Статья "Учиться надо весело"
статья (информатика и икт) по теме

Селезнева Светлана Геннадьевна

Статья "Учиться надо весело" + пример использование дидактических игр на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selezneva_s.g.igra_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЬСЯ НАДО ВЕСЕЛО

Автор: Селезнева Светлана Геннадьевна, учитель информатики высшей категории

Основная цель современной школы состоит не только в том, чтобы дать школьнику определенный набор знаний, но и  в том, чтобы научить учиться, т.е.  самостоятельно приобретать знания. Следовательно,  изучение предмета “Информатика и ИКТ”  на современном этапе должно быть направлено на  развитие стремления к самообразованию и реализацию творческих способностей детей. Для этого необходимо  с самых ранних этапов  обучения “зажигать” в каждом ученике интерес к учебе, повышать его мотивацию.          

Конечно, в первую очередь  мотивом для изучения информатики  выступает интерес к компьютеру. Но  с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свою мотивационную силу. Поэтому интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Для того чтобы ученик на уроках работал активно и увлеченно, необходимо повышать его интерес к предмету, используя различные эффективные  методы обучения.  Одним из таких методов является дидактическая  игра.

Изучением игры как метода воспитания и обучения занимались многие отечественные и зарубежные психологи: П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С.Макаренко,  Г.В.Плеханов,  Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский, А.Адлер, К.Гросс, З.Фрейд, Г.С.Холл  и другие.

В настоящее время педагоги и психологи по-разному подходят к трактовке понятия «игра».

Игра  форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [2, с.182].

Игра – форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. Игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию [3, с.114].

Цель игры — сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

Функции дидактической игры различны:

  • обучающие  (способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
  • развивающие (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
  • воспитывающие (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
  • мотивационные (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Использование дидактических игр на уроке, в частности и на информатике, способствует лучшему усвоению программного материала, развитию наблюдательности, внимания и интереса к предмету,  позволяет улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным.

Игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать больше количество информации.

К. Д.Ушинский советовал “включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным”. И действительно, как показывает практика,   игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.

При изучении информатики игровая деятельность  применима ко всем типам  и   ко всем этапам урока.  Играть можно и целый урок, и использовать отдельные игровые фрагменты. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, снимает напряжение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. 

По мнению В. А. Сухомлинского,  «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игровой ситуации учащиеся проявляют максимум находчивости, изобретательности, мобилизируют все свои знания, творчески подходят к выполнению задания. Таким образом, дидактическая игра развивает активность и самостоятельность учащихся.

Рассмотрим пример использования дидактической игры на уроке информатики в 5 классе при изучении темы: “Построение из мозаики в графическом редакторе Paint”.

Этот урок является  уроком закрепления знаний и умений учащихся по работе с графическим редактором.

        На этапе повторение вспоминаем определение графического редактора, алгоритмы выполнения действий: Выделение, Копирование, Вставка, Перенос, Поворот и Отражение фрагмента рисунка.

Повторению отводится особое внимание, т.к. это способствует более успешной работе при выполнении ребятами практического задания.

На следующем этапе — мотивации учебной деятельности —используется аналогия между работой с обычной мозаикой и конструированием из мозаики в графическом редакторе Paint. Это облегчает восприятие материала и позволяет лучшему усвоению нужных для выполнения работы действий.

Учитель

Ученик

Сегодня мы продолжим изучение возможностей графического редактора Paint, но прежде чем к этому приступить, немного отвлечемся и вернемся в ваше более раннее детство.

Все вы наверняка любите играть. И у многих из вас было много игрушек. А у некоторых среди них была мозаика. Что собой представляет мозаика?

 - Мозаика — это набор различных фигурок, из которых можно складывать различные картинки.

 - Верно. А какие виды мозаичных наборов вам встречались?

 - Есть наборы, в которых все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только цветом, а есть такие, в которых фигурки разного цвета и разной формы.

