Презентация к уроку "Разветвляющиеся алгоритмы" 9 класс
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Кондрина Анастасия Валерьевна

Конспект урока и презентация по теме "Разветвляющиеся алгоритмы" 9 класс. Формы представления алгоритмов  в виде блок-схем  имеющих разветвляющую структуру. Запись разветвляющегося алгоритма на языке Паскаль. Практическая работа по теме "Линейные алгоритмы"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль
Кондрина А.В.учитель информатики и ИКТ
Разветвляющийся алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или не выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
Формы ветвления
Полная
Неполная
ПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
если
условие
то
серия команд 1
иначе
серия команд 2
конец ветвления
НЕПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
если
условие
то
серия команд 1
конец ветвления
да
выход
Блок-схема
условие
вход
нет
да
условие
вход
нет
выход
полного ветвления
неполного ветвления
Пример:
Как проверить арбуз на спелость?
начало
бросить арбуз в воду
арбуз всплыл?
он спелый
он не спелый
достать арбуз из воды
конец
да
нет
Пример:
осенью, идя в школу, как вы определите брать вам с собой зонт или нет?
начало
подойдем к окну
посмотрим в окно
идетдождь?
взять зонт
идти в школу
конец
да
нет
Задача 1:
в блок – схеме алгоритмавычисления значения функции
заполните пустые блоки.
Вводx
X-1<0
y=3
y=4
Выводy
конец
да
нет
начало
Вводx
X-1<0
y=3
y=4
Выводy
конец
да
нет
начало
1
1
Ввод x
-5
2
X-1<0
-5-1<0,да
3
Y=4
4
Вывод y
4
2
3
4
X=-5
Вводx
X-1<0
y=3
y=4
Выводy
конец
да
нет
начало
1
1
2
3
4
2
3
4
X=5
Ввод x
X-1<0
Y=3
5
5-1<0,
3
Вывод y
нет
ПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ ЯЗЫКЕесли условие то серия команд 1 иначе серия команд 2 конец ветвления
ПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ ЯЗЫКЕЕсли условие IF <условие>то серия команд 1 then <серия команд 1>иначе серия команд 2 else <серия команд 2>;конец ветвления
НЕПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ ЯЗЫКЕесли условие то серия команд 1 конец ветвления
НЕПОЛНАЯ ФОРМА ВЕТВЛЕНИЯ
НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ ЯЗЫКЕЕсли условие IF <условие>то серия команд 1 then <серия команд 1>;конец ветвления
Операции отношения:
< - меньше > - больше <= - меньше или равно >= - больше или равно <> - не равно = - равно
начало
Вводx
X-1<0
y=3
y=4
Выводy
конец
да
нет
Задание: по известной блок-схеме cоставить программу на языке Паскаль
Program z1;
Var
Y:X:
Integer;Real;
Write( );
Begin

vvedi x=
’ ’
Read ( );
x
If
x-1<0
then
y:=4
else
y:=3;
Write ( );
y=
’ ’
,
y
Readln;
End.
Задание :
выполните составленную программу в среде программирования Free Pascal.


Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы»

Тема урока: Разветвляющиеся алгоритмы.

(9 класс)

Цели урока:

Образовательная:

Организовать учебную деятельность учащихся для конструирования алгоритма разветвлённой структуры и создание условий для первичного закрепления учащимися новых понятий, а также действий при составлении блок-схем разветвляющегося алгоритма.

Воспитательная:  воспитывать такие качества личности как аккуратность, необходимую при составлении блок-схем, самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.

Развивающая:  развивать  логическое мышление, навыки познавательной деятельности, речь.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения: урок формирования знаний.

План урока:

1. Организационный момент.(1 мин)

2. Практическая работа.(20 мин)

3. Этап сообщения новых знаний.(22 мин)

4. Подведение итогов.(2 мин)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.


2. Практическая работа.

На прошлом занятии, вы изучили  Линейные алгоритмы,  узнали, как записать линейный алгоритм в виде блок-схем и на языке Паскаль. Сегодня  на уроке  выполните небольшую  практическую работу по теме «Линейные алгоритмы» а затем будем разбирать новую тему .

