Урок по теме "Графики и диаграммы". 7 класс.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Урок в 7 классе по теме "Графики и диаграммы". Конспект урока, презентация, практическая работа в OpenOffice Calc.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_grafiki_i_diagrammy.rar | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Графики и диаграммы. 7 класс
Цели урока:
сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.
Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала:
Сегодня на уроке мы продолжим работать с электронными таблицами.
- Что такое электронные таблицы?
- Сформулируйте основные преимущества, которые даёт обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?
3. Изучение нового материала.
Вопросы ученикам
1) Как вы думаете можно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме? (Невозможно.)
2) С помощью чего гораздо удобнее обрабатывать такую информацию? (Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.)
Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.
(Слайд 2) Предположим, вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: (Слайд 3)
Погода в мае 2006 года
Дата | Температура, град С | Влажность, % | Давление, мм | Ветер | Облачность | ||
направление | Град | скорость, м/с | |||||
1 | +16 | 25 | 759 | Ю-В | 130 | 3 | Ясно |
2 | +19 | 30 | 759 | С-З | 320 | 2 | Ясно |
3 | +20 | 30 | 759 | С-В | 30 | 2 | Ясно |
4 | +22 | 26 | 759 | С | 350 | 2 | 20-30% |
5 | +21 | 28 | 760 | С-В | 50 | 1 | 90% |
6 | +22 | 35 | 759 | В | 90 | 2 | 70-80% |
7 | +19 | 52 | 753 | С-В | 30 | 4 | 60% |
8 | +12 | 66 | 750 | С | 340 | 3 | 90% |
9 | +14 | 58 | 747 | С-В | 40 | 2 | Сплошная |
10 | +13 | 88 | 743 | В | 90 | 1 | Сплошная |
11 | +13 | 71 | 741 | В | 80 | 1 | 90% |
12 | +10 | 81 | 745 | С-З | 310 | 2 | Сплошная |
13 | +17 | 48 | 747 | Штиль | - | 0 | 70-80% |
14 | +23 | 40 | 743 | Ю-З | 230 | 1 | 50% |
15 | +16 | 59 | 743 | З | 290 | 2 | 90% |
16 | +13 | 38 | 746 | С-З | 310 | 3 | 70-80% |
17 | +13 | 41 | 749 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
18 | +15 | 41 | 750 | С | 20 | 2 | 70-80% |
19 | +17 | 36 | 745 | Ю | 180 | 2 | 40% |
20 | +14 | 88 | 738 | Ю-З | 240 | 2 | 90% |
21 | +21 | 52 | 739 | Ю-В | 140 | 2 | Сплошная |
22 | +15 | 72 | 740 | Ю-З | 240 | 5 | Сплошная |
23 | +21 | 49 | 745 | Ю-З | 240 | 3 | 70-80% |
24 | +22 | 53 | 744 | З | 280 | 2 | 50% |
25 | +17 | 48 | 744 | Ю-З | 220 | 2 | 90% |
26 | +18 | 52 | 744 | Штиль | - | 0 | 90% |
27 | +11 | 93 | 738 | Ю | 160 | 2 | 90% |
28 | +13 | 62 | 741 | З | 270 | 3 | 90% |
29 | +16 | 59 | 735 | Ю-В | 140 | 1 | Сплошная |
30 | +11 | 87 | 736 | Штиль | - | 0 | Сплошная |
31 | +17 | 51 | 744 | Ю-В | 130 | 3 | Сплошная |
Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?
Вопросы ученикам
По таблице «Погода в мае 2006 года» на странице 83 учебника попробуйте ответить на вопросы:
• Какой день был самым холодным?
• Какой день был самым теплым?
• В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?
Легко ли было отвечать на эти вопросы по таблице? (Достаточно трудно).
(Слайд 4) Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна.
Вопросы ученикам
- С помощью чего можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию)? (Содержащуюся в таблице информацию можно сделать более наглядной и легко воспринимаемой с помощью графиков и диаграмм.)
Тема нашего урока «Графики и диаграммы»
Из курса алгебры вы уже знаете, что такое график.
(Слайд 5) На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.
График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
(Слайд 6) Например, по данным, содержащимся во 2-й графе таблицы, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца.
Вопросы ученикам
Давайте по графику ответим на эти же вопросы и укажем периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания. Какой можно сделать вывод?
(Слайд 7,8) По данным, содержащимся в 3-й и 4-й графах таблицы, можно построить график изменения влажности воздуха и изменения атмосферного давления.
4. Закрепление нового материала. (Слайд 10)
1) Каким образом могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации?
- С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин?
5. Выполнение практической работы.
Практическая работа 9. Создание графиков и диаграмм
Задание 5. Наглядное представление процессов изменения величин.
- Откройте файл Температура 2. Ods.
- Постройте график изменения температуры воздуха. Для этого:
- Выделите диапазон B1:B33 и щёлкните на кнопке Диаграмма панели инструментов Стандартная;
- На первом шаге Мастера диаграмм выберите тип диаграммы Линии- Линии и точки, поставьте галочку Сглаживание линий→Далее→ Далее→Далее
- На четвёртом шаге Мастера диаграмм напишите заголовок диаграммы, заголовки по оси X, оси Y, поставьте галочку Отображать сетку Ось ОХ, уберите галочку Показать легенду → Готово.
- Щёлкните по значку линии графика, затем правой кнопкой мыши по линии графика→Формат рядов данных→вкладка Линии и выберите другой значок линии графика (кнопка Выбор→Символы).
- Постройте график изменения влажности воздуха (см. с 85 учебника).
- Постройте график изменения атмосферного давления (см. с 85 учебника).
- Сохраните результат своей работы в собственной папке в файле с именем Температура 3.
Задание 6. График функции y=x2.
Выполнять в соответствии со страницей 200 учебника.
Изменения:
- В п.2 . выберите тип диаграммы Диаграмма XY→Только линии…
- На втором шаге выберите Ряды данных в строках.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание: §2.9 (1,2), задания №1, №3с. 92-94 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Круговые диаграммы, 5 класс
Целевая аудитория: 5 класс.Учебник: Математика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.-М.: Просвещение, 2010 г.Тип урока: урок целевого применения усвоенного...
Открытый урок по математике в 6 классе "Построение круговых диаграмм с помощью электронной таблицы Ms Excel"
Научить учащихся решать задачи по математике с помощью компьютерных программ. Рассмотрение задач с точки зрения математики, условие которых связано с олимпиадой СОЧИ-2014...
Конспект урока по информатике в 9 классе "Построение диаграмм и графиков"
В ходе урока на конкретных примерах показано применение возможностей электронных таблиц для построения графиков функций. Учащиеся знакомятся с составными частями диаграмм, этапами их построения, по...
Открытый урок по математике в 5 классе: Круговые диаграммы
Тема: Круговые диаграммы. (2-ой урок в теме)Цели: Закрепить понятие круговых диаграммЗадачи:...
Презентация к урок по информатике "Построение диаграмм и графиков" 9 класс
Презентация предназначена для проведения открытого урока по информатике в 9 классе...
Урок по теме "Построение диаграмм" 5 класс
Материал может быть использован при прохождении темы "Построение диаграмм и графиков"....
Урок математики в 6-м классе "Столбчатые диаграммы"
Цель урока: расширить знания учащихся о диаграммах, дать понятие о столбчатых диаграммах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни.Задачи:Образоват...