Рабочая программа по информатике для 11 класса
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010») Рабочая программа по информатике для 11 класса содержит материал рабочей программы по информатике для 10 и 11 классов в связи с тем, что в 10 классе учащиеся не изучали курс «Информатика и ИКТ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по информатике для 11 класса | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Марковская СОШ»
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса базовый уровень Учитель: Григорьева Ольга Николаевна, вторая квалификационная категория Рабочая программа составлена на основе программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010») 2012/2013 учебный год |
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ»
11 класс
Рабочая программа по информатике для 11 класса содержит материал рабочей программы по информатике для 10 и 11 классов в связи с тем, что в 10 классе учащиеся не изучали курс «Информатика и ИКТ». Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 9).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области о региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр )
Учебный план ОУ МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2012/2013 учебный год.
Программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
пояснительная записка
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Место предмета «информатика и ИКТ» в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики на этапе основного общего образования (11 класс) отводится не менее 35 часов из расчета 1 ч в неделю.
На основании учебного плана ОУ МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2012/2013 учебный год в 11 классе информатика представлена в объеме 33 часов (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В старшей школе предусмотрены уроки-лекции или уроки-практикумы, когда учащиеся занимаются весь урок одной формой организации учебного процесса.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 11 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 11 класса ориентированы на базовые навыки учащегося. Обучающие практические работы не оцениваются, потому что в учебном процессе они не проверяют практические навыки учащихся, а знакомят учащихся с новыми возможностями работы за компьютером.
Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ) - текущий и итоговый контроль освоения материала предложенного курса.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 3 |
2 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 5 |
3 | Информационные технологии | 6 |
4 | Коммуникационные технологии | 8 |
5 | Моделирование и формализация | 4 |
6 | Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД) | 5 |
7 | Информационное общество | 2 |
| ВСЕГО: | 33 |
Содержание курса
Введение. Информация и информационные процессы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Контроль знаний и умений
Самостоятельная работа по теме «Информация и информационные процессы».
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Компьютерный практикум
Обучающая практическая работа № 1 «Виртуальные компьютерные музеи».
Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера».
Обучающая практическая работа № 3 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».
Практическая работа № 4 «Защита от компьютерных вирусов».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).
Информационные технологии
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 «Создание и форматирование документа».
Обучающая практическая работа № 6 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Обучающая практическая работа № 7«Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 8 «Кодирование графической и звуковой информации».
Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 10 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 11 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 12 «Построение диаграмм различных типов».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии». (тестирование)
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютерный практикум
Обучающая практическая работа № 13 «Создание подключения к Интернету».
Обучающая практическая работа № 14 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 15 «Работа с файловыми архивами».
Обучающая практическая работа № 16 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 17 «Поиск в Интернете».
Обучающая практическая работа № 18 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 19 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии». (тестирование)
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Компьютерный практикум
Обучающая практическая работа № 20 «Исследование физических моделей».
Практическая работа № 21 «Исследование алгебраических моделей».
Практическое работа № 22«Исследование геометрических моделей (планиметрия)».
Контроль знаний и умений
Самостоятельная работа по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 23 «Создание табличной базы данных».
Практическая работа № 24 «Создание Формы в табличной базе данных».
Практическая работа № 25 «Сортировка записей в табличной базе данных».
Практическая работа № 26 «Создание Отчета в табличной базе данных».
Практическое задание № 27 «Создание генеалогического древа семьи».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №4 (итоговая) (тестирование).
Информационное общество
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы и программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценивание письменной контрольной работы по информатике.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если все эти работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах и графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5» если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих влпросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «4» если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные требованиями к подготовке учащихся).
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
Критерии оценок при выполнении практических заданий:
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценок для теста:
Оценка «5» - 86% и выше
Оценка «4» - 71% - 85%
Оценка «3» - 50% - 70%
Оценка «2» - 49% и ниже
Критерии оценок для творческого проекта:
эстетичность оформления,
содержание, соответствующее теме работы,
полная и достоверная информация по теме,
отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система.
Пакет офисных приложений.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Система программирования.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Приложение
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике и ИКТ
Класс: 11
Учитель: Григорьева О.Н.
