Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" в 8 классе
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" в 8 классе расчитана на 1 час внеделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass.docx | 74.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»
Ардатовского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/Дыдыкина О.И./ «___»___________2013г. | /Кочетков К.В./ «___»___________2013г. |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе
Составитель: учитель математики и информатики Уварова Н.В.
2013г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1) Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Курс информатики и ИКТ можно разделить на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений.
2) Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Сравнительная таблица часов в примерной и рабочей программе:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
Введение в предмет | 1 | 1 |
Человек и информация | 4 | 4 |
Первое знакомство с компьютером | 6 | 6 |
Текстовая информация и компьютер | 9 | 9 |
Графическая информация и компьютер | 5 | 5 |
Технология мультимедиа | 6 | 6 |
Повторение | 3 | 3 |
Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часов, в том числе в VIII классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
3) Согласно федеральному базисному учебному плану и региональному базисному учебному плану предмет «информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучаются в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля и с 8 класса - как самостоятельный учебный предмет. В общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия возможно введение предмета в рамках регионального компонента в 5 – 7 классах. На ступени старшей школы в 10 - 11 классах предмет «информатика и ИКТ» преподаётся с учётом выбора профиля. Также в начальных классах (2 – 4) возможно введение предмета в процесс обучения за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.
В общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия может быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:
- пропедевтический (2 - 7 классы);
- базовый (8 – 9 классы);
- профильный (10 – 11 классы).
При таком подходе должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного предмета «информатика и ИКТ» на всех ступенях обучения (если изучение информатики и ИКТ начинается, например, во 2 классе как самостоятельный предмет, тогда данный предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих лет обучения).
При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в части:
-преемственности содержания образования различных ступеней обучения (например, изучение предмета «информатика и ИКТ» на профильном уровне в старшей школе возможно только после изучения базового курса в основной школе);
-преемственности используемых учебно-методических комплексов.
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен быть реализован в объеме не менее 102 часа по 1 часу в неделю в 8 классе, по 2 часа в неделю в 9 классе.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:
Информатика:
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Тестирование, ч. | |||
| Введение в предмет | 1 | 1 | 0 | 0 |
| Человек и информация | 4 | 4 | 0 | 0 |
| Первое знакомство с компьютером | 6 | 2 | 3 | 1 |
Текстовая информация и компьютер | 9 | 2 | 6 | 1 | |
Графическая информация и компьютер | 5 | 2 | 3 | 0 | |
Технология мультимедиа | 6 | 3 | 2 | 1 | |
Повторение | 3 | 4 | 0 | 0 | |
| Итого | 34 | 17 | 14 | 3 |
Содержание дисциплины
8 класс (34 часа)
- Введение в предмет – 1 час.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8 классе.
Основные термины по разделу:
Информатика | Наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров |
Компьютер | Универсальное программно управляемое устройство для работы с информацией (данными) |
- Человек и информация – 4 час.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации;
- что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Основные термины по разделу:
1 байт | Информационный вес символа алфавита мощностью 2 = 256 символов. 1 байт = 8 битов |
1 бит | Информационный вес символа двоичного (двухсимвольного) алфавита |
Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | Единицы измерения информации. Каждая следующая больше предыдущей в 1024 (210) раза |
Внешняя память человека | Информация, сохраненная на внешних носителях (в книгах, записных книжках, магнитной ленте и т. д.) |
Внутренняя память человека | Собственная память человека |
Знания декларативные | Знания фактов об определенных событиях, свойствах объектов, зависимостях |
Знания процедурные | Знания, определяющие действия, направленные на достижение какой-либо цели |
Измерение информации: алфавитный подход | Способ измерения информационного объема текста (на каком-нибудь языке), не связанный с его содержанием (смыслом) |
Информационные каналы человека | Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание |
Информационные процессы | Основные виды: хранение, передача и обработка информации |
Информационный вес символа | Количество информации, которое несет один символ алфавита |
Информационный объем текста | Равен сумме весов всех символов, составляющих текст |
Информация для человека | Знания, которые человек получает из различных источников |
Канал передачи информации (информационный канал связи) | Среда, способ или техническое средство, позволяющее передать информацию от источника к приемнику |
