компьютеры). Для чего компьютер предназначен, какую основную функцию выполняет? (Обработка информации).

4. Вопрос: А кто ответит на следующий вопрос: какого вида может быть информация, с какой информацией компьютер может работать? (Текстовая, звуковая и т.д.) .

Давайте послушаем информацию. (Показ слайда 1. Звучит фрагмент текстового сообщения: Фирма «СвязьИнвест» продала телефонов марки Nokia в январе 80 штук, в феврале 110 штук, в марте 120 шт. Продажи телефонов марки Samsung составили: январь-80, февраль-81, март-81штука. Телефонов марки Motorola продано: в январе-60 штук, в феврале-50 штук и в марте-40 штук».)

Слайд 1.

5.Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме) .

6. Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет. Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию? (Текстовая форма).

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда 2 с текстом : Фирма «СвязьИнвест» продала телефонов марки Nokia в январе 80 штук, в феврале 110 штук, в марте 120 шт. Продажи телефонов марки Samsung составили: январь-80, февраль-81, март-81штука. Телефонов марки Motorola продано: в январе-60 штук, в феврале-50 штук и в марте-40 штук»).

Слайд 2.

7. Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно каким либо образом упорядочить эти данные? Какая форма представления информации для этого используется? (Представить данные текста в виде таблицы, текстовая форма).

8. Вопрос: Какая прикладную программу вы знаете для работы с табличной информацией? ( MS Excel ).

9. Вопрос: Кто знает, как запустить MS Excel ?(Ярлык на рабочем столе, команда ПУСК > Программы > MS Excel ) .

10. Вопрос: Из каких элементов состоит окно MS Excel ? (Заголовок, панель меню, панели инструментов, рабочая область, строка состояния, стока формул и т.д.).

11.Вопрос: Как называется документ MS Excel , из каких частей он состоит? (Книга, состоит из листов).

12. Вопрос: Что представляет из себя лист, из каких элементов он состоит? (Прямоугольная матрица, которая состоит из столбцов и строк, пересечение которых образуют ячейки).

13. Вопрос: Как обозначаются столбцы, строки и ячейки? (Столбцы -латинскими буквами, строки арабскими цифрами, название ячеек состоит из обозначения столбца и ячейки).

Давайте составим таблицу для данных из текстовой информации о продажах фирмы «СвязьИнвест». (Учащиеся поочередно выходят к доске и заполняют таблицу из информации на плакате). После составления таблица имеет следующий вид:

 

Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

Вопрос: Можно ли сделать эту информацию еще более наглядной и удобной для анализа? Вы на уроках алгебры и физики часто пользуетесь этим видом представления информации. (Графики).

Давайте перенесем составленную нами таблицу в презентацию. (Закрытие окна Excel и показ слайда 4). Преобразуем табличную информацию в графическую. (Работа со слайдом).

Слайд 4.

Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма).

Вопрос: Какая тенденция по продажам телефонов фирм Nokia ? (Увеличение). Фирмы Samsung ? (На одном уровне). Фирмы Motorola . (Уменьшение).

Как мы видим, графический вид представления данных очень важен, и наша новая тема будет посвящена именно изучению одного из таких представлений данных - диаграммам . Один из типов диаграмм мы только что рассмотрели.

• III. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

•  Объявление темы и целей урока

(Показ 5 слайда).

Слайд 5.

Новая тема нашего урока «Построение диаграмм в MS Excel ».

Нам необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Слайд 6.

(Показ 6 слайда).

•  Что такое диаграмма, каково их назначение?

•  Какие могут быть диаграммы?

•  Как построить диаграмму MS Excel ?

•  Назначение и основные типы диаграмм

Диаграммы как мы убедились, являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных. (Показ 7 слайда) .

Слайд 7.

Табличный процессор MS Excel позволяет построить 14 стандартных видов диаграмм. Из них наиболее часто применяют три вида:

•  График (показ 8 слайда );

Слайд 8.

•  Гистограмма (показ 9 слайда);

Слайд 9.

