Рабочая программа по информатике для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа для 9 класса по предмету Информатика и ИКТ. УМК Угринович Н.Д. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_9_klass.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьминская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО _________ Горелов Д.М. «31» августа 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Козьминской СОШ ___________ Акатова Н.М. «31» августа 2011 г. | «Утверждаю» Директор Козьминской СОШ __________ Неклюдова Н.А. «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 9 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
МОУ «Козьминская средняя общеобразовательная школа»
Горелов Дмитрий Михайлович
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, в 1 полугодие - 34 часов; во 2 полугодие - 34 часов, всего за год – 68 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ - 4.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор WеЬ-страниц.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
- Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
- Угринович Н.Д. Информатика-9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
- Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
- Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы | Тип урока | Пов-торение | Конт-роль | Подготовка к итого-вой аттес-тации | Пример-ные сроки проведе-ния уроков | Приме-чание |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 13 ч. | ||||||||
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | §1.1.1 Стр. 10 | Решение задач | ||||||
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации». | §1.1.2, 1.1.3 Стр. 14-15 Стр. 175-177 | Компьютерный практикум | ||||||
Растровая и векторная графика. | §1.2 Стр. 21-24 | |||||||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | §1.3.1,1.3.2 Стр.28-31 | |||||||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | §1.3.3 Стр. 32-35 Стр. 179-183 | Компьютерный практикум | ||||||
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | §1.3.4 Стр. 35-37 Стр.177-179 | Компьютерный практикум | ||||||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации». | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | Компьютерный практикум | ||||||
Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации». | §1.4 стр. 37-40 стр. 183-188 | Компьютерный практикум | ||||||
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации» | §1.5 Стр. 40-45 Стр. 188-191 | Компьютерный практикум | ||||||
Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | §1.6 Стр. 45-49 Стр. 191-196 | Компьютерный практикум | ||||||
Решение задач по теме «Кодирование графической и мультимедийной информации» | Глава 1 | |||||||
Контрольная работа № 1. «Кодирование графической и мультимедийной информации». | Глава 1 | Тестирование | ||||||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч. | ||||||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации». | §2.1 Стр. 49-52 Стр.196-199 | Решение задач | ||||||
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | §2.2, 2.4 Стр. 52-54, 59-61 | |||||||
Ввод и редактирование документа. Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул». | §2.3 Стр.54-59 Стр. 199-201 | Компьютерный практикум | ||||||
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев». | §2.5.1, 2.5.2 Стр. 61-66 Стр. 201-203 | Компьютерный практикум | ||||||
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков». | §2.5.3 Стр. 66-67 Стр. 204-207 | Компьютерный практикум | ||||||
Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | § 2.6 стр. 67-70 стр. 207-211 | Компьютерный практикум | ||||||
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | §2.7 Стр. 70-71 Стр. 211-212 | Компьютерный практикум | ||||||
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | §2.8 Стр. 71-74 Стр. 212-213 | Компьютерный практикум | ||||||
Контрольная работа № 2 «Кодирование обработки текстовой информации» | Глава 2 | Тестирование | ||||||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч. | ||||||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | §3.1.1 Стр. 75-80 Стр. 214-215 | Решение задач | ||||||
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | §3.1.2 Стр. 80-82 | Решение задач | ||||||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | §3.1.3 Стр. 82-84 | Решение задач | ||||||
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | §3.2.1 Стр. 84-87 | |||||||
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | §3.2.2, 3.2.3 Стр. 87-91 Стр. 216-218 | Компьютерный практикум | ||||||
Встроенные функции. Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | §3.2.4 Стр. 91-93 Стр. 218-220 | Компьютерный практикум | ||||||
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов». | §3.3 Стр. 93-97 Стр. 220-228 | Компьютерный практикум | ||||||
Базы данных в электронных таблицах. | §3.4.1 Стр. 97-100 | |||||||
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | §3.4.2 Стр. 100-105 Стр. 228-232 | Компьютерный практикум | ||||||
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации» | Глава 3 | Тестирование | ||||||
Повторение по теме «Кодирование и обработка информации» | Глава 1-3 | |||||||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч. | ||||||||
Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | §4.1.1 Стр.105-108 | |||||||
Блок-схемы алгоритмов. | §4.1.2 Стр. 108 | |||||||
Выполнение алгоритмов компьютером. | §4.1.3 Стр. 109-113 | |||||||
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | §4.2.1, 4.2.2, Стр. 113-117 | |||||||
Алгоритмическая структура «цикл». | §4.2.3 Стр. 117-119 | |||||||
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | §4.3, 4.4 Стр. 119-124 | |||||||
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | §4.5 Стр. 124-128 | |||||||
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | §4.6 Стр. 128-133 | |||||||
Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | Стр. 233-239 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные». | Стр. 239-242 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор». | Стр. 242-246 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор». | Стр. 246-249 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время». | Стр. 249-252 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов». | Стр. 252-255 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка». | Стр. 255-257 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов». | Стр. 258-260 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш». | Стр. 261-263 | Компьютерный практикум | ||||||
Графические возможности объектно-ориентированоого языка программирования Visual Basic 2005. | §4.7 Стр. 133-138 | |||||||
Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор». | Стр. 263-267 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат». | Стр. 267-269 | Компьютерный практикум | ||||||
Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация». | Стр. 270-272 | Компьютерный практикум | ||||||
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | Глава 4 | тестирование | ||||||
Глава 5. Моделирование и формализация – 10 ч. | ||||||||
Окружающий мир как иерархическая система. | §5.1 Стр. 138-142 | |||||||
Моделирование как метод познания. | §5.2.1 Стр. 142-145 | |||||||
Материальные и информационные модели. | §5.2.2 Стр. 145-148 | |||||||
Формализация и визуализация моделей. | § 5.2.3 Стр. 148-152 | |||||||
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3 Стр. 152-154 | |||||||
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку» | §5.4 Стр. 154-157 Стр. 273-279 | Компьютерный практикум | ||||||
Приближенное решение уравнений. Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений» | §5.5 Стр. 157 Стр. 279-283 | Компьютерный практикум | ||||||
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений» | §5.6 Стр. 157-161 Стр. 283-285 | Компьютерный практикум | ||||||
Информационные модели управления объектами. Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления» | §5.7 Стр. 161-164 Стр. 286-291 | Компьютерный практикум | ||||||
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | Глава 5 | тестирование | ||||||
Глава 6. Информатизация общества – 3 ч. | ||||||||
Информационное общество. | §6.1 Стр. 164-169 | |||||||
Информационная культура. | §6.2 Стр. 169-171 | |||||||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | §6.3 Стр. 171-174 | |||||||
Повторение по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | §4.1-7.7 Стр.105-138 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...