Рабочая программа
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Староромашкинская средняя общеобразовательная школа

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»

     « Рассмотрено »

 на заседании ШМО МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа

Чистопольского муниципального района РТ

______________________ Р.Р. Закирова

Протокол № 1_ от    «16»августа 2014 г.

        «Согласовано»

Заместитель директора  по учебной работе МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа

Чистопольского муниципального района РТ

 

_____________ Р.Г.Давлетшина

 от   « 18 »  августа 2014 г.

        «Утверждаю»

Директор МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа

Чистопольского муниципального района РТ

_____________ Р.Ш.Сабитов

 

     Приказ  №169  « 18 » августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике учителя первой квалификационной категории

Давлетшина Рафика Рашитовича

9 класс

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  программа  базового курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе нормативных документов:

               -федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования и программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»    общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов,  составители:  Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

              -приказа Минобразования России от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;

              -        приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 № 523  г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15  учебный год"

             -  Учебного плана МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» 2014 -2015 учебного года, утверждённая приказом № 168 от 10.08 2014г;

             -   Общеобразовательная программа МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа»

             - Положение «О рабочих программах, учебных курсов, предметов (модули) » МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная   школа», согласованное приказом МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа » от 17.08.2011г.  №140;

           -Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 437с.

   Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Количество часов: Всего  68 час, в неделю 2 час.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум.

Место предмета в базисном учебном плане

 Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9 классов общеобразовательной средней школы, в нашей школе курс изучается с 5 класса. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается в  минимальном варианте базового курса – 68 учебных часов, 2 часа в неделю в 9 классе и 10 классе

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Модуль 1. Введение в предмет. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчёты и электронные таблицы. 11ч (5+6)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, базы данных и пр.  Интернет. WWW - "Всемирная паутина".

Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа а Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
  • что такое Internet;  какие возможности предоставляет пользователю “Всемирная паутина”  — WWW;

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр  Web-страниц и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ;
  • работать с одной из программ-архиваторов.

Модуль 2. Информационное моделирование 5ч (4+1)  

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично-организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных  12ч (6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.  Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД,  информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Модуль 4. Табличные вычисления на компьютере 10ч (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных  расчетов.

Модуль 5. Управление и алгоритмы  10ч (4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда  исполнителя,  система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Модуль 6. Программное управление работой компьютера  12ч (5-7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Язык программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на языке Паскаль;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Модуль 7. Информационные технологии и общество 4ч (4+0)

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема безопасности информации;
  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Модуль 8. Итоговое повторение 4 ч

Используемый УМК:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Практическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть

Практическое задание №2 Тема: Электронная почта

Практическое задание №3 Тема: Internet и всемирная паутина

Практическое задание №4 Тема: Способы поиска в Internet

Практическое задание №5 Тема: Разработка Web-страницы

Практическое задание №6 Тема: Работа в Internet

Практическое задание №7 Тема: Численные эксперименты с демоверсиями моделей

Практическое задание №8 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД

Практическое задание №9 Тема: Создание и заполнение БД

Практическое задание №10 Тема: Условия выбора и простые логические выражения

Практическое задание №11 Тема: Условия выбора и сложные логические выражения

Практическое задание №12 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей

Практическое задание №13 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №14 Тема: Просмотр и редактирование ЭТ

Практическое задание №15 Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация

Практическое задание №16 Тема: Логические функции

Практическое задание №17 Тема: Электронные таблицы и математическое моделирование

Практическое задание №18 Тема: Имитационные модели в электронной таблице

Практическое задание №19 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы

Практическое задание №20 Тема: Знакомство с языком Паскаль

Практическое задание №21 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах

Практическое задание №22 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером

Практическое задание №23 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах

Практическое задание №24 Тема: Программирование циклов на Паскале

Практическое задание №25 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида

Практическое задание №26 Тема: Обработка массивов

Практическое задание №27 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль

Практическое задание №28 Тема: Свойства и поведение объектов

Практическое задание №30 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента  в массиве

Практическое задание №31 Тема: Сортировка элементов массива

Практическое задание №32 Тема: Датчик случайных чисел. Поиск элементов  в массиве

2 часа в неделю, всего 68 уроков.

