Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблиц.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Кукушкина Наталья Константиновна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_7_klass.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме

«ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ»

учитель информатики

МОУ «Средняя школа № 8»

г. Торжка

Тверской области

Кукушкина Наталья

 Константиновна

Торжок, 2010.

Цели урока:
  1. сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры;
  2.формировать умения и навыки создания таблиц;
  3.формировать навыки работы с информацией.;
  4.развивать потребность нахождения рациональных способов решения задач.
   
Задачи урока: 
   Воспитательная - развивать познавательный интерес, логическое мышление.
 
Развивающая - развивать память, внимательность, логическое мышление.
Учащиеся должны знать что такое модель, моделирование, называть типы моделей, знать понятие информационной модели, называть виды информационных моделей, знать структуру таблицы. Уметь представлять информацию в виде таблицы, оформлять таблицы, объединять ячейки таблицы.

План урока:

Этапы урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1. Организационный момент.

2

Сообщение учителя

3. Изучение нового материала.

15

Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях, лекция в сопровождении презентации

4. Закрепление нового материала.

16

Работа за компьютером

5. Выполнение практических заданий на компьютере

10

Работа в группах

5. Домашнее задание.

1

Запись в дневниках или в тетрадях

6. Итог урока.

1

Сообщение учителя

Тип урока: обучающий.

Форма урока: урок - путешествие.

Оборудование:

  1. рабочие места учеников (персональный компьютер),
  2. рабочее место учителя,
  3. интерактивная доска,
  4. мультимедийный проектор,
  5. мультимедийная презентация.

Материал к уроку:  

  1. презентация «Табличные информационные модели» (Приложение 1),
  2. карточки практической работы «Табличные информационные модели» (Приложение 2),
  3. карточки «Техника безопасности» (Приложение 3).


Ход урока.


Организационный момент.


     Учитель: Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаю всех в путешествие по стране МОДЕЛИРОВАНИЕ. Перед вами карта нашего маршрута (слайд 1). Нам необходимо побывать на всех островах этой страны и оставить там хорошее впечатление о себе у местных жителей. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность, практические навыки работы на компьютере. Итак, попутного  вам ветра!


Изложение нового материала.

 Учитель: А путешествовать по океану логично в лодках. Вот и наши парты сегодня превращаются в лодки. Сегодня мы с вами рассмотрим табличные информационные модели, рассмотрим основные правила построения таблиц,  научимся строить эти таблицы.  Итак, начинаем наше путешествие. И первый остров – «Табличные информационные модели» .

Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица.

        Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми свойствами (слайд 2).

Укажите объекты и одинаковые свойства объектов

Ответ:  объекты – девушки, они одеты в национальные костюмы (слайд3).

        С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях (слайд 4).

        Только в школьной практике вам приходится встречаться с массой таблиц. (вопрос учащимся: привести примеры). Расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ и т.д.(слайд 5 – 10).

        Информация в таблицах упорядочена по какому - принципу, например в классном журнале – в алфавитном порядке фамилий учеников; расписание занятий - по дням недели и номерам уроков. Эта упорядоченность позволяет быстро находить нужные сведения (слайд 11).

 В табличной информационной модели объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.

Учитель:  А мы покидаем остров «Табличные информационные модели» и отправляемся на остров «Структура и правила оформления таблиц».

        Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами.

Простейшая таблица состоит из строк и граф (столбцов). В верхней строке таблицы располагаются заголовки граф (слайд 12).

Правильно оформленная таблица имеет следующую структуру:

Наименование граф (головка)

Наименование строк (боковик)

ЯЧЕЙКА 

строка

графа

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации (слайд 13).
  2. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений (слайд 14).
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают  в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф (слайд 15).
  4. Желательно, чтобы  все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
    ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки (слайд 16).

Таблица 1 Домашняя библиотека

Номер

Автор

Название

Год

Полка

1

Беляев А.Р.

Человек – амфибия

1997

5

2

Кервуд Д.

Бродяги севера

1991

7

3

Тургеньев И.С.

Повести и рассказы

1982

1

4

Олеша Ю.К.

Избранное

1987

5

5

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

5

6

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

1986

1

7

Беляев А.Р.