•  Круговая диаграмма (показ 10 слайда)

Слайд 10.

Для построения диаграмм можно выделить 7 этапов. Это (показ 11 слайда):

Слайд 11.

•  Ввести табличные данные на листе.

•  Выделить данные.

•  Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы.

•  Выбирать тип диаграммы.

•  Уточнить исходные данные.

•  Задать различные параметры.

•  Разместить на отдельном листе или на листе с данными.

•  Показ видеофильма о ВОВ

Прежде чем приступить к практическому строению диаграмм поговорим немного об истории нашей страны.

Вопрос: Каждый год в мае месяце мы отмечаем праздник. Кто может сказать, как называется этот праздник? ( Победа в ВОВ).

Слайд 12 .

Вопрос: А знаете ли вы что в этом году этот праздник имеет особую знаменательность? (60 –лет Победе).

Вопрос: Кто –либо из ваших близких является участником Великой Отечественной войны?

Вопрос: Какие сражения, битвы Великой Отечественной войны вы знаете? (Сталинградское сражение , битва за Москву, Курская дуга и т.д.)

Это была страшная война, практически в каждой семье есть погибшие и участники этой войны. Давайте посмотрим небольшой фильм об этой войне, о битве за Москву. (Показ 12 слайда).

•  Создание таблицы

Миф о непобедимости фашистов был развеян под Москвой. В битве за столицу нашей Родины были задействованы огромные ресурсы, как людские, так и технические. Давайте проанализируем эти ресурсы с помощью диаграммы MS Excel , для построения, которого рассмотрим следующую таблицу. (Показ 13 слайда).

Слайд 13.

Построим диаграмму типа гистограмма для анализа этих данных с помощью MS Excel . (Показ слайда 14 слайда и запуск Excel) .

Слайд 14.

 

•  Создание диаграммы типа гистограмма

Для создания диаграммы выполним следующие действия:

•  выделим необходимые ячейки A2:C6

•  выполним команду Файл > Диаграмма или щелкнем по пиктограмме ;

•  в окне Мастера диаграмм выполним 1 шаг из 4: выберем тип диаграммы Гистограмма и щелкнем левой клавишей мыши по кнопке Далее ;

•  выполним 2 шаг для выбора источника данных: выберем ряды в столбцах и щелкнем по кнопке Далее;

•  выполним 3 шаг для установления следующих параметров: название – Битва за Москву , Ось Х – ресурсы , сь У – кол .;

•  на шаге 4 выберем размещение листа – имеющемся и нажмем клавишу Готово .

Как вы видите, диаграмма типа Гистограмма дает более наглядное представление о величинах, которые необходимо сравнить между собой.

Вопрос: Кто сможет проанализировать гистограмму? (Анализ использованных ресурсов в битве за Москву) .

• IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

•  Объяснение задания

Эта страшная война унесла миллионы человеческих жизней, как нашей страны, так и из других стран. Каждая человеческая жизнь бесценна, это мы не должны никогда забывать. Такая история не должна повторится. Потери, которые понесли страны, сведены в таблицу:

Давайте, отразим эти данные в виде круговой диаграммы, чтобы никогда не забывать о них.

Садитесь за компьютеры, там вы найдете инструкционные карты (см. приложение) , как выполнить эту работу, а я по необходимости буду помогать вам.

(Учащиеся начинают выполнять работу)

Как вы видите на своих диаграммах, наша страна понесла огромные жертвы, более 20 миллионов человек погибли. Победа над фашистской Германией и ее союзниками, над милитаристской Японией была одержана совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции и народов, боровшихся с оккупантами. Но Советский Союз, его великая армия и народ, сыграли решающую роль в разгроме фашизма.

Прошу всех сесть за столы.

•  Показ учебного фильма (доп. пункт).

Как вы заметили, Мастер диаграмм имеет и другие дополнительные настройки, которые мы пока не рассматривали. Мы посмотрим учебный фильм и узнаем дополнительные сведения о Мастере диаграмм.