№ урока

Тема урока

Вводимые понятия, умения, навыки

Цель урока

Домашнее задание

Дата проведения урока

Примечание

план

факт

1

Вводный урок. Инструктаж по ТБ.

Повторить с учащимися правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности работы за ПК.

Введение на стр. 6-7.

01.09

2

Компьютерная сеть.

Компьютерная сеть, линии связи, терминал, хост-машина, шлюз.

Дать представление о назначении и структуре компьютерных сетей.

§1 стр. 10-13

03.09

3

Электронная почта и другие услуги сетей.

Электронная почта, почтовый ящик, имя почтового ящика, почтовый сервер. Телеконференция.

Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей.

§2 стр. 14-18

08.09

4

Аппаратное и программное обеспечение сети.

Модем, клиент-программа, сервер-программа, протоколы.

Познакомить учащихся с техническими и программными средствами компьютерной сети.

§3 стр. 18-24

10.09

5

Интернет и всемирная паутина.

Умения передать сообщение по локальной сети

Научить пользоваться локальной сетью.

§4 стр. 24-28

15.09

6

Входная контрольная работа.  Способы поиска в Интернете.

Навигация по Веб-страницам. Поиск информации с помощью поискового сервера.

Формировать навык использования глобальной сети.

§5 стр. 28-30

17.09

7

Передача информации по техническим каналам связи.

Схема К. Шенона, кодирование и декодирование информации.

Представить учащимся схему технической системы передачи информации, познакомить с теорией кодирования К. Шенона.

§1.1 на стр. 290-293

22.09

8

Архивирование и разархивирование файлов.

Программы-архиваторы, алгоритм сжатия данных.

Познакомить учащихся с программами-архиваторами и научить учащихся ими пользоваться.

§1.2 на стр. 293-296

24.09

9

Итоговая работа по теме «компьютерные сети»

Определить степень усвоения изученного материала

Заданий нет.

29.09

10

Моделирование.

Модели натуральные и информационные. Типы информационных моделей.

Ввести понятие информационной модели

§6 стр. 36-40

01.10

11

Графические информационные модели.

Карта как информационная модель, чертежи и схемы, график – модель процесса.

Познакомить с наглядными способами представления графических информационных моделей.

§7 стр. 40-43

06.10

12

Табличные модели.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект».

Ввести понятие табличной модели и рассмотреть ее свойства.

§8 стр. 44-49

08.10

13

Информационное моделирование на компьютере.

Имитационное моделирование, вычислительный эксперимент,  математическая модель.

Познакомить учащихся с математическим и имитационным моделированием.

§9 стр. 49-55

13.10

14

Системы, модели, графы.

Понятие системы, граф, структура, сети.

Расширить представления учащихся о моделях, познакомить с  графами и их видами, иерархической системой и деревьями.

§2.1 на стр. 297-303

15.10

15

Объектно-информационные модели.

Объект, свойства объекта, состояние объекта, поведение объекта, классы объекта.

Дать понятие об объектно-информационной модели.

§2.2 на стр. 303-311

20.10

16

Построение моделей

 

Формировать навык создания моделей

Заданий нет.

22.10

17

 Базы данных. Основные понятия.

База данных. Фактографическая. Реляционная. Поле. Запись. Ключ. Тип.

Познакомить со структурой и назначением БД.

§10 стр. 60-66

27.10

18

Зачет(тест) Система управления базами данных.

Режимы работы. Получение справки

Познакомить с реальной СУБД.

§11 стр. 66-70

29.10

19

Создание и заполнение баз данных.

Логические выражение. Высказывания. Логические отношения.

Формировать навык работы с готовой базой данных

§12 стр. 70-73

11.11

20

Условия выбора и простые логические выражения.

Навык составления запроса

Формировать навык работы с готовой базой данных

§13 стр. 74-80

13.11

21

Условия выбора и сложные логические выражения.

Навык составления сложных логических выражений.

Формировать навык работы с готовой базой данных

§14 стр. 80-86

18.11

22

Сортировка, удаление и добавление записей.

Навык формирования нужной таблицы.

Формировать навык работы с готовой базой данных

§15 стр. 86-91

20.11

23

Хранение и обработка информации в базах данных

Определить степень усвоения изученного материала

§15 повторить

25.11

24

Двоичная система счисления.

