Рабочая программа по информатике для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 5 класса по УМК Макаровой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена по программе Макаровой Н.В., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Настоящая программа предназначена для организации обучения по информатике и ИКТ на основе учебно-методического комплекта Макаровой Н.В. На изучение пропедевтического курса отводится 68 часов (по 1 часу в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6 классе). Этот объем может быть расширен за счет увеличения доли практикума по компьютерной графике. Время на изучение пропедевтического курса выделяется из регионального и школьного компонента.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% отводится на изучение теоретического материала и 50% - на практическую работу на компьютере. Это реализуется благодаря предложенной в учебнике методике преподавания. Содержание каждого урока представлено на развороте, на левой странице отражен теоретический материал, на правой – компьютерная практика.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ «Об образовании», от 10.07.1992, № 3266 – 1, с изменениями |
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
Приказ МО и науки РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год». |
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г. |
Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», за 2012-2013 у.г. |
Учебный план муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012-2013 у.г. |
Целями пропедевтического курса являются:
формирование представлений об основных понятиях информатики;
развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;
продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся.
Задачами пропедевтического курса являются:
показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- традиционное обучение; |
- развивающее обучение; |
- личностно-ориентированное обучение; |
- дифференцированное обучение; |
- проблемное обучение; |
- исследовательская деятельность на уроках информатики как способ развития творческого потенциала личности; |
- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность; |
- интерактивное обучение; |
- дидактические игры. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметно - информационная составляющая образованности:
Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;
Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различного типа;
Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
Понимание значение информации для человеческой деятельности;
Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;
Начальные представления об алгоритме, свойствах и способах описания алгоритмов учебной и познавательной деятельности;
Понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;
Назначение основных устройств компьютера;
Понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде windows;
Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;
Назначение программы Калькулятор;
Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;
Основные правила набора текста;
Основные операции набора текста;
Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
Знать технологию создания и редактирования рисунка;
Назначение буфера обмена;
Понятие конструирования и моделирования;
Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания, назначение при решении конкретных задач;
Иметь представление о понятии программа;
Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;
Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;
Работать мышью;
Выбирать пункты меню;
Запускать программу и завершать работу с ней;
Изменять размеры и расположение окна;
Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;
Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;
Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;
Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;
Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;
Умение создавать объекты с помощью готовых форм;
Умение разрабатывать алгоритм конструирования;
Умение строить модели в графическом редакторе;
Умение пользоваться готовыми алгоритмами для решения типовых задач;
Умение записывать программу по готовому алгоритму на формальном языке.
Ценностно-ориентационная составляющая:
Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира;
Умение выделять в информации главное;
Универсальность и важность понятия система, модель;
Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;
Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;
Умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности.
Структура курса
№ | Раздел (глава, модуль) | Примерное кол-во часов |
1 | Учимся работать на компьютере. | 13 |
2 | Компьютерная графика. | 20 |
3 | Повторение. | 1 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование
5 КЛАСС
№ уро ка | Тема раздела | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Корректировка плана |
1 | Учимся работать на компьютере | Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. | знать правила поведения в компьютерном классе, санитарные нормы работы с компьютером. | ПК, проектор, презентация, опорные сигналы |
|
2 | 1.1 Освоение системной среды Windows | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером. уметь: работать мышью. | ПК, проектор, презентация |
|
3 | 1.1 Освоение системной среды Windows | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню. уметь: работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней. | ПК, проектор, презентация |
|
4 | 1.1 Освоение системной среды Windows | знать: роль окна при работе в системной среде Windows: назначение служебных клавиш на клавиатуре. уметь: изменять размеры и расположение окна. | ПК, проектор |
|
5 | 1.1 Освоение системной среды Windows | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows: назначение служебных клавиш на клавиатуре. уметь: работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменять размеры и расположение окна. | ПК, проектор |
|
6 | 1.1 Освоение системной среды Windows | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows: назначение служебных клавиш на клавиатуре. уметь: работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменять размеры и расположение окна. | ПК, проектор |
|
7 | Контрольная работа №1 по теме: "Освоение системной среды Windows". | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows: назначение служебных клавиш на клавиатуре. уметь: работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменять размеры и расположение окна. | ПК, тест, карточки |
|
8 | 1.2 Простейшая технология работы с текстом | знать: основные правила набора текста; назначение Основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена. уметь: вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста. | ПК, проектор, презентация |
|
9 | 1.2 Простейшая технология работы с текстом | знать: основные операции редактирования; назначение буфера обмена. уметь: копировать, перемещать, удалять фрагмент текста. | ПК, проектор, карточки |
|
10 | 1.2 Простейшая технология работы с текстом | знать: основные правила набора текста; назначение Основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена. уметь: вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста. | ПК, проектор, карточки |
|
11 | 1.3 Вычисления на компьютере с помощью калькулятора | знать: назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой калькулятор. уметь: приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор. | ПК, проектор, презентация |
