Методические рекомендации по информатике на 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Методические рекомендации по информатике на 2012-2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_nach_shk2012-13.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание информатики в начальной школе
(методические рекомендации на 2012-2013 учебный год).
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. Согласно стандарту, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в частности:
«…6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;…»
Предмет «информатика» включён в предметную область «математика и информатика». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету
«…12.2. Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности….»
Для достижения вышеуказанных результатов рекомендуется организовать обучение информатике со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», 4 издание, переработанное, М: Просвещение, 2012).
Примерный учебный план образовательного учреждения |
Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | Всего часов |
I | II | III | IV |
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Испанский язык | — | 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Духовная культура народов России | — | — | — | — | 1 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Краеведение | — | 1 | 1 | 1 | 3 |
Информатика | — | 1 | 1 | 1 | 3 |
Итого | 21 | 25 | 25 | 25 | 97 |
В рамках предмета Технология изучается тема «Практика работы на компьютере», где обучаемые знакомятся с компьютером, безопасным его использованием для поиска информации и для решения с его помощью доступных для них задач. Занятия необходимо проводить в компьютерном классе. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования гласит: «11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов», что означает, что за одним монитором при продолжительных занятиях фактически должен сидеть 1 человек. Это возможно лишь при делении класса на 2 подргуппы.
Организовать обучение информатике можно и в рамках внеучебной деятельности. Хотелось бы обратить внимание на ребят, увлекающихся этим предметом. Чтобы воспитать участника олимпиады по информатике, необходимо начинать работу уже в начальной школе. Некоторые аспекты интеллектуальной активности и творческого мышления, необходимые для программирования закладываются именно в этом возрасте.
В указанной выше программе подробно описаны предметные результаты обучения выпускников начальной школы в областях: «математика и информатика», «технология». Там же приведены метапредметные результаты по формированию ИКТ-компетентности обучающихся. Формирование ИКТ-компетентности является одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий, входит разделом в программу формирования УУД. Здесь же Вы можете найти примерный вариант вклада каждого предмета (русский язык, литература, окружающий мир…) в формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
В ФГОС идёт речь о создании в образовательном учреждении информационной образовательной среды (ИОС). В частности, говорится об укомплектованности кабинетов начальной школы, библиотек цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по каждому учебному предмету:
Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта
№ п/п | Необходимые средства | Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии | Сроки создания условий в соответствии с требованиями Стандарта |
I | Технические средства |
II | Программные инструменты |
III | Обеспечение технической, методической и организационной поддержки |
IV | Отображение образовательного процесса в информационной среде |
V | Компоненты на бумажных носителях |
VI | Компоненты на CD и DVD |
Рекомендуем данный список пополнить ЭОР (электронными образовательными ресурсами), размещёнными в открытом доступе в Интернете (http://school-collection.edu.ru/). Можно сделать подборки ЭОР по предметам и по темам с гиперссылками (это облегчит работу с ЭОР в дальнейшем). Вообще, использованию ЭОР в последнее время уделяется большое внимание. Необходимо их знать и грамотно использовать. Также необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по использованию компьютеров в обучении (Приложение 1).
УМК по информатике для начальной школы: на сайте Школьный гид представлены все программы и УМК для начальной школы. http://schoolguide.ru/index.php/main.html
В Федеральном перечне представлено много УМК (см приложение Федеральный перечень по информатике. Начальная школа). В тех системах учебников, где имеются учебники по информатике, необходимо использовать эти учебники при выборе данной программы обучения в начальной школе. Если же в системе учебников учебник по информатике отсутствует, то можно выбрать любой из перечня (Приложение 2).
Рекомендуем ознакомиться с ЭОР на сайте http://school-collection.edu.ru/ по информатике для начальной школы. Имеется поддержка курса Горячева, Матвеевой, Семёнова и Рудниченко («Информатика 1-4»). Следует обратить внимание на инновационные учебные материалы «Курс элементарной компьютерной грамотности» и «Система виртуальных лабораторий по информатике», которые возможно использовать при работе с любым УМК. Надо правда отметить, что работа с некоторыми ЭОРами не столь проста, требуется обучение. В связи с этим вот уже второй год в ГАОУ РК ИПКРО проводятся курсы повышения квалификации «Информатика в начальной школе как инструмент формирования моделирующего мышления школьников», где рассматриваются вопросы преподавания предмета и использования ЭОР по информатике в начальной школе.
Горбунова Татьяна Михайловна,
методист Центра Интернет-образования
ГАОУ РК ИПКРО
Приложение 1
Время работы за компьютером (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")
Приложение 2
Учебники по информатике из Федерального перечня на 2012-2013
Начальная школа
Рекомендованы
ФГОС
Перспективная начальная школа
245 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 2 Академкнига/ Учебник
246 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник
247 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник
Школа 2100
252 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1 Баласс
253 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 2 Баласс
254 Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3 Баласс
255 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс
256 Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 4 Баласс
257 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс
Перспектива
298 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 1 Просвещение
299 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 2 Просвещение
300 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 3 Просвещение
301 Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. Информатика 4 Просвещение
Школа России
306 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение
307 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3—4 Просвещение
308 Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение
Учебники, которые можно использовать в других системах:
278 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 2 БИНОМ. Лаборатория знаний
279 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 3 БИНОМ. Лаборатория знаний
280 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др.Информатика 4 БИНОМ. Лаборатория знаний
285 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 2 Ассоциация XXI век
286 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 3 Ассоциация XXI век
287 Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ 4 Ассоциация XXI век
292 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика 3 БИНОМ. Лаборатория знаний
293 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика 4 БИНОМ. Лаборатория знаний
302 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 1 Мнемозина
303 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 2 Мнемозина
304 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 3 Мнемозина
305 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Математика и информатика 4 Мнемозина
Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования
553 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник
554 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник
555 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс
556 Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс
557 Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 3 Баласс
558 Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 4 Баласс
559 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний
560 Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ. Лаборатория знаний
561 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний
562 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ. Лаборатория знаний
563 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение
564 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3—4 Просвещение
565 Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение
Допущены
191 Могилев А.В., Могилева В.Н. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ. Лаборатория знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методического объединения учителей математики и информатики на 2012-2013 учебный год
В данном документе предоставлен план работы учителей математики и информатики на данный учебный год. Городские и школьные мероприятия детские и для педагогов МО. График областных мониторингов, отчёов ...
План работы методического объединения гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
План включает в себя 11 заседаний МО, на которых будут рассматриваться различные вопросы, например,* утверждение УМК по предметам гуманитарного цикла, * анализ (программно-методического обе...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
План работы МО учителей математики, физики и информатики на 2012 - 2013 учебный год
План работы МО учителей математики, физики и информатики на 2012 - 2013 учебный год...
План работы школьного методического объединения учителей математики, физики, химии и информатики на 2012-2013 учебный год.
Тема :Современные аспекты деятельности учителя в рамках подготовки к реализации ФГОС ООО....
Отчёт МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯУЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, технологии и ИНФОРМАТИКИ за 2012 -2013 учебный год.
Воспитание ученика как компетентностной, успешной и востребованной обществом личности. Личностно-ориентированное обучение в работе с обучающимися испытывающими затруднения в математике и с высоко...