Мощность алфавита | Число символов в алфавите |
Передача информации | Процесс, осуществляемый от источника к приемнику по информационным каналам связи |
Обработка информации | Целенаправленные действия, связанные с получением новой информации, изменением формы или структуры представления информации |
Связь информационного веса символа (b) в битах и мощности алфавита (N) | N=2b |
Хранение информации человеком | Хранение информации либо в собственной памяти, либо на внешних носителях в записях |
Язык | Знаковый способ представления информации |
Языки естественные | Разговорные национальные языки, имеют устную и письменную формы |
Языки формальные (искусственные) | Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний |
- Первое знакомство с компьютером – 6 час.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
Основные термины по разделу:
Адрес байта | Порядковый номер байта во внутренней памяти компьютера |
Вит памяти | Ячейка памяти компьютера, хранящая один двоичный знак |
Двоичная кодировка | Представление данных и программ в памяти компьютера в виде двоичного кода |
Дружественный пользовательский интерфейс | Удобная для пользователя форма взаимодействия с программой |
Имя файла | Состоит из собственного имени и расширения. Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле |
Каталог (папка) | Поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов) |
Магистраль (шина) | Многопроводная линия, через которую процессор связывается с другими устройствами компьютера |
Меню | Выводимый иа экран список возможных действий, из которого пользователь может выбрать нужное ему |
Контекстное меню | Связано с объектом. Позволяет инициировать действие над объектом или узнать его свойства |
Микропроцессор | Миниатюрная электронная схема, выполняющая функцию процессора компьютера |
Объект | Документ, программа, устройство, с которым связывают определенные свойства и действия. Имеет свое и графическое обозначения |
Объем оперативной памяти | Важная характеристика компьютера, влияющая на его производительность. Измеряется в мегабайтах и гигабайтах |
Операционная система (ОС) | Главная часть системного ПО. Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем |
Основные устройства компьютера | Процессор, память, устройства ввода/вывода |
Память оперативная | Электронное энергозависимое устройство памяти; «быстрая» память |
Память внешняя | Энергонезависимая память. Магнитные и оптические диски, флэш-память. Используются для долговременного хранения информации и переноса данных с одного компьютера на другой |
Полное имя файла | Состоит из имени внешнего устройства, пути к файлу на этом устройстве и собственного имени файла |
Прикладное программное обеспечение | Программное обеспечение, с помощью которого пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию |
Прикладные программы общего назначения | Программы, которые использует широкий круг пользователей, вне зависимости от профессиональной принадлежности |
Прикладные программы специального назначения | Программы, используемые в профессиональной деятельности |
Принцип адресуемости оперативной памяти | Запись информации в память компьютера, а также чтение ее из памяти производится по адресам |
Принцип дискретности оперативной памяти | Память состоит из отдельных неделимых частиц — битов |
Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана) | Работающая программа и данные, которые она обрабатывает, хранятся в оперативной памяти |
Программа | Описание последовательности действий (команды), которые дол-. жен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных |
Программирование | Профессиональная деятельность по разработке программного обеспечения компьютеров |
Программное обеспечение (ПО) | Вся совокупность программ, хранящаяся на устройствах долговременной памяти компьютера |
Процессор компьютера | Электронное устройство обработки данных в составе компьютера |
Разрядность процессора | Максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться процессором целиком. У современных процессоров разрядность равна 32 или 64 бита |
Системное программное обеспечение | Необходимая часть программного обеспечения, без которой компьютер не может работать |
Системы программирования | Инструментальные программные средства, используемые программистами для разработки программ |
Тактовая частота процессора | Величина, характеризующая скорость обработки информации процессором. Измеряется в мегагерцах (МГц), гигагерцах (ГГц) |
Устройства ввода (основные) | Клавиатура, манипуляторы (мышь, трекбол, джойстик и др.) |
Устройства вывода (основные) | Монитор (дисплей), принтер |
Файл | Поименованные данные на внешнем носителе. Основная структурная единица данных во внешней памяти компьютера |
Файловая система | Часть ОС, поддерживающая работу с файлами |
Файловая структура | Множество файлов на устройстве внешней памяти и совокупность связей между ними |
Шина адреса | Часть магистрали, по которой передаются адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор |
Шина данных | Часть магистрали, по которой передаются обрабатываемые данные |
Шина управления | Часть магистрали, по которой передаются управляющие сигналы |
- Текстовая информация и компьютер – 9 час.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Основные термины по разделу:
Гипертекст (гиперссылок) между его отдельными фрагментами. | Текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей. Гиперссылка позволяет быстро переходить к просмотру того раздела текста, на который она указывает |
