Рабочая программа по информатике для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Рабочая прорамма по информатике для 6 класса по учебнику Босова Л.Л. с таблицей соответствия требованиям ФГОС по формированию и развитию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_bosova_6_.docx | 111.7 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 6а, 6б, 6в класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекса:
- учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
- Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Windows CD. Версия 6.1. 2008. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-6 класса, автора Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Программа рассчитана 34 часа (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 6 часов
- практических работ –13 часов
Изучение информатики в 6 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование метапредметных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие идеи и задачи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
- Результативность обучения Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
6 класса
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Учебник «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 6 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 6 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике и ИКТ по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 8, 9 классах.
В структуре учебников представлены следующие разделы:
1. «Оглавление». Название параграфов и разделов после параграфов с указанием страниц каждого.
2. «Ваш учебник» или «Введение». Диалог с учеником о начале или о продолжении изучения нового учебного курса, важности умения самостоятельно работать с учебником, знакомство со специальными значками-опорами для ориентировки работы с текстами учебника (5, 6, 7 классы), акцентирование на умении чтения как одного их основных видов информационной деятельности человека, знакомство с основными моментами смыслового чтения, которые необходимо принимать во внимание при работе с учебными текстами (6 класс), актуализация умений, необходимых современному молодому человеку, которыми можно овладеть, изучая информатику и информационные технологии.
3. Главы, состоящие из нескольких параграфов. Параграф состоит из следующих частей: 1) актуализация имеющихся знаний; 2) новые знания; 3) ссылка на дополнительный материал для любознательных отдельной одноимённой главы (в некоторых параграфах); 4) ключевая информация параграфа «Самое главное»( 6 классы); 5) вопросы и задания.
4. «Материал для любознательных» - научно-популярные тексты (6 классы - опережающее обучение).
5. «Компьютерный практикум» - специальная глава с тематическими практическими работами.
6. «Терминологический словарик». Теоретические понятия из параграфов учебника.
7. «Справочный материал». Справки по работе с компьютером – техника безопасности, функциональные сочетания клавиш, форматирование текстов, системы команд исполнителей и т.п.
Таким образом, структура учебников позволяет развивать такие универсальные учебные умения, как:
1) умение выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявлять логическую тему текста отдельных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (реконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний, использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме.
2) учиться в процессе чтения, прослушивания объяснений учителя, сообщений учащихся, вести записи основного их содержания (в свободной форме), воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного плана; анализировать прослушанный текст с точки зрения соответствия его формы содержанию;
3) учиться работать с публицистической литературой, находить в книгах комментарии (авторские, комментарии, помещенные в конце книги); использовать ее справочный аппарат; учиться использовать сводный алфавитный указатель, справочные материалы; работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся школьного возраста.
Структура и содержание учебных текстов, заданий и практических работ (в том числе компьютерного практикума) даёт возможность развивать:
1) умение анализировать учебную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера в классной и домашней работах; анализировать учебную информацию более широкого объема (нескольких параграфов, учебной темы, однородных понятий в разных учебных предметах); анализировать межпредметные связи, указанные в учебных программах; развитие умений выполнять целостный анализ единства содержания и формы при изучении научно-популярных и художественных произведений; знакомиться с приемами проблемного анализа информации на примере объяснения учителя;
2) умение выделять главное в классной и домашней работах вербального, практического и аудиовизуального характера; умение выделять главное в работе познавательного характера, пользоваться правилом-ориентиром выделения главного; умение составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста; переносить умение выделять главное на усвоение материала нескольких параграфов, небольшой темы; применение различных типов сравнения, сравнение учебной информации вербального и аудиовизуального характера в классной и домашней работах, во внеклассной деятельности; умение сравнивать коммуникативные, организационные, мотивационные компоненты деятельности (своей и товарищей), давать оценки по результатам проведенного сравнения; умение применять имеющиеся ориентирующие модели и схемы сравнения, учиться составлять план и правила сравнения в групповой и самостоятельной работе.
