Урок-зачёт по теме «Кодирование информации».
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Ветошкина Наталья Владимировна

 

Аннотация:  урок-зачёт   в  личностно-ориентированной  технологии по  темам  «Кодирование  текстовой,  графической  и  звуковой  информации».  Разработка  рассчитана  на  учащихся  8-9  классов.

Урок-зачёт  по  теме  «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации».

Раздел программы:  «Кодирование  информации».

Тип  урока:  урок-повторение.

Вид:  урок-зачёт.

Технология:  личностно-ориентированная.

Время  проведения: последний урок  по  теме  «Кодирование  информации»  (базовый курс).

Цели  урока:

- формирование представлений об информации  как  одного из  трёх  основополагающих  понятий  науки – вещества,  энергии,  информации,  на  основе  которых  строится   современная  научная  картина  мира;

- формирование системно-информационного  подхода  к  анализу  окружающего  мира;

- формирование  общенаучных  и  общекультурных  навыков  работы  с  информацией.

Задачи  урока:

1.       Воспитательная – развитие  познавательного  интереса,  воспитание  информационной  культуры.

2.      Учебная – изучить  и  закрепить  основные  понятия  теоретической  информации.

3.      Развивающая – развитие  логического  мышления,  расширение  кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-zachyot.zip14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-зачёт  по  теме  «Кодирование  информации».

Методическая  разработка урока по информационным  технологиям

Ветошкина  Н.В., учитель информатики, МБОУ «Кезская СОШ  №1»

Аннотация:  урок-зачёт   в  личностно-ориентированной  технологии по  темам  «Кодирование  текстовой,  графической  и  звуковой  информации».  Разработка  рассчитана  на  учащихся  8-9  классов.

Урок-зачёт  по  теме  «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации».

Раздел программы:  «Кодирование  информации».

Тип  урока:  урок-повторение.

Вид:  урок-зачёт.

Технология:  личностно-ориентированная.

Время  проведения: последний урок  по  теме  «Кодирование  информации»  (базовый курс).

Цели  урока:

- формирование представлений об информации  как  одного из  трёх  основополагающих  понятий  науки – вещества,  энергии,  информации,  на  основе  которых  строится   современная  научная  картина  мира;

- формирование системно-информационного  подхода  к  анализу  окружающего  мира;

- формирование  общенаучных  и  общекультурных  навыков  работы  с  информацией.

Задачи  урока:

  1.  Воспитательная – развитие  познавательного  интереса,  воспитание  информационной  культуры.
  2. Учебная – изучить  и  закрепить  основные  понятия  теоретической  информации.
  3. Развивающая – развитие  логического  мышления,  расширение  кругозора.

Подготовительный  этап

За  два  урока  перед  зачётом  учащимся  выдаётся  список  вопросов  и  рекомендаций  по  самостоятельному  изучению  материала  темы,  так  как  материал  этого  раздела  уже  изучался  в  8-9  классах  в  подготовительном  варианте,  и  теперь  нуждается  в  обобщении  и  систематизации.  Учитель  проводит  консультации  в  течении  двух  уроков.

Проведение  зачёта

Особенностью  этого  зачётного  урока  является  то,  что  ученики  сами  предварительно оценивают  свои  работы:  если  выполнены  задания  со  значками  * * *,  то  ученик  может  поставить  себе  отметку  «3»;  если  верно  решены  задания  со  значками * * * и  пять  заданий  со  значком  ** ** **,  то  выставляется  отметка  «4»;  если  верно  выполнены  задания   со  значками * * *   и ** ** **   и  2   со  знаком  *** *** ***,  то  ставится  отметка  «5».  Всего  зачётный  лист  содержит  40  заданий. Из  них  21  задание  помечены  *;  12 - **;  7 - ***.  Работа  с  зачётным  листом  проводится  во  время  урока. После  самооценивания, листы с ответами сдаются  учителю  на  проверку,  который анализирует ответы и объективность  выставленной  оценки учащимся.  

Зачётный  лист

Уровень

Вопрос

Ответ  ученика

Отметка учителя

1.

*

Приведите  пример аналогово способа представления графической информации.

 

2.

*

Приведите пример дискретного представления  графической  информации.

3.

*

Как  называется  преобразование графической информации  из  аналоговой  формы  в  дискретную?

4.

*

Чем  характеризуется  растровое  изображение?

5.

*

В  каких  единицах  указывается  разрешение  для  принтеров  и  сканеров?

6.

*

Совокупность  используемых  цветов  образует  …

7.

*

  В  формуле,  используемой  при  решении задач  на  кодирование графической  информации, N=2i,  N   означает…

8.

*

В  формуле,  используемой  при  решении задач  на  кодирование графической  информации, N=2i,  i   означает…

9.

*

Количество  информации,  необходимое для  кодирования  цвета  каждого  пикселя  называют …

10.

*

Объясните,  что  такое  RGB.

11.

*

Объясните, что такое  CMY.

12.

*

Что  такое  дискретизация  звука?

13.

*

В  формуле,  используемой  при  решении задач  на  кодирование звуковой  информации, N=2i,  i   означает…

14.

*

В  формуле,  используемой  при  решении задач  на  кодирование звуковой  информации, N=2i,  N   означает…

15.

