Формы и методы урочной и внеурочной деятельности по инфоматике
статья по информатике и икт на тему
Формы и методы урочной и внеурочной деятельности по инфоматике |
В процессе обучения информатике я использую разнообразные формы и методы внеурочной деятельности. Наибольшую эффективность на мой взгляд имеют:
Методы:
метод проектов;
- метод презентационных технологий; · научно- исследовательский метод;
- метод программированного обучения – с помощью обучающего устройства (программируемый электронный учебник (пособие), тренажеры, тестирующие, контролирующие программы).
Формы:
коммуникативно-направленная групповая работа;
- индивидуальная форма обучения;
- работа в парах.
С момента введения в школьный цикл курса «Основы информатики и ВТ» исследовались вопросы оптимального содержания и наполнения школьного курса информатики, велась целенаправленная разработка новых методов, поиск и апробация в текущей работе новых организационных форм, освоение ряда инновационных технологий преподавания и обучения. Жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Осознание этого побудило меня изучить и апробировать метод проектов во внеурочной деятельности, а также использовать метод презентационных технологий в образовательном пространстве. Практика показывает, что наиболее эффективными для профильных, профильных классов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), а также технология учебных проектов.
Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы. В своей деятельности использую новые технологии, такие, как проектная методика во внеурочное время. Работая в профильных классах, активно внедряю в практику работы технологию проектного обучения, что позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации.
Метод проектов использую в своей работе регулярно. Проекты на уроках в 9, 10-11 классах практикую как в рамках одного урока (например, по темам «Анимация в Macromedia Flash» или «Презентационные технологии Power Point»), так и при работе над темой, разделом (например, зачетная проектная работа по теме «Macromedia Dreamweaver» в 11 классе). В рамках проектной методики учащиеся могут формироваться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах. Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Активно использую в своей работе метод презентационных технологий. Цель метода презентационных технологий заключается в развитие креативного мышления и творческой инициативы учащихся, развитие проектного мышления (мышление, способное использовать знания будущего) как необходимой составной части системы общего образования, развитие коммуникативной культуры в проектной деятельности. В результате использования учащимися метода презентационных технологий происходит процесс интеграции курса информатики с другими предметами (межпредметные связи). Все работы, сделанные учащимися, сопровождаются компьютерными презентациями под руководством педагогов, которые могут быть использованы учителем на уроках. Аактивно привлекаю учащихся к научно-практической работе. Многие ребята работают творчески, очень серьезно и в результате мы лучшие работы представляем на ежегодных школьных и районных научно-практических конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности, как фактор повышения качества образования
В настоящее время общепризнанное определение "одаренности" отсутствует. Произнося "одарённые дети", мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников.
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
При переходе из начальной школы в среднее звено проводится педконсилиум, где учителя и дают подробную характеристику всех видов психических и познавательных процессов, которые отслеживаются на протяжении всего периода обучения. Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве, в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей.
Актуальность проблемы. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности |
Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства |
Задачи работы с одаренными детьми: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности учащихся. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. Организация системы исследовательской работы учащихся. Способствование методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации. |
Диагностики одаренности. Система единой оценки Система комплексной оценки |
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми Информационное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение: Нормативно-правовое обеспечение: Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям) Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми Организационно-методическое обеспечение Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. Изучение обобщения опыта работы педагогов. Мониторинг работы системы |
Этапы стратегии работы с одаренными детьми 1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми. 2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся. 3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. 4. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности. |
1 – 4 классы. Подготовительный этап Формирование навыков эффективной организации труда. Формирование навыков эффективной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся Выявление способных учащихся Формы: Формы: –Урок. –Внеклассная работа. –Кружки –Секции. |
5 – 7 классы. Творческий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. Индивидуальная работа со способными школьниками. Формы: Формы: –Урок. –Внеклассная работа. –Предметные недели. –Школьные олимпиады. –Факультативы. –Краеведческая конференция. –Кружки. –Секции. |
8-9 классы. Развивающий этап Совершенствование навыков научной организации труда. Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся Развитие информационной культуры учащихся Формы работы: Формы работы: –Урок. –Внеклассная работа. –Предметные недели. –Олимпиады. –Факультативы. –конференция. –НОУ. –Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. –элективные курсы (9 классы). –Спецкурсы. |
10-11 классы. Исследовательский этап Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Формы: –Урок. –Внеклассная работа. –Предметные недели. –Олимпиады. –Факультативы. –Профильные спецкурсы. –НОУ. –Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы . Факультатив. Ученическая конференция Предметная неделя (декада) Научное общество учащихся Кружки, студии, объединения |
Ожидаемые результаты Формирование системы работы с одаренными учащимися. Творческая самореализация выпускника школы. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Повышение квалификации педагогов |
Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. А при всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося и одаренной личности в частности.
Формы и методы урочной и внеурочной деятельности по инфоматике |
В процессе обучения информатике я использую разнообразные формы и методы внеурочной деятельности. Наибольшую эффективность на мой взгляд имеют:
Методы:
- метод проектов;
- метод презентационных технологий; · научно- исследовательский метод;
- метод программированного обучения – с помощью обучающего устройства (программируемый электронный учебник (пособие), тренажеры, тестирующие, контролирующие программы).
Формы:
- коммуникативно-направленная групповая работа;
- индивидуальная форма обучения;
- работа в парах.
С момента введения в школьный цикл курса «Основы информатики и ВТ» исследовались вопросы оптимального содержания и наполнения школьного курса информатики, велась целенаправленная разработка новых методов, поиск и апробация в текущей работе новых организационных форм, освоение ряда инновационных технологий преподавания и обучения. Жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Осознание этого побудило меня изучить и апробировать метод проектов во внеурочной деятельности, а также использовать метод презентационных технологий в образовательном пространстве. Практика показывает, что наиболее эффективными для профильных, профильных классов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), а также технология учебных проектов.
Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы. В своей деятельности использую новые технологии, такие, как проектная методика во внеурочное время. Работая в профильных классах, активно внедряю в практику работы технологию проектного обучения, что позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации.
Метод проектов использую в своей работе регулярно. Проекты на уроках в 9, 10-11 классах практикую как в рамках одного урока (например, по темам «Анимация в Macromedia Flash» или «Презентационные технологии Power Point»), так и при работе над темой, разделом (например, зачетная проектная работа по теме «Macromedia Dreamweaver» в 11 классе). В рамках проектной методики учащиеся могут формироваться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах. Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Активно использую в своей работе метод презентационных технологий. Цель метода презентационных технологий заключается в развитие креативного мышления и творческой инициативы учащихся, развитие проектного мышления (мышление, способное использовать знания будущего) как необходимой составной части системы общего образования, развитие коммуникативной культуры в проектной деятельности. В результате использования учащимися метода презентационных технологий происходит процесс интеграции курса информатики с другими предметами (межпредметные связи). Все работы, сделанные учащимися, сопровождаются компьютерными презентациями под руководством педагогов, которые могут быть использованы учителем на уроках. Аактивно привлекаю учащихся к научно-практической работе. Многие ребята работают творчески, очень серьезно и в результате мы лучшие работы представляем на ежегодных школьных и районных научно-практических конференциях.
Дорожинец "Два капитана"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...
Дипломная работа веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся
Данная работа раскрывает один из приемов проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности...
Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....
Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности
Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности...
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....
Применение активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности
Статья для педагогов...