3) умение обобщать различную информацию вербального и аудиовизуального характера, умение применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний, использование различных средств для обобщения информации, полученной в учебной и внеклассной работе познавательного характера, обобщать информацию более сложного характера и широкого объема: двух параграфов, темы, несложных межпредметных связей; составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы, способность обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения;
4) умение осваивать, применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий, исправлять неправильные определения товарищей, умение определять понятия в различных видах деятельности;
5) умение конкретизировать различную информацию, использование различных приемов и видов конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков, умение реконструировать конкретную информацию на основе планов, характеристик, схем, моделей, умение наблюдать; умение связно излагать мысли в виде рассказа или отчета (как письменного, так и устного);
6) умение индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, использование дедуктивных способов доказательства и опровержения, овладение полной структурой доказательства, умение строить доказательство в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работам, в анализе рассуждения товарища, умение решать познавательные задачи в несколько действий, доказывать выбор хода в дидактической игре, осваивать образцы проблемного доказательства (в рассказе учителя, в учебнике, несложном учебном фильме, диалоге);
7) умение понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, умение рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблем, формулировать аналогичные проблемы, сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма, проверять и уточнять результаты решения, осуществлять внутрипредметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем.
Обучение информатике и ИКТ в 6 классе по учебнику Босовой Л.Л.направлено на достижение следующих целей: формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ (овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты, а также воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся).
Характеристика предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Ведущие принципы с учетом возрастных и психологических особенностей детей
Средний школьный или подростковый возраст.
- Учитывать сенситивность для совершенствования силы, скоростно-силовых качеств, быстроты целостных двигательных действий.
- Осуществлять дифференцированный (к мальчикам и девочкам), а лучше индивидуальный подход, при обучении двигательным действиям, в дозировке нагрузки, нормативах, требованиях.
- При деавтоматизации двигательных навыков следует правильно психологически настроить подростка, что это временно и пройдет. Следует предложить вспомнить внутренние ощущения и ориентиры, при удачном выполнении двигательного действия, мысленно повторить эти ощущения и ориентиры, и попробовать выполнить двигательное действие.
- Главным методом обучения двигательным действиям должно стать объяснение, раскрывающее закономерности физических упражнений.
- Следует бороться с однообразием, включая больше эмоционально окрашенных заданий.
- Следует совершенствовать способности к самонаблюдению, самоконтролю, самооценке выполнения двигательных действий, развития физических и волевых качеств.
- Поощрять стремление к самостоятельности, проявлению инициативы, творчества, создавая возможности к этому. Руководить самовоспитанием.
- Специальное внимание следует уделять формированию коллектива класса, его сплочению, выдвижению наиболее интеллектуальных лидеров.
Наиболее доминирующими, на наш взгляд, в этом возрасте являются принципы самодеятельности и коллективизма, т.к. к этому приводят возрастные особенности развития и возрастные новообразования. Эти принципы реализуются в организации творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Формы текущего и итогового контроля.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов, контрольных работ.
Перечень контрольных работ
Класс | Количество работ за учебный год | Контрольная работа по теме | № урока по КТП |
6 | 5 | Создание документов в текстовом процессоре Word. | 8 |
Компьютер и информация. | 12 | ||
Структурирование и визуализация информации | 17 | ||
Человек и информация. | 25 | ||
Создание графических изображений. | 28 | ||
Алгоритмизация | 35 |
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Учебно-тематический план
6 класс
Номер урока | Тематика урока | Всего | Теория | Практикум | Контроль ЗУН |
Компьютер и информация (12 ч). | |||||
1 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Практическая контрольная работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Растровое кодирование графической информации Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Контрольная работа по теме Компьютер и информация | 1 | 1 | ||
Человек и информация (13 ч). | |||||
13 | Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Контрольная работа по теме «Человек и информация» | 1 | 1 | ||
Элементы алгоритмизации (10 ч). | |||||
26 | Что такое алгоритм. Практическая работа №11 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Формы записи алгоритмов. Практическая контрольная работа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29-30 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 12,13 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
31-32 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14,15 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
33-34 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №17,18 | 2 | 0,5 | 0,5 | |
35 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизации» | 1 | 1 |
Основное содержание предмета «Информатики и ИКТ» 6 класс
Тема 1.1. Компьютер и информация (12 часов). |
