Кружок "Web-дизайн"
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Быкова Елена Сергеевна

 

Web-дизайн

Программа кружка (3 часа в неделю, 105 часов в год)

Автор-составитель:   Быкова Елена Сергеевна, учитель информатики, первая квалификационная категория.

Одна из задач обучения информатике состоит в содействии прогрессивному изменению личностных качеств и свойств нового поколения в направлении, соответствующем стилю жизнедеятельности в условиях информационного общества. Поэтому основной задачей учебных курсов информационно-технологической направленности является обогащение индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий. В этом смысле умение целесообразно использовать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную формы, применять её для решения возникающих задач является адекватным ответом на поставленную задачу.

Умение представлять преобразованную информацию, учитывая особенности восприятия других людей, — важное условие образовательной компетентности учащихся, выбравших кружок «Web-дизайн». Web-сайт является хорошо известным и доступным ученикам средством представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_web-dizayn.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

628481, ул. Северная, 1, г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская обл.

Web-дизайн

Программа кружка

Автор-составитель:         Быкова Елена Сергеевна

                учитель информатики

                первая квалификационная категория

г. Когалым

2012 год


Пояснительная записка

Одна из задач обучения информатике состоит в содействии прогрессивному изменению личностных качеств и свойств нового поколения в направлении, соответствующем стилю жизнедеятельности в условиях информационного общества. Поэтому основной задачей учебных курсов информационно-технологической направленности является обогащение индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий. В этом смысле умение целесообразно использовать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную формы, применять её для решения возникающих задач является адекватным ответом на поставленную задачу.

Умение представлять преобразованную информацию, учитывая особенности восприятия других людей, — важное условие образовательной компетентности учащихся, выбравших кружок «Web-дизайн». Web-сайт является хорошо известным и доступным ученикам средством представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.

На кружок отводится 3 часа в неделю (105 часов в год). Очень важно то, что активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных способов сайтостроения в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение интернет-профессий, предусматривающих web-мастеринг.

Программа кружка включает в себя практическое освоение техники создания web-страниц, тематических сайтов, а также информационно-справочных и других сайтов.

Тесная связь стиля деятельности, сформированного интернет-технологиями, со всеми сферами современного общества (гуманитарной, естественнонаучной, социальной, экономической и др.) позволяет использовать знания, выработанные при освоении программы кружка «Web-дизайн», практически во всех образовательных областях старшей школы.

Освоение знаний и способов web-конструирования осуществляется в процессе разработки сайтов на близкие учащимся темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других интернет-совместимых форматах — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде html-страниц рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме сайтов, которые можно размещать в Интернете или в локальной школьной сети.


Цели кружка

Основными целями кружка являются:

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые web-ресурсы;
  2. сформировать у школьников целостное представление об информационной картине мира средствами Всемирной паутины, научить их способам представления информации в сети Интернет;
  3. познакомить учащихся со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;
  4. реализовать способности учеников в ходе проектирования и конструирования сайтов;
  5. сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования.

Задачи кружка

Основными задачами кружка являются:

  1. познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  2. сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения web-сайта;
  3. создать представление о языке HTML и научить использовать его для создания web-страниц;
  4. сформировать навыки коллективной работы с комплексными web-проектами;
  5. создать и разместить в сети Интернет собственный web-сайт в соответствии с выбранной темой.

Планируемые результаты курса

В рамках кружка «Web-дизайн» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру устройства Всемирной паутины, формы представления и управления информацией в сети Интернет;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из Сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети web-сайт объёмом 5-10 страниц на заданную тему;
  4. владеют способами работы с изученными программами;
  5. знают и умеют применять при создании web-страницы основные принципы web-дизайна;
  6. владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта;
  7. знают виды web-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  8. владеют приёмами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
  9. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных web-сайтов;
  10. имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта;
  11. овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по сайтостроительству.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Технологии создания сайтов и основы web-дизайна» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные web-сайты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Одним из показателей действенности и результативности диагностики и контроля является их своевременность. Разрыв во времени между выполнением задания и диагностикой образовательного продукта снижает эффективность процесса обучения.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что при правильном подходе к его организации не только учитель будет получать всестороннюю информацию о внешних образовательных продуктах и об изменении внутренних личностных качеств и свойств учащихся (активизация способности к анализу или синтезу, усиление логической обоснованности и др.), но и учащиеся смогут самостоятельно оценивать эффективность собственного учебного труда.

