Урок информатики в 9 классе "Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Тема урока: «Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
Тип урока: урок - закрепление изученного
Вид урока: урок – практикум
Технология: проблемно – исследовательская
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и программным обеспечением
Цели урока:
1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
3. Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priblizhennoe_reshenie_uravneniy.doc | 64.5 КБ |
priblireshuravneks.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ООШ №6
Урок информатики
Тема «Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
класс: IX (общеобразовательный)
учитель: Е.Н.Кулик
Тема урока: «Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
Тип урока: урок - закрепление изученного
Вид урока: урок – практикум
Технология: проблемно – исследовательская
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и программным обеспечением
Цели урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
- Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока.
- Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
- Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
- Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
- Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (работа в группах).
- Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
- нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютер;
- нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
- нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;
- нельзя ходить по классу, вставать со своего места;
- в случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари - подозвать учителя.
- Фронтальный опрос.
На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
- Вспомним для чего нужна эта программа? (С помощью ее богатой библиотеки диаграмм можно составить диаграммы и графики разных видов: круговые, столбчатые диаграммы, графики; можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах; печатать на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе и вставлять диаграммы в нужное место листа)
- Как вы понимаете термин «деловая графика»? (Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные)
- При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (Диаграммы и графики можно построить с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм)
- Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? (Чтобы задать автоматическое вычисление в таблице значений по определенной формуле надо ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций)
- Можно ли контролировать ввод формулы? (Контролировать ввод формулы можно используя окно ввода формулы)
- Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Чтобы занести формулу в несколько ячеек нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне)
- Что можно сказать о виде курсора, установленном на правом нижнем маркере ячейки?
III. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Тема урока«Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
- Из курса математики давайте вспомним, что значит решить уравнение? (Решить уравнение значит найти его корни или доказать, что корней нет)
- Какие способы решения уравнений вам известны? (Существуют два способа решения уравнений: аналитический и графический)
- Остановимся на графическом методе нахождения корней.Исходя из этого метода, скажите, пожалуйста, чем являются корни уравнения? (корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абцисс).
- Если мы решаем систему уравнений, то что будет ее решением? (Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций).
- На прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики.
Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом:
у=х2
у=2х+9
- Что нужно сделать, чтобы решить эту систему уравнений? (Преобразовать данную систему в приведенную)
Получаем: х2=2х+9
у=х2
Для оценки решений воспользуемся диаграммой на которой отобразим графики обеих функций в одой системе координат.
Сначала постоим таблицу.
А | В | С | |
1 | x | y=x*x | y=2x+9 |
2 |
Первая строка - строка заголовков
- далее для построения этой таблицы воспользуемся следующими формулами:
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х. Ребята, предложите начальное значение х (___).
- А почему мы можем взять начальное значение равное ____? (Потому что область определения обеих функций - все действительные числа).
- Для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу:
А2+1, где +1 - это шаг изменения аргумента и скопировать ее до ячейки А23.
- При заполнении столбца В в ячейку В2 заносим формулу А2*А2, которую тоже копируем до ячейки В23.
- При заполнении столбца С в ячейку С2 заносим формулу 2*А2+9 и также копируется до С23.
- Выделите полученную таблицу.
На панели Стандартная щелкните на кнопке «Мастер диаграмм», откроется окно «Мастер диаграмм», щелкните на типе «Точечная», затем выберите вид «Точечная диаграмма со значениями соединенными сглаженными линиями» и построим диаграмму оценки решений.
- Что мы видим на диаграмме? (На диаграмме видно, что оба графика имеют две точки пересечения)
- Что можно сказать об этих точках пересечения?(Координаты точек пересечения и есть решения системы)
По графику приближенно можно определить координаты
Давайте еще раз вспомним, как графически найти решение уравнения?
(Это можно сделать, построив график функции y=x^3-2x^2+4x-12 и определив координату х точек пересечения с осью ОХ.
Или представить данное уравнение в виде x^3=2x^2-4x+12 и построив два графика y=x^3 y=2x^2-4x+12 и определить абциссы точек пересечения графиков функций и значения абцисс будут корнями уравнения)
Мы уже рассмотрели построение двух графиков. Давайте найдем решение этого уравнения, определив координату х точек его пересечения с осью ОХ.
