Урок безопасности в сети Интернет
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 79.5 КБ |
pravila.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Информационная безопасность в сети Интернет.
Классы: 8в, 8г, 8д
Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи: ознакомить учащихся:
–с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;
–как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
–как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Правовая база.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.
30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.
Ход занятия.
- Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.
Учитель:
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не
удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.
Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации «Проблемы информационной безопасности». Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности». Знакомство с основными понятиями.
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информация – сведения или сообщения.
Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.
Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.
Источники информации.
Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.
Литература.
Образование.
Личное общение.
Искусство.
Система социально-воспитательной работы и др.
Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!
Справочная информация.
По последним данным, в России:
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
46% (13-14 лет),
54% (15-16 лет);
самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:
- сетевые игры;
- просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
- обмен файлами;
- использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
- ведение блогов и пр.
- 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
- 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
2. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:
– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.
3. Предлагаю вашему вниманию «Сказка о Золотых правилах Интернета».
4. Теперь проведем исследование "Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России"
Тестирование учащихся
Тест
1.Есть ли у тебя компьютер?
А) да
Б) нет
2. Есть ли у тебя доступ к сети Интернет?
(Мобильный телефон, компьютер)
А) да
Б) нет
3. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) не бываю в сети;
Б) менее 1 часа;
В) 1-2 часа;
Г) Более 2 часов;
4. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?
А) да;
Б) нет;
5. Чем занимаешься в Интернете?
А) учусь;
Б) общаюсь в социальных сетях;
В) скачиваю программы;
Г) пользуюсь e-mail;
Д) играю в игры on-line;
Е) смотрю Интернет –ТВ, фильмы;
Ж) веду блог, сайт;
З) Просматриваю запрещенное родителями;
И) другое ( ………………………………………………………….);
6 Получаете удовольствие от работы в Интернете?
А) да;
Б) нет;
7. Встречал ли ты когда-нибудь угрозы, противоправные призывы в сети Интернет?
А) да;
Б) нет;
8. Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет?
А) разрешают свободно;
Б) устанавливают временной режим;
В) разрешают заходить в своём присутствии;
Г) запрещают пользоваться;
Д) не знают о том, что я выхожу в Интернет.
5. Работа в группах:
задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-преступлений?». (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).
Защитите свой компьютер.
- Регулярно обновляйте операционную систему.
- Используйте антивирусную программу.
- Применяйте брандмауэр.
- Создавайте резервные копии важных файлов.
- Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
- Думайте о том, с кем разговариваете.
- Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
- Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Думай о других пользователях.
- Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
- При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
- Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
- Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
- Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
- Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.
6. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.
Размещение в дневниках правила безопасного поведения в сети.
Учитель благодарит учащихся за работу
Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2009, ч. 1,2.
2. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интернет-безопасности.
3.Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com
4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#
5. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids
6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/
7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет http://www.saferinternet.ru/.
Предварительный просмотр:
Правила безопасного поведения в Интернете
Защитите свой компьютер.
- Регулярно обновляйте операционную систему.
- Используйте антивирусную программу.
- Применяйте брандмауэр.
- Создавайте резервные копии важных файлов.
- Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
- Думайте о том, с кем разговариваете.
- Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
- Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Думай о других пользователях.
- Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
- При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
- Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
- Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
- Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
- Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.
Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».
Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок безопасности в сети интернет. 5- 9 классы
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современнойинформационно-телекоммуникационной ...
Информация о проведении в образовательных учреждениях Губкинского городского округа единого урока безопасности в сети Интернет.
Отчет о проведении уроков по безопасному Интернету....
Единый урок безопасности в сети Интернет
Данный урок направлени на среднее звено, так как Интернет-угрозы были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и интересами подростков...
План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"
Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...
Урок «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения». Урок проводится в рамках Всероссийского урока безопасности в сети Интернет.
Повысить уровень кибербезопасности обучающихся МБУ ДО ЦДТТ "Юный автомобилист"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ Единого Всероссийского урока «Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»
Цель урока: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:изуч...