Рабочая программа
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Староромашкинская средняя общеобразовательная школа
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»
« Рассмотрено » на заседании ШМО МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа Чистопольского муниципального района РТ ______________________ Р.Р. Закирова Протокол № 1_ от «16»августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа Чистопольского муниципального района РТ
_____________ Р.Г.Давлетшина от « 18 » августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа Чистопольского муниципального района РТ _____________ Р.Ш.Сабитов
Приказ №169 « 18 » августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике учителя первой квалификационной категории
Давлетшина Рафика Рашитовича
9 класс
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе нормативных документов:
-федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования и программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов, составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
-приказа Минобразования России от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 № 523 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год"
- Учебного плана МБОУ « Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» 2014 -2015 учебного года, утверждённая приказом № 168 от 10.08 2014г;
- Общеобразовательная программа МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа»
- Положение «О рабочих программах, учебных курсов, предметов (модули) » МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа», согласованное приказом МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа » от 17.08.2011г. №140;
-Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 437с.
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Количество часов: Всего 68 час, в неделю 2 час.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 7 до 9 классов общеобразовательной средней школы, в нашей школе курс изучается с 5 класса. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается в минимальном варианте базового курса – 68 учебных часов, 2 часа в неделю в 9 классе и 10 классе
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Введение в предмет. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчёты и электронные таблицы. 11ч (5+6)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - "Всемирная паутина".
Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа а Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
- что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю “Всемирная паутина” — WWW;
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Модуль 2. Информационное моделирование 5ч (4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных 12ч (6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Модуль 4. Табличные вычисления на компьютере 10ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Модуль 5. Управление и алгоритмы 10ч (4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Модуль 6. Программное управление работой компьютера 12ч (5-7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на языке Паскаль;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Модуль 7. Информационные технологии и общество 4ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Модуль 8. Итоговое повторение 4 ч
Используемый УМК:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Практическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть
Практическое задание №2 Тема: Электронная почта
Практическое задание №3 Тема: Internet и всемирная паутина
Практическое задание №4 Тема: Способы поиска в Internet
Практическое задание №5 Тема: Разработка Web-страницы
Практическое задание №6 Тема: Работа в Internet
Практическое задание №7 Тема: Численные эксперименты с демоверсиями моделей
Практическое задание №8 Тема: Отработка навыков открытия, просмотра и редактирования БД
Практическое задание №9 Тема: Создание и заполнение БД
Практическое задание №10 Тема: Условия выбора и простые логические выражения
Практическое задание №11 Тема: Условия выбора и сложные логические выражения
Практическое задание №12 Тема: Сортировка, удаление и редактирование записей
Практическое задание №13 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №14 Тема: Просмотр и редактирование ЭТ
Практическое задание №15 Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация
Практическое задание №16 Тема: Логические функции
Практическое задание №17 Тема: Электронные таблицы и математическое моделирование
Практическое задание №18 Тема: Имитационные модели в электронной таблице
Практическое задание №19 Тема: Линейные вычислительные алгоритмы
Практическое задание №20 Тема: Знакомство с языком Паскаль
Практическое задание №21 Тема: Ветвление в вычислительных алгоритмах
Практическое задание №22 Тема: Ветвления на Паскале. Программирование диалога с компьютером
Практическое задание №23 Тема: Использование циклов в вычислительных алгоритмах
Практическое задание №24 Тема: Программирование циклов на Паскале
Практическое задание №25 Тема: Программирование циклов и ветвлений на Паскале. Алгоритм Евклида
Практическое задание №26 Тема: Обработка массивов
Практическое задание №27 Тема: Обработка массивов на языке Паскаль
Практическое задание №28 Тема: Свойства и поведение объектов
Практическое задание №30 Тема: Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве
Практическое задание №31 Тема: Сортировка элементов массива
Практическое задание №32 Тема: Датчик случайных чисел. Поиск элементов в массиве
2 часа в неделю, всего 68 уроков.