(Показ учебного фильма на демонстрационном проекторе).

•  Краткое конспектирование темы и словаря (дополнительно, при экономии времени)

• V. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно на экране (считать до 5).

Вытянуть правую руку вперёд. Не поворачивая головы, следить глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, перенести взор на яркое пятно на счет 1-6.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть пятно на счет 1-6.

• VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

• VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ

Приложение 1.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

1. ЗАПУСТИТЬ MICROSOFT EXCEL

Как делать:

Дважды щелкните по пиктограмме на рабочем столе компьютера.

2. СОСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ОБРАЗЦУ

3. ВЫДЕЛИТЕ ЯЧЕЙКИ ДИАПАЗОНА A 3: B 12

4. ЗАПУСК МАСТЕРА ДИАГРАММ

Как делать:

Щелкните левой кнопкой мыши по пиктограмме на панели инструментов

5. ВЫПОЛНИТЕ 1 ШАГ МАСТЕРА ДИАГРАММ

Как делать:

Выберите тип Круговая и нажмите кнопку Далее

6. ВЫПОЛНИТЕ 2 ШАГ МАСТЕРА ДИАГРАММ

Как делать:

Нажмите кнопку Далее

7. ВЫПОЛНИТЕ 3 ШАГ МАСТЕРА ДИАГРАММ

Как делать:

В поле Название диаграммы: наберите текст: Потери стран

8. ВЫПОЛНИТЕ 4 ШАГ МАСТЕРА ДИАГРАММ

Как делать:

Нажмите кнопку Готово

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте диаграмму типа Гистограмма для этих же данных.

ЧИСЛЕННОСТЬ  ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 1)
на начало года;

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Все население, тыс.человек

1211,0

1200,9

1189,9

1180,8

1173,9

1168,9

1163,3

 

1176,9

1171,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

городское

779,3

775,3

771,0

749,9

748,4

747,4

746,1

748,1

746,2

сельское

431,7

425,6

418,9

430,9

425,5

421,5

417,2

428,8

425,1

 

1) За 2003-2009 гг. приведена оценка численности  постоянного населения без учета итогов

ВПН-2010.

 Оценка численности постоянного населения на 01.01.2010г. и на 01.01.2011г.  произведена с учетом предварительных итогов ВПН- 2010, полученным согласно срокам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 896 «О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года».

 Оценка общей численности постоянного населения за 2003-2010 гг.  будет пересчитана в декабре 2011 г. после получения окончательных итогов ВПН-2010.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОЛУ

на начало года;

 

Население на начало года,

тыс. человек

Доля в общей численности

населения, %

Женщин на

 1000 мужчин

мужчины

женщины

мужчины

женщины

 

20011)

565,5

662,6

46

54

1172

20021)

560,4

660,1

46

54

1178

2003

554,9

656,1

46

54

1182

2004

549,3

651,6

46

54

1186

2005

543,3

646,6

46

54

1190

2006

538,2

642,6

46

54

1194

2007

534,2

639,7

46

54

1198

2008

531,4

637,5

46

54

1200

2009

528,3

635,0

45

55

1202

2010

525,6

632,3

45

55

1203

 

1)  Скорректирована с учетом Всероссийской переписи населения 2002 года.

РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННАЯ  УБЫЛЬ  НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

Всего, человек

На 1000 человек  населения

родившихся

умерших

естественная  убыль

родившихся

умерших

естественная  убыль

2001

9798

20996

-11198

8,0

17,2

-9,2

2002

10551

21325

-10774

8,7

17,5

-8,8

2003

10602

22222

-11620

8,8

18,4

-9,6

2004

11012

21885

-10873

9,2

18,3

-9,1

2005

11024

21216

-10192

9,3

17,9

-8,6

2006

11290

20505

-9215

9,6

17,4

-7,8

2007

11989

19961

-7972

10,2

17,0

-6,8

2008

12585

19971

-7386

10,8

17,1

-6,3

2009

12654

19145

-6491

10,9

16,5

-5,6

 

 

