Рабочая программа по информатике для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Исторова Лилия Узбековна

Программа  по информатике и ИКТ  для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе:

  • примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  • федерального компонента государственного стандарта общего образования основного общего образования;
  • информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 35 часов (8 класс – 1 час в неделю,  35 часов в год).

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •    освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  •    овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  •    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  •    воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  •    выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;

освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

     Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

     Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

     Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

     После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

     Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

     Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

     Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

     В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

     Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

     Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

     В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

    Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин     формационных процессах, системах, технологиях и моделях;                                                                                  

•    овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•    воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических  аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•    выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Содержание курса

  1. Информация и информационные процессы (10ч.)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: формы и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 ч.)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода  информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные и антивирусные программы. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

 

Компьютерный практикум

Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Форматирование дискеты

Определение разрешающей способности мыши

Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

         

  1. Коммуникационные технологии (16 ч.)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернет. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.  Web-страницы и Web-сайты. Структура Web - страницы. Форматирование текста на Web – странице. Вставка изображений в Web – страницы. Гиперссылки на Web – страницах. Списки на Web – страницах. Интерактивные формы на Web – страницах

Компьютерный практикум

Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

Подключение к Интернету

«География» Интернета

Путешествие по Всемирной паутине

Работа с электронной Web-почтой

Загрузка файлов из Интернета

Поиск информации в Интернете

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Информация и информационные процессы

10

2

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

5

1

Коммуникационные технологии

16

10

1

Повторение.

1

 

ВСЕГО:

35

17

3

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

знать/понимать:

   ·         виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

   ·         единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

   ·         основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

   ·         программный принцип работы компьютера;

   ·         назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

   уметь:

   ·         выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

   ·         оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

   ·         оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

   ·        создавать информационные объекты, в том числе:

   - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

   - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

   - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

   - создавать записи в базе данных;

   - создавать презентации на основе шаблонов;

   - искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

   - пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   ·         создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

   ·         проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

   ·         создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

   ·         организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

   ·         передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010-2013;  
  2. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
  3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Средства обучения

  1. Аппаратные средства
  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной информации: сканер;

  1. Программные средства
  • Операционная система.
  • Пакет офисных приложений.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  1. Цифровые образовательные ресурсы
  • Электронное приложение (ОС Windows) методическое приложение информатика и ИКТ 8-11классы;
  • Интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок;
  1. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...