Рабочая программа по информатике для 10 класса
рабочая программа (информатика и икт, 10 класс) по теме
Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию, Программу курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (базовый уровень) для 10 – 11 классов, разработанную авторами учебников Семакиным И.Г., Хеннер Е.К, которая обеспечивает базовый уровень информационной культуры учащегося, непрерывность образования на основе концентрического подхода, способствуя повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере. Количество часов - 34 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике (Семакин И.Г.) на 34 часа | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 От 28 августа 2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ Нестеренко Е.И. 30 августа 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Палаева Н.А. 30 августа 2014г. |
Приказ № _____
Рабочая программа
учебного курса информатики в 10 классе
Составитель: Босоногова Н.А.
2014-2015 учебный год.
I. Пояснительная записка.
1. Цель изучения учебного предмета:
Основной целью курса информатики является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004г.)
2. Общая характеристика учебного предмета, курса:
Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10 класса разработана в рамках реализации концепции Государственного стандарта общего образования и соответствует минимуму содержания образования по информатике на старшей ступени общего образования.
Программа разработана на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) и направлена на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию, Программу курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (базовый уровень) для 10 – 11 классов, разработанную авторами учебников Семакиным И.Г., Хеннер Е.К, которая обеспечивает базовый уровень информационной культуры учащегося, непрерывность образования на основе концентрического подхода, способствуя повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.
Изменений в данную программу не внесено.
Количество часов: 34.
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин.
Учебный предмет информатика на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образовательной области «Математика и информатика» в вариативной части учебного плана.
4. Результаты освоения курса.
Обязательные результаты составлены в соответствии с федеральными образовательными стандартами основного общего образования.
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
1) личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
2) метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
3) предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
II. Тематическое планирование по дисциплине «Информатика» (10класс).
№ п/п | Тема (раздел учебника) | Макси-мальная нагрузка учащегося, ч. | Теорети-ческое обучение, ч. | Лаборатор-ные и практичес-кие работы, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самостоя-тельная, ч. |
Информация . | 4 | 3 | 1 | |||
Информационные процессы в системах | 7 | 3,5 | 2,5 | 1 | ||
Информационные модели | 5 | 3 | 2 | |||
Программно-технические системы реализации информационных процессов | 7 | 2 | 3 | 1 | 1 | |
Основы программирования на языке Паскаль | 11 | 5 | 5 | 1 | ||
Итого | 34 | 16,5 | 12,5 | 4 | 1 |
III. Содержание учебного предмета.
Тема 1. Введение. Структура информатики – 1 час
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации – 1 час
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации – 2 часа
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем – 2 часа
Понятие системы. Свойства системы. Структура системы. Системный эффект. Роль информационных процессов в системах.
Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации – 1 час
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации – 2 часа
Варианты обработки информации. Алгоритм обработки информации. Аналитическая машина. Свойства алгоритма. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных – 1 час
Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации – 1 часа
Защита информации. Методы защиты.
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных – 3 часа
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности - 2 часа
Алгоритм как модель деятельности.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение – 2 часа
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере – 3 часов
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Представление текста, графики и звука.
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети – 2 часа
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Тема 14. Основы программирования на языке Паскаль – 10 часов
Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания. Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Разветвляющиеся программы. Циклические программы. Процедуры и функции. Графика на Паскале.
Учащиеся должны знать:
- правила оформления программы на Паскале, правила представления данных и операторов на Паскале;
- правила записи арифметических выражений;
- правила записи основных операторов: присваивания, ввода и вывода;
- представление ветвлений, циклов;
- понятия одномерного и двумерного массивов;
- понятия процедуры и функции;
- реализация графики на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- записывать заголовок программы на Паскале, раздел описания переменных, операторы присваивания, ввода и вывода;
- записывать арифметические выражения;
- работать с готовыми программами на Паскале;
- составлять несложные программы на Паскале;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Задание на дом | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
Информация | 4 | |||||
Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики. | 1 | НМ | Введение. | |||
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. | 1 | НМ | п.1-2 | |||
Измерение информации: объемный и содержательный подход. | 1 | КУ | п.3-4 | |||
Определение объема информации. Зачет по теме. | 1 | ПК | ||||
Информационные процессы в системах | 7 | |||||
Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 1 | НМ | п.5-6 | |||
Передача информации. Хранение информации. Практическая работа. | 1 | КУ | п.7-8 | |||
Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. | 1 | НМ | п.9-10 | |||
Практическая работа с электронной таблицей. | 1 | ПЗУ | ||||
Поиск данных. Практическая работа. | 1 | КУ | п.11 | |||
Защита информации. Практическая работа. | 1 | КУ | п.12 | |||
Контрольная работа по теме «Информационные процессы в системах» | 1 | ПК | ||||
Информационные модели | 5 | |||||
Компьютерное информационное моделирование. | 1 | НМ | п.13 | |||
Структура данных: графы, сети, деревья, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области. | 1 | НМ | п.14-15 | |||
Построение информационных моделей. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Алгоритм – модель деятельности. | 1 | КУ | п.16 | |||
Итоговая практическая работа по теме «Информационные модели» | ПК | |||||
Программно-технические системы реализации информационных процессов | 7 | |||||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. | 1 | НМ | п.17-18 | |||
Определение конфигурации компьютера и настройка компьютера. Практическая работа. | 1 | КУ | ||||
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики, звука. | 1 | НМ | п.19-20 | |||
Представление текста и графики. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Представление графики и звука. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей. | 1 | КУ | п.21-23 | |||
Контрольная работа по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов» | 1 | ПК | ||||
Основы программирования на языке Паскаль | 10 | |||||
Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания. | 1 | КУ | конспект | |||
Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Практическая работа. | 1 | КУ | конспект | |||
Разветвляющиеся программы. Практическая работа. | 1 | КУ | конспект | |||
Циклические программы. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Процедуры и функции. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Графика на Паскале. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Контрольная работа по теме «Основы программирования на языке Паскаль». | ПК | |||||
Повторение | 2 | |||||
34. | Повторение курса информатики 10 класса | 1 | ПЗУ |
Сокращения, используемые в рабочей программе:
НМ – урок ознакомления с новым материалом
ЗИ – урок закрепления изученного
ПЗУ – урок применения знаний и умений
ОС – урок обобщения и систематизации знаний
ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.
1. Перечень оборудования (имеющегося в наличии)—
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
Для операционных систем Windows ХР и Linuxe.
2. Перечень наглядных и дидактических материалов:
-дидактические карточки,
-практические и лабораторные работы,
-презентации по темам курса
VI. Учебно-методическое обеспечение предмета.
- Основная учебно-методическая литература.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Дополнительная учебно-методическая литература и источники.
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
- Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию»,27.11.2009.URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...