БРАКИ И РАЗВОДЫ  ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Браков

8837

8885

9699

8723

9634

9770

10918

9812

9711

9650

Разводов

6905

7422

7420

5681

5615

5753

5957

6035

5823

5192

На 1000 человек населения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Браков

7,2

7,3

8,0

7,3

8,2

8,3

9,3

8,4

8,4

8,2

Разводов

5,6

6,1

6,2

4,8

4,7

4,9

5,1

5,2

5,0

4,4

 

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОЙ  ОБЛАСТИ В ВОЗРАСТЕ 15-72 ЛЕТ

(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости)

 

годы

Экономически активное население,
тысяч человек

из них:

Уровень экономической активности, процентов

Уровень занятости, процентов

Уровень безработицы, процентов

занятые

безработные

Всего

 

 

 

 

 

 

2000

601,1

549,0

52,1

63,9

58,3

8,7

2001

598,4

559,9

38,4

63,6

59,6

6,4

2002

607,2

577,5

29,7

64,6

61,4

4,9

2003

603,0

576,5

26,5

64,3

61,5

4,4

2004

589,0

564,3

24,7

62,9

60,3

4,2

2005

585,3

538,5

46,8

62,9

57,8

8,0

2006

597,5

567,9

29,6

64,5

61,4

4,9

2007

600,0

583,4

16,6

65,1

63,3

2,8

2008

608,5

578,6

29,9

66,2

62,9

4,9

2009

609,8

575,5

34,3

66,7

62,9

5,6

Мужчины

 

 

 

 

 

 

2000

309,3

280,9

28,4

69,8

63,4

9,2

2001

307,8

288,0

19,8

69,7

65,2

6,4

2002

303,8

287,7

16,1

69,0

65,4

5,3

2003

298,9

284,9

14,3

68,2

64,9

4,9

2004

293,3

280,8

12,5

67,1

64,3

4,3

2005

290,1

265,5

24,6

66,9

61,2

8,5

2006

294,5

276,1

18,5

68,4

64,1

6,3

2007

299,3

289,3

10,0

69,9

67,6

3,3

2008

303,1

285,3

17,8

71,1

66,9

5,9

2009

303,3

284,0

19,3

71,7

67,1

6,4

Женщины

 

 

 

 

 

 

2000

291,8

268,1

23,7

58,6

53,8

8,1

2001

290,5

271,9

18,6

58,3

54,6

6,4

2002

303,4

289,8

13,6

60,7

58,0

4,5

2003

304,1

291,9

12,2

60,9

58,4

4,0

2004

295,8

283,5

12,2

59,3

56,8

4,1

2005

295,1

273,0

22,1

59,4

54,9

7,5

2006

302,9

291,8

11,1

61,2

59,0

3,7

2007

300,7

294,1

6,6

60,9

59,6

2,2

2008

305,4

293,3

12,1

61,9

59,5

4,0

2009

306,5

291,4

15,0

62,4

59,3

4,9

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.


РЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ЛИПЕЦКОЙ  ОБЛАСТИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1)