№ урока | Тема урока | Вводимые понятия, умения, навыки | Цель урока | Домашнее задание | Дата проведения урока | Примечание | |
план | факт | ||||||
1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. | Повторить с учащимися правила поведения в компьютерном классе, технику безопасности работы за ПК. | Введение на стр. 6-7. | 01.09 | |||
2 | Компьютерная сеть. | Компьютерная сеть, линии связи, терминал, хост-машина, шлюз. | Дать представление о назначении и структуре компьютерных сетей. | §1 стр. 10-13 | 03.09 | ||
3 | Электронная почта и другие услуги сетей. | Электронная почта, почтовый ящик, имя почтового ящика, почтовый сервер. Телеконференция. | Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей. | §2 стр. 14-18 | 08.09 | ||
4 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | Модем, клиент-программа, сервер-программа, протоколы. | Познакомить учащихся с техническими и программными средствами компьютерной сети. | §3 стр. 18-24 | 10.09 | ||
5 | Интернет и всемирная паутина. | Умения передать сообщение по локальной сети | Научить пользоваться локальной сетью. | §4 стр. 24-28 | 15.09 | ||
6 | Входная контрольная работа. Способы поиска в Интернете. | Навигация по Веб-страницам. Поиск информации с помощью поискового сервера. | Формировать навык использования глобальной сети. | §5 стр. 28-30 | 17.09 | ||
7 | Передача информации по техническим каналам связи. | Схема К. Шенона, кодирование и декодирование информации. | Представить учащимся схему технической системы передачи информации, познакомить с теорией кодирования К. Шенона. | §1.1 на стр. 290-293 | 22.09 | ||
8 | Архивирование и разархивирование файлов. | Программы-архиваторы, алгоритм сжатия данных. | Познакомить учащихся с программами-архиваторами и научить учащихся ими пользоваться. | §1.2 на стр. 293-296 | 24.09 | ||
9 | Итоговая работа по теме «компьютерные сети» | Определить степень усвоения изученного материала | Заданий нет. | 29.09 | |||
10 | Моделирование. | Модели натуральные и информационные. Типы информационных моделей. | Ввести понятие информационной модели | §6 стр. 36-40 | 01.10 | ||
11 | Графические информационные модели. | Карта как информационная модель, чертежи и схемы, график – модель процесса. | Познакомить с наглядными способами представления графических информационных моделей. | §7 стр. 40-43 | 06.10 | ||
12 | Табличные модели. | Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». | Ввести понятие табличной модели и рассмотреть ее свойства. | §8 стр. 44-49 | 08.10 | ||
13 | Информационное моделирование на компьютере. | Имитационное моделирование, вычислительный эксперимент, математическая модель. | Познакомить учащихся с математическим и имитационным моделированием. | §9 стр. 49-55 | 13.10 | ||
14 | Системы, модели, графы. | Понятие системы, граф, структура, сети. | Расширить представления учащихся о моделях, познакомить с графами и их видами, иерархической системой и деревьями. | §2.1 на стр. 297-303 | 15.10 | ||
15 | Объектно-информационные модели. | Объект, свойства объекта, состояние объекта, поведение объекта, классы объекта. | Дать понятие об объектно-информационной модели. | §2.2 на стр. 303-311 | 20.10 | ||
16 | Построение моделей |
| Формировать навык создания моделей | Заданий нет. | 22.10 | ||
17 | Базы данных. Основные понятия. | База данных. Фактографическая. Реляционная. Поле. Запись. Ключ. Тип. | Познакомить со структурой и назначением БД. | §10 стр. 60-66 | 27.10 | ||
18 | Зачет(тест) Система управления базами данных. | Режимы работы. Получение справки | Познакомить с реальной СУБД. | §11 стр. 66-70 | 29.10 | ||
19 | Создание и заполнение баз данных. | Логические выражение. Высказывания. Логические отношения. | Формировать навык работы с готовой базой данных | §12 стр. 70-73 | 11.11 | ||
20 | Условия выбора и простые логические выражения. | Навык составления запроса | Формировать навык работы с готовой базой данных | §13 стр. 74-80 | 13.11 | ||
21 | Условия выбора и сложные логические выражения. | Навык составления сложных логических выражений. | Формировать навык работы с готовой базой данных | §14 стр. 80-86 | 18.11 | ||
22 | Сортировка, удаление и добавление записей. | Навык формирования нужной таблицы. | Формировать навык работы с готовой базой данных | §15 стр. 86-91 | 20.11 | ||
23 | Хранение и обработка информации в базах данных | Определить степень усвоения изученного материала | §15 повторить | 25.11 | |||