Диагностика и контроль — необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время.

Контроль и диагностика должны быть действенными. Даже когда учитель отмечает факт решения практической задачи (созданную web-страницу), он должен стремиться к мысленному представлению использования учеником принципов web-дизайна, т. е. использовать практический результат в качестве показателя сформированности определённого способа деятельности (выполнение учебной задачи) и на этой основе оценивать полученный продукт.

Поскольку в условиях гуманизации образования ученик является полноправным субъектом оценивания, то учитель должен обучать школьников навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит школьников формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. При этом важно учитывать, что одно дело — давать оценку внешней образовательной продукции (созданному web-сайту) и другое — внутреннему образовательному продукту (освоенным способам действий).

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

  1. по количеству творческих элементов в сайте;
  2. по степени его оригинальности;
  3. по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
  4. по ёмкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
  5. по практической пользе сайта и удобству его использования.

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

Оценка внутреннего образовательного продукта связана с направленностью сознания школьника на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иными словами: здесь должна иметь место рефлексивная саморегуляция.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде двух контрольных работ по следующим темам: «Язык гипертекстовой разметки HTML. Каскадные таблицы стилей CSS»; «Язык сценариев JavaScript».

Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме дифференцированного зачёта — защита итогового проекта.


Программное обеспечение:

  1. Операционная система: Windows 2000 (или выше).
  2. Любой текстовый редактор.
  3. Браузер Internet Explorer версии 5 или выше.

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Прак. занятия

Техника безопасности и организация рабочего места

1

0

Раздел 1. Осваиваем Интернет

4

1

1.1. Структура сети Интернет. Виды доступа к Интернет

1

1.2. Принципы функционирования сети

1

1.3. Сервисы Интернета. Браузеры

2

1

Раздел 2. Язык гипертекстовой разметки HTML

16

16

2.1. Структура html-документа

1

1

2.2. Теги и атрибуты

2

2

2.3. Вставка изображения на страницу

2

2

2.4. Управление рисунком

2

2

2.5. Простые таблицы

2

2

2.6. Формирование сложных таблиц

3

3

2.7. Гиперссылки

2

2

2.8. Оформление гиперссылок

2

2

Раздел 3. Каскадные таблицы стилей CSS

25

15

3.1. Каскадные таблицы стилей

3

2

3.2. Позиционирование

3

2

3.3. Фреймы

3

2

3.4. Настройка фреймов

2

1

Раздел 4. Язык сценариев JavaScript

7

4

4.1. JavaScript

4

2

4.2. Таймер и формы

3

2

Раздел 5. Теоретические основы дизайна

8

4

5.1. Основы визуального дизайна

1

5.2. Web-графика

5

4

5.3. Дизайн web-сайтов

2

Раздел 6. Создание собственного сайта

37

30

6.1. Виды сайтов. Функции сайтов

2

1

6.2. Возможности публикации сайта на web-ресурсе

2

2

6.3. Проект внешнего вид сайта. Создание стартовой страницы. Прочие страницы сайта: дизайн и навигация. Примеры разработки эскиза веб-страницы.

3

2

6.4. Карта сайта. Виды карт сайтов. Файловая структура сайта.

3

2

6.5. Работа над индивидуальным проектом

23

23

6.5. Защита проекта

4

Резерв времени

7

0

ВСЕГО

105

70


Содержание кружка

Введение

Основы web-дизайна, технологии создания привлекательных и удобных сайтов. Язык HTML — основной инструмент создания web-страниц.

Язык JavaScript — скриптовый язык, с помощью которого можно добавить на страницу динамические и интерактивные эффекты (реагирование на кнопки, обработка форм, произвольные надписи, зависящие от действий пользователей, и т. д.).

Раздел 1. Язык гипертекстовой разметки HTML

Тема 1.1. Структура html-документа

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. принципы работы с html-тегами;
  2. принципы работы браузера при отображении страницы;
  3. структуру кода web-страницы;
  4. теги заголовков, с помощью которых формируется страница;
  5. теги форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

  1. создать web-страницу с помощью html-кода;
  2. придать web-странице требуемое форматирование.

