Применение ЦОР на различных этапах урока
статья (информатика и икт) по теме

Асеева Ирина Николаевна

Применение ЦОР на различных этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_okruzhnaya_konferenciya_eor.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

Образование призвано обеспечить человеку будущее. В условиях лавинообразного роста объема информации нельзя обучить ребёнка раз и навсегда. Ученик XXI века не может просто получать знания. Его нужно научить поиску необходимой информации и умению применять ее в повседневной жизни; он должен легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, уметь жить в новом информационном пространстве.

Мы, педагоги, должны учить детей быть готовыми к завтрашнему дню. Для этого проектировать каждый урок таким образом, чтобы ребенок на уроке развивался, сам строил свои знания, делал выбор и принимал решения. Чтобы у ребенка возникла потребность к познанию нового.

Практика показывает, что современный   урок  невозможен  без  использования  информационных и телекоммуникационных технологий, их применение решает проблему поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции умственной деятельности, развития творческих и креативных способностей.

Н. А. Конаржевский  характеризуя современный урок, подчеркивает, что это урок, на котором,  учитель умело использует возможности для развития личности ученика и ее активного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока определяется его составными частями – этапами, - которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

В дидактике выделяют следующие этапы урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка учащихся к основному этапу урока
  4. Усвоение новых знаний и способов действий
  5. Первичная проверка понимания
  6. Закрепление знаний и способов действий
  7. Обобщение и систематизация знаний и умений
  8. Контроль и самопроверка знаний и умений
  9. Подведение итогов. Рефлексия
  10. Информация о домашнем задании

Изучив исследования П.И. Пидкасистого, Л.Л. Босовой, Л.П. Мартиросян, обобщив опыт учителей, применяющих ЭОРы на уроках можно выделить следующие этапы урока, на которых целесообразно применять ЭОРы.

  1. Проверка домашнего задания

Применение ЭОР на данном этапе дает возможность  использовать различные формы контроля в  зависимости от вида и  цели  домашнего  задания.

Посредством ЭОР возможна организация эффективной проверки домашнего задания: при минимально затраченном времени опросить максимальное количество учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу урока

При формировании целевых установок и задач урока учитель на данном этапе часто использует проблемные ситуации. Многие ЭОР содержат задания поискового, эвристического характера, в них ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ. В ходе поиска решения таких заданий активизируется познавательный интерес учащихся, повышается учебная мотивация.

Насыщенность ЭОР прикладными задачами позволяет обращаться к ним с целью применения на данном этапе урока.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

«В интеллекте нет ничего, что бы ни прошло предварительно через органы чувств».

Слушает ли ученик или читает, наблюдает ли за действиями экспериментатора во время практических занятий – прежде всего, включается в работу его ощущения и восприятие, и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление и т.д.

Эксперты выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.

Если материал  звуковой, то человек запоминает около1\3 его объема. Если информация представлена визуально– около 1\4. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышается до половины, а если человек вовлечен в активные действия, то усвоение материала повышается до 75%.

На данном этапе используются преимущественно ЭОРы информационного типа. При работе с ними переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения учащимся предыдущего действия. Таким образом, процесс введения новой информации происходит при непосредственном активном участии ученика.

  1. Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания также может быть проведена с использованием ЭОР, которые создают условия для анализа результатов усвоения учащимися нового материала и, если необходимо, корректировки.

Среди ЭОР практического типа выделяют тренажёры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся. Предложенный комплекс заданий дает возможность проведения индивидуальной самостоятельной работы, делает задачу осмысления каждым учащимся причин собственных затруднений и их устранение. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает  ученикам, допустившим ошибки проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию. При этом реализуется индивидуальный подход в работе с учащимися.

  1. Закрепление знаний и способов действий

Цель применения ЭОР  - создать условия для формирования у учащихся умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов.

На сайтах образовательного назначения  имеются специальные практические ЭОРы, которые предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе предметных и метапредметных умений и навыков.

  1. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Систематизация и обобщение материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования.

Выделяют специальные практические ЭОР, которые предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, а также выработки на их основе умений и навыков.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

ЭОРы помогают создать условия для  индивидуализации  и дифференциации контроля знаний, умений и навыков учащихся; развитие самостоятельности; объективного диагностирования и оценивания, осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

В большинстве случаев учителем организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся.

ЭОРы дают возможность проводить тестирование с проверкой и рекомендациями по решению заданий. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся за счет активно-деятельностных форм обучения.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

ЭОРы помогают отслеживать у учащихся ход решения заданий, информирует преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы учащихся.

По результатам раздела Статистика можно подвести итог урока и провести рефлексию.

Обращаясь к ЭОР на уроке как к средству решения важных педагогических задач, учитель одновременно реализует задачи, выдвинутые (поставленные или обозначенные) в государственных стандартах нового поколения.

При конструировании уроков с применение ЭОР, учитель может планировать работу применяя данные ресурсы на нескольких этапах урока, но, однако, необходимо помнить, что длительность использования ЭОР не должна превышать норм, установленных санитарно-эпидемиологическими службами.

Льюис Кэрролл в своем известном произведении «Алиса в стране чудес» писал: «Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее».

Разве наша работа не Страна Чудес?

Нужно не стоять на месте, а «бежать» в ногу со временем, активно  использовать инновационные средства и технологии, совершенствовать свои приемы и методы, только так мы сможем достичь успеха в своей профессиональной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий на различных этапах урока физики

работа описывает опыт применения компьютерных технологий на различных этапах урока физики на примере разработки темы в 7 классе "Давление"....

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...

Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики

Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....

Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики

Публикация раскрывает некоторые методы работы, которые можно применять на различных этапах урока....

Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики

Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.А. Франс...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...

Методическая разработка в номинации «Электронный образовательный ресурс» «Применение триггеров для различных этапов урока математики»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Широко применимы компьютерные технологи...