Статья "Учиться надо весело"
статья (информатика и икт) по теме
Статья "Учиться надо весело" + пример использование дидактических игр на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО
Автор: Селезнева Светлана Геннадьевна, учитель информатики высшей категории
Основная цель современной школы состоит не только в том, чтобы дать школьнику определенный набор знаний, но и в том, чтобы научить учиться, т.е. самостоятельно приобретать знания. Следовательно, изучение предмета “Информатика и ИКТ” на современном этапе должно быть направлено на развитие стремления к самообразованию и реализацию творческих способностей детей. Для этого необходимо с самых ранних этапов обучения “зажигать” в каждом ученике интерес к учебе, повышать его мотивацию.
Конечно, в первую очередь мотивом для изучения информатики выступает интерес к компьютеру. Но с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свою мотивационную силу. Поэтому интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Для того чтобы ученик на уроках работал активно и увлеченно, необходимо повышать его интерес к предмету, используя различные эффективные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра.
Изучением игры как метода воспитания и обучения занимались многие отечественные и зарубежные психологи: П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С.Макаренко, Г.В.Плеханов, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский, А.Адлер, К.Гросс, З.Фрейд, Г.С.Холл и другие.
В настоящее время педагоги и психологи по-разному подходят к трактовке понятия «игра».
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [2, с.182].
Игра – форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. Игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию [3, с.114].
Цель игры — сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.
Функции дидактической игры различны:
- обучающие (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
- развивающие (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
- воспитывающие (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
- мотивационные (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Использование дидактических игр на уроке, в частности и на информатике, способствует лучшему усвоению программного материала, развитию наблюдательности, внимания и интереса к предмету, позволяет улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным.
Игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать больше количество информации.
К. Д.Ушинский советовал “включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным”. И действительно, как показывает практика, игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.
При изучении информатики игровая деятельность применима ко всем типам и ко всем этапам урока. Играть можно и целый урок, и использовать отдельные игровые фрагменты. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, снимает напряжение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету.
По мнению В. А. Сухомлинского, «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игровой ситуации учащиеся проявляют максимум находчивости, изобретательности, мобилизируют все свои знания, творчески подходят к выполнению задания. Таким образом, дидактическая игра развивает активность и самостоятельность учащихся.
Рассмотрим пример использования дидактической игры на уроке информатики в 5 классе при изучении темы: “Построение из мозаики в графическом редакторе Paint”.
Этот урок является уроком закрепления знаний и умений учащихся по работе с графическим редактором.
На этапе повторение вспоминаем определение графического редактора, алгоритмы выполнения действий: Выделение, Копирование, Вставка, Перенос, Поворот и Отражение фрагмента рисунка.
Повторению отводится особое внимание, т.к. это способствует более успешной работе при выполнении ребятами практического задания.
На следующем этапе — мотивации учебной деятельности —используется аналогия между работой с обычной мозаикой и конструированием из мозаики в графическом редакторе Paint. Это облегчает восприятие материала и позволяет лучшему усвоению нужных для выполнения работы действий.
Учитель | Ученик |
Сегодня мы продолжим изучение возможностей графического редактора Paint, но прежде чем к этому приступить, немного отвлечемся и вернемся в ваше более раннее детство. Все вы наверняка любите играть. И у многих из вас было много игрушек. А у некоторых среди них была мозаика. Что собой представляет мозаика? | - Мозаика — это набор различных фигурок, из которых можно складывать различные картинки. |
- Верно. А какие виды мозаичных наборов вам встречались? | - Есть наборы, в которых все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только цветом, а есть такие, в которых фигурки разного цвета и разной формы. |
- Значит, главное отличие одного вида мозаичных наборов от другого состоит в форме и цвете фигурок. Но какими бы не были мозаичные наборы, все они имеют следующие особенности:
|
|
- Давайте вспомним, как мы раньше играли мозаикой и попробуем составить изображение на рисунке. | Работа учащихся с мозаикой по построению предложенного на листке с заданиями рисунку |
- Молодцы, хорошо поработали! Какие основные действия можно выделить при данной работе? |
(записать на доске) |
- Правильно. А как называется процесс составления изображения из мозаики? | - Конструирование. |
- Конструирование из мозаики — это не только детское занятие. Где еще используется мозаика? | - Из мозаики в древности составлялись картины, украшались стены зданий, в архитектуре. |
- Действительно, конструирование из мозаики – это одно из направлений искусства. Существуют различные виды мозаик, используемых в архитектуре. Особенно знаменитой являются итальянские мозаики. Возрождение мозаичного искусства в России является заслугой великого русского ученого М. В. Ломоносова. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна. (Мультимедийная презентация, слайды с портретом М.В. Ломоносова, эпиграфом и его работами) | |
- Мозаики для украшения зданий использовались не только в древности, но и в современной архитектуре. Где вы еще встречались с мозаикой? ((Мультимедийная презентация, слайды с изображениями мозаичных стен в метро) | - В метро в крупных городах (Москве, Санкт - Петербурге и др.) |
- Верно. Некоторые станции метро украшены изображениями из мозаики. | |
- Кто-то может привести еще какие–нибудь свои примеры использования мозаики в жизни людей? | - Игра “Тетрис” — в ней из различных готовых форм строятся стены. |
- Молодцы! Хороший пример. Построение из готовых форм действительно прочно вошло в нашу жизнь. Готовыми формами пользуются и модельеры, изготавливая различную одежду, и девочки при рисовании одежды для бумажных кукол, и милиционеры для составления фоторобота преступника, парикмахеры для выбора более подходящей прически клиентам и во многих других областях. Если мозаика так широко используется в различных областях жизни людей, то наверняка она не обошла стороной и компьютер. Вернемся к изучаемому нами графическому редактору и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. | - Конструирование из мозаики в графическом редакторе Paint. |
- Совершенно верно. Молодцы! |
Далее, в содержательной части начинаем работу по построение Меню готовых форм (совместная работа учителя с учениками с использованием проектора), а затем переходим к практической работе учащихся по построению различных изображений с использованием построенных деталей.
В рефлексивно – оценочной части подводим итоги урока — выясняем, что понравилось на уроке, чему научились, в чем были трудности, что удивило, а также проводится оценка своей работы с помощью смайлов.
В завершении урока выдается домашнее задание — придумать свое бумажное меню готовых форм и построить изображение с его использованием (это задание направлено на развитие творческих способностей учащихся) и выставляем оценки за урок.
- Зубрилин А.А. Игровой компонент на уроках информатики //Информатика и образование. – 2001. - №8. С.45-52
- Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
- Словарь-справочник по педагогике. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенинна. – 6-е издание., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
- http://www.allbest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-155087-1460250592.jpg)
«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».
Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/29/picture-928317-1496079781.jpg)
"Учиться надо весело!"
Методическое пособие "Учиться надо весело!" предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Оно является результатом длительного практического опыта,накопленного авторами Ковтун Ольг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742771-1453663033.jpg)
Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/23/picture-1281078-1603426313.jpg)
Учиться надо весело
Сентябрь уж наступил, закончилось лето-Пришел праздник знаний, учебы, отметок!С праздником Вас поздравляю, друзья!Школьные двери вновь распахнуться,Завтра учебные будни начнутся....