Урок и презентация по теме Одномерные массивы
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Завгородняя Оксана Александровна

Конспект урока + Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnomernye_massivy.rar27.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ     ШКОЛА № 92

17.11.06                Информатика и ИКТ                10 класс «А»                Урок №10

Раздел программы: «Одномерные массивы. Строковые переменные»

2 урок

Тема урока: Решение задач с линейными массивами

Тип урока: урок закрепления ЗУН

Вид урока: урок – игра

Технология: игровая технология

Цели урока:

1. Обучающие:

закрепить материал по теме «Линейные массивы» посредством решения задачи упражнений;

совершенствовать навык составления программ на языке программирования Pascаl.

2. Воспитывающие:

воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

стимулирование познавательного интереса.

3. Развивающие:

развитие мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные ЗУН при решении задач различной направленности.

Оборудование урока:

пластиковая доска, видеопроектор, презентация к уроку, раздаточный материал для различного вида работ, компьютеры.

План урока:

  1. Этап «Проработка данных».
  2. Этап «Сбор информации».
  3. Этап «Определи номер».
  4. Этап «Внимание! Розыск».
  5. Этап подведения итогов. Домашнее задание.

Подготовительный этап:

учащиеся делятся на 4 группы по 3 человека, примерно равные по способностям;

перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп.

Ход урока:

0. Организационный момент

приветствие, сообщение целей и плана урока

Учитель:  Ребята, сегодня мы проводим урок по закреплению темы «Линейные массивы». Для этого нам предстоит решить ряд задач и упражнений по теме. Но организовано всё будет  в не совсем обычной форме – форме расследования, в ходе которого вам предстоит выполнить 5 заданий. Правильное выполнение задания – это продвижение по следу.

        Каждая следственная группа к концу игры получит общую на группу оценку.

        Итак, в наш следственный отдел поступило заявление о пропаже человека. Начнем его поиск.

        А любое дело начинается с проработки данных.

1. Этап «Проработка данных»

а) Для начала каждой следственной группе необходимо разгадать «морской кроссворд», который натолкнет нас на нужный след.

У каждой группы карточка с заготовленным «морским кроссвордом»

а6 (5б.) устройство, преобразующее цифровые сигналы в аналоговые, и наоборот

б5 (6б.) совокупность устройств для хранения информации

в6 (6б.) устройство, предназначенное для прямого ввода графической информации

г1 (9б.) устройство, предназначенное для обработки информации и управления работой другими устройствами

д4 (7б.) одно из устройств вывода информации

е3 (10б.) одно из устройств вывода информации

Сдайте, пожалуйста, результаты.

Итак, ключевое слово кроссворда и всей нашей игры – массив.

За верное выполнение задания группа получает звезду

? Что повторили в ходе разгадывания кроссворда?

                Основные устройства ПК

Мы знаем, в каком направлении двигаться. А вот каковы же приметы?

б) Чтобы разобраться с приметами, придется прослушать 4 музыкальных отрывка, найти в них массив и описать его характеристики. Конечно, к этому заданию нужно отнестись с долей юмора.

У каждой группы заготовлены карточки для описания характеристик массива

1 группа        «Жили у бабуси»

        тип        гуси

        размерность        2

        диапазон изменения индекса        [1..2]

2 группа        «33 коровы»

        тип        коровы

        размерность        33

        диапазон изменения индекса        [1..33]

3 группа        «Марш высотников»

        тип        профессии

        размерность        3

        диапазон изменения индекса        [1..3]

4 группа        «Леди совершенство»

        тип        элементы одежды

        размерность        4

        диапазон изменения индекса        [1..4]

За верное выполнение задания группа получает звезду

? Итак, чем же характеризуется линейный массив?

                Типом элементов, размерностью и диапазоном изменения индекса

Ну, что ж, успешное выполнение шуточных заданий вселило в нас уверенность в успехе сегодняшнего расследования. И мы переходим ко 2-му этапу.

2. Этап «Сбор информации»

Каждая следственная группа должная будет выудить верную информацию из приведенного в карточке фрагмента программы. Если информация будет собрана верно, то вы сможете найти полученный ответ на табло.

