Рабочая программа по информатике 5 - 6 кл
рабочая программа (информатика и икт, 5 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 5-6 класс, составлена для учебника Н.В.Макаровой "Информатика. Начальный курс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено
методического объединения педагогического совета директор школы__________(В.А.Костина)
«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа
по учебному предмету информатика
5 класс
Программа составлена на основе авторской Н.В.Макаровой
Составитель: учитель Кузнецова Валентина Сергеевна
квалификационная категория: высшая
Тюменцево 2012 г.
Пояснительная записка
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Программа по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой (Системно-информационная концепция);
- Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Основными целями изучения информатики и ИКТ в 5-6-м классах являются:
- формирование представления об основных понятиях информатики;
- развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
- освоение начальной технологии работы в системной средеWindows;
- освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;
- освоение технологии работы в среде ЛОГОМИРЫ;
- пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде ЛОГОМИРЫ
Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:
1) начальный (пропедевтический) уровень;
2) базовый уровень в основной школе;
3) базовый уровень в старшей школе.
На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
Курс состоит из трех разделов:
- Обучение работе на компьютере;
- Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;
- Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.
Для осуществления образовательного процесса по информатике используются элементы следующих педагогических технологий:
- Традиционное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
- Интегрированное обучение;
- Педагогика сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Формы аттестации:
- Тематические зачеты;
- Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
- Диктанты по информатике;
- Решение задач;
- Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
- Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Итоговые контрольные работы;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Оценка ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ учащихся 5 класса
Предметно - информационная составляющая образованности:
- Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;
- Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различного типа;
- Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
- Понимание значение информации для человеческой деятельности;
- Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;
- Начальные представления об алгоритме, свойствах и способах описания алгоритмов учебной и познавательной деятельности;
- Понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;
- Назначение основных устройств компьютера;
- Понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде windows;
- Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;
- Назначение программы Калькулятор;
- Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;
- Основные правила набора текста;
- Основные операции набора текста;
- Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
- Знать технологию создания и редактирования рисунка;
- Назначение буфера обмена;
- Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания, назначение при решении конкретных задач;
- Иметь представление о понятии программа;
- Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ учащихся 6 класса
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- возможности среды ЛогоМиры;
- команды Черепашки и правильно их писать;
- понятия «панель инструментов», «команда», «программа», «датчик», «костюм», «анимация», «модель», «кнопка», «личная карточка».
- интерфейс программы PowerPoint;
- приемы работы в программе PowerPoint.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- добавлять/удалять Черепашку;
- менять «костюмы» Черепашки;
- менять курс Черепашки;
- делать анимацию;
- работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.);
- писать программы по алгоритму.
- работать в программе PowerPoint;
- добавлять и удалять кадры в композиции;
- вставлять объекты в презентацию;
- настраивать анимацию объектов;
- добавлять/удалять слайды из презентации;
- настраивать смену слайдов в презентации.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
- Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
- Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;
- Работать мышью;
- Выбирать пункты меню;
- Запускать программу и завершать работу с ней;
- Изменять размеры и расположение окна;
- Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;
- Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;
- Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;
- Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;
- Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;
- Умение создавать объекты с помощью готовых форм;
- Умение строить модели в графическом редакторе;
- Умение пользоваться готовыми алгоритмами для решения типовых задач;
- Умение записывать программу по готовому алгоритму на формальном языке.
Ценностно-ориентационная составляющая:
- Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира;
- Умение выделять в информации главное;
- Универсальность и важность понятия система, модель;
- Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;
- Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;
- Умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности.
На изучение пропедевтического курса отводится по 1 часу в неделю в 5 классе и 1 часу в 6 классе(всего 68 часов за 2 года обучения)
Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Использование рабочих тетрадей в классе и дома способствует закреплению пройденного материала как на теоретических, так и на практических занятиях.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического материала и 50% - практическая работа на компьютере.