Браузер. Структура html-документа. Тег. Форматирование html-документа.

Практическая работа: «Структура html-документа».

Тема 1.2. Теги и атрибуты

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. назначение основных параметров для тегов форматирования.

Учащиеся должны уметь:

  1. управлять параметрами текста с помощью тега <FONT>;
  2. управлять параметром выравнивания для тега <P>;
  3. задавать заголовок документа.

Атрибуты тегов. Базовый шрифт. Заголовок html-документа.

Практическая работа: «Теги и атрибуты».

Тема 1.3. Вставка изображения на страницу

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. как вставить изображение на web-страницу;
  2. как отключать отображение изображений на web-странице.

Учащиеся должны уметь:

  1. вставлять необходимое изображение в нужное место web-страницы;
  2. задавать альтернативный текст для вставляемого изображения.

Вставка изображения на web-страницу. Альтернативный текст.

Практическая работа: «Вставка изображения на страницу».

Тема 1.4. Управление рисунком

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. как узнать значения высоты и ширины графического файла.

Учащиеся должны уметь:

  1. задавать произвольный размер вставляемому изображению;
  2. выравнивать и центрировать рисунок на web-странице.

Выравнивание рисунка. Свойства графического изображения.

Практическая работа: «Управление рисунком».

Тема 1.5. Простые таблицы

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. основы работы с таблицами и применение их для разметки структуры web-документа;
  2. назначение основных атрибутов таблицы.

Учащиеся должны уметь:

  1. формировать таблицу;
  2. настраивать ширину и высоту ячеек таблицы;
  3. осуществлять разметку страницы с помощью таблиц;
  4. создавать сложную структуру с помощью вложенных таблиц.

Создание и разметка таблицы. Вложенные таблицы.

Практическая работа: «Простые таблицы».

Тема 1.6. Формирование сложных таблиц

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. способы модификации таблицы путём объединения ячеек и применение границ и заливок.

Учащиеся должны уметь:

  1. объединять ячейки таблицы;
  2. оформлять таблицу с помощью границ и заливки ячеек.

Объединение ячеек таблиц. Границы и заливка таблицы.

Практическая работа: «Формирование сложных таблиц».

Тема 1.7. Гиперссылки

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. назначение гиперссылок и принцип их создания.

Учащиеся должны уметь:

  1. осуществлять связь страничек с помощью гиперссылок.

Гиперссылки.

Практическая работа: «Гиперссылки».

Тема 1.8. Оформление гиперссылок

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. как оптимальным образом и в каком виде поместить гиперссылку на web-страницу.

Учащиеся должны уметь:

  1. изменять стандартные цвета гиперссылок;
  2. создавать картинки-гиперссылки;
  3. ссылаться на внешние ресурсы Интернета.

Картинка-гиперссылка. Цвета гиперссылки. Внешний ресурс.

Практическая работа: «Оформление гиперссылок».

Раздел 2. Каскадные таблицы стилей CSS

Тема 2.1. Каскадные таблицы стилей

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. назначение каскадной таблицы стилей;
  2. принципы создания стилей и их применение на web-страницах.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать внешнюю таблицу стилей, подключать её к web-странице и применять стили к тегам;
  2. создавать стилевые правила для отдельных тегов, создавать классы и псевдоклассы.

Каскадные таблицы стилей (CSS). Селектор. Внешняя таблица стилей. Стилевой класс и псевдокласс.

Практическая работа: «Каскадные таблицы стилей».

Тема 2.2. Позиционирование

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. возможности стилей по позиционированию тегов;
  2. возможности внутренних и Inline-стилей.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и использовать контекстный селектор;
  2. использовать внутреннюю таблицу стилей и Inline-стиль;
  3. задать позицию для тега с помощью стилей.

Контекстный селектор. Внутренняя таблица стилей. Inline-стиль. Позиционирование.

Практическая работа: «Позиционирование».

Тема 2.3. Фреймы

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. назначение фреймов и основы работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. формировать фреймовую структуру страницы;
  2. осуществлять загрузку web-страницы в заданный фрейм.