Избранное

1994

7

        

Таблица 2  Погода

День

Осадки

Температура (градусы   С)

Давление (мм.рт.ст)

Влажность (проценты)

16.03.2007

Снег

- 5

746

67

17.03.2007

Без осадков

- 1

750

62

18.03.2007

Туман

0

740

100

19.03.2007

Дождь

+1

745

96

20.03.2007

Без осадков

+5

760

87

(информационная модель процесса изменения состояния погоды)

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

2. уточнить структуру таблицы;

3.  "заселить" таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

Договоримся, подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

Например, Столица Франции – Париж.

«Столица»  мы подчеркнем двумя чертами, слово «Франции» - одной чертой, слово «Париж» - пунктирной линией (слайд 17).

Любую структуру данных можно свести к табличной форме. (пример на слайде) Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных.

Учитель:  Жители этих двух островов  отдали нам в подарок свои знания, теперь мы плывем по направлению острову «Физкультминутка»

Учитель: Ну а жители следующего острова «Физкультминутка»  очень любят заниматься плаванием, так как живут у самого берега моря. И они предлагают поплавать и нам (слайд 18).

К морю быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе раз – это брасс. 
Одной, другой – это кроль. 
Три, два, один – плывем, как дельфин. 
Качаясь на волне, плывем на спине. 
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой.

Учитель: Вот мы отдохнули! А теперь снова за дело. Жители острова «Практикум»  целыми днями сидят за компьютером, и для нас они приготовили практическое задание. Но они не пустят нас на свой остров, пока мы с вами не вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером (слайд 19). 

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила, ну а теперь вы можете приступить к выполнению практической работы. Задания лежат около компьютеров.

Выполнение практической работы.

Учитель: Жителей этого острова «Эстафета» захватили пираты – нам необходимо их освободить.  Мы должны выполнить задания, которые они нам предлагают и тогда они освободят их. Я думаю, нам это удастся  (слайд20). 

 Учитель делит учащихся на микрогруппы и предлагает следующие правила игры.

  1. За каждым учащимся группы закреплен номер.
  2. Я зачитываю задание и называю номер участника эстафеты, который должен выполнить задание.
  3. Идет обсуждение в группе не более 30 сек.
  4. Участник выполняет задание.
  5. За каждое правильное выполнение задания 1 балл.

Задания:

  1. Открыть программу
  2. Создать таблицу Быстрым способом 3столбца-4 строки
  3. Удалить последний столбец
  4. Объединить 2 ячейки 1 строки
  5. Удалить последнюю строку
  6. Ввести свое имя
  7. Эту ячейку закрасить в красный цвет
  8. Удалить всю таблицу.

Учитель: Мы выполнили все задания  пиратов. Жители этого острова не разочаровались в нас  и благодарят  за их  освобождение. Итак, мы отправляемся  дальше. И следующий остров – «Домашнее задание».

Учитель: А пока наши лодки будут плыть по направлению к острову «Домашнее задание», пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Подвести итоги. Обобщение пройденного материала:

  1. С какими информационными моделями мы сегодня с вами познакомились?  ( табличные информационные модели)
  2. В чем состоит удобство табличного представления информации? (Информация в таблице наглядна, компактна,  легко обозрима)
  3. Назовите правила оформления таблиц.

(1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

  1. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  2. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают  в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
  3. Желательно, чтобы  все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
    ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки).

 Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с табличными информационными моделями,  рассмотрели правила построения таблиц, научились строить эти модели.

Д/З 

Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу и мы не были только на одном острове – «Домашнее задание».  Жители этого острова рекомендуют нам записать домашнее задание: §2.5, пункт "Структура и правила оформления таблицы", рабочая тетрадь, задания 28, 29, 30,31 (слайд21).

Далее учитель подводит итоги урока-путешествия. Учащиеся, получившие оценку «пять», получают штурвал корабля – они капитаны, а получившие оценку «четыре» - их помощники.

Учитель: Спасибо за урок. Все свободны (слайд 22).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...

Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

Табличные информационные модели

Исследование табличных информационных моделей....

Табличные информационные модели

Презентация для 7 класса. Структура и правила оформления таблиц типа ОС, ОО, ООН, ОСО....

Табличные информационные модели

Типы табличных информационных таблиц. Правила заполнения таблиц....

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....

Конспект урока_Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц_6класс

Тема урока: Табличные информационные модели. Правила оформления  таблиц.Класс: 6Тип урока: комбинированный.Цель урока: Сформировать понятие  учащихся о видах информационных моделей...