Статья "Электронные издания в образовании"
статья по информатике и икт

Жибинова Вера Александровна

В данной статье дается общая характеристика электронных учебных изданий. Описываются требования, предъявляемые к электронным учебным изданиям. Рассматриваются достоинства и недостатки электронных учебных изданий.

Ключевые слова: электронное издание; электронное учебное пособие, учебник; электронный задачник, практикум; требования, отличия, достоинства и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya_2._elektronnye_izdaniya_v_obrazovanii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Жибинова Вера Александровна

Санкт-Петеребург

ГБОУ СОШ №4 Кусто

учитель по информатике

venera-vz@yandex.ru

        Компьютерные учебные программы – это компьютерные программы, предназначенные для непосредственного использования в учебном процессе.

Гипертекстовые учебные программы (курсы, web-курсы, пособия) – это компьютерные учебные программы созданные с помощь языка HTML. Компьютерные учебные программы могут быть тренажерами, тестирующими, моделирующими, игровыми, прикладными, обучающими, интегрированными.

В соответствии с Инструкцией Минобразования [2], электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное учебное пособие может быть выполнено на любом электронном носителе или размещено в локальной или глобальной компьютерной сети. В зависимости от содержания, объема и полноты представления учебного материала электронные учебные издания делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные задачники, электронные практикумы и т.д.

        Определение электронного учебника приводится в Приложении 2 к приказу № 1646 Минобразования России от 19 июня 1998 г.: «Электронный учебник – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой».

        В отличие от электронного учебника электронное учебное пособие – это издание, дополняющее или частично заменяющее электронный учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания [3].

Электронный задачник – электронное интерактивное пособие, предназначенное для получения практических навыков по данному учебному курсу. В пособии данного вида должен быть реализован постоянный диалог обучаемого с компьютером.

        Электронный практикум позволяет с использованием мультимедиа технологий организовать практическое изучение процессов и явлений, рассматриваемых в теоретическом курсе данной учебной дисциплины. Наиболее эффективным вариантом реализации электронного практикума является организация лабораторных работ с удаленным доступом.

        Важнейшими требованиями к электронным учебным изданиям являются [4, c.5]: адекватность содержания, эффективность формы представления и экономическая эффективность. Электронное пособие должно обеспечить реализацию различных форм занятий (очных и заочных, индивидуальных и коллективных) и поддержку различных видов занятий. Кроме того, в учебном материале электронного издания должны быть отражены новейшие научные и технологические достижения в данной предметной области.

        Эффективность формы представления учебной информации включает в себя такие требования, как простота и удобство применения, поддержка активности учащихся, обеспечение коммуникации с преподавателем и с сокурсниками [4]. Кроме того, при разработке электронных учебных изданий должны эффективно использоваться последние достижения современной компьютерной техники и информационных технологий. В то же время используемая программированная среда, в которой создается электронное учебное издание, должна быть достаточно простой и доступной преподавателю – создателю учебного пособия с тем, чтобы он мог в дальнейшем оперативно дополнять и изменять содержание учебного материала.

Экономическая эффективность электронного учебного пособия определяется себестоимостью разработки данного издания, разумной и оптимальной конфигурацией необходимых для его использования технических средств.

Главным недостатком обычных учебников является традиционно используемый линейный порядок изложения (причина - следствие) и отсутствие проблемного изложения. В результате чтение такого учебника не стимулирует интереса у обучаемого к получению знаний. Кроме того, при использовании обычного учебника невозможно организовать обратную связь с обучаемым и контролировать процесс усвоения знаний. Отмеченные недостатки устраняются при использовании электронных учебников и учебных пособий.

К числу важнейших достоинств электронных учебных пособий можно отнести легкую и быструю их тиражируемость, возможность мгновенной пересылки пособия на большие расстояния [4, c.4] и возможность оперативной модификации пособия с учетом последних достижений науки и техники в данной предметной области. Кроме того, при использовании электронных учебных изданий представляется возможным [1]:

  1. реализовать индивидуальное обучение путем составления собственной траектории изучения данного предмета в случае использования многоуровневых электронных учебников;
  2. существенно повысить эффективность обучения за счет использования современных информационных технологий, например автоматизированного поиска учебной информации;
  3. осуществить широкий контроль учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы обучающихся;
  4. приобщить к использованию современных информационных технологий как обучающихся, так и преподавателей. Кроме того, при наличии сетевого варианта электронного издания у обучаемого накапливается опыт и умение работать в корпоративной компьютерной сети.

        Отмечая достоинства электронных учебных пособий нельзя не упомянуть также и о недостатках электронных учебных изданий и их использования [4, 1]:

  1. обучение с использованием электронных учебных изданий и компьютерных сетей требует большой мотивации и самоорганизации обучаемого;
  2. необходимость владения определенной информационной культурой, как учащимися, так и преподавателями;
  3. при использовании сетевых образовательных технологий необходимо наличие локальной сети или доступа в сеть Интернет;
  4. необходимость наличия сравнительно дорогостоящей компьютерной техники или возможность доступа к современному персональному компьютеру каждого члена общества, желающего получить образование;
  5. меньшая степень усвоения учебного текста с экрана монитора, чем при чтении с бумажного носителя (считается, что при чтении с экрана степень усвоения текста на 25% ниже [4, c.7]).

Литература.

  1. Андреев А.А. Теоретико-методический подход к проектированию и реализации сетевого обучения //Интернет-технологии в открытом образовании: Тез. докл. семинара. 2.10.2000. М.: Изд-во МЭСИ. С.20-29.
  2. Инструкция о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания. Приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646.
  3. Разработка электронных учебных изданий: Справ. пособие. /В.П. Трубин, П.Г. Денисов, Ю.М. Передрей; Под ред.проф. В.В. Усманова. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 34 с.
  4. Создание мультимедийных электронных учебников. Метод. разработка. /Н.А. Шигина. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 39 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печатное издание Власовой С.А. "Грамматика английского языка. Раздел: имя существительное"

Учебно-методическое пособиепредназначено для учащихся школ с углубленным изучением английского языка. для быстрого и эффективного усвоения материала по разделу "Существителное". Пособие содержитподроб...

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

Участие во II Международной заочной научно-практической конференции с изданием печатного сборника статей «Приоритетные направления развития науки и образования» (29.07.2014)

Приглашаем педагогов и руководителей образовательных учреждений всех типов (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений начально...

«Краткий обзор некоторых нотных изданий и пособий для баяна (аккордеона), изданных в период с 2000 по 2014г.»

  Наша жизнь стремительно несётся вперёд, мы живем в  век информации и удивительных научных открытий. Современного ребенка с самого рождения окружает заманчивый мир разнообразных гадж...

Статья «Реализация проекта «Атрибутика и символика классных коллективов" в сетевом издании ГМЦ Департамента образования г. Москвы «Слово учителю», 2015 год.

Аннотация: Одним из необходимых условий деятельности ученического самоуправления, ученических инициатив является наличие символики ученического самоуправления, которая показывает индивидуальность и не...

09.09.2024г. Интервью студента группы 2МА-3А/23 Лазарева Владислава для издания "Пресса в образовании" (2страница). Куратор группы Михаил Викторович Кутаков

    09.09.2024г вышел 17 номер газеты "Пресса в образовании. На второй странице этого номера интервью учащегося группы 2МА-3А/23, куратором которой являюсь я, Лазарева Влади...