*

От  каких  параметров  зависит  качество  оцифрованного  звука?

16.

*

Приведите пример низкого качества оцифрованного  звука,  его  параметры.

17.

*

Приведите пример высокого качества оцифрованного  звука,  его  параметры.

18.

*

Впишите  пропущенные  слова:

Все  символы  кодируются  …  числом  …

19.

*

Впишите  пропущенные  слова:

Чаще всего  используют  кодировки,  в  которых  на  символ  отводится  …  или  …

20.

*

Продолжите  предложение:

Чтобы  найти  информационный  объём  текста,  нужно …

21.

*

Продолжите предложение:

Мощность  алфавита – это…

22.

**

Растровый  файл,  содержащий  чёрно-белый  рисунок,  имеет  объём  1,5Кб.  Какой  размер  будет  иметь    рисунок  в  пикселях?

  1. 1024;  2)  10240;

3) 12288;  4)  65536.

23.

**

Файл,  содержащий  не цветное    растровое  изображение,  имеет  объём  768  байт.  Каков  размер  изображения  в  пикселях?

  1. 5762;  2)  6144;

      3) 7281;  4)  9600.

24.

**

Укажите  минимальный  объём  памяти  в  килобайтах,  достаточный  для  хранения  любого  растрового  изображения  размером   128х128  пикселей,  если  известно,  что  в  изображении  используется  палитра из  256 цветов?

  1. 256;  2)  8;

      3) 16;  4)  128.

25.

**

В  процессе  преобразования растрового графического файла  количество  цветов  увеличилось  с  16  до  65536.  Во  сколько  раз  увеличился  информационный  объём  файла?  

  1. 5;  2)  2;

      3) 3;  4)  4.

26.

**

Определите информационный  объём  стерео аудио  файла  длительностью  звучания  1  секунда  при  высоком  качестве  звука  (16  битов,  48 кГц.

27.

**

Определить  информационный  объём  цифрового аудио  файла  длительностью  звучания  которого  составляет  10 секунд  при  частоте  дискретизации  22,05  кГц  и  разрешении  8  битов.

28.

**

Объём  свободной  памяти  на  диске – 5,25 Мб,  разрядность  звуковой  платы – 16.  Какова  длительность  звучания  цифрового  аудиофайла,  записанного  с  частотой  дискретизации  22,05  кГц?

29.

**

Рассчитайте  время  звучания  моноаудиофайла,  если  при  16-битном  кодировании  и  частоте  дисретизации  32 кГц  его  объём  равен  700 Кб.

30.

**

Определите информационный  объём  текста  в  байтах:  Информатика!!!

31.

**

Определите информационный  объём  текста  в  битах:  Информация.

32.

**

Считая, что каждый символ кодируется 1 байтом, определите,  чему  равен  информационный  объём  текста в битах: Без  труда, не вынешь и рыбку из пруда.

33.

**

Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, определите,  чему  равен  информационный  объём  текста в битах:  Удмуртская  Республика.

34.

***

В  распоряжении  пользователя  имеется  память  объёмом  2,6 Мб. Необходимо  записать  цифровой  аудиофайл  с  длительностью  звучания  1  минута.  Какой  должна  быть  частота  дискретизации  и  разрядность?  

35.

***

Аналоговый  звуковой  сигнал  был  дискретизирован  сначала  с  использованием  256  уровней  интенсивности  сигнала  (качество  звучания   радиотрансляции),  а  затем  с  использованием  65536  уровней  интенсивности  сигнала  (качество  звучания  аудио-CD).  Во  сколько  раз  различаются  информационные  объёмы  оцифрованного  звука?

36.

***

Для  хранения  растрового  изображения  размером  32х32  пикселя  отвели  512  байтов  памяти.  Каково  максимально возможное число цветов  в  палитре  изображения?

37.

***

Книга  занимает  объём  2  Мб.  256  страниц  книги  полностью  заполнены  изображениями  с  разрешением  768  на  1024  точек.  Сколько  цветов  в  палитре  изображений,  если  известно,  что  текстовые  символы  кодируются  двухбайтовой  кодировкой?

38.

***

Автоматическое устройство  осуществило  перекодировку  информационного  сообщения  на  русском  языке,  первоначально  записанного  в  16-битном  коде  Unicode,  в  8-битную  кодировку  КОИ-8.  При  этом  информационное  сообщение  уменьшилось  на  800  бит.  Какова  длина  сообщения  в  символах?

39.

***

Автоматическое устройство  осуществило  перекодировку  информационного  сообщения  на  русском  языке  длиной  20  символов,  первоначально  записанного  в  2-байтном  коде  Unicode,  в  8-битную  кодировку КОИ-8.  На  сколько  бит  уменьшилась  длина  сообщения?

40.

***

В  таблице  ниже  представлена  часть  кодовой  таблицы  ASCII:

Символ

1

5

А

В

a

b

r

10-й код

49

53

65

66

97

98

114

16-й код

31

35

41

42

61

62

72

Каков  шестнадцатеричный  код  символа  «R».

Оценка  ученика:

Оценка  учителя:

Литература:

1. Молодцов В.А., Рыжикова  Н.Б. Современные  открытые  уроки  информатики.  8-11  классы. – Ростов  н / Д:  изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.