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Тысяч человек

Всего занято в экономике

572,8

569,5

572,8

556,4

551,1

548,7

547,2

547,2

546,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

121,8

100,3

96,4

80,4

80,7

76,0

72,2

70,6

69,5

рыболовство, рыбоводство

0,8

0,7

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

добыча полезных ископаемых

3,6

3,6

3,7

2,9

2,7

2,8

3,1

3,3

3,2

обрабатывающие производства

132,3

129,6

131,8

121,5

117,5

109,9

106,8

105,0

102,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

14,9

14,3

14,9

13,7

15,2

14,4

15,0

15,2

14,8

строительство

34,5

31,1

37,6

36,6

36,0

37,7

37,2

37,4

36,7

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

65,1

93,9

87,9

102,2

99,6

96,3

92,2

92,8

95,7

гостиницы и рестораны

6,5

6,9

7,3

6,8

6,2

13,1

12,2

12,9

13,1

транспорт и связь

39,1

36,9

35,7

37,6

36,5

37,2

37,0

37,4

36,9

финансовая деятельность

5,4

5,0

5,7

4,9

4,9

4,6

6,0

5,8

6,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

22,2

22,4

18,9

18,9

18,8

19,9

22,6

23,0

23,2

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

22,9

23,6

26,5

26,0

26,8

28,4

28,4

28,9

29,7

образование

45,7

46,9

48,3

49,1

49,9

49,7

48,9

48,2

46,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

41,2

40,9

41,7

41,4

42,0

41,5

43,1

42,8

42,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

16,8

13,4

16,4

14,2

14,2

17,1

22,3

23,8

24,5

В процентах  к итогу

Всего занято в экономике

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

21,3

17,6

16,8

14,5

14,6

13,8

13,2

12,9

12,7

рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

добыча полезных ископаемых

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

обрабатывающие производства

23,1

22,8

23,0

21,8

21,3

20,0

19,5

19,2

18,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,6

2,5

2,6

2,5

2,8

2,6

2,7

2,8

2,7

строительство

6,0

5,5

6,6

6,6

6,5

6,9

6,8

6,8

6,7

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

11,4

16,5

15,4

18,4

18,1

17,6

16,9

17,0

17,5

гостиницы и рестораны

1,1

1,2

1,3

1,2

1,1

2,4

2,2

2,4

2,4

транспорт и связь

6,8

6,5

6,2

6,8

6,6

6,8

6,8

6,8

6,8

финансовая деятельность

1,0

0,9

1,0

0,9

0,9

0,8

1,1

1,1

1,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,9

3,9

3,3

3,4

3,4

3,6

4,1

4,2

4,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

4,0

4,1

4,6

4,7

4,9

5,2

5,2

5,3

5,4

образование

8,0

8,2

8,4

8,8

9,1

9,1

8,9

8,8

8,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

7,2

7,2

7,3

7,4

7,6

7,6

7,9

7,8

7,8

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,9

2,4

2,9

2,5

2,6

3,1

4,1

4,3

4,5

1) По данным баланса трудовых ресурсов.



Тема: «ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ И ГРАФИКОВ»

Цель работы: выработать навыки графического представления табличных данных

    Графическое представляет осмыслить закономерности, лежащие в основе больших объемов данных один взгляд на диаграмму иной раз дает больше, чем скрупулезное изучение длинных колонок цифр. Excel предлагает богатые возможности визуализации данных, которые с помощью Мастера диаграмм.
    Диаграммы можно создавать на одном листе с данными или на отдельном листе.
    Диаграммы и графики можно строить для любого диапазона таблицы.
    При построении диаграммы можно выбирать тип диаграммы и ее вид; добавлять заголовок диаграмме и названия осей.

    Созданную диаграмму можно редактировать:
      Изменять масштаб,
      Перемещать,
      Добавлять или удалять данные,
      Переупорядочивать данные,
      Изменять формат диаграмм и ее тип.

     
ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ

Порядок выполнения:
  1. Загрузите табличный процессор Microsoft Excel
  2. Создайте таблицу по образцу
  3. Вычислите значения для последнего столбца по соответствующей формуле
  4. Постройте диаграмм прихода и расхода в зависимости от года, для этого:

  • выделите диапазон А1:С5;
  • выполните Вставка  Диаграмма или щелкните по кнопке Мастер диаграмм на Стандартной панели инструментов;
  • в диалоговом окне «Шаг 1 из 4» выберите закладку Стандартные, Тип Гистограмма, Вид Обычный (первый вариант), Далее;
  • в диалоговом окне «Шаг 2 из 4» выберите закладку Диапазон данных, Ряды данных в столбцах;
  • выберите закладку Ряд, выделите Год, щелкните по кнопке, Удалить; установите курсор в поле Подпись оси X, выделите диапазон А2:А5 мышкой (он отобразится в поле), Далее; 
  • в диалоговом окне «Шаг 3 из 4» выберите закладку Заголовки, в поле Название диаграммы введите Итоги года, в поле Ось X -Год, в поле Ось Y - Количество; выберите закладку Подписи данных, выберите переключатель Значения, Далее,
  • в диалоговом окне «Шаг 4 из 4» выберите Поместить диаграмму на имеющемся листе, Готово