Практическая  работа будет состоять из двух вопросов: одного теоретического и одного практического. Выполнять её вы будете в тетрадях для контрольных и проверочных работ. На выполнение дается 20 мин.

1)В теоретическую часть входят: определение (нужно записать полную и точную формулировку) или ответить на вопрос.

2)В практическую часть входит задача.

С начала, составляете блок-схему в тетради, затем садитесь за компьютер и составляете программу, затем поднимаете руку, я к вам подойду, проверю, работает ли программа  на Паскале. Программу тоже нужно будет записать в тетрадь. Условие задачи переписывать в тетрадь не надо, записываете только номер карточки.

Откройте свои тетради с д/з и положите на край парты.

(учитель раздает карточки с заданием)

(Учитель помогает учащимся в индивидуальном порядке. )

 


( По истечению 20 мин учитель собирает тетради, учащиеся рассаживаются за парты.)




 3. Этап сообщения новых знаний.


 Сегодня мы с вами продолжим знакомиться  с формами представления алгоритмов  в виде блок-схем  имеющих разветвляющую структуру. Запишите тему урока: Блок - схемы разветвляющихся алгоритмов.


Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или не выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.


Давайте запишем определение в тетрадь. (Даю под диктовку).


Существует две формы ветвления полная и не полная. На алгоритмическом языке полная форма ветвления записывается так:

Запишите.

Неполная так:

Запишите. 

                      Формы ветвления.

Полная                                     Неполная

если     условие                   если     условие

 то    серия команд 1           то  серия команд 1

иначе  серия команд 2        конец ветвления

конец ветвления






Ребята, скажите, а где в жизни вы встречаетесь с полным ветвлением? Приведите примеры. ( Если ученики затрудняются привести пример, то я помогаю им)

Рассмотрим такой пример:

1) Как проверить арбуз на спелость?

Известен такой способ проверки арбуза на спелость.Если бросить арбуз в воду, и он всплывет, значит арбуз спелый, иначе не спелый. Т.е в блоке условия у нас будет вопрос (арбуз всплыл?)

2) Если на улице идет дождь, то надеть сапоги, иначе надеть туфли.


А теперь назовите мне примеры с неполным ветвлением.

1) Осенью, идя в школу, как вы определите. брать вам с собой зонт или нет? Что вы будете делать?

При каком условии вы возьмете зонт?  





2) Если на стадионе зальют каток, я пойду на каток.

Молодцы.

Теперь осталось выяснить, как же выглядит блок-схема соответствующая разветвлённому алгоритму. В команде ветвления обязательно наличие условия, поэтому какая геометрическая фигура будет обязательно в блок - схеме?

Правильно.


Итак, блок-схема разветвляющего алгоритма с полным ветвлением будет выглядеть так:                                      


                           вход




        да                                  нет


                          выход


Ветви, да и нет можно направлять в разные стороны в момент составления алгоритма.


Скажите, как будет выглядеть неполная форма ветвления?


Правильно. Блок-схема будет выглядеть следующем образом:

                         вход



        да                                  нет


                          выход


Здесь местами менять, да и нет нельзя. Ветвь да у нас будет там, где выполняется условие.


Сейчас перерисуйте себе в тетрадь блок-схемы.

Выполним задачу

В блок-схеме алгоритма вычисления значения функции


 y =      





заполните пустые блоки. Эту блок-схему  нам будет удобнее начать заполнять с конца.

Что дано?

Что нужно найти?

Значит, в блоке вывода какую переменную нам нужно записать?

Ветвь нет у нас выполняется при у = 3.

Скажите, тогда прикаком  у у нас будет выполняться ветвь да?


Правильно.

Итак, получается, что при у = 3 условие не выполняется, т.е ложь, а при у = 4 выполняется, т.е истина. Значит, какое логическое выражение мы должны записать в блок условий?

Верно.


Теперь обратите внимание на таблицу. Таблица заполнена при x = -5.

Давайте с вами по шагам посмотрим, как заполнена эта таблица.


1

x = -5




2


x-1<0

-6<0,да



3



Y=4


4




Вывод

4


1.Первый шаг. Чему равен x?