Количество часов
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4;
Планирование составлено на основе программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»)
Учебник:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Дополнительная литература:
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
№ четверти | Количество уроков |
I | 9 |
II | 7 |
III | 10 |
IV | 7 |
год | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Виды контроля |
п/р | с/р | к/р |
1. Введение. Информация и информационные процессы (4 часа) |
1 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | 1 | 06.09 | Лекция |
2 | Подходы к измерению информации. | 1 | 13.09 | Лекция |
3 | Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | 20.09 | Практическое занятие | 1 |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов) |
4 | История развития вычислительной техники. Обучающая практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи». | 1 | 27.09 | Лекция и практическое занятие |
5 | Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера». | 1 | 04.10 | Лекция и практическое занятие | 1 |
6 | Операционная система Linux. Установка пакетов в операционной системе Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Обучающая практическая работа №3 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи». | 1 | 11.10 | Лекция и практическое занятие |
7 | Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа №4 «Защита от компьютерных вирусов». | 1 | 18.10 | Лекция и практическое занятие | 1 |
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 1 | 25.10 | Лекция и практическое занятие | 1 |
Информационные технологии (6 часов) |
9 | Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №5 «Создание и форматирование документа». | 1 | 01.11 | Лекция и практическое занятие | 1 |
10 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Обучающая практическая работа №6. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». Обучающая практическая работа №7 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». | 1 | 15.11 | Лекция и практическое занятие |
11 | Кодирование графической и звуковой информации. Практическая работа №8 «Кодирование графической и звуковой информации ». | 1 | 22.11 | Лекция и практическое занятие | 1 |
12 | Компьютерные презентации. Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации». Практическая работа №10 «Разработка презентации «История развития ВТ». | 1 | 29.11 | Лекция и практическое занятие | 1 |
13 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Практическая работа №11 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 | 06.12 | Лекция и практическое занятие | 1 |
14 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №12 «Построение диаграмм различных типов». Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии». | 1 | 13.12 | Лекция, практическое занятие, контрольная работа | 1 | 1 |
Коммуникационные технологии (8 часов) |
15 | Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Обучающая практическая работа №13 «Создание подключения к Интернету». | 1 | 20.12 | Лекция и практическое занятие |
16 | Всемирная паутина. Электронная почта. Обучающая практическая работа №14 «Работа с электронной почтой». | 1 | 27.12 | Лекция и практическое занятие |
17 | Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Практическая работа №15 «Работа с файловыми архивами». | 1 | 17.01 | Лекция и практическое занятие | 1 |
18 | Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Обучающая практическая работа №16 «Геоинформационные системы в Интернете». | 1 | 24.01 | Лекция и практическое занятие |
19 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №17 «Поиск в Интернете». | 1 | 31.01 | Лекция и практическое занятие | 1 |
20 | Электронная коммерция в Интернете. Обучающая практическая работа №18 «Заказ книг в Интернет-магазине». | 1 | 07.02 | Лекция и практическое занятие |
21 | Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №19 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». | 1 | 14.02 | Лекция и практическое занятие | 1 |
22 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | 21.02 | Контрольная работа | 1 |
Моделирование и формализация (4 часа) |
23 | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. | 1 | 28.02 | Лекция |
24 | Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Обучающая практическая работа № 20 «Исследование физических моделей». | 1 | 07.03 | Лекция и практическое занятие |
25 | Исследование алгебраических моделей. Практическая работа № 21 «Исследование алгебраических моделей». | 1 | 14.03 | Лекция и практическое занятие | 1 |
26 | Исследование геометрических моделей. Практическая работа № 22 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)». Самостоятельная работа по теме «Моделирование и формализация» | 1 | 21.03 | Лекция и практическое занятие | 1 | 1 |
Базы данных. Системы управления базами данных (5 часов) |
27 | Табличные базы данных. Система управления базами данных. Практическая работа №23 «Создание табличной базы данных». | 1 | 04.04 | Лекция и практическое занятие | 1 |
28 | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Практическая работа №24 «Создание формы в табличной БД». | 1 | 11.04 | Лекция и практическое занятие | 1 |
29 | Поиск и сортировка записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Практическая работа №25 «Поиск и сортировка записей в табличной БД». Практическая работа №26 «Создание отчётов в БД». | 1 | 18.04 | Лекция и практическое занятие | 1 |
30 | Иерархические БД. Сетевые базы данных. Практическая работа №27 «Создание генеалогического древа семьи». | 1 | 25.04 | Лекция и практическое занятие | 1 |
31 | Контрольная работа №4 (итоговая). | 1 | 16.05 | Контрольная работа | 1 |
Информационное общество (2 часа) |
32 | Право в Интернете. Этика в Интернете. | 1 | 23.05 | Лекция |
33 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | 30.05 | Лекция |
Итого: | 33 | 16 | 2 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...