рабочая программа 7 класс (Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_7_klass_bosova.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочей программой предусмотрено:
- контрольных работ – 4;
- практических работ – 11;
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Требования к уровню достижений обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:
- критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;
- решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- определение адекватных способов решения логических задач.
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Учебно-тематический план 7 класс
Номер урока | Сроки | Тема урока | Кол-во часов | Дом/зад |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы» Практическая работа №1. | 1 | Введение, 1.1, 1.2 | |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» | 1 | 1.3, 1.4 | |
3 | Состав объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 1-3). | 1 | 1.5 | |
4 | Система объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 4-6). | 1 | 1.6 | |
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 7-9). | 1 | 1.7 | |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» | 1 | 1.8 | |
7 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 1-3). | 1 | 2.1 | |
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели»» | 1 | 2.2 | |
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 4-5). | 1 | 2.3 | |
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 6-7). | 1 | 2.3 | |
11 | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей». (Задания 8-9). | 1 | 2.3 | |
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» | 1 | 2.3 | |
13 | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов» | 1 | 2.4 | |
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1-2). | 1 | 2.5(1) | |
15 | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 3-4). | 1 | 2.5(2) | |
16 | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 5-6). | 1 | 2.5(3) | |
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задание 7). | 1 | 2.6 | |
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц». | 1 | 2.7 | |
19 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 1-3). | 1 | 2.8 | |
20 | Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 4-6). | 1 | 2.8 | |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 5-7). | 1 | 2.9(1,2) | |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 1-3). | 1 | 2.9(3) | |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задание 4). | 1 | 2.9(4) | |
24 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 1-2). | 1 | 2.10(1) | |
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 3-5). | 1 | 2.10(2) | |
26 | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 6-7). Проверочная работа | 1 | 2.10(2,3) | |
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | 3.1, 3.2 (1,2) | |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | 3.2(3) | |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».Работа в среде Алгоритмика. | 1 | 3.2(4) | |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика. | 1 | 3.3(1) | |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика. | 1 | 3.3(2,4) | |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | 3.3(5) | |
33 | Проверочная работа на тему «Алгоритмизация» | 1 | ||
34 | Итоговый проект. | 1 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Объекты и их имена (6 часов).
Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
- Основные объекты операционной системы;
- Работа с объектами файловой системы;
- Создание текстовых объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
- основные приёмы создания текстовых документов;
- название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;
Уметь:
- формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
- классифицировать объекты по заданному признаку;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль ЗУН: тест
Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).
Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Компьютерный практикум:
- Создание словесных моделей;
- Графические модели;
- Создание табличных моделей;
- Создание вычислительных таблиц;
- Знакомство с электронными таблицами;
- Создание диаграммы и графиков;
- Схемы, графы и деревья
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- смысл терминов «модель», «моделирование»;
- различные стили выполнения словесных информационных моделей;
- понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
- новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
- знать разные виды списков;
- компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
- определение знаковой информационной модели;
- правила оформления простых таблиц;
- правила оформления сложных таблиц;
- условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
- назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
- определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Уметь:
- работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
- создавать аннотацию и конспект известного материала;
- систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
- систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
- преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
- применять табличный способ при решении логических задач;
- строить блок-схему к любому алгоритму;
- строить графы к различным задачам;
- создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
- применять табличный способ при решении логических задач;
- вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
- строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест
Тема 3. Алгоритмика (7 часов).
Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика».
Контроль ЗУН: проект.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
- знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
- СКИ Робот, среду действия Робот.
Уметь:
- определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
- создавать программу для линейного алгоритма;
- создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Резерв учебного времени: 1 час
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).
Класс | Количество работ за учебный год | Контрольная работа по теме | № урока по КТП |
7 | 4 | Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» | 6 |
Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов» | 13 | ||
Проверочная работа по теме «Алгоритмизация» | 33 | ||
Итоговый проект. | 34 |
Перечень литературы и средств обучения
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
для учителя:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012
3.Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
для ученика:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г
Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование поинформатике в 5классе с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....
Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 6 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г
Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование по информатике в 6 классе с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова
Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...