Линейный алгоритм в семействе алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Урок по теме "Алгоритмы". Вводится определение алгоритма, способов записи алгоритмов, дается определение линейного алгорита. Для закрепления материала рассматриваются примеры и задачи. В качестве здоровьесберегающей технологии используется физминутка. В конце урока самостоятельная работа с применением компьютеров по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока с презентацией1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Линейный алгоритм в семействе алгоритмов

(Автор: Учитель информатики и ИКТ Жанкевич Т.А. МБОУ Кубинской СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.)

Цели урока:

  1. Изучение понятия алгоритма как основного понятия информатики.
  2. Систематизация представления о формах записи алгоритмов (словесная, графическая, язык программирования).
  3.  Определение понятия блок-схема.
  4. Отработка навыков оформления блок-схем для простейших алгоритмических задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении;
  • Познакомить учащихся с понятиями “алгоритм”, “линейный алгоритм”
  • Сформировать понятие «блок-схема»;
  • Способствовать использованию различных форм записи алгоритмов  для  решения задач, в которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • Способствовать закреплению навыков работы за ПЭВМ

Развивающие:

Способствовать развитию:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление;
  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • развивать память, внимание;
  • формировать интерес к изучению предмета;
  • применять ранее полученные знания при изучении нового материала.

Воспитательные:

Способствовать:

  • формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
  • повышению у учащихся интереса к историческим событиям, связанным с происхождениями изучаемых терминов, понятий, законов;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитание активности;
  • развитию навыков сознательного и рационального использования ПЭВМ в своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

 Предметные: 

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: Действовать по алгоритму; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем; осуществлять контроль своей деятельности  в процессе достижения результата. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (решение задач на ПЭВМ).

Средства обучения: авторская презентация (Приложение); технические (ПЭВМ, мультимедиа проектор)

Тип урока: комбинированный урок.

План урока: 

  1. мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
  2. актуализация знаний и фиксирование затруднения;
  3. объяснение нового материала;
  4. выявление места и причины затруднения;
  5. рефлексия (обобщение и систематизация знаний);
  6. физкультминутка;
  7. компьютерный практикум;
  8. домашнее задание;
  9. подведение итогов урока.

Оборудование урока: 

  • мультимедийный проектор;
  • демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.

Ученики разгадывают ребус на экране, воспроизведенный с помощью проектора (слайд №2)

Учитель: Запишите в тетрадь число и тему урока: “Алгоритм. Линейный алгоритм”.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь: поверните туловище вправо насколько возможно и запомните место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернитесь в исходное положение. И сейчас снова повернитесь вправо, но постарайтесь посмотреть еще дальше. Итак, повернитесь, повернитесь, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

Учитель: Итак, наша цель на уроке – узнать, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны, и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным.

  1.   Объяснение нового материала

Учитель: Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (слайд №4):

(Торт “Пай”

Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.

Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.)

Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом. Обратите внимание на экран (слайд №5):

(Последовательность действий для приготовления торта «Пай»

  1. Муку и масло положить в миску, порубить ножом.
  2. Влить сметану, смешанную солью.
  3. Быстро замесить тесто.
  4. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем.
  5. Поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить.
  6. Затем вынуть
  7. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита.
  8. Снова поставить в печь, убавив огонь.
  9. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт и обсыпать сахарной пудрой. )

Учитель: Так что-же такое алгоритм?

Учитель: Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Чтобы решить поставленную задачу, нужно выполнить команды одну за другой без ошибок.

Учитель: Таким образом, Алгоритм - это описание последовательности действий, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи.

Учитель: Запишем это определение себе в тетрадь (слайд №6).

Учитель: В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки информатики.

Учитель: Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского учёного Мухаммеда аль-Хорезми́, жившего в первой половине IX ве́ка (точные годы его жизни неизвестны, но считается, что он родился около 780 года, а умер около 850). «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (исторической области в нынешнем Узбекистане, центром которой был город Хива). (слайд №7)

Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить.

Учитель: Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как легко этот процесс описывает рецепт из кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает решение сложной задачи.

Учитель: Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.

Учитель: Рассмотрим данное утверждение на следующем примере :

Задача. Установите последовательность действий мальчика Пети, которые он выполняет каждое утро (слайд №8)

Учитель: Ответом будет правильная последовательность действий, которую мы можем описать. Но что означает такая последовательность?

Перед нами стоит проблема: как описать действия и как они будут называться!

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Описывать действия в алгоритме следует последовательно друг за другом. Однако очередность выполнения этих действий может быть изменена, если в алгоритме предусмотрен анализ некоторого условия. Путем включения условий создаются алгоритмы с различной структурой, в которой можно выделить несколько типовых конструкций: линейную, разветвляющуюся и циклическую. С одной из этих структур мы сегодня с вами познакомимся.

Учитель: Если выполнять действия в том порядке, в котором они приведут к решению поставленной задачи, то такие алгоритмы мы будем называть линейными алгоритмами.

Учитель: Запишем это определение себе в тетрадь:

Алгоритм, в котором все действия выполняются в заданном порядке, не повторяясь, называют линейным (слайд №9)

Учитель: Теперь вернемся к нашему мальчику Пете и опишем правильную последовательность действий, которую он совершает, просыпаясь каждое утро.

