Рабочая программа по информатике 5 класс Л.Л. Босова
рабочая программа (информатика и икт, 5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_k_uchebniku_bosova_l.l.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Основные цели программы:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Учебник по информатике для 5 класса, автора Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Рабочая тетрадь для 5 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика и ИКТ для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Дополнительная литнература для учителя: Методическое пособие. Информатика 5-7 класс / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4
- практических работ – 15;
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Формы организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют практические работы.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
7. Формы контроля. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Методы контроля.
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ
в 5 класса
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Интерактивная доска
- Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Печатные пособия
Плакаты:
- Организация рабочего места и техники безопасности.
- Архитектура компьютера
- Архитектура компьютерных сетей
- Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме
- История информатики
Схемы:
- Графический пользовательский интерфейс
- Информация, арифметика информационных процессов
- Виды информационных ресурсов
- Виды информационных процессов
- Представление информации (дискретизация)
- Моделирование, формализация, алгоритмизация.
- Основные этапы разработки программ
- Системы счисления
- Логические операции
- Блок-схемы
- Алгоритмические конструкции
Тема 1.1. Информация- Компьютер- Информатика.(1 ч.) |
Содержание учебного материала Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации. Информатика как наука. Компьютер – универсальное средство для работы с информацией. Практические работы
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
уметь организовать рабочее место в компьютерном классе |
Тема 1.2. Компьютер для начинающих (8 часов) |
Содержание учебного материала Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Компьютерный практикум Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой. Практическая работа №2. Освоение мыши. Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы. Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню. Контроль ЗУН: тест по теме «Компьютер для начинающих» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
|
Тема 1.3. Информация вокруг нас (14 часов) |
Содержание учебного материала Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор. Практическая работа №6 Ввод текста Практическая работа №7 Редактирование текста Практическая работа №8 Работа с фрагментами текста Практическая работа №9 Форматирование текста Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные процессы» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
|
Тема 1.4. Информационные технологии (12 ч) |
Содержание учебного материала Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений. Компьютерный практикум Практическая работа № 10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора. Практическая работа №11 Раскраска. Практическая работа №12. Создание комбинированных документов. Практическая работа №13. Работа с фрагментами. Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему Практическая работа №15 . Создаем анимацию на свободную тему Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные технологии» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебно-тематический план
Номер урока | Тематика урока | Всего | Теория | Практи-кум | Контроль ЗУН |
Информация - Компьютер – Информатика (1ч.) | |||||
1 | Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Компьютер для начинающих (8 ч). | |||||
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2. Освоение мыши | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. Запуск программ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих» | 1 | 1 | ||
Информация вокруг нас (14 ч). | |||||
10 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Кодирование информации | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Формы представления информации. Метод координат | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Текст как форма представления информации. Логическая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Проверочная работа по теме «Информационные процессы» | 1 | 1 | ||
18 | Наглядные формы представления информации .Обработка информации. Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Ввод текста | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №7. Редактирование текста | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Редактирование текста | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа №9. Форматирование текста | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Информационные технологии (12 ч). | |||||
24 | Компьютерная графика. Практическая работа №10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора(1-4) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа №10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора(5-7) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Проверочная работа по теме «Графический редактор» | 1 | 1 | ||
27 | Обработка графической информации Практическая работа №11. Раскраска | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создание комбинированных документов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №13. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Преобразование информации путем рассуждений. Логическая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | Контрольная работа по теме «Информационные технологии» | 1 | 1 | ||
34 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему (завершение) | 1 | 0,5 | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Название раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Формы контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
1 | Информация - Компьютер – Информатика | Информация Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами И КТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Текущий ПР | 03.09 | |
2 | Компьютер для начинающих | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера | Знать основные элементы компьютера и их назначение Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Текущий ПР | 10.09 | |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой» | 1 | Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш | Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | Текущий ПР | 17.09 | ||
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8) | 1 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | Знать принципы десятипальцевого набора текста, клавиатуру. Убирать набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | Текущий ПР | 24.09 | ||
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 1 | Программы и файлы | Знать понятия файл, программы, программное обеспечение, операционная система, прикладная программа( приложение) определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Текущий ПР | 01.10 | ||
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2 «Освоение мыши» | 1 | Рабочий стол. Управление мышью | Знать элементы рабочего стола перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) | Текущий ПР | 08.10 | ||