Содержание учебного материала 1. Компьютер и информация Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста. Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей. Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки. Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки. Практическая контрольная работа по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word» Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
калькулятора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
|
Тема 1.2. Человек и информация (13 часов) |
Содержание учебного материала Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения. Компьютерный практикум Практическая работа №6. .Создание таблицы. Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу. Практическая работа №8. Построение диаграмм. Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint. Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word. Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему. Практическая контрольная работа «Преобразование информации» Контроль ЗУН: тест по теме «Информация» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
Контроль: тест |
Тема 1.3. Элементы алгоритмизации(7 часа) |
Содержание учебного материала Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Компьютерный практикум Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы». Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года». Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка». Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами. Практическая работа №16 Создание слайд-шоу Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования Практическая контрольная работа Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация» |
Календарно-тематический план | |||||||||
Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Д/З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Компьютер и информация | Техника безопасности и организация рабочего места. Стартовый контроль | 1 | контроль знаний и умений |
| тест, подпись в журнале по ТБ |
|
| ||
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Информация, данные, информатика, компьютер. | Знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение служебных клавиш на клавиатуре. Уметь работать с клавиатурой, мышью; включать и завершать работу компьютера. | Практическая работа | Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; | § 1.1 РТ №1, 2 (стр.3) | ||
Файлы и папки. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер. | Знать структуру файловой системы, операции с файлами и паками. Уметь работать с файловой системой. | Практическая работа №1 | Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки» | §1.2 РТ №6, 7 (стр. 5) | ||
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная и позиционная системы счисления. | Знать структуру памяти компьютера, представление о числовой информации. | Практическая работа №2 (задание 1) | Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc | §1.3 (стр. 16-17) §4.3 РТ №12, 14, 15, 16 (стр. 10) | ||
Двоичное кодирование числовой информации | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Двоичная система счисления, двоичное кодирование. | Иметь представление о позиционных системах счисления. Уметь переводить из двоичной в десятичную систему счисления и наоборот. | Практическая работа №2 (задание 2) | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | §1.3 (стр. 18-19) РТ №17,18 (стр. 12) | ||
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Работа с приложением Калькулятор | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1) | §1.3 РТ № 21 (стр. 14) | ||||
Тексты в памяти компьютера | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись. | Иметь представление о двоичном кодировании текстовой информации. | Практическая работа №3 (задание 1) | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2) | §1.3 (стр. 21-23) РТ № 25, 26, 29, 30 (стр. 19) | ||
Кодирование текстовой информации | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Иметь представление о различных вариантах кодирования букв русского алфавита. | Практическая работа №3 (задание 2) | Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc | §1.3 РТ №32-35 (стр. 25) Подг. К к\р | |||
Контрольное тестирование. Создание документов в текстовом процессоре Word. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа. | Проверить уровень сформированности навыков создания текстового документа. | Практическая контрольная работа №№1-3 | Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc |
| ||
Растровое кодирование графической информации. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Графический объект, пиксель, растровое кодирование. | Иметь представление о кодировании графической информации. | Работа с РТ | Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp | §1.3 (23-27) РТ № 37-39 (стр. 29) | ||
Векторное кодирование графической информации. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Векторное кодирование, нумерованный список. | Иметь представление о векторном способе представления изображения. Уметь создавать нумерованные списки. | Практическая работа №4. | Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | § 1.3 РТ №40,41 (стр. 32) | ||
Единицы измерения информации | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список. | Знать единицы измерения информации. Уметь создавать маркированные списки. | Практическая работа №5. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | § 1.4 РТ №43, 44 (стр. 38) | ||
Человек и информация | Контрольная работа. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, практическая работа | Информация, информативность, знание, факт, правило. | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Компьютер и информация» | Практическая работа №6 (задания 1-2) | Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc | §2.1 РТ №1-6 (стр. 39) | |
Чувственное познание окружающего мира. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Ощущение, восприятие, представление. | Иметь представление о чувственном познании окружающего мира. Уметь структурировать информацию с помощью таблиц. | Практическая работа №6 (задания 3-4) | Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | §2.2 РТ №7 (стр. 41) | ||