Каждая группа получает карточку – задание

1 группа

        a:=2;  b:=3;  c:=4;

        for i:=2 downto 2 do

                   a:=a+2*i;  b:=a+b;  c:=b+c;

        writeln (‘c=’, c);

2 группа

        x:=1;  y:=3;  z:=5;

        for i:=3 to 7 do

                   x:= i + x + y;  y:= x + i + z;  z:= y + i + z;

        writeln (‘z=’, z);

3 группа

        a:=1;  b:=2;  c:=3;

        for i:=1 to 4 do

                   begin  b:=2*a + i;  c:=c + b; end;  

                c:=c + 2*i;

        writeln (‘c=’, c);

4 группа

        x:=2;  y:=4;  z:=6;

        for i:=2  downto 5 do

                   begin  y:= x – 2*i;  z:= y + i;  end;  

                 x:= i + y + z;

        writeln (‘x=’, x);

За верное выполнение задания группа получает звезду

За правильным ответом на табло спрятана фраза:

Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу.

   9 (1 гр)           65 (2 гр)                29 (3 гр)                 14 (4 гр)

Так давайте доберемся до ядра, до сути.

? Каким образом связано задание с темой нашего урока?

                Практически все действия с массивами выполняются с помощью цикла for.

Вы знаете, полученной информации пока не достаточно. Точно известно, что некоторые улики хранятся в камере хранения. А вот номер ячейки вам и предстоит определить в ходе следующего этапа.

3. Этап «Определи номер»

Вам снова предстоит работать с фрагментами программы. Только в этих фрагментах ведется работа не просто с  числами, а с массивами. Прочитав фрагмент, вы должны определить, какое действие  с массивом выполняется. После этого вы сможете определить номер ячейки камеры хранения.

Каждая группа получает карточку – задание

1 группа

        a[1]:= 2; a[2]:=7;  a[3]:=18;  a[4]:=10;  a[5]:=15;  a[6]:=20;  a[7]:=13;

        b:=0;

        for i:=1 to 7 do b:= b + a[i];

        writeln ( ‘b=’, b );

Нахождение суммы элементов массива

b = 21

2 группа

        b[1]:=2; b[2]:=5;  b[3]:=5;  b[4]:=7;  b[5]:=8;  b[6]:=0;  b[7]:=1;

        p:=0;

        for i:=1 to 7 do if ( b[i]<=0 ) then p:=p+1;

        writeln ( ‘p=’, p );

Подсчет количества неположительных элементов

p = 5

3 группа

        c[1]:=1;  c[2]:=13;  c[3]:=7;  c[4]:=4;  c[5]:=12;  c[6]:=3;  c[7]:=9;

        i:=0;

        repeat  i:= i + 1;

        until ( c[i] mod 2 = 0 ) or ( i = 7 );

        if (c[i] mod 2 = 0) then writeln ( ‘i=’, i );

Определение номера первого четного элемента

i = 4

4 группа

        d[1]:=2; d[2]:=3;  d[3]:=0;  d[4]:=5;  d[5]:=2;  d[6]:=3;  d[7]:=1;

        a:=d[1]; k:=1;

        for i:=1 to 7 do  if ( d[i] < a ) then  begin a:=d[i]; k:=i; end;

        writeln ( ‘k=’, k );

Определение номера минимального элемента

k = 6

За верное выполнение задания группа получает звезду

? Какие действия с линейными массивами мы повторили?

                Нахождение суммы элементов массива;

                подсчет количества элементов, удовлетворяющих условию;

                определение номера первого элемента, удовлетворяющего условию;

                определение номера минимального элемента.

Ну, что ж, полученные номера  - это ключ к нашему последнему заданию, которое позволит нам найти пропавшего.

4. Этап «Внимание! Розыск.»

Для того, чтобы расставить все на свои места, необходимо написать программу, меняющую местами 1-ый элемент массива с элементом, имеющим порядковый номер из предыдущего этапа. То есть, 1группа меняет 1-ый и 3-ий, 2 меняет 1-ый и 5-ый, 3 меняет 1-ый и 4-ый, 4 меняет 1-ый и 6-ой.

