Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблиц.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе по теме
«ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ»
учитель информатики
МОУ «Средняя школа № 8»
г. Торжка
Тверской области
Кукушкина Наталья
Константиновна
Торжок, 2010.
Цели урока:
1. сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры;
2.формировать умения и навыки создания таблиц;
3.формировать навыки работы с информацией.;
4.развивать потребность нахождения рациональных способов решения задач.
Задачи урока:
Воспитательная - развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Развивающая - развивать память, внимательность, логическое мышление.
Учащиеся должны знать что такое модель, моделирование, называть типы моделей, знать понятие информационной модели, называть виды информационных моделей, знать структуру таблицы. Уметь представлять информацию в виде таблицы, оформлять таблицы, объединять ячейки таблицы.
План урока:
Этапы урока | Время (мин.) | Приемы и методы |
1. Организационный момент. | 2 | Сообщение учителя |
3. Изучение нового материала. | 15 | Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях, лекция в сопровождении презентации |
4. Закрепление нового материала. | 16 | Работа за компьютером |
5. Выполнение практических заданий на компьютере | 10 | Работа в группах |
5. Домашнее задание. | 1 | Запись в дневниках или в тетрадях |
6. Итог урока. | 1 | Сообщение учителя |
Тип урока: обучающий.
Форма урока: урок - путешествие.
Оборудование:
- рабочие места учеников (персональный компьютер),
- рабочее место учителя,
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация.
Материал к уроку:
- презентация «Табличные информационные модели» (Приложение 1),
- карточки практической работы «Табличные информационные модели» (Приложение 2),
- карточки «Техника безопасности» (Приложение 3).
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаю всех в путешествие по стране МОДЕЛИРОВАНИЕ. Перед вами карта нашего маршрута (слайд 1). Нам необходимо побывать на всех островах этой страны и оставить там хорошее впечатление о себе у местных жителей. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность, практические навыки работы на компьютере. Итак, попутного вам ветра!
Изложение нового материала.
Учитель: А путешествовать по океану логично в лодках. Вот и наши парты сегодня превращаются в лодки. Сегодня мы с вами рассмотрим табличные информационные модели, рассмотрим основные правила построения таблиц, научимся строить эти таблицы. Итак, начинаем наше путешествие. И первый остров – «Табличные информационные модели» .
Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица.
Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми свойствами (слайд 2).
Укажите объекты и одинаковые свойства объектов
Ответ: объекты – девушки, они одеты в национальные костюмы (слайд3).
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях (слайд 4).
Только в школьной практике вам приходится встречаться с массой таблиц. (вопрос учащимся: привести примеры). Расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ и т.д.(слайд 5 – 10).
Информация в таблицах упорядочена по какому - принципу, например в классном журнале – в алфавитном порядке фамилий учеников; расписание занятий - по дням недели и номерам уроков. Эта упорядоченность позволяет быстро находить нужные сведения (слайд 11).
В табличной информационной модели объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.
Учитель: А мы покидаем остров «Табличные информационные модели» и отправляемся на остров «Структура и правила оформления таблиц».
Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами.
Простейшая таблица состоит из строк и граф (столбцов). В верхней строке таблицы располагаются заголовки граф (слайд 12).
Правильно оформленная таблица имеет следующую структуру:
Наименование граф (головка) | ||||
Наименование строк (боковик) | ||||
ЯЧЕЙКА | ||||
строка
графа
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:
- Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации (слайд 13).
- Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений (слайд 14).
- В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф (слайд 15).
- Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? – данные неизвестны;
´ – данные невозможны;
¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки (слайд 16).
