Урок по теме "Разветвляющийся алгоритм: вложенное ветвление"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Фанифатьева Ирина Николаевна

Цели урока:

1)      Дидактическая: формирование у учащихся представлений о новом для них виде разветвляющегося алгоритма — вложенных ветвлений; усвоение правильности описания этого вида ветвлений в блок-схеме и программе на языке Паскаль; формирование практических навыков по изменению программы, отладке и просмотру полученных результатов (связь с прошлыми уроками); контроль усвоения полученных знаний учащимися при выполнении самостоятельного задания; закрепление в д/з.

2)      Воспитательная: выработка терпения и аккуратности при исправлении программы и, особенно, при поиске и исправлении ошибок (язык со строгим синтаксисом); выработка последовательности действий по алгоритму; оказание помощи товарищу при поиске ошибок в программе.

3)      Развивающая: развитие наблюдательности при работе с алгоритмом, записанном в виде блок-схемы и программы; осознание полученного результата; сравнение вложенных ветвлений в задаче, разобранной учителем и задачи, поставленной перед учеником.

 

Учащиеся должны уметь:

·         написать блок-схему и программу с использованием вложенных условных операторов;

·         выполнить программу на ПК и проверить результат;

·         проверить правильность полученного результата.

Учащиеся должны знать:

·        форму записи вложенных ветвлений в блок-схеме и программе;

·        их место в блок-схеме и программе;

·        последовательность выполнения программы.

Тип и форма урока: коллективная работа с классом и индивидуальная работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока №3

(11 «А» класс, 1 час в неделю)

Тема: «Вложенные ветвления».

Цели урока:

  1. Дидактическая: формирование у учащихся представлений о новом для них виде разветвляющегося алгоритма — вложенных ветвлений; усвоение правильности описания этого вида ветвлений в блок-схеме и программе на языке Паскаль; формирование практических навыков по изменению программы, отладке и просмотру полученных результатов (связь с прошлыми уроками); контроль усвоения полученных знаний учащимися при выполнении самостоятельного задания; закрепление в д/з.
  2. Воспитательная: выработка терпения и аккуратности при исправлении программы и, особенно, при поиске и исправлении ошибок (язык со строгим синтаксисом); выработка последовательности действий по алгоритму; оказание помощи товарищу при поиске ошибок в программе.
  3. Развивающая: развитие наблюдательности при работе с алгоритмом, записанном в виде блок-схемы и программы; осознание полученного результата; сравнение вложенных ветвлений в задаче, разобранной учителем и задачи, поставленной перед учеником.

Учащиеся должны уметь:

  • написать блок-схему и программу с использованием вложенных условных операторов;
  • выполнить программу на ПК и проверить результат;
  • проверить правильность полученного результата.

Учащиеся должны знать:

  • форму записи вложенных ветвлений в блок-схеме и программе;
  • их место в блок-схеме и программе;
  • последовательность выполнения программы.

Тип и форма урока: коллективная работа с классом и индивидуальная работа учащихся.

План проведения урока:

  1. ОРГМОМЕНТ (2 мин.).
  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (8 мин.).

Заполнение на доске одним учащимся (остальные уч-ся проверяют д/з по тетради) шаблона блок-схемы и программы с использованием последовательных ветвлений.

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (2 мин.).

Ознакомление учащихся с темой урока и основными этапами урока.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (13 мин.).

Анализ поставленной задачи. Составление блок-схемы и фрагмента программы. Проверка правильности составления алгоритма к поставленной задаче.

Общий вид блок-схемы и программы вложенного ветвления.

(Форма проведения: групповая работа учащихся с использованием показа презентации по вложенным ветвлениям на интерактивной доске, рис. 1 – рис. 4).

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (15 мин.).

Решение аналогичной задачи (по вариантам) путём составления блок-схемы в тетради и изменений соответствующих мест исходной программы с дальнейшей проверкой правильности её работы в соответствии с постановкой условия. (Форма работы: индивидуальная работа учащихся за компьютером, рис. 5).

  1. ОБОБЩЕНИЕ (3 мин.).

Вопросы:

  1. Какой вид ветвления мы прошли на сегодняшнем уроке?
  2. Что представляет собой вложенные ветвления?
  3. Когда удобно применять вложенные ветвления?
  4. Как проверить правильность алгоритма решения к поставленной задаче?
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.).

Знать общий вид вложенных ветвлений в блок-схеме и программе.

Написать программу и блок-схему для аналогичной задачи (обмен вариантами).

Написать программу и блок-схему к задаче, в которой на одном из промежутков функция не задана (аннотация учителя).

САМОАНАЛИЗ УРОКА:

  1. Характеристика учебной группы:

В группе 14 человек, на уроке присутствуют       учащихся, отсутствуют —          учащихся. Уровень учащихся — очень разный. На постоянное сотрудничество можно рассчитывать с   Фёдоровой А., Сильченко Е., Тренихиным Е. На среднем уровне находятся – Алексеева Ю., Алёхина А., Махинов А., Щемелёв В. (подготовка Д/З — переодическая). Группу слабых учащихся составляют: Таран К., Макарова А. Безнадёжно слабые учащиеся и учащиеся, которые очень часто пропускают уроки: Костров А., Заблоцкий А. Совсем недавно вышедшие после болезни — Кочетова Е. И Пшеничная И.

  1. Тема урока и место урока в теме:

Тема урока: «Вложенные ветвления». Это третий урок по теме «Разветвляющийся алгоритм». Вид урока — объяснение нового материала.

  1. Основное содержание урока:

Понимание правильности построения структуры вложенных ветвлений в блок-схеме и программе.

