Интернет образовательная среда будущего
статья по информатике и икт по теме

Киселева Юлия Владимировна

Интернет образовательная среда будущего

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_obrazovatelnaya_sreda_budushchego.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет образовательная среда будущего

Идея проекта практически является ровесницей Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО). Возникновение же самого Центра в 1995 году было событием, с одной стороны, экстраординарным, с Другой же - почти неизбежным следствием уникальной концентрации людских математических ресурсов в Москве: Перестройка высвободила девятый вал российской научной эмиграции, захлестнувший западные университеты, а здесь отозвалась появлением негосударственного образовательного учреждения нового типа, в которое маленький человек может войти участником кружка для младших школьников, а выйти уже зрелым кандидатом наук. От прежних образовательных учреждений МЦНМО унаследовал, пожалуй, только принцип бесплатности.

Префектуру Центрального административного округа Москвы можно назвать ни много ни мало физическим родителем Центра, ибо 1995 год - это год сдачи в эксплуатацию специально построенного для МЦНМО здания. Поэтому, когда в том же году в 28 школ Центрального округа были поставлены компьютерные классы от фирмы IBM, то вопрос о том, кто может стать куратором для их централизованной эксплуатации, звучал для префектуры почти риторически -конечно. Центр непрерывного математического образования. Так зародился проект.

Вскоре стало ясно: техническая поддержка - это далеко не все, что могут получить школы от взаимодействия с лучшими математическими кадрами Москвы. Компьютер даже самой последней модели хорош не сам по себе, а только в сочетании с грамотным и творчески настроенным пользователем. И потенциал, заложенный в сочетании "технически оснащенные школы - МЦНМО" не остался незамеченным. Такое сочетание как нельзя более соответствовало одному из направлений деятельности Фонда Сороса - использованию Internet в образовании. Этот фонд и стал третьим соучредителем проекта, который в результате получил свое нынешнее название.

Так как же учиться через Internet? Конечно, ответ прозвучит не сегодня и не из отчета о каком-то конкретном проекте. Книги сделали знания неподвластными времени, электронные сети устраняют последнее препятствие для доступа человека к информации - расстояние. Пока можно лишь затаив дыхание ожидать следствий этого процесса. А название проекта может лишь декларировать направление движения.

Каковы же первые шаги в этом направлении? Здесь уместно привести мнение руководителей проекта.

1. Ключевая роль электронной почты. Электронная почта - одно из первых детищ сети Internet. Сейчас это ос-

новное средство связи в мировом научном сообществе. Каждый может передать сообщение каждому. Для электронной почты нет понятия "не дозвонился". Ваше сообщение будет доставлено за минуту в любой конец света. В свою очередь получатель не должен решать вопрос "брать или не брать трубку?". Он может, в меру наличия интереса и времени, ответить за секунды или не отвечать вообще. А отправлять можно что угодно: поурочные планы, приказы из роно, тесты и экзаменационные билеты. Поэтому непременное условие для школ участников проекта - в каждой школе должен быть модем и почтовая программа.

2. Учиться не Интернету, а его использованию. Этот тезис обращает внимание на то, что расхожая фраза "научиться Интернету" как минимум нуждается в интерпретации. Если сравнить Internet с гигантской библиотекой, то не может быть и речи о том, чтобы изучать, где какая книга стоит, можно лишь учиться пользоваться каталогом. В обучении рациональному поиску ресурсов Internet видят свою задачу исполнители проекта.

3. Важен не способ подключения, а способ использования. Школы, участвующие в проекте, делятся на две категории: которым повезло с получением компьютерного IBM-класса и которые были включены в проект ввиду очевидных результатов длительной и кропотливой работы своих коллективов. Если последним дополнительное финансирование позволило решить назревшие вопросы преподавания, то для прочих существовала опасность второпях истратить "шальные деньги" на покупку дорогостоящих "железок", которые потом будут пылиться в углу кабинета информатики. Координирующая роль МЦНМО состоит в выработке такого плана распределения средств, в котором запросы на техническое оснащение увязываются с возможностями его эффективной эксплуатации. К примеру, голубая мечта всякого учителя информатики - постоянная связь с Internet по оптическому волокну может фактически не прибавить для учеников ничего, кроме рекламообразного мелькания цветных картинок на экране. В то же время, при умелой постановке урока, даже пять минут связи по простенькому модему могут принести свежую информацию, которая будет воспринята ребенком как бесценная находка.

4. Не только использовать, но и создавать, В МЦНМО заняты преподаванием, а значит, и созданием образовательных ресурсов. Применительно к Internet эта работа ведется в двух направлениях:

а) создание учебных пособий. Примером может служить учебно-поисковая   система   "Задачи"   с   адресом http://zadachi.mccme.ru, представляющая собой коллекцию из более чем 2000 геометрических задач. Задачи классифицированы по методам их решения и типу объектов, входящих в условия. Поэтому первичное предназначение системы - служить не источником подсказок, а пособием квалифицированному учителю для составления заданий:

б) издание оперативной массовой информации. Олимпи-адные стараницы МЦНМО (http://mccme.ru) являются одним из самых популярных образовательных сайтов. Здесь можно получить наиболее полную и достоверную информацию о самых разных школьных олимпиадах, соревнованиях с давними традициями в нашей стране, которые сейчас становятся центром притяжения для всех, кому не безразлично качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Интернет как образовательная среда

Интернет как образовательная среда...

Организация образовательной среды в интернет

Организация образовательной среды в интернет...

Выступление на семинаре "Моделирование современного урока МХК в информационно-образовательной среде Интернета"

Выступление на семинаре для учителей мировой художественной культуры "Информационно-образовательная среда Интернета". Доклад    о WWW и 3D - технологиях, с помощью которы...

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде....

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...