Десятичная и двоичная системы счисления, развернутая форма записи числа, перевод, обратный перевод, арифметика двоичных чисел.

Научить учащихся работать с системами счисления (переводить из одной системы в другую и обратно, выполнять арифметические действия.

§16 стр. 96-100

27.11

25

Числа в памяти компьютера.

Представление целых чисел, размер ячейки и диапазон значений чисел.

Познакомить учащихся с особенностями работы компьютера с целыми и вещественными числами.

§17 стр. 100-105

02.12

26

Электронная таблица.

Назначение и структура электронной таблицы

Познакомить с назначением и структурой электронной таблицы.

§18 стр. 105-109

04.12

27

Правила заполнения таблицы.

Формат ячейки, свойства ячейки. Режимы отображения ЭТ.

Формирование навыка заполнения ячейки

§19 стр. 110-114

09.12

28

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

Ввод и редактирование формул ЭТ

Отработать навыка ввода формулы.

§20 стр. 114-118

11.02

29

Деловая графика. Условная функция.

Графический режим работы ЭТ. Построение диаграмм.

Познакомить с графическими возможностями ЭТ

§21 стр. 118-122

16.12

30

Логические функции и абсолютные адреса.

Абсолютные адреса, функция времени, запись и выполнение логических функций. 

Отработать навык работы с фрагментами таблицы

§22 стр. 122-125

18.12

31

Тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Проверить усвоение материала по пройденной теме.

Заданий нет.

23.12

32

Электронные таблицы и математическое моделирование.

Математическая модель, этапы математического моделирования на компьютере.

Познакомить с математическим моделированием в ЭТ.

§23 стр. 125-131

13.01

33

Имитационные модели в электронных таблицах.

Имитационная модель, пример имитационного моделирования.

Познакомить с имитационным моделированием в ЭТ.

§24 стр. 131-135

15.01

20.01

34

Управление и кибернетика.

Возникновение кибернетики, что такое управление, алгоритм управления.

Познакомить с наукой «Кибернетика». Рассказать об управлении.

§25 стр. 140-142

35

Автоматизированные и автоматические системы управления.

АСУ, САУ, простые автоматы, ЦАП-АЦП.

дать определение автоматизированным и автоматическим системам управления.

§5.1 на стр. 312-316

22.01

36

Управление с обратной связью.

Линейный алгоритм, обратная связь, модель управления обратной связью, циклы и ветвления в алгоритмах, системы с программным управлением.

Рассказать о видах алгоритмов.

§26 стр. 143-146

27.01

37

Определение и свойства алгоритма.

Исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма, программа.

Дать определению алгоритма, рассказать о происхождении и свойствах этого понятия.

§27 стр. 147-153

29.01

38

Графический учебный исполнитель.

Простые команды ГРИС, работа в программном режиме, линейные программы для ГРИС.

Познакомить учащихся с назначением и возможностями графического исполнителя.

§28 стр. 153-159

03.02

39

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Вспомогательный алгоритм, обращение к вспомогательному алгоритму, описание вспомогательного алгоритма, сборочный метод.

Расширить знания учащихся об алгоритмах, познакомить с подпрограммами.

§29 стр. 159-163

05.02

40

Циклические алгоритмы.

Команда цикла, цикл в процедуре, блок-схемы алгоритмов, цикл с постусловием.

Познакомить учащихся с циклическим видом алгоритмов.

§30 стр. 164-169

10.02

41

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Условный оператор (полная и неполная запись), составной оператор

Познакомить учащихся с оператором записи условной конструкции.

§31 стр. 170-173

12.02

42

Проверочная работа по теме «Управление и алгоритмы».

Проверить усвоение знаний и навыков.

заданий нет.

17.02

43

Программирование.

Программисты, язык программирования, система программирования.

Дать определение программированию, рассказать о его видах, языках.

§32 стр. 178-180

19.02

44

Алгоритмы работы с величинами.

Константы и переменные, система команд, команда ввода/вывода, команда присваивания.

§33 стр. 180-185

24.02

45

Линейные вычислительные алгоритмы.

Присваивание, его свойства, обмен значениями двух переменных.

Познакомить учащихся с описанием линейного алгоритма, со свойствами присваивания.

§34 стр. 186-190

26.02

46

Знакомство с языком Паскаль.