 - Значит, главное отличие одного вида мозаичных наборов от другого состоит в форме и цвете фигурок. Но какими бы не были мозаичные наборы, все они имеют следующие особенности:

  1. любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей, которые называются готовыми формами;
  2. эти детали должны хорошо совмещаться друг с другом.

 

 - Давайте вспомним, как мы раньше играли мозаикой и попробуем составить изображение на рисунке.

Работа учащихся с мозаикой по построению предложенного на листке с заданиями рисунку

 - Молодцы, хорошо поработали! Какие основные действия можно выделить при данной работе?

  1. Выбор нужной формы и цвета детали из имеющегося набора деталей;
  2. Выбор нужного расположения детали, ее поворот (при необходимости);
  3. Размещение детали в нужной части доски, на которой строится изображение.

(записать на доске)

 - Правильно. А как называется процесс составления изображения из мозаики?

 - Конструирование.

 - Конструирование из мозаики — это не только детское занятие. Где еще используется мозаика?

 - Из мозаики в древности составлялись картины, украшались стены зданий, в архитектуре.

 - Действительно, конструирование из мозаики – это одно из направлений искусства. Существуют различные виды мозаик, используемых в архитектуре. Особенно знаменитой являются итальянские мозаики.

      Возрождение мозаичного искусства в России является заслугой великого русского ученого М. В. Ломоносова. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна.

  (Мультимедийная презентация, слайды с портретом М.В. Ломоносова, эпиграфом и его работами)

 - Мозаики для украшения зданий использовались не только в древности, но и в современной архитектуре.

Где вы еще встречались с мозаикой?

((Мультимедийная презентация, слайды с изображениями мозаичных стен в метро)

 - В метро в крупных городах (Москве, Санкт - Петербурге и др.)

 - Верно. Некоторые станции метро украшены изображениями из мозаики.

 - Кто-то может привести еще какие–нибудь свои примеры использования мозаики в жизни людей?

 - Игра “Тетрис” — в ней из различных готовых форм строятся стены.

 - Молодцы! Хороший пример. Построение из готовых форм действительно прочно вошло в нашу жизнь. Готовыми формами пользуются и модельеры, изготавливая различную одежду, и девочки при рисовании одежды для бумажных кукол, и милиционеры для составления фоторобота преступника, парикмахеры для выбора более подходящей прически клиентам и во многих других областях.  

Если мозаика так широко используется в различных областях жизни людей, то наверняка она  не обошла стороной и компьютер. Вернемся к изучаемому нами графическому редактору и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

 - Конструирование из мозаики в графическом редакторе Paint.

 - Совершенно верно. Молодцы!

        Далее, в содержательной части начинаем работу по построение Меню готовых форм (совместная работа учителя с учениками с использованием проектора), а затем переходим к практической работе учащихся по построению различных изображений с использованием построенных деталей.

        В рефлексивно – оценочной части подводим итоги  урока — выясняем, что понравилось на уроке, чему научились, в чем были трудности, что удивило, а также проводится оценка своей работы с помощью смайлов.

        В завершении урока выдается  домашнее задание — придумать свое бумажное меню готовых форм и построить изображение с его использованием (это задание направлено на развитие творческих способностей учащихся)  и выставляем оценки за урок.

Литература:

  1. Зубрилин А.А. Игровой компонент на уроках информатики //Информатика и образование. – 2001. - №8. С.45-52
  2. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
  3. Словарь-справочник по педагогике. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.
  4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенинна. – 6-е издание., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
  5. http://www.allbest.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».

Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться

Задача, конечно, не слишком простая:...

"Учиться надо весело!"

Методическое пособие "Учиться надо весело!"  предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Оно является результатом длительного практического опыта,накопленного авторами Ковтун Ольг...

Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Консультации, рекомендации для родителей "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"....

Учиться надо весело

Сентябрь уж наступил, закончилось лето-Пришел праздник знаний, учебы, отметок!С праздником Вас поздравляю, друзья!Школьные двери вновь распахнуться,Завтра учебные будни начнутся....

Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!

Консультации для родителей...