Начинаем с заполнения таблицы.
В строку заголовков заносим текст:
А | В | С | |
1 | x | y=x^3 – 2*x^2+4*x | |
2 | 0 | =А2^3-2*А2^2+4*А2-12 | |
3 | =А2+0,15 |
Я предлагаю начальное значение аргумента взять равное 0, его заносим в ячейку А2.
В ячейку А3 заносим формулу А2+0,15 и копируем до ячейки А20.
В ячейку В2 заносим формулу А2^3-2*А2^2+4*А2-12 и также копируем до В20.
Как определяем решение уравнения? (определяем координату х точек пресечения графика с осью ОХ)
Сколько таких точек? ( одна)
Чему равна ее абцисса (х=2,4)
- Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (работа в группах)
Таким образом мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы сейчас и сделаем.
Каждая группа получит индивидуальное задание. После выполнения задания группа должна распечатать таблицы и графики своего задания.
В каждой группе есть консультанты, и я при выставлении оценок буду учитывать его мнение. На работу вам отводится 10минут.
I II III
2x+y=-3 2y=34-x^2 x^2+y^2=25
2x^2=-22+5x+y y=x^2+11 3y=4x
решений нет (-2;15), (2;15) (3;4), (-3;-4)
(выступление консультантов)
V. Домашнее задание : Проанализировать и проверить задания и оформить отчеты в тетради.
VI.Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели …
- с помощью программы Excel можно строить …
- до этого урока я не знал …
- Я на уроке злился на себя, потому что …
- я могу похвалить сегодня …. ,за то, что…
- сегодня на уроке я научился…
- мне на протяжении всего урока было …
- я хочу ..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В кабинете информатики нельзя: - без разрешения учителя, включать и выключать компьютер; - касаться экрана и тыльной стороны монитора, соединительных разъемов и проводов; - нажимать клавиши ручкой или карандашом; - ходить по классу, вставать со своего места; - работать во влажной одежде и влажными руками В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари - прекратить работу и немедленно подозвать учителя .
Кнопка вызова Мастера диаграмм)
Окно ввода формулы
Нижний правый маркер выделенной ячейки для автокопирования расчетных формул
Найдем корни системы уравнений графическим методом у-х ² =0 у-2х= 9 У=х ² У= -2х+ 9
Автоматическое заполнение всего столбца А по формуле
Автозаполнение столбца В
Автозаполнение столбца С
x 1 ≈ 2 , 2 y1 ≈ 4,8; x2 ≈ 4 y2 ≈ 16
Второй способ решения x² =2 x +9 Преобразуем уравнение и рассмотрим функцию у= x² -2 x -9
x ≈ 4 на [0;10 ]
Задание группам I II III 2x+y=-3 2y=34-x ² x ² +y ² =25 2x ² =-22+5x+y y=x ² +11 3y=4x решений нет (-2;15), (2;15) (3;4), (-3;-4) Ответ
Домашнее задание : Проанализировать и проверить задания Оформить отчеты в тетради.
Спасибо за сотрудничество на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение уравнений в среде табличного процессора Excel.
Материалы к уроку по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Решение уравнений в среде табличного процессора MS Excel. " включают в себя разработку урока, дидактические материалы, а также презе...
Построение графиков функций с помощью табличного процессора Excel.
Комбинированный урок с использованием проблемно – поискового метода при решении задач по информатике с помощью табличного процессора. Файл "Приложение" содержит решение, графики и раздаточный материал...
Интегрированный урок информатика-математика "Приближённое решение уравнения вида f1(x)=f2(x) c помощью электронных таблиц
Комбинированный урок для 11 физико-математического класса, на котором вначале вспоминается в каких областях человеческой деятельности обучающиеся уже использовали электронные таблицы, а затем предлага...
Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel
Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...
Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...
Методическая разработка "Создание моделей для решения нестандартных задач в табличном процессоре Excel"
В данной методической разработке я хочу показать пример создания моделей для решения нестандартных задач в табличном процессоре Excel,которые можно применить на уроках Информатики....
РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL
Разработка урока по ИКТ для учащихся 11-х классов...