  5. Измените размер полученной диаграммы (стандартным способом для графических объектов)
  6. Сравните свою диаграмму с образцом
  7. Отформатируйте диаграмму, для этого:

  •  выделите заголовок диаграммы и измените размер и начертание шрифта (кнопки на панели форматирования)
  • измените размер шрифта для подписей осей и значений
  • переместите легенду в верхний правый угол
  • выделите любой столбец Приход, щелкните правой кнопке мыши, выберите Формат рядов данных, закладка Вид измените цвет заливки, Оk

  8. Измените тип диаграммы, для этого:

  • выделите диаграмму (одинарный щелчок по ней)
  • назначьте отображение панели Диаграмма (Вид  Панель инструментов  Диаграмма)
  • щелкните по кнопке Тип диаграммы
  • выберите любой вариант
  •  повторите два последних действия несколько раз

   9. Измените данные в таблице, просмотрите автоматическое изменение диаграммы

 10. Измените высоту одного из столбцов диаграммы (два одинарных щелчка по нему, верхнюю позицию столбца переместить вниз или вверх), просмотрите изменение данных в таблице.
 11. Постройте круговую диаграмму для значений столбца таблицы На конец года, для этого:

  • выделите диапазон А1:А5, нажмите Ctrl, выделите диапазон D1:D5
  • вызовите Мастер диаграмм
  • выберите Тип Круговая, Вид Объемный, Далее
  • закладка Ряд, ряд Год удалить, в поле подпись категории установить курсор, мышкой выделить А2:А5, Далее
  • закладка Заголовки, введите заголовок На конец года,
  • закладка Легенда, уберите флажок Добавить легенду
  • закладка Подписи данных, выбрать переключатель Категория и дола, Далее, Готово

    ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ

    Построение графика функции
при Х € [0,1] с шагом 0,1

 12. Перейдите на Лист2
 13. Постройте таблицу значений функций при различных значениях аргумента, для этого:

  • В ячейку А1 введите первый член арифметической прогрессии – 0
  • Выберите команду Правка  Заполнить  Прогрессия
  • В диалоговом окне Прогрессия в группе Расположение установить По столбцам, в группе Тип –Арифметическая, в поле Шаг – 0,1, в поле Предельное значение – 1, Ok.
  • В ячейку В1 используя клавиатуру введите формулу =COS(ПИ()*А1)^2
  • Выделите ячейку В1, установите курсор на маркер заполнения (нижний правый угол) и протащите его вниз до ячейки В11.

 14. Постройте график для полученной таблицы, для этого:

  • Выделите диапазон ячеек В1:В11 и вызовите мастер Диаграмм
  • Выберите Тип График (1 вариант), Далее
  • Выберите закладку Диапазон, установите Ряды в столбах
  • Выберите закладку Ряд, установите курсор в поле Подпись оси Х, выделите А1:А11, Далее
  • Выберите закладку Заголовок, введите название диаграммы График функции, Далее
  • Расположение графика на имеющемся листе, Готово

 15. Результат показать преподавателю.

   
Построение двух графиков в одной системе координат
    Y = 2 SIN (X)                                             Z = 3 COS (2X) – SIN (X)


 16. Перейдите на Лист 3
 17. В диапазоне ячеек А2:А17 введите значения переменной Х от -3 до 0 с шагом 0,2
 18. В ячейки В1 и С1 введите соответственно Y и Z. В ячейку В2 введите формулу =2*SIN (А2)
 19. В ячейку С2 введите формулу =3* COS (2*А2) – SIN(А2)
 20. Выделите диапазон В2: С2, установите курсор на маркер заполнения (нижний правый угол) и протащите его вниз до строки 17
 21. Постройте график для полученных значений, для этого:

  • Выделите диапазон В1:С17 и вызовите мастер диаграмм
  • Выберите тип График, вариант точечного графика, Далее
  • Выберите закладку Диапазон данных, установите Ряды В столбцах
  • Выберите закладку Ряд, установите курсор в поле оси Х, выделите мышкой А2:А17, Далее
  • Выберите закладку Заголовки, введите Название диаграммы Графики функции, Далее
  • Расположите график на имеющемся листе, Готово

 22. Измените внешний вид графика, для этого выделите один из графиков и правой кнопкой вызовите меню Формат рядов данных (далее изменения по вашему усмотрению)
 23. Перейдите на Лист4
 24. Создайте таблицу по образцу:
 25. Вычислите недостающие значения, установите для числовых значений разрядность два знака после запятой
 26. Выделите всю таблицу и постройте точечный график по данным таблицы.
 27. При необходимости увеличьте график
 28. Отформатируйте график

  • выделите Область построения (используйте панель инструментов Диаграмма)
  • наведите на нее курсор мышки и щелкните правой кнопкой
  • выберите Формат области данных
  •  установите Заливку прозрачной, О

  • выполните двойной щелчок по графику параболы
  • выберите закладку Вид, измените Ширину линии и Цвет
  • выберите закладку Ось, включите переключатель По вспомогательной оси Оk
  • измените тип линии и цвет для других графиков
  • правой кнопкой мыши выделите ось X, выберите Формат оси, Шкала
  • пересечение с осью Y в категории номер: 9
  • уберите пересечение с осью Y между категориями
  • правой кнопкой мыши выделите ось Y, выберите Формат оси, Шкала установите  максимальное значение -2, минимальное значение 2, Оk;
  • измените формат легенды (самостоятельно)

 29. Сравните свой график с образцом
 30. Добавьте новый график к существующим, для этого:

  • добавьте новый столбец с данными SIN(x^2)
  • вычислите значения для столбца
  • выделите данные нового столбца
  • установите курсор на границу этого столбца и перетащите в область построения графика

 31. Результат показать преподавателю
 32. Удалите график SIN(X): выделите график и нажмите Delete
 33. Сохранить под именем ПР5

Самостоятельная работа № 2
Вариант 1


№ 1
Создайте таблицу.
По данным таблицы постройте круговую диаграмму.

 

№ 2
Постройте совмещенные графики.



 

№ 3
По данным следующей таблицы постройте:
круговую диаграмму для Северного округа
обычную гистограмму «Занятость в области культуры» по всем округам, включите подписи значений
график с маркерами для Северного и Южного округа, включите подписи значений

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Самостоятельная работа № 2
Вариант 2


№ 1
Создайте таблицу.
По данным таблицы постройте круговую диаграмму.



№ 2
Постройте совмещенные графики


№ 3
Создайте таблицу по образцу.
Результаты метеорологических наблюдений за апрель 2006 года в Москве.




Постройте отдельный график по каждому показателю: температура, давление, влажность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Построение диаграмм в электронном процессоре" для специальности "Программирование компьютерных систем"

Конспект урока. Урок состоит из 2 частей. 1-ая часть объяснение, 2-я часть практическая работа. Урок сопровождается презентацией и заготовкой в Exсel...

Урок по теме: Построение диаграмм в OpenOffice Calc ( 9класс)

На уроке изучаются графические возможности электронных таблиц OpenOffice Calc для постороения графиков и диаграмм. Прилагаются дидактические материалы для работы на уроке и две презентации....

Урок по теме "Построение диаграмм" 5 класс

Материал может быть использован при прохождении темы "Построение диаграмм и графиков"....

урок по теме: построение диаграмм

урок по теме: построение диаграмм...

Презентация к уроку по теме "Построение графика функции y = kf (x)". Урок 1. Мерзляк А.Г.

Презентация к уроку по теме "Построение графика функции y = kf (x)"...

Урок по теме "Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel"

Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм.Задачи урока:образовательная – формировать у учащихся понятие ...

Урок по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Разработка урока информатики в 8 классе по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"....