Двоичный код символа | Двоичное представление номера символа (из таблицы кодировки). Занимает 1 байт компьютерной памяти |
Маркированный список | Текст, разбитый на маркированные фрагменты |
Нумерованный список | Текст, разбитый на пронумерованные фрагменты |
Принцип последовательного кодирования алфавитов | Буквы латинского алфавита и десятичные цифры упорядочены в таблице кодировки по возрастанию кодов |
Распознавание текста | Перевод текста из графической формы представления (отсканированного изображения текста) в текстовый формат |
Режимы работы текстового редактора (основные) | Ввод-редактирование; поиск и замена; проверка правописания; работа с файлами; печать документов; помощь пользователю |
Среда текстового редактора (стандартные компоненты) | Рабочее поле, текстовый курсор, строка состояния, меню команд и др. |
Стиль оформления текстовых документов | Включает: шрифты, начертания и размеры заголовков, основного текста, колонтитулов, сносок; форматы строк, абзацев; размеры полей и т. д. |
Структурные единицы текста (данные текстового редактора) | Символ, слово, строка, абзац, страница, раздел |
Таблица кодировки | Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера |
Текстовый процессор | Текстовый редактор с широкими возможностями по оформлению и структурированию текста, по включению в текст разнообразных объектов (таблиц, формул, рисунков и пр.), по анализу текста |
Текстовый редактор (ТР) | Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, распечатывать и пр. |
Шаблон | Совокупность параметров оформления документа |
- Графическая информация и компьютер – 5 час.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Основные термины по разделу:
Векторная графическая информация | Описание графических элементов (примитивов), из которых составлен рисунок. При выводе на экран требует перевода в растровую форму |
Видеоадаптер | Устройство, управляющее работой монитора. Состоит из видеопамяти и дисплейного процессора |
Видеопамять | Память, сохраняющая видеоинформацию |
Видеопиксель (пиксель) | Точечный элемент изображения (точка растра) |
Графические координаты | Координатная сетка на экране компьютера, совпадающая с сеткой пикселей. Горизонтальная ось Х направлена слева направо, вертикальная ось Y — сверху вниз |
Графические примитивы | Отрезки прямых линий, дуги, многоугольники и т. д. Положение и форма графических примитивов описываются в системе графических координат |
Графический редактор (ГР) | Прикладная программа — инструмент для рисования и черчения на компьютере |
Иллюстративная графика | Программные средства позволяющие человеку использовать компьютер для рисования с помощью виртуальных аналогов привычных инструментов (карандашей, кисточек, циркуля, линейки и т. д.) |
Деловая графика | Иллюстративные материалы (диаграммы, графики, гистограммы), используемые для отражения планово-экономической деятельности предприятия |
Код пикселя | Информация о цвете пикселя. Длина двоичного кода пикселя (b) находится из формулы: К=2b битов, где К — количество цветов палитры |
Компьютерная анимация | Получение движущихся изображений на мониторе компьютера |
Компьютерная графика | Раздел информатики, занимающийся проблемами получения и обработки на компьютере графических изображений |
Конструкторская графика | Графика в сочетании с расчетами, позволяющая строить чертежи и схемы. Обязательный элемент систем автоматизации проектирования (САПР) |
Научная графика | Наглядное изображение объектов научных исследований, графическая обработка результатов расчетов |
Области применения компьютерной графики | Научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика, компьютерная анимация |
Пиксель | Точечный элемент изображения (точка растра) |
Растр (графическая сетка) | Совокупность точечных строк на экране компьютера. Размер растра представляется в виде произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк; М N |
Режимы работы графического редактора растрового типа | Основные режимы: работа с рисунком (рисование); выбор и настройка инструментов; выбор рабочих цветов; работа с внешними устройствами |
Среда графического редактора растрового типа | Рабочее поле, меню инструментов, палитра цветов, меню для работы с файлами и др. |
Устройства ввода графической информации | Сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера |
Устройства вывода графической информации | Графический дисплей, принтер, графопостроитель (плоттер) |
Цветовая палитра RGB | Палитра цветов на экране складывается из сочетания красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов |
- Технология мультимедиа – 6 час.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
Учащиеся должны знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Основные термины по разделу:
Аналоговая форма представления звука | Непрерывная физическая форма хранения звука (запись на фонографе, грампластинке, магнитной ленте) |
Аналого-цифровое преобразование {АЦП) | Преобразование непрерывного электрического сигнала (аналоговой формы) в дискретную цифровую форму |
Данные | Обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в двоичной форме |
Динамики (колонки или наушники) | Устройства вывода звуковой информации |
Звуковая карта (аудиоадаптер) | Устройство, осуществляющее АЦП для вводимой звуковой информации и ЦАП для выводимой |