7 | Компьютер для начинающих | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запуск программ» | 1 | Главное меню. Запуск программ. | Знать понятия: меню, главное меню, окно. Уметь запускать и закрывать программы и приложения | Текущий ПР | 15.10 | |
8 | Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню» | 1 | Управление компьютером с помощью меню | Знать понятия: раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления Уметь выполнять основные управляющие операции. | Текущий УО, ПР | 22.10 | ||
9 | Проверочная работа «Компьютер для начинающих» | 1 | «Компьютер для начинающих» | Знать основные устройства ввода информации.. программы и файла отличие между ними. Уметь с помощью клавиатуры вводить текстовую и числовую информацию, Запускать программы через главное меню. | Тематический ПР | 29.10 | ||
10 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти) | 1 | Информация. Действия с информацией. Хранение информации | Знать основные действия оперирования с информацией Уметь выделять информационные процессы в предложенных ситуациях | Тематический ПР | 12.11 | ||
11 | Информация вокруг нас | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | Носители информации | Знать основные виды носителей информации Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации. Уметь набирать слова, используя клавиатуру | Тематический ПР | 19.11 | |
12 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 1 | Передача информации | Знать схему передачи информации Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру | Текущий УО, ПР | 26.11 | ||
13 | Кодирование информации | 1 | Кодирование и декодирование информации | Знать понятия: условный знак, код, кодирование. Уметь кодировать и декодировать информацию | Текущий ПР | 03.12 | ||
14 | Формы представления информации. Метод координат | 1 | Формы представления информации. Метод координат | Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости | Текущий ПР | 10.12 | ||
15 | Информация вокруг нас | Текст как форма представления информации. Логическая игра | 1 | Текст как форма представления информации | Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава) Уметь определять элементы текста | Текущий УО, ПР | 17.12 | |
16 | Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» | 1 | Табличная форма представления информации | Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Уметь представлять информацию в табличном виде | Текущий УО | 24.12 | ||
17 | Проверочная работа | 1 | Информационные процессы | Знать основные элементы текста. Таблицы, диаграмм. Уметь из текстовой информации строить таблицы и графики | Тематический ПР | 14.01 | ||
18 | Наглядные формы представления информации. Практическая работа № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» | 1 | Наглядные формы представления информации | Знать понятия: схема, диаграмма, наглядная форма представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы | Текущий УО, ПР | 21.01 | ||
19 | Информация вокруг нас | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6. «Ввод текста» | 1 | Обработка текстовой информации. Ввод текста | Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе | Текущий ПР | 28.01 | |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Практическая работа № 7 «Редактирование текста» | 1 | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста | Знать основные элементы окна текстового редактора Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста) | Текущий ПР | 04.02 | ||
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8 «Редактирование текста» | 1 | Редактирование текста. Поиск информации | Знать алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой. Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста). | Тематический ПР | 11.02 | ||
22 | Информация вокруг нас | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | Знать формы представления информации; способы систематизации информации Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы | Текущий УО, ПР | 18.02 | |
23 | Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматирование текста» | 1 | Форматирование текста | Знать этапы форматирования текстового документа. Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта. | Текущий ПР | 25.02 | ||
24 | Компьютерная графика Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора» (1-4) | 1 | Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе | Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. | Текущий ПР | 04.03 | ||
25 | Информационные технологии | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 10 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора»(5-7) | 1 | Инструменты рисования в графическом редакторе | Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (Изменение рисунка) | Текущий ПР | 11.03 | |
26 | Проверочная работа. | 1 | Графически редактор | Знать инструменты графического редактора Уметь строить простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора | Тематический Тест | 18.03 | ||
27 | Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Раскраска» | 1 | Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе | Знать виды инструментов рисования. Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру (контур, шаблон, графический примитив) | Текущий ПР | 01.04 | ||
28 | Информационные технологии | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов» | 1 | Обработка текстовой и графической информации | Знать приемы создания комбинированных документов. Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию. | Текущий ПР | 08.04 | |
29 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполнение вычислении с помощью приложения Калькулятор» | 1 | Преобразование информации по заданным правилам | Знать понятия: входная, выходная информация, правило преобразования. Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий | Текущий ПР | 15.04 | ||
30 | Преобразование информации путем рассуждений. Логическая игра | 1 | Преобразование информации путем рассуждений | Знать понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения. Уметь структурировать текстовый документ; составлять план и оформлять заголовки разделов | Текущий ПР | 22.04 | ||
31 | Информационные технологии | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | 1 | Разработка плана действий и его запись | Знать формы записи плана действий. Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющего и циклического алгоритмов | Текущий ПР | 29.04 | |
32 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | 1 | Разработка плана действии и его запись | Знать способы записи алгоритмов. Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. | Текущий ПР | 06.05 | ||
33 | Контрольная работа. | 1 | Информационные технологии | Тематический, контр. | 13.05 | |||
34 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» | Создание движущихся изображений | Знать понятия: анимация, настройка анимации. Уметь в презентации задать анимацию объектов. | Текущий ПР | 20.05 | |||
35 | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» | Создание движущихся изображений | Знать приемы настройки анимации в программе Роwer Роint. Уметь в презентации задать анимацию объектов | Текущий ПР | 27.05 |
Мониторинг уровня обученности
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г
Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование поинформатике в 5классе с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова...
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...