Линейный алгоритм в семействе алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Урок по теме "Алгоритмы". Вводится определение алгоритма, способов записи алгоритмов, дается определение линейного алгорита. Для закрепления материала рассматриваются примеры и задачи. В качестве здоровьесберегающей технологии используется физминутка. В конце урока самостоятельная работа с применением компьютеров по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с презентацией | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Линейный алгоритм в семействе алгоритмов
(Автор: Учитель информатики и ИКТ Жанкевич Т.А. МБОУ Кубинской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.)
Цели урока:
- Изучение понятия алгоритма как основного понятия информатики.
- Систематизация представления о формах записи алгоритмов (словесная, графическая, язык программирования).
- Определение понятия блок-схема.
- Отработка навыков оформления блок-схем для простейших алгоритмических задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении;
- Познакомить учащихся с понятиями “алгоритм”, “линейный алгоритм”
- Сформировать понятие «блок-схема»;
- Способствовать использованию различных форм записи алгоритмов для решения задач, в которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- Способствовать закреплению навыков работы за ПЭВМ
Развивающие:
Способствовать развитию:
- развивать алгоритмическое мышление;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление;
- развитие умения планировать свою деятельность;
- развивать память, внимание;
- формировать интерес к изучению предмета;
- применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
Воспитательные:
Способствовать:
- формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
- повышению у учащихся интереса к историческим событиям, связанным с происхождениями изучаемых терминов, понятий, законов;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитание активности;
- развитию навыков сознательного и рационального использования ПЭВМ в своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные: Действовать по алгоритму; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (решение задач на ПЭВМ).
Средства обучения: авторская презентация (Приложение); технические (ПЭВМ, мультимедиа проектор)
Тип урока: комбинированный урок.
План урока:
- мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
- актуализация знаний и фиксирование затруднения;
- объяснение нового материала;
- выявление места и причины затруднения;
- рефлексия (обобщение и систематизация знаний);
- физкультминутка;
- компьютерный практикум;
- домашнее задание;
- подведение итогов урока.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.
Ученики разгадывают ребус на экране, воспроизведенный с помощью проектора (слайд №2)
Учитель: Запишите в тетрадь число и тему урока: “Алгоритм. Линейный алгоритм”.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь: поверните туловище вправо насколько возможно и запомните место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернитесь в исходное положение. И сейчас снова повернитесь вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Итак, повернитесь, повернитесь, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения.
Учитель: Итак, наша цель на уроке – узнать, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны, и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным.
- Объяснение нового материала
Учитель: Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (слайд №4):
(Торт “Пай”
Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.
Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.
Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.
Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.)
Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом. Обратите внимание на экран (слайд №5):
(Последовательность действий для приготовления торта «Пай»
- Муку и масло положить в миску, порубить ножом.
- Влить сметану, смешанную солью.
- Быстро замесить тесто.
- Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем.
- Поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить.
- Затем вынуть
- Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита.
- Снова поставить в печь, убавив огонь.
- Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт и обсыпать сахарной пудрой. )
Учитель: Так что-же такое алгоритм?
Учитель: Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Чтобы решить поставленную задачу, нужно выполнить команды одну за другой без ошибок. |
Учитель: Таким образом, Алгоритм - это описание последовательности действий, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи.
Учитель: Запишем это определение себе в тетрадь (слайд №6).
Учитель: В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки информатики.
Учитель: Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского учёного Мухаммеда аль-Хорезми́, жившего в первой половине IX ве́ка (точные годы его жизни неизвестны, но считается, что он родился около 780 года, а умер около 850). «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (исторической области в нынешнем Узбекистане, центром которой был город Хива). (слайд №7)
Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы?
Дети: высказывают предположения.
Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить.
Учитель: Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как легко этот процесс описывает рецепт из кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает решение сложной задачи.
Учитель: Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
Учитель: Рассмотрим данное утверждение на следующем примере ↓:
Задача. Установите последовательность действий мальчика Пети, которые он выполняет каждое утро (слайд №8)
Учитель: Ответом будет правильная последовательность действий, которую мы можем описать. Но что означает такая последовательность?
Перед нами стоит проблема: как описать действия и как они будут называться!
- Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Описывать действия в алгоритме следует последовательно друг за другом. Однако очередность выполнения этих действий может быть изменена, если в алгоритме предусмотрен анализ некоторого условия. Путем включения условий создаются алгоритмы с различной структурой, в которой можно выделить несколько типовых конструкций: линейную, разветвляющуюся и циклическую. С одной из этих структур мы сегодня с вами познакомимся.
Учитель: Если выполнять действия в том порядке, в котором они приведут к решению поставленной задачи, то такие алгоритмы мы будем называть линейными алгоритмами.
Учитель: Запишем это определение себе в тетрадь:
Алгоритм, в котором все действия выполняются в заданном порядке, не повторяясь, называют линейным (слайд №9)
Учитель: Теперь вернемся к нашему мальчику Пете и опишем правильную последовательность действий, которую он совершает, просыпаясь каждое утро.
Дети: Называют порядок действий:
- Встать с кровати
- Умыться
- Почистить зубы
- Заправить кровать
- Сделать зарядку
- Расчесаться
- Одеться
- Позавтракать
- Пойти в школу
Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, правильно-ли вы эту последовательность представили (слайд №10).
(Продемонстрировать алгоритм как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, не повторяя.)
Учитель: Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, графический и с помощью языка программирования (слайд №11)
Учитель: Ребята, какой способ мы использовали для представления алгоритма, когда пробовали испечь торт?
Дети: Ответ пытаются дать вместе – словесный.
Учитель: Совершенно верно, но этот способ неединственный. Алгоритмы можно еще представить графически: рисунком или с помощью блок-схемы (слайд №12)
Учитель: Представим туже последовательность действий Пети утром с помощью блок-схемы (восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Утро Пети», слайд №13)
5. Рефлексия. (Обобщение и систематизация знаний)
Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из одной сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”? (слайд №14)
Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.
Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько линейных алгоритмов (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).
ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?
- Напиши слово МОРЕ.
- Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
- Убери 2 первых буквы.
- Припиши слева букву О.
- Припиши слева букву Т.
- Припиши слева букву Ш. (Шторм)
КТО СЪЕЛ ТОРТ?
- Напиши слово ТОРТ.
- Убери третью букву.
- Замени последнюю букву на К.
- Прочитай слово справа налево (Кот)
КТО БРАТ СЕРЁЖИ?
- Запиши имя СЕРЁЖА.
- Замени первую букву на букву Л.
- Убери третью букву.
- Убери третью букву.
- Убери третью букву.
- Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)
Учитель: А сейчас немного поиграем. Решение примера с демонстрацией (слайд № 15).
Задача: Вычислить значение выражения: (X + 25 + 125 – 36 - X) * 5 : 2
(Коллективная работа со слайдами)
Проверка (слайд №16)
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь.
6. Физкультминутка “Моя тетя” (слайд №17)
Строчка стихотворения | Движение |
Моя тетя живет в Бразилии. | {Руки на поясе, вращательные движения туловищем} |
У неё вот такой палец! | {Показываем большой палец и вертим кистями рук} |
Она вертит головой вот так! | {Повороты головы} |
Плечами пожимает вот так! | {Плечи вверх - вниз} |
Подпрыгивает вот так! | {Несколько раз подпрыгнуть на месте} |
Ногами дрыгает вот так! | {Помахать ногами} |
Вздыхает вот так! | {Глубокий вдох - выдох} |
И при этом говорит “Ах, какая я красивая!” | {Каждый проговаривает и хлопает в ладоши} |
7. Компьютерный практикум
Учитель: А теперь рассмотрим еще одну задачу, с которой мы встречаемся всякий раз, когда собираемся переходить через автомобильную магистраль по пути в школу. Решение этой задачи мы попробуем найти, используя программу Word.
(Обсуждение ключевых моментов и приемов построения изображения из автофигур.
Восстановление навыков работы с объектами векторной графики. Самостоятельная работа за компьютером.)
Задача: Составить алгоритм перехода через автодорогу с помощью блок-схемы, если дан некоторый набор действий: конец, дождаться зеленого света, перейти улицу, начало, подойти к переходу.
Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают (слайд №18).
8. Домашнее задание
Учитель: ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой - выберите сами.
Алгоритм (на экране слайд №19):
- “Собираюсь в школу”;
- “Собираюсь на рыбалку”;
- “Как построить скворечник”
- “Как решить задачу по математике”
- “Как сделать уборку дома”
9.Подведение итогов
(Подведение итогов, осмысление проделанной работы. Получение оценок, ответы на вопросы)
Учитель: Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”.
Литература
- Колодий И.М. Урок-игра “Путешествие по компьютерному лабиринту”.//Информатика в школе. № 8,. -М.: Образование и информатика, 2005.
- Чернова Г.К. Урок информатики во II классе на тему “Алгоритмы. Исполнители алгоритмов”.//Информатика в школе. № 8, –М.: Образование и информатика, 2005.
- Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм. Понятие структурного алгоритма
На своих уроках прежставила понятие алгоритма через его свойства. Формальное определение алгоритма как свойство машины Поста и Тьюринга....
Алгоритмы. Основные понятия алгоритма.
Данный урок является первым уроком темы: «Алгоритмизация. Основы программирования» в 8 – м классе. На наглядных примерах даются основные определения (алгоритм, свойства алгоритма, виды...
Презентация к уроку по теме "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов" 4 класс УМК Плаксин М.А.
Данная презентация может быть использована при изучении темы "Алгоритмы" в 4 классе. УМК М.А. Плаксин. Включает вопросы и задания на повторение по темам "Черный ящик", "Исследование черного ящик...
Краткий сборник задач (с решением) по теме «Организация линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов на языке программирования Паскаль»
Данный сборник пригодится педагогам, которые преподают в осноыной школе программирование на языке Паскаль, а также для увлекающихся начальным программированием учеников....
Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"
Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"...
С/Р по теме "Линейные алгоритмы и условные алгоритмы на языке Pascal"
С/Р по теме "Линейные алгоритмы и условные алгоритмы на языке Pascal"...
3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".
Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды вычислительных процессов при решении задач....