|
12 | 1.4 Представление о составном документе | уметь: располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ. | ПК, проектор, презентация |
|
13 | Контрольная работа №2 по теме: "Обучение работе на компьютере". | знать: основные правила набора текста; назначение Основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена; назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой калькулятор. уметь: вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста; приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор; располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ. | ПК, карточки |
|
14 | Компьютерная графика | 2.1 Освоение среды графического редактора Paint | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов. | ПК, проектор, презентация |
|
15 | 2.1 Освоение среды графического редактора Paint | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов. | ПК, проектор, презентация |
|
16 | 2.1 Освоение среды графического редактора Paint | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов. | ПК, проектор |
|
17 | 2.1 Освоение среды графического редактора Paint | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов. | ПК, проектор |
|
18 | 2.2 Редактирование рисунков | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла. уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл. | ПК, проектор |
|
19 | 2.2 Редактирование рисунков | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла. уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл. | ПК, проектор |
|
20 | 2.2 Редактирование рисунков | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла. уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл. | ПК, проектор |
|
21 | 2.2 Редактирование рисунков | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла. уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл. | ПК, проектор |
|
22 | 2.2 Редактирование рисунков | знать: понятие фрагмента рисунка; понятие файла. уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл. | ПК, карточки |
|
23 | 2.3 Точные построения графических объектов | знать: точные способы построения геометрических фигур; понятие пиксела; понятие пиктограммы. уметь: использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселам; рисовать пиктограммы. | ПК, проектор |
|
24 | 2.3 Точные построения графических объектов | знать: точные способы построения геометрических фигур; понятие пиксела; понятие пиктограммы. уметь: использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселам; рисовать пиктограммы. | ПК, проектор |
|
25 | 2.3 Точные построения графических объектов | знать: точные способы построения геометрических фигур; понятие пиксела; понятие пиктограммы. уметь: использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселам; рисовать пиктограммы. | ПК, проектор |
|
26 | Контрольная работа №3 по теме: "Компьютерная графика". | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора; понятие фрагмента рисунка; понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; понятие пиксела; понятие пиктограммы. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов; выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл; использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселам; рисовать пиктограммы. | ПК, карточки |
|
27 | 2.4Представление об алгоритме. | знать: понятие алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект. | ПК, проектор, презентация |
28 | 2.4Представление об алгоритме. | знать: понятие алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект. | ПК, проектор, презентация |
|
29 | 2.4 Представление об алгоритме. Линейный алгоритм. | знать: понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект. | ПК, проектор, презентация |
|
30 | 2.4 Представление об алгоритме. Циклический алгоритм. | знать: понятие циклического алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. | ПК, проектор, презентация |
|
31 | 2.4 Представление об алгоритме. Разветвляющийся алгоритм. | знать: понятие разветвляющегося алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. | ПК, проектор, презентация |
|
32 | Контрольная работа №4 по теме: "Представление об алгоритме". | знать: понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. | ПК, карточки |
|
33 | Работа над ошибками. Повторение. | знать: понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. | ПК, проектор, карточки |
|
34 | Итоговое повторение. | знать: понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. | ПК, ребусы, кроссворды |
|
Циклограмма тематического контроля
Раздел | Тема1. «Освоение системной среда Windows» | Тема2. «Обучение работе на компьютере». | Тема3. «Компьютерная графика». | Тема4. «Представление об алгоритме». |
Содержание тематического контроля | знать: назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows: назначение служебных клавиш на клавиатуре. уметь: работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменять размеры и расположение окна. | знать: основные правила набора текста; назначение Основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена; назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой калькулятор. уметь: вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста; приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор; располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ. | знать: назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора; понятие фрагмента рисунка; понятие файла; точные способы построения геометрических фигур; понятие пиксела; понятие пиктограммы. уметь: настраивать Панель инструментов; создавать простейшие рисунки с помощью инструментов; выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов; сохранять рисунок в файле и открывать файл; использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift; редактировать графический объект по пикселам; рисовать пиктограммы. | знать: понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма. уметь: разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм. |
Форма контроля | Тест Практическая работа | Зачет Практическая работа | Практическая работа | Письменная работа |
Информационно-методическое обеспечение:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Макарова Н.В. | Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. | 2009г. | Санкт-Петербург: Питер |
Макарова Н.В. | Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс | 2006г. | Санкт-Петербург: Питер |
Макарова Н.В., Николайчук Г.С. | Рабочая тетрадь по информатике. 5 класс | 2006г. | Санкт-Петербург: Питер |
Дополнительная литература
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Сост. Е.А.Егоров | Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». | 2008 | Волгоград: ИТД «Корифей», |
Газета «Информатика», №6 | Материалы к уроку «Графический редактор». | 2008 |
Информатика в школе | Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов. | 2007 |
Электронный диск | «Мир информатики» (часть 1-4) | 2007 |
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru |
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru |
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №__ от ________
руководитель МО _______
ПРИНЯТО
на заседании ШМС
протокол №__ от _________
руководитель ШМС_______
УТВЕРЖДАЮ
директор школы-интерната
_____________ И.В.Резвина
Приказ № ___ от ________
КЛАССЫ: 5
УРОВЕНЬ: пропедевтический
УЧИТЕЛЬ: Фомичева И.Б.
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2012-2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...