2.Второй шаг. Проверяем условие. Какое у нас условие? Правильно. Теперь за место x нам надо поставить -5. Что получиться?

Это верное неравенство?

Значит по какой ветви мы пойдём?

3. Третий шаг. Если мы с вами пойдём по левой веточке, то чему у нас y равен?

4. четвёртый шаг. Какое число мы должны вывести на экран?

5.конец.

Всем понятно, как заполнена таблица при x = -5?


Сейчас заполните самостоятельно в тетрадях

Таблицу при x = 5.(Хожу по рядам смотрю, как ребята выполняют).





1

x = 5




2


x-1<0

4<0,нет



3



Y=3


4




Вывод

3


Давайте проверим.


4.Подведение итогов.

Итак, с какими алгоритмами вы сегодня продолжили знакомиться? Сколько имеют форм разветвляющие алгоритмы, какие и чем они отличаются друг от друга?

Все верно, молодцы!


1.Здравствуйте.
































Учащиеся выполняют задания по карточкам.





















Записывают.































Приводят примеры.












Приводят примеры


1. Подойдём к окну.

2. Посмотрим в окно.

3. Если идет дождь, то нужно взять зонт.













Ромб.























Не будет серии 2.



















































x

y

y




При y = 4







x - 1 < 0















-5


X -1 < 0


-5-1<0

Да.

По левой.


4

4







Заполняют.










Учащиеся отвечают.

Варианты заданий для практической работы.

В - 1

1.Что означает элемент блок-схемы?

2. Составить блок-схему и программу для нахождения площади (S) треугольника, если даны высота (h), и основание (a) треугольника.

S=

В-2

1.Что означает элемент блок-схемы?

2. Составить блок-схему и программу для нахождения площади (S) прямоугольного треугольника, если даны его катеты (a и b).

S=

В - 3

1.Что означает элемент блок-схемы?

 2.Составить блок-схему и программу для нахождения площади боковой поверхности цилиндра (S), если даны радиус основания (R) и высота (H).

S=2 RH.

В -  4

1.Что называется линейным алгоритмом?

2. Составить блок-схему и программу для нахождения объема цилиндра (V), если даны радиус основания ® и высота (H).

V=R2H.

В - 5

1. Как обозначается блок ввода/вывода?

2. Составить блок-схему и программу для нахождения площади сферы (S), если дан радиус (R).S=4R2.

В - 6

1.Как обозначается блок выполнения операций?

2. Составить блок-схему и программу для нахождения объема шара (V), если дан его радиус ®.

V=

В - 7

1.Как обозначается блок начала/конца?

2.Составить блок-схему и программу для нахождения  средней линии трапеции (MN), если даны основания трапеции (a и b).

MN=

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 1.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения площади (S) треугольника, если даны высота (h), и основание (a) треугольника.

S=.

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 2.


1 . Составить блок-схему алгоритма нахождения площади (S) прямоугольного треугольника, если даны его катеты (a и b).

S=

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 3.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения площади (S) трапеции, если даны основания (a и b) и высота (h).

S= 

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 4.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения площади боковой поверхности цилиндра (S), если даны радиус основания (R) и высота (H).

S=2 RH.

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 5.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения объема цилиндра (V), если даны радиус основания (R) и высота (H).

V=R2H.

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 6.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения площади сферы (S), если дан радиус (R).

S=4R2.

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 7.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения объема шара (V), если дан его радиус (R).

V=

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 8.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения  средней линии трапеции (MN), если даны основания трапеции (a и b).

MN=

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

Практическая работа по теме «Линейные алгоритмы».

Вариант 9.


1. Составить блок-схему алгоритма нахождения объема (V) параллелепипеда, если даны его длина, ширина и высота (a, b, c).

V=abc.

2. По составленной блок-схеме написать программу на языке Паскаль.

3. Записать результат выполнения программы в тетрадь.

условие

Серия 2

Серия 1

условие условие

Серия 1

У = 4

нет

да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ"

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:"Музыка и изобразительное искусство".......

Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол"  Дается строение фенола, его свойства....

Презентация по биологии 7 класса по теме: "Класс млекопитающие"

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных...

Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...

Презентация по биологии 7 класс по теме. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы».

Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания ...