рабочая программа 7 класс (Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Андреева Юлия Викторовна

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_7_klass_bosova.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочей программой предусмотрено:

  • контрольных работ – 4;
  • практических работ – 11;

           Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Требования к уровню достижений обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:

  • критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;
  • решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • определение адекватных способов решения логических задач.

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•        знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


Учебно-тематический план 7 класс

Номер урока

Сроки

Тема урока

Кол-во часов

Дом/зад

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»

Практическая работа №1.

1

Введение, 1.1, 1.2

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работа  с объектами файловой системы»

1

1.3, 1.4

3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 1-3).

1

1.5

4

Система объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 4-6).

1

1.6

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 7-9).

1

1.7

6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

1

1.8

7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 1-3).

1

2.1

8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели»»

1

2.2

9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 4-5).

1

2.3

10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 6-7).

1

2.3

11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей». (Задания 8-9).

1

2.3

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

1

2.3

13

Математические модели.

  Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

1

2.4

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1-2).

1

2.5(1)

15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 3-4).

1

2.5(2)

16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 5-6).

1

2.5(3)

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задание 7).

1

2.6

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создание вычислительных  таблиц».

1

2.7

19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 1-3).

1

2.8

20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами»  (Задания 4-6).

1

2.8

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 5-7).

1

2.9(1,2)

22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 1-3).

1

2.9(3)

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»  (Задание 4).

1

2.9(4)

24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 1-2).

1

2.10(1)

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10  «Схемы, графы и деревья»  (Задания 3-5).

1

2.10(2)

26

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 6-7).

Проверочная работа

1

2.10(2,3)

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

1

3.1, 3.2 (1,2)

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика.

1

3.2(3)

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».Работа в среде Алгоритмика.

1

3.2(4)

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика.

1

3.3(1)

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока».  Работа в среде Алгоритмика.

1

3.3(2,4)

32

Исполнитель Робот. Ветвление.  Работа в среде «Алгоритмика».

1

3.3(5)

33

Проверочная работа на тему «Алгоритмизация»

1

34

Итоговый проект.

1

Содержание тем учебного курса

Тема 1.  Объекты и их имена (6 часов).

Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Практические работы:

  • Основные объекты операционной системы;
  • Работа с объектами файловой системы;
  • Создание текстовых объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
  • основные приёмы создания текстовых документов;
  • название распространенных систем окружающего  мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

  •  формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
  •  классифицировать объекты по заданному признаку;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия  «система»,  «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест

Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).

Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

  • Создание словесных моделей;
  • Графические модели;
  • Создание табличных моделей;
  • Создание вычислительных таблиц;
  • Знакомство с электронными таблицами;
  • Создание диаграммы и графиков;
  • Схемы, графы и деревья

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • различные стили выполнения словесных  информационных моделей;
  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  • знать разные виды списков;
  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  • определение знаковой информационной модели;
  • правила оформления простых таблиц;
  • правила оформления сложных таблиц;
  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  • назначение  электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру  ЭТ;
  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
  • создавать аннотацию и конспект известного материала;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • строить блок-схему к любому алгоритму;
  • строить графы  к различным задачам;
  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
  • строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест

Тема 3. Алгоритмика (7 часов).

Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум:

Работа в среде «Алгоритмика».

Контроль ЗУН: проект.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  • СКИ Робот,  среду  действия Робот.        

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  • создавать программу для линейного алгоритма;
  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Резерв учебного времени: 1 час

Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется  через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя  практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).

Класс

Количество работ

за учебный год

Контрольная работа по теме

№ урока

 по КТП

7

4

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

6

 Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

13

Проверочная работа по теме «Алгоритмизация»

33

Итоговый проект.

34

Перечень литературы и средств обучения

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

для учителя:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012

2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012

3.Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

для ученика:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г

Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование поинформатике в 5классе с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....

Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 6 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г

Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование по информатике в 6 классе с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...