Рабочая программа по информатике для 4 класса
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по информатике для 4 класса по учебнику Горячева А.В. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ «Об образовании», от 10.07.1992, № 3266 – 1, с изменениями |
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
Приказ МО и науки РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год». |
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г. |
Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», за 2012-2013 у.г. |
Учебный план муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012-2013 у.г. |
Целями курса являются:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
- традиционное обучение; |
- развивающее обучение; |
- личностно-ориентированное обучение; |
- дифференцированное обучение; |
- проблемное обучение; |
- исследовательская деятельность на уроках информатики как способ развития творческого потенциала личности; |
- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность; |
- интерактивное обучение; |
- дидактические игры. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если – то»;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера.
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать и завершать компьютерные программы.
соблюдать закономерность, аналогичную заданной;
формировать и применять выигрышную стратегию.
Структура курса
№ | Раздел (глава, модуль) | Примерное кол-во часов |
1 | Алгоритмы. | 9 |
2 | Объекты. | 7 |
3 | Множества. | 10 |
4 | Признаки и действия объектов. | 7 |
5 | Повторение. | 1 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематическое планирование
4 КЛАСС
№ уро ка | Тема раздела | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Корректи-ровка плана |
1 | Алгоритмы | Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. | знать: о наглядной записи алгоритма на схеме; о вложенности алгоритмов; об алгоритмах с ветвлениями и циклами. уметь: составлять и выполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами; находить и исправлять ошибки в алгоритмах. | Опорные сигналы |
|
2 | ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «ЕСЛИ-ТО») | ПК, карточки |
|
3 | Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ») | Опорные сигналы |
|
4 | Цикл в построчной записи алгоритма (Команда «Повторяй») | ПК, опорные сигналы |
|
5 | Алгоритм с параметрами (СЛОВА-АКТЕРЫ) | ПК |
|
6 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма | Опорные сигналы |
|
7 | Подготовка к контрольной работе | Презентация. |
|
8 | Контрольная работа №1 по теме: "Алгоритмы". | ПК, карточки |
|
9 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК, опорные сигналы |
|
10 | Объекты | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов (Что такое? Кто такой?) | знать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц; уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов; описывать признаки и действия составных частей. | ПК, опорные сигналы |
|
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части (В доме – дверь, в двери - замок) | ПК, опорные сигналы |
|
12 | Массив объектов на схеме состава (Веток много, ствол один) | ПК, карточки |
|
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей (Сам с вершок голова с горшок) | ПК, карточки |
|
14 | Подготовка к контрольной работе | ПК, опорные сигналы |
|
15 | Контрольная работа №2 по теме: "Объекты". | ПК, схемы |
|
16 | Работа над ошибками. Повторение. | Схемы. |
|
17 | Множест-ва. Графы. Высказывания. Множест-ва. Графы. Высказывания. | Множество. Подмножество. Пересечение множеств (Расселяем множества) | знать: о множестве, элементах множества; о подмножестве, пересечении, объединении множеств; об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; о графах, в том числе о графах с направленными ребрами. уметь: определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству; определять число элементов множества; определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; изображать отношения между объектами с помощью графов. С том числе с помощью ориентированного графа. | Опорные сигналы. |
|
18 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ») | ПК, карточки |
|
19 | Описание отношений между объектами с помощью графов (Строим графы) | Опорные сигналы |
|
20 | Пути в графах (Путешествуем по графу) | Опорные сигналы |
|
21 | Высказывания со словами «НЕ», «И» «ИЛИ» и выделение подграфов. (Разбираем граф на части) | ПК, карточки |
|
22 | Правило «ЕСЛИ-ТО» | ПК, карточки |
|
23 | Схема рассуждений (Делаем выводы) | ПК, карточки |
|
24 | Подготовка к контрольной работе | ПК, карточки |
|
25 | Контрольная работа №3 по теме "Множества", "Высказывания", "Графы и отношения". | ПК, карточки |
|
26 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК, карточки Опорные сигналы |
Признаки и действия объектов |
27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | знать: понятие аналогии и аналогичный; представление о закономерности расположения объектов в таблице. уметь: находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач; находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач; придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками; формулировать и использовать стратегию выигрыша. | ПК |
|
28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом ми действиями. (Что стучит и что щекочет?) | ПК, карточки |
|
29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. (У кого дом вкуснее?) | ПК, карточки |
|
30 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. (Все наоборот) | ПК, карточки |
|
31 | Подготовка к контрольной работе | ПК, карточки |
|
32 | Контрольная работа №4 по теме: "Признаки и действия объектов". | ПК, карточки |
|
33 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК |
|
34 | Итоговое повторение. |
|
Циклограмма тематического контроля
Раздел | Тема1. «Алгоритмы» | Тема2. «Объекты». | Тема3. «Множества. Высказывания. Графы». | Тема4. «Признаки и действия объектов». |
Содержание тематического контроля | знать: о наглядной записи алгоритма на схеме; о вложенности алгоритмов; об алгоритмах с ветвлениями и циклами. уметь: составлять и выполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами; находить и исправлять ошибки в алгоритмах. | знать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц; уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов; описывать признаки и действия составных частей | знать: о множестве, элементах множества; о подмножестве, пересечении, объединении множеств; об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; о графах, в том числе о графах с направленными ребрами. уметь: определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству; определять число элементов множества; определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; изображать отношения между объектами с помощью графов, в том числе с помощью ориентированного графа. | знать: понятие аналогии и аналогичный; представление о закономерности расположения объектов в таблице. уметь: находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач; находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач; придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками; формулировать и использовать стратегию выигрыша. |
Форма контроля | Письменная работа | Письменная работа | Письменная работа | Письменная работа |
Информационно-методическое обеспечение:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Горячев А.В. | Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. | 2008г. | Москва: Баласс. |
Горячев А.В. | Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. | 2008г. | Москва: Баласс. |
Горячев А.В. | Информатика и ИКТ.(Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. | 2008г. | Москва: Баласс. |
Дополнительная литература
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И | Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя | 2008 | Москва: Баллас. |
Электронный диск | «Мир информатики» (часть 1-4) | 2007 |
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru |
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru |
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...