Две звезды заработает та группа, которая не просто верно выполнит задание, но и быстрее всех с ним справится.

Задание выполняется за ПК

Учитель определяет правильность

Контрольные вводные для каждой группа следующие:

1 группа         927519

2 группа         129579

3 группа         529719

4 группа         929517

Результат должен быть следующим         729519         или    72 – 95 – 19,

т.е. номер телефона одного из группы

program primer;

var a:aaray [1..100] of integer;

      i,n:integer;

      buf: integer;

begin write (‘n=’); readln (n);

          for i:=1 to n do begin write (‘a[’, i, ‘]=’); readln (a[i]); end;

          buf:=a[1];   a[1]:=a[*]; a[*]:=buf;

          writeln (‘new’);

          for i:=1 to n do  write (a[i]);

          readln;

end.

 5. Этап «Подведение итогов. Домашнее задание»

Вот и нашлась наша пропажа. А это стало возможным благодаря вашей дружной и слаженной работе.

По количеству набранных звезд места распределились так…

Следовательно, вы получаете следующие оценки за урок…

На этом наша игра закончена. А теперь хотелось бы от вас услышать, что вам больше всего запомнилось, понравилось, а что нет.

Дома каждому из вас предстоит составить 2 задачи по теме «Линейные массивы». Задачи и решения к ним, то есть программы на языке Pascal, необходимо записать в ваши рабочие тетради.

Спасибо за урок. До свидания.

Морской кроссворд

а

б

в

г

д

е

1

п

2

р

3

о

к

4

ц

п

л

5

п

е

р

а

6

м

а

с

с

и

в

7

о

м

к

с

н

и

8

д

я

а

о

т

а

9

е

т

н

р

е

т

10

м

ь

е

р

у

11

р

р

12

а

i = 2    a = 2+2*2 = 6

i = 1    a = 6+2*1 = 8

i = 0    a = 8+2*0 = 8

i = -1   a = 8+2*(-1) = 6

i = -2   a = 6+2*(-2) = 2

b = 2+3 = 5   c = 5+4 = 9

c = 9

i = 3    x = 3+1+3 = 7

i = 4    x = 4+7+3 = 14

i = 5    x = 5+14+3 = 22

i = 6    x = 6+22+3 = 31

i = 7    x = 7+31+3 = 41

y = 41+7+5 = 53   z = 53+7+5 = 65

z = 65

i = 1    b = 2*1+1 = 3    c = 3+3 = 6

i = 2    b = 2*1+2 = 4    c = 6+4 = 10

i = 3    b = 2*1+3 = 5    c = 10+5 = 15

i = 4    b = 2*1+4 = 6    c = 15+6 = 21

c = 21+2*4 = 29

c = 29

i = -2    y = 2-2*(-2) = 6      z = 6+(-2) = 4

i = -3    y = 2-2*(-3) = 8      z = 8+(-3) = 5

i = -4    y = 2-2*(-4) = 10    z = 10+(-4) = 6

i = -5    y = 2-2*(-5) = 12    z = 12+(-5) = 7

x = -5+12+7 = 14

x = 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Одномерные массивы"

Предлагается 15 вариантов задач по теме "Одномерные мачссивы"...

Контрольная работа по теме "Одномерные массивы"

Данная контрольная работа была разработана для итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся  по теме "Одномерные массивы"с углубленным изучением информатики....

Технологическая карта урока по теме "Одномерные массивы"

Технологическая карта урока по теме "Одномерные массивы"...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"

Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....

Презентация по теме: Одномерные массивы в Паскале

Понятие массива. Примеры описания массивов в Паскале....

Презентация по теме "Одномерные массивы"

МассивыОдин из самых распространенных способов организации данных – табличный.Таблицы могут состоять из 1 строки (линейная):   а1   а2   а3   а4 и из нескольки...

Презентация для 9 класса на тему "Одномерные массивы целых чисел"

Презентация к учебнику Л.Л. Босовой "Информатика" для 9-го класса. В презентации дается понятие массива, подробно разбираются способы ввода и вывода массивов...