Контрольных работ за год в 5 классе – 2, в 6 классе – 2; практических работ, тестов – 16 в каждом классе
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков, количество часов на раздел, тему
| Элементы содержания урока | Планируемые результаты урока | |
Раздел 1. Обучение работе на компьютере (13 ч.) | ||||
1-7 | Освоение системной среды Windows | 7 | Правила ТБ и правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Графический интерфейс. Компьютерное и Главное меню. Клавиатура. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер, работать мышью, выбирать пункты меню, запускать программу и завершать работу с ней. изменять размеры и расположение окна, работать с клавиатурой |
8-10 | Простейшая технология работы с текстом | 3 | Основное меню. Операции редактирования. Буфер обмена. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
сохранять.
|
11 | Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора | 1 | Программа Калькулятор. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
12 | Представления о составном документе | 1 | Составной документ. | Учащиеся должны уметь:
|
13 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (21 ч.) | ||||
14-17 | Освоение среды графического редактора Paint | 4 | Компьютерная графика. Объекты графического интерфейса. | Учащиеся должны знать:
|
18-22 | Редактирование рисунков | 5 | Редактирование. Фрагмент рисунка. Создание графических объектов. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
23-26 | Точные построения графических объектов | 4 | Способы построения геометрических фигур. Пиксел. Пиктограммы. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
27-32 | Представление об алгоритме | 7 | Алгоритм. Виды алгоритмов. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
33 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
34 | Обобщающий урок | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков , количество часов на раздел, тему
| элементы содержания урока ( что изучать) | планируемые результаты урока | |
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (9ч.) | ||||
1-4 | Конструирование из мозаики | 4 | Правила поведения в кабинете информатики и работы за компьютером. Конструирование. Меню готовых форм. | Учащиеся должны знать: - что такое конструирование - технологию конструирования из меню готовых форм Учащиеся должны уметь: - создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм) - разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм. - конструировать разнообразные графические объекты. |
5-8 | Моделирование в среде графического редактора | 4 | Моделирование. Создание топографических знаков, моделей окружающего мира, учебных моделей. | Учащиеся должны знать: - что такое моделирование - технологию моделирования Учащиеся должны уметь: - конструировать из кубиков -создавать топографические знаки - изображать учебные модели |
9 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
Раздел 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (26 ч.) | ||||
10-13 | 4 | . Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки. | Учащиеся должны знать: - правила поведения в кабинете информатики и работы за компьютером. - назначение среды ЛогоМиры; - основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры; - понятие команды и входных параметров. Учащиеся должны уметь: - управлять движением Черепашки; - рисовать простейшие фигуры. | |
14-15 | 2 | Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение. Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор. | Знать назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира. Учащиеся должны уметь: - переодевать Черепашку в разные формы; - пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров; - создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане. | |
16-21 | 6 | Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. | Знать назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки. Учащиеся должны уметь: - моделировать прямолинейное движение с разными скоростями; - моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагментами (создавать анимацию). | |
22-29 | 8 | Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов. Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе. Этапы создания мультипликационного сюжета. | Знать, что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета. Уметь разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета. | |
30-33 | 4 | Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д. Датчики для изменения состояния Черепашки. Инструмент управления состоянием Черепашки – бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки. Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел | Знать назначение и виды датчиков; когда следует использовать бегунок; что такое датчик случайных чисел и когда его использовать. Уметь использовать датчики для изменения параметров Черепашки; создавать бегунки; использовать датчик случайных чисел. | |
34 | Контрольная работа по разделу 3 | 1 | ||
ИТОГО | 34 |
Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики с 5-го по 11-й классы является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:
для начального уровня – операционная система Windows, графический редактор Paint, среда программирования ЛогоМиры
Учебно-методическая литература
- Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2009г.
- Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004
- Информатика. Рабочая тетрадь №1.Начальный уровень./Под ред.проф. Н.В.Макаровой. Питер, 2012
- Научно-методический журнал «Информатика в школе»
- Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. : Основы информатики и информационных технологий. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2001.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2001.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. – М.: АСТ-ПРЕСС: КНИГА; Издательство «Развитие», 2003.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Практическая информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2001.
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Лист внесения изменений
Экспертное заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов для учителей работающих по учебнику Н.В.Макаровой "Информатика. Начальный курс"