Понятие как форма мышления. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Логика, объект, признак, понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. | Иметь представление о науке о законах и формах человеческого мышления. Уметь размещать текст в таблицу и графику. | Практическая работа №7 | Презентации: «Мышление», «Понятие»; файл Загадки.doc | § 2.3 РТ №9, 10, 11, 17 (стр. 43) подг. К к\р | ||
Контрольная работа за 1-е полугодие. Структурирование и визуализация информации | 1 | контроль знаний и умений | тестовая программа |
| тест, практическая контрольная работа №№4-8 | Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc |
| ||
Анализ контрольной работы | 1 |
|
|
|
|
|
| ||
Содержание и объем понятия. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие. | Иметь представление о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях. Уметь работать с компьютерной графикой. | Практическая работа №8 (задания 3 – 5) | Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | § 2.2 (стр. 42-44) РТ №21, 22 (стр. 50) | ||
Отношения тождества, пересечения и подчинения | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Отношение тождества, пересечения, подчинения. | Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий. Уметь строить диаграммы. | Практическая работа №9 (задания 1-3) | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp | § 2.3 (стр. 45-48) РТ №23, 27 (стр. 52) | ||
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Отношение соподчинения, противоречия, противоположности. | Иметь представление о общих подходах к сравнению понятий и отношений. Уметь работать с графическими объектами. | Практическая работа №9 (задания 4-7) | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | § 2.3 (стр. 48-50) РТ №26, 31 (стр. 57) | ||
Определение понятия. Классификация. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Понятие, определение понятия, классификация, основание лассификации, естественная и вспомогательная классификация. | Знать прием построения определение, классифицировать понятия. Уметь работать в графическом редакторе. | Практическая работа №10 | Презентация «Понятие» | § 2.3 (стр. 51-55) РТ № 29,32 (стр. 62) | ||
Суждение и умозаключение как форма мышления | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие, умозаключение. | Иметь представление о суждении и умозаключении как форме мышления. Уметь создавать графические изображения средствами текстового процессора. | Практическая работа №11 | Презентация «Суждение»; файл Домик.doc. Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc | § 2.4, 2.5 РТ №34-38 (стр.67) подг. К к\р | ||
Контрольная работа | 1 | контроль знаний и умений | тестовая программа |
| тест, практическая работа №12. | Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml;файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc |
| ||
Анализ контрольной работы | 1 | работа над ошибками |
|
|
|
| |||
Элементы алгоритмизации | Что такое алгоритм | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм. | Знать понятие алгоритма как фундаментального понятия информатики. | Работа в Робатландии | Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) | §3.1 РТ № 1-3, 6 (стр. 75) | |
Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | Исполнитель, система команд исполнителя. | Знать назначение исполнителя. |
| Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» | §3.2, §3.3 РТ №7-10 (стр.79) | ||
7 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | Список, таблица как форма записи алгоритма, блок-схема. | Знать формы записи алгоритма. Уметь создавать графические изображения. | Практическая работа | Презентация «Алгоритмы и исполнители» | §3.2, §3.3 | |
Линейные алгоритмы. | 1 | Комбинированный: объяснение нового материала, практическая работа | Тип алгоритма, линейный алгоритм. | Иметь представление о линейных алгоритмах. Уметь строить линейный алгоритм. | Практическая работа №12. | Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | §3.4 (стр. 73) РТ 27, 28 (стр. 97) | ||
Алгоритмы с ветвлениями. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка. | Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм. | Практическая работа №13. | Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | §3.4 (стр. 74-76) РТ № 34, 35, 40, 42 (стр.102) | ||
Циклические алгоритмы. | 1 | Комбинированный: проверка изученного, объяснение нового материала, практическая работа | Тип алгоритма, циклический алгоритм. | Иметь представление о циклических алгоритмах. Уметь строить циклические алгоритм. | Практическая работа №14. | Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | §3.4 (стр. 76-77) РТ № 44-46 (стр. 110) | ||
Систематизация информации. | 1 | повторение | Алгоритм, исполнитель, различные типы алгоритмов, блок-схема. | Систематизировать знания | Практическая работа №15. |
| Подг. К к\р | ||
| Повторительно – обобщающий | 1 | обобщение |
|
|
| Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml;файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc |
| |
| Годовая контрольная работа | 1 | контроль знаний и умений | тестовая программа |
| тест, практическая работа |
| ||
| Анализ контрольной работы | 1 | работа над ошибками |
|
|
|
|
|
Таблица соответствия учебника Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 6 класса
требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта ООО
по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий
Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 208 с.: ил.
Перечень литературы и средств обучения
Рабочая программа ориентированна на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Учебник для 6 класса «Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Рабочая тетрадь для 6 класса.»Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Методическое пособие. Информатика в 5-6 классах:./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Приложение Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ
в 6 классах
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Интерактивная доска
- Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...