  1. Методы и формы деятельности.

Форма деятельности: фронтальная работа с классом.

Методы: словесный и наглядный (инструктаж с применением наглядного образца); репродуктивный (только показ и объяснение); иллюстративно-объяснительный; сравнение и объяснение; урок организован как учебная работа под руководством учителя; метод контроля — индивидуальный (письменный с применением компьютера).

 

Материалы к уроку

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5        1-вариант

1-й случай        2-й случай        

……………………………….

……………………………….

if <условие 1>        ………………………………….

    then <оператор 1>        ………………………………….

    else if <условие 2>        if <условие 1>

               then <оператор 2>              then if <условие 2>

               else <оператор 3>;         then <оператор 1>

……………………………….        else <оператор 2>

……………………………….         else <оператор 3>;

        ………………………………….

        …………………………………..

Задача 1. Изменив текст программы на компьютере, вычислите значение функции:

        x2 + 1, если х < 1;

        у =        2, если 1 ≤ х ≤2;

        -х + 4, если х > 2.

                

Задача 2. Вычислите значение функции, либо выведите сообщение, что «функция не определена»:

Задача 3.         Вычислите значение функции:        

        1, если х <-1;

        у =        -(х – 1)2 + 5, если -1 ≤ х ≤2;

        х - 2, если х > 2.

         

2-вариант

1-й случай        2-й случай        

……………………………….

……………………………….

if <условие 1>        ………………………………….

    then <оператор 1>        ………………………………….

    else if <условие 2>        if <условие 1>

               then <оператор 2>              then if <условие 2>

               else <оператор 3>;         then <оператор 1>

……………………………….        else <оператор 2>

……………………………….         else <оператор 3>;

        ………………………………….

        …………………………………..

Задача 3.         Вычислите значение функции:        

        1, если х <-1;

        у =        -(х – 1)2 + 5, если -1 ≤ х ≤2;

        х - 2, если х > 2.

         

Задача 2. Вычислите значение функции, либо выведите сообщение, что «функция не определена»:

Задача 1. Изменив текст программы на компьютере, вычислите значение функции:

        x2 + 1, если х < 1;

        у =        2, если 1 ≤ х ≤2;

        -х + 4, если х > 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1-й случай        2-й случай        1-вариант

……………………………….

……………………………….

if <условие 1>        ………………………………….

    then <оператор 1>        ………………………………….

    else if <условие 2>        if <условие 1>

               then <оператор 2>              then if <условие 2>

               else <оператор 3>;         then <оператор 1>

……………………………….        else <оператор 2>

……………………………….         else <оператор 3>;

        ………………………………….

        …………………………………..

Задача 1. Изменив текст программы на компьютере, вычислите значение функции:

        x2 + 1, если х < 1;

        у =        2, если 1 ≤ х ≤2;

        -х + 4, если х > 2.

                

Задача 2. Вычислите значение функции, либо выведите сообщение, что «функция не определена»:

Задача 3.         Вычислите значение функции:        

        1, если х <-1;

        у =        -(х – 1)2 + 5, если -1 ≤ х ≤3;

        х - 2, если х > 3.

         



Предварительный просмотр:

1-й случай        2-й случай        2-вариант

……………………………….

……………………………….

if <условие 1>        ………………………………….

    then <оператор 1>        ………………………………….

    else if <условие 2>        if <условие 1>

               then <оператор 2>              then if <условие 2>

               else <оператор 3>;         then <оператор 1>

……………………………….        else <оператор 2>

……………………………….         else <оператор 3>;

        ………………………………….

        …………………………………..

Задача 3.         Вычислите значение функции:        

        1, если х <-1;

        у =        -(х – 1)2 + 5, если -1 ≤ х ≤3;

        х - 2, если х > 3.

         

Задача 2. Вычислите значение функции, либо выведите сообщение, что «функция не определена»:

Задача 1. Изменив текст программы на компьютере, вычислите значение функции:

        x2 + 1, если х < 1;

        у =        2, если 1 ≤ х ≤2;

        -х + 4, если х > 2.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Алгоритм с ветвлением"

Конспект урока алгоритма с ветвлением...

Открытый урок по теме "Алгоритмы с ветвлениями" 4 класс

Урок расчитан на 40 минут.Включает: актуализацию знаний, изучение нового материала, самостоятельную работу....

Раздаточный материал "Тема 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Работа 2. Вложенные ветвления"

Набор карточек с программами и блок-схемами на 12 вариантов по теме" Разветвляющиеся алгоритмы" Работа 2: Задачи на построение алгоритма, содержащего несколько ветвлений, и вложение ветвлений одн...

Раздаточный материал "Тема 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Работа 5. Вложенные ветвления, сложные условия, составной оператор."

При работе над темой «Программирование» я столкнулась с тем, что программа к заданной на класс задаче, очень быстро «переползает» с экрана более сильных учеников ко всем остальным. Поэтому я составила...

Конспект и технологическая карта урока по теме "Алгоритмы с ветвлением", 6 класс ФГОС

Полный конспект урока по информатике для 6 класса  "Алгоритмы с ветвлениями" и технологическая карта к нему....

Проверочная работа по вложенному ветвлению

Работа служит для понимания как работает вложенное ветвление. Готовит к ОГЭ....

Разработка урока по информатике "Алгоритмы с ветвлениями. Презентация "Времена года". 6 класс

Материал содержит презентацию, конспект урока и оценочный лист, которые использовались на уроке.Урок 2 по теме "Алгоритмы с ветвлениями". Разработка будет полезна учителям, работающим п...