Рабочая программа по информатике для 3 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Рабочая программа по информатике для 3 класса по учебнику Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. составлена в соотвествии требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике для 3 класса | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД БРАТСК
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей ______________________ МБОУ «СОШ № 3» г. Братска Протокол № _____ от «____» сентября 2013 г. Руководитель МО Ф.И.О.________________ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ № 3» г. Братска Протокол № _____ от «____» сентября 2013 г. Зам. директора по НМР _________ Н.В.Богдан | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»______________2013г. Директор МБОУ «СОШ № 3» ____________В.Л.Безугленко |
Рабочая программа
учебного предмета
«информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)»
(базовый уровень)
для учащихся 3 класса
на 2013-214 учебный год
Образовательная область: «____________»
Разработала:
Хороших О.В.
Учитель информатики.
Братск, 2013 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» (авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова; издательство «Академкнига/Учебник» 2012г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами НОО и основной образовательной программой ОУ.
А также с основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» (авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова; издательство «Академкнига/Учебник»)
Цель курса «Информатика и ИКТ» - формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютера, так и без него.
Основные задачи курса:
- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики и ИКТ: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Обучение начинается со знакомства с различными видами информации – с текстовой, графической и численной. С 3 года обучения дети используют совместно текстовую и графическую информацию, сопоставляя рисунки и тексты, знакомятся с принципами двоичного кодирования слов и рисунков.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми;
- с поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- с фиксацией полученной информации и организацией её различными способами;
- с обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно большинство заданий связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся
Компьютер – универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается при наличии необходимого оборудования. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается на компьютерах.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется в 3 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время в 3 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.
Представление о программном управлении компьютером, которое постепенно начали формировать во 2-м продолжается и в 3-м классе. Во 2 классе было введено понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
Алгоритмы и исполнители
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и так далее). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
Благодаря наличию необходимого оборудования используются компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. Таким образом параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
- рассматриваются следующие алгоритмические конструкции: линейная, ветвление;
- перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На данном этапе учащиеся разрабатывают и выполняют алгоритмы решения задач из разных предметных областей – математики, окружающего мира. Задания, связанные с математикой, согласованы с программами по математике для третьего класса и способствуют решению текстовых задач и получению навыков вычислительной деятельности. Задания, связанные с окружающим миром, увеличивают эрудицию в этой области знаний.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю.
Рабочая программа «Информатиак и ИКТ» для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю по подгруппам) в соответствии с БУП.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Кол-во часов в программе | |
часы | уроки | ||
1 | Информация | 5 | № 1, 2, 3, 4, 5 |
2 | Объекты и таблицы | 11 | № 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 18 | №17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,30, 31, 32, 33,34 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Информация (5ч.) | Понятие информация. Виды, источники, действия с информацией. Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц |
|
Объекты и таблицы (11ч.) | Объект и его свойства. Имя и значение свойства Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов. Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов. |
|
Алгоритмы и исполнители. (18ч.) | Алгоритмы с переменными. Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя. Алгоритмы с ветвлением Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись алгоритма с помощью блок – схем. Создание и исполнение алгоритмов c ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов c ветвлениями. Создание алгоритмов методом последовательной детализации. Создание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупнённого алгоритма. |
|
Формы организации учебного процесса: классно-урочная; в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на каждом уроках предполагается работа учащихся за компьютером (15 мин.).
- Содержание программы курса информатики и ИКТ
2 год обучения (34 часа)
Информация (5 ч)
Способы организации информации
Понятие информация. Виды, источники, действия с информацией. Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем.
Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
Алгоритмы и исполнители (18 ч)
Алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.
Алгоритмы с ветвлением
Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Запись алгоритма с помощью блок – схем. Создание и исполнение алгоритмов c ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов c ветвлениями.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека.
Детализация шагов укрупнённого алгоритма.
Объекты и их свойства (11 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — ЦВЕТ, значение свойства — красный).
Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информациейи информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт диски, дискеты, жёсткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание. Обучающийся будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Обучающийся получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Регулятивные УУД
Планирование и целеполагание. У обучающегося будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
Общеучебные УУД
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(предметные)
Обучающиеся должны иметь представление:
- о понятии «информация», её видах, способах записи, основные действия.
- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- о том, что такое переменная, её имя и значение;
- о том, сто такое ветвление;
- о понятии «объект», класс объектов.
Обучающиеся научатся:
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить среди данных объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные задачи и создавать алгоритмы с ветвлением для решения поставленных задач;
- работа на клавиатурном тренажере
— работы со списками и таблицами;
— безопасной работы за компьютером;
- Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методическая литература
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: Учебник для 3 класса: в 2ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ 3 класс»: Методическое пособие для учителя - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Программное обеспечение
- Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Организация учебного предмета
Данный учебно-методический комплект предусматривает преподавания информатики в четвертом классе с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».
