Информационные системы на бумажных носителях
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Создание простых и сложных таблиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_urokov_po_teme_tablitsy.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Информационные системы на бумажных носителях. Способы организации данных (информационные таблицы).
Цели урока:
Образовательные:
1. Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных системах.
- Повторить/сформировать навыки создания таблиц.
Развивающие:
- Развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Воспитательные:
- Воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок изучения нового материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
Персональные компьютеры;
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
Презентация «Информационные таблицы».
Основные понятия:
информационная модель;
табличная информационная модель;
простая таблица.
Ход урока.
В наше время человеку приходится получать, обобщать и хранить очень много различной информации. Иначе говоря, работать с большим количеством информации.
Чтобы работать с большими наборами данных, приходится их упорядочивать, структурировать, т.е. превращать в систему.
Необходимость обрабатывать все большие наборы данных заставляла людей искать новые приемы для представления и организации информации.
Способами организации данных
(Сопровождается показом презентации «Информационные таблицы»).
Наиболее распространенными способами организации данных являются:
линейный порядок (это порядок числового ряда, букв в алфавите, дней недели, месяцев в году и т.д.понедельник, вторник…);
блочный (содержание энциклопедий, словарей);
каталоги (библиотечный каталог);
указатели (предметный указатель);
классификация (классификатор единиц измерения);
диаграммы (график производительности завода);
таблицы.
Таблицы
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства: емкость, точность, наглядность.
Например: вычислительные, медицинские, хронологические, таблицы в учебнике географии, физики, химии, календари и т.п. А вы можете привести примеры, где применяются таблицы? (Приводят примеры разнообразных таблиц.)
Прочитайте текст в розданных вам карточках (раздаются карточки с написанными в строчку характеристиками звезд) и попробуйте ответить на вопросы:
- Какая звезда самая удаленная?
- Какая звезда самая близкая?
- Какая звезда самая яркая?
- В каком созвездии находится звезда?
Как вы видите, что очень сложно ответить на довольно простые вопросы сразу. А теперь переверните карточки (на оборотной стороне те же самые данные изложены в виде таблицы). На этом примере вы увидели насколько быстрее можно найти нужную информацию.
Карточка:
Акрукс: расстояние от Земли, 260 световых лет, находится в созвездии Южный крест, ярче солнца в 2200 раз; Альдебаран: находится в созвездии Телец, расстояние от Земли, 70 световых лет, ярче солнца в 165 раз; в созвездии Скорпион находится Антарес, его расстояние от Земли 425 световых лет, ярче солнца в 6600 раз; Арктур: ярче солнца в 150 раз, расстояние от Земли, 36 световых лет, находится в созвездии Волопас.
Оборотная сторона карточки:
Звезды
Наименование звезды | Расстояние от Земли, световых лет | Созвездие | Яркость по отношению к Солнцу |
Акрукс | 260 | Южный крест | ярче в 2200 раз |
Альдебаран | 70 | Телец | ярче в 165 раз |
Антарес | 425 | Скорпион | ярче в 6600 раз |
Арктур | 36 | Волопас | ярче в 150 раз |
В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Для того, что бы систематизировать данные в таблицу, необходимо знать ее структуру и состав.
Правильно оформленная таблица имеет структуру:
Табличный номер
Заголовок таблицы
Головка | Ярусы | ||||||
Боковик |
| Строки | |||||
ПР | ОГР | АФК | А | ||||
ячейка |
Графы
Ступени
Правила оформления таблиц:
- Табличный номер имеет вид: Таблица 1, Таблица 2 и т.д., располагается справа вверху, с большой буквы, без точки, без знака «№»;
- Заголовок: посредине, с большой буквы, без точки; должен давать представление о содержащейся в ней информации.
- Головка (заголовки всех граф): заголовки обязательны у всех граф (в том числе у боковика!); с большой буквы (если по смыслу не требуется маленькая); без токи, именительный падеж, единственное число; выравнивание по верхней линии, единицы измерения – через запятую, или в круглых скобках; поднимать единицы измерения следует как можно выше; графа подчиняется своему заголовку.
- Боковик (заголовки всех строк): С большой буквы; без точки; строка подчиняется своему заголовку
- Прографка: С большой буквы (если по смысле не требуется маленькая); без точки; выравнивание по верхней линии; числа записываются посередине, поразрядно; в таблице не должно быть пустых ячеек; при необходимости в них заносят следующие условные обозначения: «?» - данные неизвестны; «Х» - данные невозможны; « » - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
- Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
- Уточнить структуру таблицы;
- «Заселить» таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Делать это удобно так: подчеркивать имена объектов - прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями. Например: Акрукс: расстояние от Земли, 260 световых лет, находится в созвездии Южный крест, ярче солнца в 2200 раз;
Типы таблиц
Условно все множество таблиц можно разделить на простые сложные.
Простые таблицы бывают двух типов:
«объекты-свойства» (ОС);
«объекты-объекты-один» (ООО)
Сложные таблицы бывают тоже двух типов:
«объекты-объекты-несколько» (ООН);
«объекты-свойства-объекты» (ОСО).
Сегодня мы познакомимся с простыми таблицами.
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица типа «объекты-свойства» – это таблица, содержащая информа-цию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
Общий вид таблиц типа ОС:
Название класса
Название класса | Названия свойств |
Названия объектов | Значения свойств |
Пример:
Таблица 1
Химические элементы
Элемент | Символ | Атомный номер | Атомная масса | Первооткрыватель | Год открытия |
Алюминий | Al | 13 | 27 | Х.К. Эрстед | 1825 |
Актиний | Ac | 89 | 227 | А. Дебьерн | 1899 |
Азот | N | 7 | 14 | Д. Резерфорд | 1772 |
Барий | Ba | 56 | 137 | Г. Деви | 1774 |
Бром | Br | 35 | 80 | Ж. Бапар | 1826 |
Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства).
Таблица ОС может быть «повернута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой мало граф, но много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк.
Таблица типа «объекты-объекты-один» – это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
Общий вид таблицы ООО:
Название парного свойства
Название 1-го класса | Название 2-го класса |
Названия 2-х объектов | |
Названия 1-х объектов | Значения свойства |
Пример:
Годовые оценки учеников 7-го «А» класса
Ученик | Предмет | |
Физика | Химия | |
Антонов | 4 | 3 |
Сорокин | 4 | 4 |
Чернов | 4 | 5 |
Давайте вспомним самое главное:
- Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
- Таблица состоит из столбцов и строк.
- Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.
Вопрос: «Какие достоинства и недостатки имеют табличные информационные модели?»
Теперь вспомним, как построить таблицу в текстовом процессоре Microsoft Word.
Физкультминутка.
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Физкультминутку провожу на 12- 20 минуте от начала урока.
Проводится электронная физкультминутка для глаз, продолжительность 1-2 минуты.
Практическая работа.
Задание 1: создайте таблицу, отражающую количество медалей, завоеванных странами, на Олимпийских играх в Сочи – 2014 г.: Россия завоевала 33 медали, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых; Норвегия завоевала 11 золотых, 5 серебряных и 10 бронзовых медалей; 25 медалей завоевала Канада, из них 10 золотых, 10 серебряных и 5 бронзовых; США – 9 золотых, 7 серебряных, 12 бронзовых, всего – 28 медалей.
Медальный зачет Сочи 2014.
Страны | Количество медалей | |||
Золото | Серебро | Бронза | Всего | |
Россия | 13 | 11 | 9 | 33 |
Норвегия | 11 | 5 | 10 | 26 |
Канада | 10 | 10 | 5 | 25 |
США | 9 | 7 | 12 | 28 |
Подведение итогов. Рефлексия содержания учебного материала.
У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:
Зеленая – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтая – Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Домашнее задание. §2.5 (Простые таблицы), в рабочей тетради стр. 52-54 №29-34
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 229 с.: ил.
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 7 класса/ Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111 с.: ил.
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
- Презентация: Электронные физминутки для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области.
- Материалы курса «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики»: лекции 4-8/И.Г.Семакин – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные системы. Классификация информационных систем.
Урок объяснения нового материяла и обобщения жизненного опыта....
Использование информационно-поисковых тезаурусов в автоматизированных информационных системах
ИПЯ классификационного типа широко используются в автоматизированных информационно-поисковых системах (ИПС) промышленного назначения, применяемых, например, при поиске аналогов проектируемых деталей с...
«Информационные системы. Классификация информационных систем», 11 класс
Цель урока: изучить тему информационные системы и классификацию информационных систем.Задачи урока:- помочь учащимся...
Комлект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения основной образовательной программы по специальности СПО 09.02.04. "Информационные системы (по отраслям)" по ПМ.01 Экспуатация и модификация информационных систем
Комплект контрольно - оценочных средств (КОС) предназначен для проверки результатов освоения МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы, входящего в состав ПМ 01 Эксплуатация и модификация информац...
Информационная карта комбинированного урока по информатике и ИКТ «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных» 1 курс СПО
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетямСведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МБОУ Пухляковская средняя общеобразоват...
Вопросы к экзамену МДК 1.2 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Вопросы к экзамену МДК 1.2 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)...