24 | Двоичная система счисления. | Десятичная и двоичная системы счисления, развернутая форма записи числа, перевод, обратный перевод, арифметика двоичных чисел. | Научить учащихся работать с системами счисления (переводить из одной системы в другую и обратно, выполнять арифметические действия. | §16 стр. 96-100 | 27.11 | ||
25 | Числа в памяти компьютера. | Представление целых чисел, размер ячейки и диапазон значений чисел. | Познакомить учащихся с особенностями работы компьютера с целыми и вещественными числами. | §17 стр. 100-105 | 02.12 | ||
26 | Электронная таблица. | Назначение и структура электронной таблицы | Познакомить с назначением и структурой электронной таблицы. | §18 стр. 105-109 | 04.12 | ||
27 | Правила заполнения таблицы. | Формат ячейки, свойства ячейки. Режимы отображения ЭТ. | Формирование навыка заполнения ячейки | §19 стр. 110-114 | 09.12 | ||
28 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | Ввод и редактирование формул ЭТ | Отработать навыка ввода формулы. | §20 стр. 114-118 | 11.02 | ||
29 | Деловая графика. Условная функция. | Графический режим работы ЭТ. Построение диаграмм. | Познакомить с графическими возможностями ЭТ | §21 стр. 118-122 | 16.12 | ||
30 | Логические функции и абсолютные адреса. | Абсолютные адреса, функция времени, запись и выполнение логических функций. | Отработать навык работы с фрагментами таблицы | §22 стр. 122-125 | 18.12 | ||
31 | Тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | Проверить усвоение материала по пройденной теме. | Заданий нет. | 23.12 | |||
32 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | Математическая модель, этапы математического моделирования на компьютере. | Познакомить с математическим моделированием в ЭТ. | §23 стр. 125-131 | 13.01 | ||
33 | Имитационные модели в электронных таблицах. | Имитационная модель, пример имитационного моделирования. | Познакомить с имитационным моделированием в ЭТ. | §24 стр. 131-135 | 15.01 20.01 | ||
34 | Управление и кибернетика. | Возникновение кибернетики, что такое управление, алгоритм управления. | Познакомить с наукой «Кибернетика». Рассказать об управлении. | §25 стр. 140-142 | |||
35 | Автоматизированные и автоматические системы управления. | АСУ, САУ, простые автоматы, ЦАП-АЦП. | дать определение автоматизированным и автоматическим системам управления. | §5.1 на стр. 312-316 | 22.01 | ||
36 | Управление с обратной связью. | Линейный алгоритм, обратная связь, модель управления обратной связью, циклы и ветвления в алгоритмах, системы с программным управлением. | Рассказать о видах алгоритмов. | §26 стр. 143-146 | 27.01 | ||
37 | Определение и свойства алгоритма. | Исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма, программа. | Дать определению алгоритма, рассказать о происхождении и свойствах этого понятия. | §27 стр. 147-153 | 29.01 | ||
38 | Графический учебный исполнитель. | Простые команды ГРИС, работа в программном режиме, линейные программы для ГРИС. | Познакомить учащихся с назначением и возможностями графического исполнителя. | §28 стр. 153-159 | 03.02 | ||
39 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | Вспомогательный алгоритм, обращение к вспомогательному алгоритму, описание вспомогательного алгоритма, сборочный метод. | Расширить знания учащихся об алгоритмах, познакомить с подпрограммами. | §29 стр. 159-163 | 05.02 | ||
40 | Циклические алгоритмы. | Команда цикла, цикл в процедуре, блок-схемы алгоритмов, цикл с постусловием. | Познакомить учащихся с циклическим видом алгоритмов. | §30 стр. 164-169 | 10.02 | ||
41 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | Условный оператор (полная и неполная запись), составной оператор | Познакомить учащихся с оператором записи условной конструкции. | §31 стр. 170-173 | 12.02 | ||
42 | Проверочная работа по теме «Управление и алгоритмы». | Проверить усвоение знаний и навыков. | заданий нет. | 17.02 | |||
43 | Программирование. | Программисты, язык программирования, система программирования. | Дать определение программированию, рассказать о его видах, языках. | §32 стр. 178-180 | 19.02 | ||
44 | Алгоритмы работы с величинами. | Константы и переменные, система команд, команда ввода/вывода, команда присваивания. | §33 стр. 180-185 | 24.02 | |||
45 | Линейные вычислительные алгоритмы. | Присваивание, его свойства, обмен значениями двух переменных. | Познакомить учащихся с описанием линейного алгоритма, со свойствами присваивания. | §34 стр. 186-190 | 26.02 | ||