Интерактивная презентация | Презентация, которой управляет пользователь; он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия и т. п. |
Компьютерная презентация | Последовательность слайдов, каждый из которых может содержать текст, графические изображения, анимацию, видео и звук |
Микрофон | Устройство ввода звуковой информации в компьютер |
Мультимедиа | Интерактивные аппаратно-программные системы, обеспечивающие одновременное поступление к пользователю информации по нескольким каналам (текст, звук, графика, анимация, видео) |
Непрерывно выполняющаяся презентация | Презентация, в которой не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Выполняется в виде непрерывного «ролика» |
Презентация со сценарием | Показ слайдов под управлением ведущего (докладчика) |
Разрядность дискретизации | Разрядность регистра устройства АЦП |
Цифро-аналоговое преобразование (ЦАП) | Преобразование цифровой формы представления данных в аналоговую |
Цифровая (дискретная) форма представления звука | Представление звука в памяти компьютера в виде двоичных кодов |
Частота дискредитации | Количество измерений, производимых прибором (устройством) за 1 секунду |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема урока | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения урока | |
п | ф | |||||
Раздел 1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером | ||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з № 1 | ||
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з № 2 | ||
3 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры | Комбинированный урок | 1 | Д/з №3Работа с тренажером клавиатуры | ||
4 | Работа с тренажером клавиатуры. | практикум | 1 | Работа с тренажером клавиатуры | ||
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з №4 | ||
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з №5 | ||
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Д/з № 6 | ||
8 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы | Комбинированный урок | 1 | Д/з № 7 п/з № 1 | ||
9 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних устройств | Комбинированный урок | 1 | Д/з № 8, п/з № 2 | ||
10 | Файлы и файловые структуры | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з №9 | ||
11 | Работа с файловой структурой операционной системы | Комбинированный урок | 1 | П/з № 3 | ||
12 | Тестирование | Проверка знаний | 1 | Тест № 1 | ||
Итого по разделу: 12 часов | ||||||
Раздел 2. Текстовая информация и компьютер | ||||||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | Урок закрепление изученного. | 1 | Д/з № 10 | ||
14 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | Комбинированный урок | 1 | П/з № 4 | ||
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы. Системы перевода и распознавания текстов | Урок ознакомления с новым материалом. | 1 | Д/з № 11 | ||
16 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа | Комбинированный урок | 1 | П/з № 5 | ||
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены | Лабораторно-практическая работа | 1 | П/з № 6 | ||
18 | Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст | Лабораторно-практическая работа
| 1 | П/з № 7 | ||
19 | Маркированные и нумерованные списки. Понятие шаблонов и стилей | Лабораторно-практическая работа
| 1 | П/з № 8 | ||
20 | Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста | Комбинированный урок | 1 | П/з № 9 | ||
21 | Тестирование по разделу 2. | Проверка знаний | 1 | Тест №2 | ||
Итого по разделу: 9 часов | ||||||
Раздел 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа | ||||||
22 | Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики | Комбинированный урок. | 1 | Д/з № 12 | ||
23 | Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором | Лабораторно-практическая работа | 1 | П/з № 10 | ||
24 | Принципы кодирования изображения | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з № 13 | ||
25 | Работа с векторным графическим редактором | Лабораторно-практическая работа | 1 | П/з № 11 | ||
26 | Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | Комбинированный урок | 1 | Д/з № 14 п/з № 12 | ||
27 | Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з № 15 | ||
28 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука | Комбинированный урок | 1 | П/з № 13 | ||
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | Д/з № 16 | ||
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. | Лабораторно-практическая работа. | 1 | П/з № 14 | ||
31 | Итоговое тестирование по разделу 3 | Проверка знаний | 1 | Тест № 3 | ||
Итого по разделу 3: 10 часов | ||||||
Повторение | Практикум | |||||
32 | Повторение темы «Измерение информации» ,«Обработка текстовой информации».. | 1 | ||||
33 | Повторение темы «Обработка графической информации». | 1 | ||||
34 | Заключительное занятие. | 1 | ||||
Итого: | 34 | 17 |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс»
Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc.
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar.
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
7. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
8.
>
>
Семакин И. Г. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Материально -техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Сканер.
- Модем ADSL
Программные средства
- Операционная система Альт Линукс Школьный Лёгкий, основанная на легкой рабочей среде XFCE. Содержит основной набор приложений/
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственн...