Информационные системы на бумажных носителях
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Создание простых и сложных таблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_urokov_po_teme_tablitsy.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Информационные системы на бумажных носителях. Способы организации данных (информационные таблицы).

Цели урока:

Образовательные:

1. Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных системах.

  1. Повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Развивающие:

  1. Развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  1. Воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок изучения нового материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

Персональные компьютеры;

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор);

Презентация  «Информационные таблицы».

Основные понятия:

информационная модель;

табличная информационная модель;

простая таблица.

Ход урока.

В наше время человеку приходится получать, обобщать и хранить очень много различной информации. Иначе говоря, работать с большим количеством информации.

Чтобы работать с большими наборами данных, приходится их упорядочивать, структурировать, т.е. превращать в систему.

Необходимость обрабатывать все большие наборы данных заставляла людей искать новые приемы для представления и организации информации.

Способами организации данных

(Сопровождается показом презентации  «Информационные таблицы»).

Наиболее распространенными способами организации данных являются:

линейный порядок (это порядок числового ряда, букв в алфавите, дней недели, месяцев в году и т.д.понедельник, вторник…);

блочный (содержание энциклопедий, словарей);

каталоги (библиотечный каталог);

указатели (предметный указатель);

классификация (классификатор единиц измерения);

диаграммы (график производительности завода);

таблицы.

Таблицы

Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства: емкость, точность, наглядность.

Например: вычислительные, медицинские, хронологические, таблицы в учебнике географии, физики, химии, календари и т.п. А вы можете привести примеры, где применяются таблицы? (Приводят примеры разнообразных таблиц.)

Прочитайте текст в розданных вам карточках (раздаются карточки с написанными в строчку характеристиками звезд) и попробуйте ответить на вопросы:

  1. Какая звезда самая удаленная?
  2. Какая звезда самая близкая?
  3. Какая звезда самая яркая?
  4. В каком созвездии находится звезда?

Как вы видите, что очень сложно ответить на довольно простые вопросы сразу. А теперь переверните карточки (на оборотной стороне те же самые данные изложены в виде таблицы). На этом примере вы увидели насколько быстрее можно найти нужную информацию.

Карточка:

Акрукс: расстояние от Земли, 260 световых лет, находится в созвездии Южный крест, ярче солнца в 2200 раз;  Альдебаран: находится в созвездии Телец, расстояние от Земли, 70 световых лет, ярче солнца в 165 раз; в созвездии Скорпион находится Антарес, его расстояние от Земли 425 световых лет, ярче солнца в 6600 раз; Арктур: ярче солнца в 150 раз, расстояние от Земли, 36 световых лет, находится в созвездии Волопас.

Оборотная сторона карточки:

Звезды

Наименование звезды

Расстояние

от Земли,

световых лет

Созвездие

Яркость по отношению к Солнцу

Акрукс

260

Южный крест

ярче в 2200 раз

Альдебаран

70

Телец

ярче в 165 раз

Антарес

425

Скорпион

ярче в 6600 раз

Арктур

36

Волопас

ярче в 150 раз

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Для того, что бы систематизировать данные в таблицу, необходимо знать ее структуру и состав.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

                                                                                                          Табличный номер

Заголовок таблицы

Головка

   Ярусы

Боковик

 

    Строки

ПР

ОГР

АФК

А

ячейка

Графы

Ступени

Правила оформления таблиц:

  1. Табличный номер имеет вид: Таблица 1, Таблица 2 и т.д., располагается справа вверху, с большой буквы, без точки, без знака «№»;
  2. Заголовок: посредине, с большой буквы, без точки; должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  3. Головка (заголовки всех граф): заголовки обязательны у всех граф (в том числе у боковика!); с большой буквы (если по смыслу не требуется маленькая); без токи, именительный падеж, единственное число; выравнивание по верхней линии, единицы измерения – через запятую, или в круглых скобках; поднимать единицы измерения следует как можно выше; графа подчиняется своему заголовку.
  4. Боковик (заголовки всех строк): С большой буквы; без точки; строка подчиняется своему заголовку
  5. Прографка: С большой буквы (если по смысле не требуется маленькая); без точки; выравнивание по верхней линии; числа записываются посередине, поразрядно; в таблице не должно быть пустых ячеек; при необходимости в них заносят следующие условные обозначения: «?» - данные неизвестны; «Х» - данные невозможны; « » - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Делать это удобно так: подчеркивать имена объектов - прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями. Например: Акрукс: расстояние от Земли, 260 световых лет, находится в созвездии Южный крест, ярче солнца в 2200 раз;  

Типы таблиц

Условно все множество таблиц можно разделить на простые сложные.