46 | Знакомство с языком Паскаль. | Возникновение и назначение Паскаля, структура этого языка, операторы, правила записи арифметических выражений. | Рассказать о возникновении и назначении Паскаля, познакомить с операторами и структурой этого языка. | §35 стр. 191-196 | 03.03 | ||
47 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | Условный оператор (полная и неполная запись), составной оператор. | Познакомить учащихся с оператором записи условной конструкции. | §36 стр. 197-203 | 05.03 | ||
48 | Программирование ветвлений на Паскале. | Правила записи условий и условного оператора | Формировать навык записи на Паскаль алгоритмов с ветвлениями | §37 стр. 203-207 | 10.03 | ||
49 | Программирование диалога с компьютером. | Диалог с компьютером, программирование диалога. | Научить учащихся писать программы-диалоги. | §38 стр. 203-211 | 12.03 17.03 | ||
50 | Программирование циклов. | Операторы циклов | Формировать навык составления циклических алгоритмов | §39 стр. 211-218 | |||
51 | Алгоритм Евклида. | Идея алгоритма Евклида, НОД, описание алгоритма Евклида блок-схемой, программа на АЯ и Паскале. | Дать понятие об алгоритме Евклида, научить получать НОД двух натуральных чисел. | §40 стр. 218-222 | 19.03 | ||
52 | Таблицы и массивы. | Массив, описание и ввод значений, расчет среднего значения элемента массива. | Дать определение массиву, научить описывать и вводить значения в массив на алгоритмическом языке. | §41 стр. 222-227 | 02.04 | ||
53 | Массивы в Паскале. | Цикл с параметром, форматы вывода, программа с двумя массивами. | Научить описывать и обрабатывать массив на Паскале. | §42 стр. 227-231 | 07.04 | ||
54 | Одна задача обработки массива. | Случайные числа, датчик случайных чисел. | Дать представление учащимся об алгоритмах поиска числа в массиве, программах поиска числа в массиве. | §43 стр. 232-235 | 09.04 | ||
55 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. | Блок-схемы алгоритма поиска максимума и минимума в массиве. | Научить писать программу на Паскале для поиска максимума и минимума в массиве. | §6.1 на стр. 317-323 | 14.04 | ||
56 | Сортировка массива. | Метод пузырька. | Познакомить учащихся с алгоритмом сортировки и программой на Паскале методом пузырька. | §6.2 на стр. 323-328 | 16.04 | ||
57 | Языки программирования и трансляторы. | Транслятор, компилятор, интерпретатор, автокод. История языков программирования. | Познакомить с процессом выполнения программы компьютером. | §6.3 на стр. 329-335 | 21.04 23.04 | ||
58 | Контрольная работа по программированию. | Проверить уровень знаний учащимися по данной теме. | Заданий нет. | ||||
59 | Предыстория информатики. | Средства хранения, средства передачи, средства обработки информации, машина Беббиджа. | Рассказать предысторию информатики и познакомить учащихся с предшественницей ЭВМ. | §44 стр. 240-247 | 28.04 | ||
60 | История чисел и систем счисления. | Позиционная, непозиционная системы. Основание системы. Правила перевода. | Познакомить с историей возникновения и принципами построения систем счисления и правилами перевода. | §45 стр. 248-253 | 30.04 | ||
61 | История ЭВМ. | Начало эпохи ЭВМ, четыре поколения, счетно-перфорационные и релейные машины. | Познакомить учащихся с историей ЭВМ, дать представление о поколениях ЭВМ. | §46 стр. 254-264 | 05.05 | ||
62 | История программного обеспечения и ИКТ. | Система программирования, структура программного обеспечения, системное и прикладное ПО. | Познакомить учащихся со структурой и видами ПО, с его историей.. | §47 стр. 264-274 | 07.05 | ||
63 | История навыков программирования. | Первые шаги, первые языки, современные языки. | Познакомить учащихся с первыми шагами автоматизации программирования, языками высокого уровня. | §7.1 на стр. 336-341 | 12.05 | ||
64 | Информационные ресурсы современного общества. | Информационные ресурсы, их виды. | Дать определение информационным ресурсам, рассмотреть их виды. | §48 стр. 275-278 | 14.05 | ||
65 | Тестирование по пройденному курсу. | Подготовить рефераты | 19.05 | ||||
66 | Проблемы формирования информационного общества. | Информационное общество, информатизация. | Дать понятие информационного общества, познакомить учащихся с информационными преступлениями и мерами обеспечения информационной безопасности. | .§49 стр. 278-283 | 21.05 | ||
67-68 | Защита рефератов. | Научить выступать перед аудиторией. | Заданий нет. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...