Фрейм. Фреймовая структура страницы. Гиперссылки между фреймами.

Практическая работа: «Фреймы».

Тема 2.4. Настройка фреймов

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. основные атрибуты тегов фреймовой структуры.

Учащиеся должны уметь:

  1. оформлять фреймы;
  2. создавать «историю» посещения страничек.

Форматирование фреймов. «История» посещения страничек.

Практическая работа: «Настройка фреймов».

Раздел 3. Язык сценариев JavaScript

Тема 3.1. JavaScript

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. принципы работы скриптового языка;
  2. способы применения скриптового языка на web-странице;
  3. как нужно задавать переменные, и их основные функции;
  4. основные объекты, методы, свойства и события.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать скрипты (функции, обрабатывающие некоторые события) и включать их в web-страницу;
  2. подключать к страничке внешний файл со скриптами;
  3. динамически изменять содержимое блока;
  4. искать и исправлять ошибки в скриптах;
  5. применять необходимые методы, свойства и события к тегу.

Базовые понятия программирования на JavaScript. События, свойства и методы основных объектов JavaScript. Функция.

Практическая работа: «JavaScript».

Тема 3.2. Таймер и формы

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. принцип работы таймера;
  2. назначение форм и работу с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать таймер;
  2. получать и обрабатывать данные от посетителя с помощью элементов форм.

Таймер. Форма. Элементы формы.

Практическая работа: «Таймер и формы».

Раздел 4. Теоретические основы дизайна

Тема 4.1. Основы визуального дизайна

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. инструменты web-дизайна;
  2. принципы дизайна;
  3. характерные свойства абстрактных материалов, с которыми работает дизайнер, — размер, форма, цвет и шрифт как визуальные аспекты любого объекта;
  4. фундаментальные принципы дизайна.

Учащиеся должны уметь:

  1. подобрать гармоничные цвета композиции;
  2. выбрать удачное шрифтовое решение композиции.

Пространственные отношения. Форма и размер. Цвет и размер. Пропорции. Размещение элементов в композиции web-страницы. Плотность размещения материала. Форма. Цвет. Текст и фон. Шрифт и текст. Подбор шрифтов. Принципы дизайна.

Тема 4.2. Web-графика

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. особенности подготовки web-графики (диффузия, антиалиасинг);
  2. «безопасную» палитру цветов;
  3. об оптимизации графики для Интернета;
  4. функции web-графики;
  5. форматы файлов для хранения компьютерной графики;
  6. основные принципы формирования и обработки компьютерной графики.

Учащиеся должны уметь:

  1. оптимизировать графику;
  2. убирать эффект ореола.

Виды компьютерной графики. Графические форматы. Особенности подготовки графики для web-страниц. Функции web-графики.

Практическая работа: создать логотип фирмы, используя собственные инициалы.

Дополнительно: как создать и разместить на web-странице ролик, созданный в программе Macromedia Flash.

Тема 4.3. Дизайн web-сайтов

Учащиеся должны знать / понимать:

  1. ограничения, налагаемые на дизайн web-сайтов;
  2. типы сайтов;
  3. зависимость дизайна от тематики сайта;
  4. элементы, из которых состоит web-страница;
  5. классификацию сайтов;
  6. устройство сайтов.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать типы сайтов и их назначение;
  2. комбинировать на web-странице графическую и текстовую информации.

Типы сайтов. Устройство сайтов. Топологическая структура сайта. Размерные отношения и ограничения формата web-страницы. Текстовые блоки и графические вставки.


Учебно-методические материалы

  1. . Ситникова, О. В., Татарникова, Л. А., Вьюгов, Д. С. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Учебное пособие.
  2. Уроки сайтостроения: Электронный практикум.
  3. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Учебная программа.
  4. Татарникова, Л. А. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Методические рекомендации.
  5. Кузнецов, В. В. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Задания для проведения контрольной работы № 1 «Язык гипертекстовой разметки HTML. Каскадные таблицы стилей CSS».
  6. Кузнецов, В. В. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Задания для проведения контрольной работы № 2 «Язык сценариев JavaScript».
  7. Кузнецов, В. В. Технологии создания сайтов и основы web-дизайна: Задание к итоговому проекту.