Простые таблицы бывают двух типов:

«объекты-свойства» (ОС);

«объекты-объекты-один» (ООО)

Сложные таблицы бывают тоже двух типов:

«объекты-объекты-несколько» (ООН);

«объекты-свойства-объекты» (ОСО).

Сегодня мы познакомимся с простыми таблицами.

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» – это таблица, содержащая информа-цию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Название класса

Название класса

Названия свойств

Названия объектов

Значения свойств



Пример:

Таблица 1

Химические элементы

Элемент

Символ

Атомный

номер

Атомная масса

Первооткрыватель

Год открытия

Алюминий

Al

13

27

Х.К. Эрстед

1825

Актиний

Ac

89

227

А. Дебьерн

1899

Азот

N

7

14

Д. Резерфорд

1772

Барий

Ba

56

137

Г. Деви

1774

Бром

Br

35

80

Ж. Бапар

1826

Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства).

Таблица ОС может быть «повернута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой мало граф, но много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк.

Таблица типа «объекты-объекты-один» – это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Общий вид таблицы ООО:

Название парного свойства

Название 1-го класса

Название 2-го класса

Названия 2-х объектов

Названия 1-х объектов

Значения свойства

Пример:

Годовые оценки учеников 7-го «А» класса

Ученик

Предмет

Физика

Химия

Антонов

4

3

Сорокин

4

4

Чернов

4

5

Давайте вспомним самое главное:

  1. Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.
  2. Таблица состоит из столбцов и строк.
  3. Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Вопрос: «Какие достоинства и недостатки имеют табличные информационные модели?»

Теперь вспомним, как построить таблицу в текстовом процессоре Microsoft Word.

Физкультминутка.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Физкультминутку провожу на 12- 20 минуте от начала урока.

Проводится электронная физкультминутка для глаз, продолжительность 1-2 минуты.

Практическая работа.

Задание 1: создайте таблицу, отражающую количество медалей,  завоеванных странами, на Олимпийских играх в Сочи – 2014 г.: Россия завоевала 33 медали, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых; Норвегия завоевала 11 золотых, 5 серебряных и 10 бронзовых медалей; 25 медалей завоевала Канада, из них 10 золотых, 10 серебряных и 5 бронзовых; США – 9 золотых, 7 серебряных, 12 бронзовых, всего – 28 медалей.

Медальный зачет Сочи 2014.

Страны

Количество медалей

Золото

Серебро

Бронза

Всего

Россия

13

11

9

33

Норвегия

11

5

10

26

Канада

10

10

5

25

США

9

7

12

28

Подведение итогов.   Рефлексия содержания учебного материала.

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

Зеленая – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Желтая Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Домашнее задание. §2.5 (Простые таблицы), в рабочей тетради           стр. 52-54 №29-34

Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010. - 229 с.: ил.
  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 7 класса/ Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111 с.: ил.
  3. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
  4.  Презентация:  Электронные  физминутки для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ»  Арзамасского района,  Нижегородской области.
  5. Материалы курса «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики»: лекции 4-8/И.Г.Семакин – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 72 с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные системы. Классификация информационных систем.

Урок объяснения нового материяла и обобщения жизненного опыта....

Использование информационно-поисковых тезаурусов в автоматизированных информационных системах

ИПЯ классификационного типа широко используются в автоматизированных информационно-поисковых системах (ИПС) промышленного назначения, применяемых, например, при поиске аналогов проектируемых деталей с...

«Информационные системы. Классификация информационных систем», 11 класс

Цель урока: изучить тему информационные системы и классификацию информационных систем.Задачи урока:-    помочь учащимся...

Комлект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения основной образовательной программы по специальности СПО 09.02.04. "Информационные системы (по отраслям)" по ПМ.01 Экспуатация и модификация информационных систем

Комплект контрольно - оценочных средств (КОС) предназначен для проверки результатов освоения МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы, входящего в состав ПМ 01 Эксплуатация и модификация информац...

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетямСведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МБОУ Пухляковская средняя общеобразоват...

Вопросы к экзамену МДК 1.2 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Вопросы к экзамену МДК 1.2 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)...