Алгоритм. Свойства алгоритма
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

 

Класс:  8

Раздел программы: Информатика и ИКТ

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon algoritm._svoystva_algoritma.zip1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:   Меркулова Ульяна Викторовна

Должность:   учитель информатики

ОУ: МБОУ «СОШ №42», г.Братска

Класс:  8

Раздел программы: Информатика и ИКТ

Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

                            2. Мультимедийный проектор.

Оснащение:       Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

                             Презентация Power Point.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. УМК  Н. Д. Угринович,
  2. УМК Л. Л. Босовой,
  3. УМК Н.В.Макаровой,
  4. http://www.5byte.ru/ - теоретический материал школьной программы,
  5. http://www.iiikt.narod.ru/ - школьный интернет-учебник

Продолжительность проведения: два урока по 45 минут.

Подготовительная работа. Одному из учащихся предлагается подготовить сообщение о происхождении слова «алгоритм»

Ход занятия

Урок 1.

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

Мой помощник, ваш одноклассник,  подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм»,  для этого он  использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

Обмен мнениями в группах.  

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  1. Сосчитайте число окон в своём доме.
  2. Сосчитайте звёзды на небе.
  3. Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  4. Иди туда, не знаю куда.

     Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации  6 слайд)

Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  1. Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
  2. Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
  3. Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
  4. Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
  5. Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
  6. Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

 (Демонстрация презентации   7, 8, 9 слайды)

Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например,  Составить алгоритм решения арифметического выражения  (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например,  Составить алгоритм решения алгебраического выражения  x=2y+z

                    алг Выражение

                    арг y,z:цел

                    рез  x:цел

                    нач

                       x:=2*y

                       x:=x+z

                    кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало и конец алгоритма

 

Описание ввода и вывода данных

 

Описание линейной последовательности команд

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных или ввод комментариев

 (Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

Урок 2.

Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур).

  1. Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
  2. Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.
  3. Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.
  4. Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

(Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Примерные вопросы:

  1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.
  2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
  3.  Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
  4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
  5.  Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?
  6. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел
  7.  Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

 Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного,  разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы.  (Демонстрация презентации, 18 слайд)

5.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание: 

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8-9 класса/ Н. В.Макарова, §12.1-12.2 (обязательно).

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

         (Демонстрация презентации, 19 слайд).

 Спасибо за урок! До свидания, ребята.

Начало

Данные

Последовательность команд

Условие

Объявление переменных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Презентация к уроку по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов", в которой отражены следующие понятия:    определение алгоритма;    алгоритмы на разных уроках; ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....