Проводится один урок в неделю. Класс делится на две подгруппы. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специальными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обусловлено санитарными нормами для учеников четвертого класса.
На уроках ученику необходимо иметь: учебник, тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, синюю ручку.
Наиболее распространенной организационной формой работы в нашей школе, обеспечивающей планомерную познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, является урок.
В рамках урока информатики могут использоваться коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Фронтальная форма охватывает работу всего класса по определенной теме. Это может быть урок изучения нового материала с демонстрационными фрагментами, видеовставками, обсуждение эксперимента. Для урока требуется использование автоматизированного рабочего места учителя с мультимедийным проектором и наличие необходимого электронного образовательного контента;
Групповая форма обучения в рамках одного урока предполагает деление класса на 2 или более групп. Каждая группа работает над своим заданием, являющимся частью работы всего класса.
Индивидуальная или парная форма обучения требует наличия для каждого компьютерного рабочего места, оснащенного единообразно дополнительным оборудованием, в котором присутствует потребность по конкретному заданию. Задания могут иметь различную сложность реализации, но все должны быть построены по одной дидактической схеме.
Принято выделять следующие основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- уроки развития и закрепления умений и навыков;
- урок контроля знаний;
- обобщающий урок и зачет;
- комбинированный урок.
В большинстве случаев мы имеет дело с несколькими дидактическими целями, поэтому в основе работы лежат комбинированные уроки.
Комбинированный урок имеет разнообразную структуру и обладает в связи с этим рядом достоинств: обеспечение многократной смены видов деятельности; создание условий для быстрого применения новых знаний; обеспечение обратной связи и управления педагогическим процессом; накопление отметок; возможность реализации индивидуального подхода в обучении. Комбинированные уроки наиболее приемлемы в обучении младших школьников, когда предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
- организационный момент;
- активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);
- объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией.
- работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, логические игры и головоломки);
- подведение итогов урока.
Важным компонентом в методической системе обучения информатике является наличие компьютера как основного средства обучения. Учащийся, работающий за компьютером, более самостоятелен, имеет локальные собственные цели.
В обучении информатике целесообразно параллельно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
Задача учителя — создать учебную ситуацию и управлять деятельностью учащегося в ней; именно руководящая и координирующая роль педагога ведет к росту самостоятельности учеников.
- ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
- контрольная работа;
План контроля результативности изучения дисциплины
3 класс
Перечень контрольных работ
Примерные сроки | Авторская программа | Рабочая программа | |
2-3 неделя сентября | Входная КР за курс 2 класса | тест | |
1 неделя декабря | КР по теме «Объекты». | КР по теме «Объекты». | Контрольная работа |
3 неделя января | КР по теме «Объекты и таблицы». | КР по теме «Объекты и таблицы». | Контрольная работа |
4 неделя февраля | КР по теме «Алгоритмы». | КР по теме «Алгоритмы». | Контрольная работа |
4 неделя мая | КР по теме «Алгоритмы и исполнители». | КР по теме «Алгоритмы и исполнители». | Контрольная работа |
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер (лазерный)
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (колонки)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
- ПаутоваА.Г. Информатика .3класс: Комплект компьютерных программ. Методическоепособие + CD .— М.: Академкнига/Учебник,2007
Печатные пособия
Плакаты:
- Организация рабочего места и техники безопасности.
- Архитектура компьютера
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Составлено на основе программы по информатике для общеобразовательных учреждений, авторы Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова.
№ урока | Раздел | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные формы/виды контроля | Дата проведения | |||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||||||||
1. Информация | Правила поведения в кабинете информатики. | Комбинированный | Правила по ТБ. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |||||||||
Информация. | Комбинированный | Информация, компьютер, кодирование текста, двоичный код | беседа | 2 нед 9.09-14.09 | |||||||||
Компьютер | Комбинированный | Компьютер, основные устройства компьютера | беседа | 3 нед 16.09-21.09 | |||||||||
Объекты и их свойства. | Исследование | Определение "объкт", "свойства" | беседа | 4 нед 23.09-28.09 | |||||||||
Список. Элементы списка. | Комбинированный | Определение Список, элементы списка. | индивидуальный контроль | 5 нед 30.09-5.10 | |||||||||
2. Объекты и таблицы | Упорядоченные и многоуровневые списки | Практическая работа | Список, элементы списка, упорядоченный список, многоуровневый список. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | индивидуальный контроль | 6 нед 7.10-12.10 | |||||||
Конрольная работа по теме «Объекты и списки». | Практическая работа | объект, свойства объекта, список, элементы списка | контрольная работа | 7 нед 14.10-19.10 | |||||||||
Анализ контрольной работы. Многоуровневы списки. | Повторение | список, элементы списка, многоуровневый список | беседа | 8 нед 21.10-26.10 | |||||||||
9 | Классы объектов | Комбинированный | класс, класс объектов. | беседа | 9 нед 11.11-16.11 | ||||||||
10 | Таблицы | Комбинированный | таблица, структура таблицы | беседа | 10 нед 18.11-23.11 | ||||||||
11 | Табличное решение логических задач | Комбинированный | таблица, структура таблицы | беседа | 11 нед 25.11-30.11 | ||||||||
12 | Порядок записей в таблице. | Практическая работа | Определение таблица, порядок записи в таблицы. | беседа | 12 нед 2.12-7.12 | ||||||||
13 | Поиск информации в таблице | Практическая работа | Определение таблица, порядок записи в таблицы. | 13 нед 9.12-14.12 | |||||||||
14 | Контрольная работа по теме «Объекты и таблицы». | Контрольная работа | Определение таблица, порядок записи в таблицы. | контрольная работа | 14 нед 16.12-21.12 | ||||||||
15 | Анализ контрольной работы. Списки и таблицы | Практическая работа | Определение таблицы, использование таблиц в различных облостях | 15 нед 23.12-28.12 | |||||||||
16 | 3. Алгоритмы и исполнители | Алгоритмы. Что ты знаешь о них? | Повторение | Алгоритм | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| беседа | 16 нед 9.01-11.01 | ||||||
17 | Исполнитель алгоритмов Считайка. | Комбинированный | СКИ "Считайка", определение "алгоритм" | беседа | 17 нед 13.01-18.01 | ||||||||
18 | Имя и значение переменной. | Комбинированный | Имя и значение переменной | беседа | 18 нед 20.01-25.01 | ||||||||
19 | Блок-схеме алгоритма. | Комбинированный | Определение "блок схема", алгоритм | беседа | 19 нед 27.01-1.02 | ||||||||
20 | Ветвление в алгоритме. | Комбинированный | Определение "ветвление", алгоритм | беседа | 20 нед 3.02-8.02 | ||||||||
21 | Составление и выполнение алгоритмов, с ветвлением |
|
|
| 21 нед 10.02-15.02 | ||||||||
22 | Простые и сложные высказывания. |
|
|
| 22 нед 17.02-22.02 | ||||||||
23 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы». | Контрольная работа | Алгоритм | тест | 23 нед 24.02-1.03 | ||||||||
24 | Анализ контрольной работы. | Повторение | Алгоритм | опрос | 24 нед 3.03-8.03 | ||||||||
25 | Исполнитель алгоритмов Чертёжник. | Комбинированный | СКИ "Чертежник" | беседа | 25 нед 10.03-15.03 | ||||||||
26 | Команды с параметрами. | Комбинированный | СКИ "Чертежник", команды с параметролм. | беседа | 26 нед 17.03-22.03 | ||||||||
27 | Решение команд с параметрами. | Комбинированный | СКИ "Чертежник", команды с параметролм. | беседа | 27 нед | ||||||||
28 | Исполнитель алгоритмов Пожарный. | Комбинированный | СКИ "Пожарный", | беседа | 28 нед | ||||||||
29 | Свойства объектов Пожарный и Пожар. | Комбинированный | СКИ "Пожарный", и его свойства | беседа | 29 нед | ||||||||
30 | Сложные и длинные алгоритмы. | Комбинированный | СКИ "Пожарный", и его свойства | беседа | 30 нед | ||||||||
31 | Метод последовательной детализации. | Комбинированный | Метод последовательной детализации | беседа | 31 нед | ||||||||
32 | Выполнение и составление различных алгоритмов. | Практическая работа | Выполнение и составление алгоритмов | опрос | 32 нед | ||||||||
33 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы и исполнители». | Контрольная работа | Контрольная работа | тест | 33 нед | ||||||||
34 | Анализ контрольной работы. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | Повторение | Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность | беседа | 34 нед |
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература использованная, при подготовке программы
- Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: Учебник для 3 класса: в 2ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ 3 класс»: Методическое пособие для учителя - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Литература, рекомендованная для обучающихся
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ»: Учебник для 3 класса: в 2ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Интернет ресурсы
- http://nsportal.ru/forum/osnovnaya-shkola/inostrannye-yazyki/nemetskii-yazyk/sozdanie-rabochei-programmy
- http://pedsovet.su/load/246-1-0-34933
- http://tortillla.ucoz.ru/index/rabochaja_programma/0-105
- http://metodisty.ru/forum/groups/topic/pishem_rabochuju_programmu-.htm
- http://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...