Урок-зачёт по теме «Кодирование информации».
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Аннотация: урок-зачёт в личностно-ориентированной технологии по темам «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Урок-зачёт по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации».
Раздел программы: «Кодирование информации».
Тип урока: урок-повторение.
Вид: урок-зачёт.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: последний урок по теме «Кодирование информации» (базовый курс).
Цели урока:
- формирование представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи урока:
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная – изучить и закрепить основные понятия теоретической информации.
3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zachyot.zip | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачёт по теме «Кодирование информации».
Методическая разработка урока по информационным технологиям
Ветошкина Н.В., учитель информатики, МБОУ «Кезская СОШ №1»
Аннотация: урок-зачёт в личностно-ориентированной технологии по темам «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Урок-зачёт по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации».
Раздел программы: «Кодирование информации».
Тип урока: урок-повторение.
Вид: урок-зачёт.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: последний урок по теме «Кодирование информации» (базовый курс).
Цели урока:
- формирование представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная – изучить и закрепить основные понятия теоретической информации.
- Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Подготовительный этап
За два урока перед зачётом учащимся выдаётся список вопросов и рекомендаций по самостоятельному изучению материала темы, так как материал этого раздела уже изучался в 8-9 классах в подготовительном варианте, и теперь нуждается в обобщении и систематизации. Учитель проводит консультации в течении двух уроков.
Проведение зачёта
Особенностью этого зачётного урока является то, что ученики сами предварительно оценивают свои работы: если выполнены задания со значками * * *, то ученик может поставить себе отметку «3»; если верно решены задания со значками * * * и пять заданий со значком ** ** **, то выставляется отметка «4»; если верно выполнены задания со значками * * * и ** ** ** и 2 со знаком *** *** ***, то ставится отметка «5». Всего зачётный лист содержит 40 заданий. Из них 21 задание помечены *; 12 - **; 7 - ***. Работа с зачётным листом проводится во время урока. После самооценивания, листы с ответами сдаются учителю на проверку, который анализирует ответы и объективность выставленной оценки учащимся.
Зачётный лист
№ | Уровень | Вопрос | Ответ ученика | Отметка учителя |
1. | * | Приведите пример аналогово способа представления графической информации. |
|
2. | * | Приведите пример дискретного представления графической информации. |
3. | * | Как называется преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную? |
4. | * | Чем характеризуется растровое изображение? |
5. | * | В каких единицах указывается разрешение для принтеров и сканеров? |
6. | * | Совокупность используемых цветов образует … |
7. | * | В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, N означает… |
8. | * | В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, i означает… |
9. | * | Количество информации, необходимое для кодирования цвета каждого пикселя называют … |
10. | * | Объясните, что такое RGB. |
11. | * | Объясните, что такое CMY. |
12. | * | Что такое дискретизация звука? |
13. | * | В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, i означает… |
14. | * | В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, N означает… |
15. | * | От каких параметров зависит качество оцифрованного звука? |
16. | * | Приведите пример низкого качества оцифрованного звука, его параметры. |
17. | * | Приведите пример высокого качества оцифрованного звука, его параметры. |
18. | * | Впишите пропущенные слова: Все символы кодируются … числом … |
19. | * | Впишите пропущенные слова: Чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится … или … |
20. | * | Продолжите предложение: Чтобы найти информационный объём текста, нужно … |
21. | * | Продолжите предложение: Мощность алфавита – это… |
22. | ** | Растровый файл, содержащий чёрно-белый рисунок, имеет объём 1,5Кб. Какой размер будет иметь рисунок в пикселях?
3) 12288; 4) 65536. |
23. | ** | Файл, содержащий не цветное растровое изображение, имеет объём 768 байт. Каков размер изображения в пикселях?
3) 7281; 4) 9600. |
24. | ** | Укажите минимальный объём памяти в килобайтах, достаточный для хранения любого растрового изображения размером 128х128 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов?
3) 16; 4) 128. |
25. | ** | В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов увеличилось с 16 до 65536. Во сколько раз увеличился информационный объём файла?
3) 3; 4) 4. |
26. | ** | Определите информационный объём стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука (16 битов, 48 кГц. |
27. | ** | Определить информационный объём цифрового аудио файла длительностью звучания которого составляет 10 секунд при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов. |
28. | ** | Объём свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц? |
29. | ** | Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дисретизации 32 кГц его объём равен 700 Кб. |
30. | ** | Определите информационный объём текста в байтах: Информатика!!! |
31. | ** | Определите информационный объём текста в битах: Информация. |
32. | ** | Считая, что каждый символ кодируется 1 байтом, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Без труда, не вынешь и рыбку из пруда. |
33. | ** | Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Удмуртская Республика. |
34. | *** | В распоряжении пользователя имеется память объёмом 2,6 Мб. Необходимо записать цифровой аудиофайл с длительностью звучания 1 минута. Какой должна быть частота дискретизации и разрядность? |
35. | *** | Аналоговый звуковой сигнал был дискретизирован сначала с использованием 256 уровней интенсивности сигнала (качество звучания радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности сигнала (качество звучания аудио-CD). Во сколько раз различаются информационные объёмы оцифрованного звука? |
36. | *** | Для хранения растрового изображения размером 32х32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? |
37. | *** | Книга занимает объём 2 Мб. 256 страниц книги полностью заполнены изображениями с разрешением 768 на 1024 точек. Сколько цветов в палитре изображений, если известно, что текстовые символы кодируются двухбайтовой кодировкой? |
38. | *** | Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 800 бит. Какова длина сообщения в символах? |
39. | *** | Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной 20 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? |
40. | *** | В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:
Каков шестнадцатеричный код символа «R». |
Оценка ученика: |
Оценка учителя: |
Литература:
1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.