Таблица 1 Домашняя библиотека
Номер | Автор | Название | Год | Полка |
1 | Беляев А.Р. | Человек – амфибия | 1997 | 5 |
2 | Кервуд Д. | Бродяги севера | 1991 | 7 |
3 | Тургеньев И.С. | Повести и рассказы | 1982 | 1 |
4 | Олеша Ю.К. | Избранное | 1987 | 5 |
5 | Беляев А.Р. | Звезда КЭЦ | 1990 | 5 |
6 | Толстой Л.Н. | Повести и рассказы | 1986 | 1 |
7 | Беляев А.Р. | Избранное | 1994 | 7 |
Таблица 2 Погода
День | Осадки | Температура (градусы С) | Давление (мм.рт.ст) | Влажность (проценты) |
16.03.2007 | Снег | - 5 | 746 | 67 |
17.03.2007 | Без осадков | - 1 | 750 | 62 |
18.03.2007 | Туман | 0 | 740 | 100 |
19.03.2007 | Дождь | +1 | 745 | 96 |
20.03.2007 | Без осадков | +5 | 760 | 87 |
(информационная модель процесса изменения состояния погоды)
Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2. уточнить структуру таблицы;
3. "заселить" таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
Договоримся, подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.
Например, Столица Франции – Париж.
«Столица» мы подчеркнем двумя чертами, слово «Франции» - одной чертой, слово «Париж» - пунктирной линией (слайд 17).
Любую структуру данных можно свести к табличной форме. (пример на слайде) Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных.
Учитель: Жители этих двух островов отдали нам в подарок свои знания, теперь мы плывем по направлению острову «Физкультминутка»
Учитель: Ну а жители следующего острова «Физкультминутка» очень любят заниматься плаванием, так как живут у самого берега моря. И они предлагают поплавать и нам (слайд 18).
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой.
Учитель: Вот мы отдохнули! А теперь снова за дело. Жители острова «Практикум» целыми днями сидят за компьютером, и для нас они приготовили практическое задание. Но они не пустят нас на свой остров, пока мы с вами не вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером (слайд 19).
Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила, ну а теперь вы можете приступить к выполнению практической работы. Задания лежат около компьютеров.
Выполнение практической работы.
Учитель: Жителей этого острова «Эстафета» захватили пираты – нам необходимо их освободить. Мы должны выполнить задания, которые они нам предлагают и тогда они освободят их. Я думаю, нам это удастся (слайд20).
Учитель делит учащихся на микрогруппы и предлагает следующие правила игры.
- За каждым учащимся группы закреплен номер.
- Я зачитываю задание и называю номер участника эстафеты, который должен выполнить задание.
- Идет обсуждение в группе не более 30 сек.
- Участник выполняет задание.
- За каждое правильное выполнение задания 1 балл.
Задания:
- Открыть программу
- Создать таблицу Быстрым способом 3столбца-4 строки
- Удалить последний столбец
- Объединить 2 ячейки 1 строки
- Удалить последнюю строку
- Ввести свое имя
- Эту ячейку закрасить в красный цвет
- Удалить всю таблицу.
Учитель: Мы выполнили все задания пиратов. Жители этого острова не разочаровались в нас и благодарят за их освобождение. Итак, мы отправляемся дальше. И следующий остров – «Домашнее задание».
Учитель: А пока наши лодки будут плыть по направлению к острову «Домашнее задание», пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
Подвести итоги. Обобщение пройденного материала:
- С какими информационными моделями мы сегодня с вами познакомились? ( табличные информационные модели)
- В чем состоит удобство табличного представления информации? (Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима)
- Назовите правила оформления таблиц.
(1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
- Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
- В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
- Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? – данные неизвестны;
´ – данные невозможны;
¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с табличными информационными моделями, рассмотрели правила построения таблиц, научились строить эти модели.
Д/З
Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу и мы не были только на одном острове – «Домашнее задание». Жители этого острова рекомендуют нам записать домашнее задание: §2.5, пункт "Структура и правила оформления таблицы", рабочая тетрадь, задания 28, 29, 30,31 (слайд21).
Далее учитель подводит итоги урока-путешествия. Учащиеся, получившие оценку «пять», получают штурвал корабля – они капитаны, а получившие оценку «четыре» - их помощники.
Учитель: Спасибо за урок. Все свободны (слайд 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационн...
Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.
Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...
Табличные информационные модели
Исследование табличных информационных моделей....
Табличные информационные модели
Презентация для 7 класса. Структура и правила оформления таблиц типа ОС, ОО, ООН, ОСО....
Табличные информационные модели
Типы табличных информационных таблиц. Правила заполнения таблиц....
Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".
Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....
Конспект урока_Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц_6класс
Тема урока: Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.Класс: 6Тип урока: комбинированный.Цель урока: Сформировать понятие учащихся о видах информационных моделей...