Дети: Называют порядок действий:

  1. Встать с кровати
  2. Умыться
  3. Почистить зубы
  4. Заправить кровать
  5. Сделать зарядку
  6. Расчесаться
  7. Одеться
  8. Позавтракать
  9. Пойти в школу

Учитель: Молодцы. Давайте посмотрим, правильно-ли вы эту последовательность представили (слайд №10).

(Продемонстрировать алгоритм как форму организации алгоритмов, позволяющую одинаковые действия записывать один раз, не повторяя.)

Учитель: Существует несколько способов представления алгоритмов: словесный, графический и с помощью языка программирования (слайд №11)

Учитель: Ребята, какой способ мы использовали для представления алгоритма, когда пробовали испечь торт?

Дети: Ответ пытаются дать вместе – словесный.

Учитель: Совершенно верно, но этот способ неединственный. Алгоритмы можно еще представить графически: рисунком или с помощью блок-схемы (слайд №12)

Учитель: Представим туже последовательность действий Пети утром с помощью блок-схемы (восстановление верного порядка команд в блок-схеме алгоритма «Утро Пети», слайд №13)

5. Рефлексия. (Обобщение и систематизация знаний)

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из одной сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”? (слайд №14)

Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.

Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько линейных алгоритмов (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ.
  2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
  3. Убери 2 первых буквы.
  4. Припиши слева букву О.
  5. Припиши слева букву Т.
  6. Припиши слева букву Ш. (Шторм)

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ.
  2. Убери третью букву.
  3. Замени последнюю букву на К.
  4. Прочитай слово справа налево (Кот)

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.
  2. Замени первую букву на букву Л.
  3. Убери третью букву.
  4. Убери третью букву.
  5. Убери третью букву.
  6. Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)

Учитель: А сейчас немного поиграем. Решение примера с демонстрацией (слайд № 15).

Задача: Вычислить значение выражения: (X + 25 + 125 – 36 - X) * 5 : 2

(Коллективная работа со слайдами)

Проверка (слайд №16)

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь.

6. Физкультминутка “Моя тетя” (слайд №17)

Строчка стихотворения

Движение

Моя тетя живет в Бразилии.

{Руки на поясе, вращательные движения туловищем}

У неё вот такой палец!

{Показываем большой палец и вертим кистями рук}

Она вертит головой вот так!

{Повороты головы}

Плечами пожимает вот так!

{Плечи вверх - вниз}

Подпрыгивает вот так!

{Несколько раз подпрыгнуть на месте}

Ногами дрыгает вот так!

{Помахать ногами}

Вздыхает вот так!

{Глубокий вдох - выдох}

И при этом говорит “Ах, какая я красивая!”

{Каждый проговаривает и хлопает в ладоши}

7. Компьютерный практикум

Учитель: А теперь рассмотрим еще одну задачу, с которой мы встречаемся всякий раз, когда собираемся переходить через автомобильную магистраль по пути в школу.  Решение этой задачи мы попробуем найти, используя программу Word.

(Обсуждение ключевых моментов и приемов построения изображения из автофигур.

Восстановление навыков работы с объектами векторной графики. Самостоятельная работа за компьютером.)

Задача: Составить алгоритм перехода через автодорогу с помощью блок-схемы, если дан некоторый набор действий: конец, дождаться зеленого света, перейти улицу, начало, подойти к переходу.

Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают (слайд №18).

8. Домашнее задание

Учитель: ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой - выберите сами.

Алгоритм (на экране слайд №19):

  1. “Собираюсь в школу”;
  2. “Собираюсь на рыбалку”;
  3. “Как построить скворечник”
  4. “Как решить задачу по математике”
  5. “Как сделать уборку дома”

9.Подведение итогов

(Подведение итогов, осмысление проделанной работы. Получение оценок,  ответы на вопросы)

Учитель: Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”.

Приложение

Литература

  1. Колодий И.М. Урок-игра “Путешествие по компьютерному лабиринту”.//Информатика в школе. № 8,. -М.: Образование и информатика, 2005.
  2. Чернова Г.К. Урок информатики во II классе на тему “Алгоритмы. Исполнители алгоритмов”.//Информатика в школе. № 8, –М.: Образование и информатика, 2005.
  3. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  5. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм. Понятие структурного алгоритма

На своих уроках прежставила понятие алгоритма через его свойства. Формальное определение алгоритма как свойство машины Поста и Тьюринга....

Алгоритмы. Основные понятия алгоритма.

Данный урок является  первым уроком темы: «Алгоритмизация. Основы программирования» в 8 – м классе. На наглядных примерах даются основные определения (алгоритм, свойства алгоритма, виды...

Презентация к уроку по теме "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов" 4 класс УМК Плаксин М.А.

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Алгоритмы" в 4 классе.  УМК М.А. Плаксин. Включает вопросы и задания на повторение по темам "Черный ящик", "Исследование черного ящик...

Краткий сборник задач (с решением) по теме «Организация линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов на языке программирования Паскаль»

Данный сборник пригодится педагогам, которые преподают в осноыной школе программирование на языке Паскаль, а также для увлекающихся начальным программированием учеников....

Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"...

С/Р по теме "Линейные алгоритмы и условные алгоритмы на языке Pascal"

С/Р по теме "Линейные алгоритмы и условные алгоритмы на языке Pascal"...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....