Возникновение и назначение Паскаля, структура этого языка, операторы, правила записи арифметических выражений.

Рассказать о возникновении и назначении Паскаля, познакомить с операторами и структурой этого языка.

§35 стр. 191-196

03.03

47

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Условный оператор (полная и неполная запись), составной оператор.

Познакомить учащихся с оператором записи условной конструкции.

§36 стр. 197-203

05.03

48

Программирование ветвлений на Паскале.

Правила записи условий и условного оператора

Формировать навык записи на Паскаль алгоритмов с ветвлениями

§37 стр. 203-207

10.03

49

Программирование диалога с компьютером.

Диалог с компьютером, программирование диалога.

Научить учащихся писать программы-диалоги.

§38 стр. 203-211

12.03

17.03

50

Программирование циклов.

Операторы циклов

Формировать навык составления циклических алгоритмов

§39 стр. 211-218

51

Алгоритм Евклида.

Идея алгоритма Евклида, НОД, описание алгоритма Евклида блок-схемой, программа на АЯ и Паскале.

Дать понятие об алгоритме Евклида, научить получать НОД двух натуральных чисел.

§40 стр. 218-222

19.03

52

Таблицы и массивы.

Массив, описание и ввод значений, расчет среднего значения элемента массива.

Дать определение массиву, научить описывать и вводить значения в массив на алгоритмическом языке.

§41 стр. 222-227

02.04

53

Массивы в Паскале.

Цикл с параметром, форматы вывода, программа с двумя массивами.

Научить описывать и обрабатывать массив на Паскале.

§42 стр. 227-231

07.04

54

Одна задача обработки массива.

Случайные числа, датчик случайных чисел.

Дать представление учащимся об алгоритмах поиска числа в массиве, программах поиска числа в массиве.

§43 стр. 232-235

09.04

55

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива.

Блок-схемы алгоритма поиска максимума и минимума в массиве.

Научить писать программу на Паскале для поиска максимума и минимума в массиве.

§6.1 на стр. 317-323

14.04

56

Сортировка массива.

Метод пузырька.

Познакомить учащихся с алгоритмом сортировки и программой на Паскале методом пузырька.

§6.2 на стр. 323-328

16.04

57

Языки программирования и трансляторы.

Транслятор, компилятор, интерпретатор, автокод. История языков программирования.

Познакомить с процессом выполнения программы компьютером.

§6.3 на стр. 329-335

21.04

23.04

58

Контрольная работа по программированию.

Проверить уровень знаний учащимися по данной теме.

Заданий нет.

59

Предыстория информатики.

Средства хранения, средства передачи, средства обработки информации, машина Беббиджа.

Рассказать предысторию информатики и познакомить учащихся с предшественницей ЭВМ.

§44 стр. 240-247

28.04

60

История чисел и систем счисления.

Позиционная, непозиционная системы. Основание системы. Правила перевода.

Познакомить с историей возникновения и принципами построения  систем счисления и правилами перевода.

§45 стр. 248-253

30.04

61

История ЭВМ.

Начало эпохи ЭВМ, четыре поколения, счетно-перфорационные и релейные машины.

Познакомить учащихся с историей ЭВМ, дать представление о поколениях ЭВМ.

§46 стр. 254-264

05.05

62

История программного обеспечения и ИКТ.

Система программирования, структура программного обеспечения, системное и прикладное ПО.

Познакомить учащихся со структурой и видами ПО, с его историей..

§47 стр. 264-274

07.05

63

История навыков программирования.

Первые шаги, первые языки, современные языки.

Познакомить учащихся с первыми шагами автоматизации программирования, языками высокого уровня.

§7.1 на стр. 336-341

12.05

64

Информационные ресурсы современного общества.

Информационные ресурсы, их виды.

Дать определение информационным ресурсам, рассмотреть их виды.

§48 стр. 275-278

14.05

65

Тестирование по пройденному курсу.

Подготовить рефераты

19.05

66

 Проблемы формирования информационного общества.

Информационное общество, информатизация.

Дать понятие информационного общества, познакомить учащихся с информационными преступлениями и мерами обеспечения информационной безопасности.

 .§49 стр. 278-283

21.05

67-68

Защита рефератов.

Научить выступать перед аудиторией.

Заданий нет.

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...