Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 кл (учебник Семакин И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 кл. (учебник Семакин И.Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_2012-2013_pechat.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель ШМО | Заместитель | Руководитель МБОУ |
учителей математики | директора по УР МБОУ | «Лицей №1 ЗМР РТ» |
«Лицей №1 ЗМР РТ» | ||
___________/М.И. Климова/ | __________/О.Г.Троцюк/ | _______/С.Ю. Кудрявцева/ |
Протокол № 01 | Приказ № 5-o | |
« 26 » августа 2011 г. | « 27 » августа 2011 г. | « 01 » сентябрь 2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
для 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д классов
Серяковой Натальи Николаевны
учителя информатики
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»
Протокол № 01
от « 28 » августа 2012 г.
2011- 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8-ых классов на 2011-2012 учебный год составлена на основе нормативных документов:
- государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
- региональный базисный учебный план (далее БУП РТ -2011) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
- федеральная примерная (типовая) программа по предметам;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан»;
- локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению»;
Учебно-тематическое планирование
по информатике
предмет
Классы 8А, 8Б, 8В, 8Г, 8Д
Учитель Серякова Наталья Николаевна
Количество часов
Всего ___35_____ час; в неделю 1 час.
Учебник
- Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 8 класса, - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительная литература
- Семакин И.Г. «Информатика» Задачник-практикум в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 5.плакаты 7-9 класс.
- Набор ЦОР к учебникам «Информатика – базовый курс» СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов. Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических работ, практикумов, в виде контрольных работ по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса.
Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Цели и задачи курса.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи курса:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол час. | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля и измерители | Планируемые результаты освоения материала | Сроки проведения | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | План | Факт. | |||||||
Информация и информационные процессы (4 часа) | ||||||||||
1 | Информация, информационные объекты различных видов. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Урок-лекция | Коллективная | Фронталь-ный опрос | Информация. Информационные объекты различных видов. Техника безопасности и организация рабочего места. | Различать декларативные и процедурные знания; приводить примеры информационных и неинформационных сообщений; различных видов информации из области человеческой деятельности, живой природы, техники | Презентация «Информация» | ||
2 | Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Источник и приемник информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. | 1 | Комбинированный | Коллективная | Выборочный опрос | Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Роль информации в жизни людей. | Перечислить свойства информации, представленной в форме сообщений (естественные языки), знаний и распространяемой средствами массовой информации; приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники. | Презентация «Информационные процессы» | ||
3 | Единицы измерения информации. Дискретная форма представления информации. Работа с клавиатурой. Печать текста. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Индивидуальная работа | Практическая работа | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | Решение задач на единицы измерения количества информации. Переводить из одной единицы измерения количества информации в другую | Презентация «Единицы измерения» | ||
4 | Решение задач по теме «Измерение информации». Самостоятельная работа по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 | Урок проверки знаний и умений. | Индивидуальная работа | Самостоятельная работа | Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации. | Вычислять объем информации | |||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6 часов) | ||||||||||
5 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Программный принцип работы компьютера. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная | Выборочный опрос | Архитектура компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции. Память. Носители информации. | Включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители. | Презентация «Устройство компьютера» | ||
6 | Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная | Выборочный опрос | Основные устройства, минимальный комплект, магистрально-модульный принцип, характеристики микропроцессора, характеристики внешних устройств | Подключать внешние устройства: монитор, клавиатура, мыши | |||
7 | Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Использование различных носителей информации, расходных материалов Основные этапы развития средств информационных технологий. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная | Выборочный опрос | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. | Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) | Компьютерный интерактивный тест | ||
8 | Файлы. Файловые структуры. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Групповая | Фронталь-ный опрос | Понятие файла, файловая система, имя файла, понятие логического диска, файловая структура диска, путь к файлу | Просматривать на экране каталоги диска. Создавать, переименовывать, сохранять, удалять объекты. | Презентации «Файловая структура». | ||
9 | Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Защита информации от компьютерных вирусов. | 1 | Урок закрепление изученного | Индивидуальная | Практическая работа | Способы работы с файлами | Просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. | Презентация «Компьютерные вирусы» | ||
10 | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Самостоятельная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | Урок закрепление изученного | Индивидуальная | Самостоятельная работа | основные элементы рабочего стола, различие между значками и ярлыками. | Создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять, сортировать файлы и папки | |||
Обработка текстовой информации (10 час) | ||||||||||
11 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочная таблица (кодирование и декодирование информации). Планирование работы над текстом. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная | Экспресс-контроль | Преимущества компьютерного хранения документов, понятие гипертекста | Использовать кодировочную таблицу. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма. | |||
12 | Текстовый редактор. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование документа, страница, абзац. Работа с фрагментами текста, выделение изменений. | 1 | Урок-практика | Индивидуальная | Опрос | Основные понятия: поле текста, стандартная панель инструментов, панель инструментов форматирование, строка состояния. Основные параметры страницы. Кнопки форматирование | Создание и простейшее редактирование текстовых документов в текстовом редакторе. Выделение фрагмента текста, задание шрифта, его размера и начертания, установка параметров абзаца и его форматирование, | Презентация «Текстовый редактор» | ||
13 | Включение в текст списков. Символы. Колонки. Шаблоны | 1 | Урок практика | Индивидуальная | Опрос | Понятие маркированного и нумерованного списка. Колонки | Создавать маркированный и нумерованный список, создать новый стиль абзаца | |||
14 | Включение в текст формул. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная | Опрос | Понятие формул | Включать формулы в документ | Компьютерный интерактивный тест | ||
15 | Включение в текст таблиц, изображений. | 1 | Урок практика | Индивидуальная | опрос | Понятие таблицы, столбцы и строки | Создавать таблицы, удаление, вставка, изменение щирины, высоты столбца и строки, сортировать таблицы, вставлять рисунки | Презентация «Таблицы» | ||
16 | Создание гипертекстового документа. Номера страниц. Закладки, ссылки, оглавления. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная | Практическая работа | Понятие гиперссылки, стили заголовка, ссылки, оглавление. | Распознать гипертекст в электронном документе создавать закладки и ссылки в документе. | |||
17 | Дополнительные возможности текстового редактора. Включение в документ диаграмм. Панель рисование. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная | Опрос | Понятие диаграмм. | Вставлять в документ диаграммы, построенные на основе созданных таблиц. | |||
18 | Системы перевода и распознания текстов. Проверка правописания, словари. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); | 1 | Комбинированный | Индивидуальная | Тестирование | Распознавание текста. Компьютерные словари и системы переводов текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. | Переводить текст с использованием системы машинного перевода | |||
19 | Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде печатного текста с использованием шаблонов (школьная газета). Печать документа. | 1 | Урок-практикум | Индивидуальная | Зачетная работа | Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста | Создавать оглавление, планировать текст; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста. | |||
20 | Работа над проектом школьная газета | 1 | Урок-практикум | Индивидуальная | Зачетная работа | Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование сканера и программ распознавания печатного текста | Создавать оглавление, планировать текст; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста. | |||
Обработка графической информации (4 часа) | ||||||||||
21 | Компьютерная графика: растровая и векторная. Технические средства компьютерной графики. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Индивидуальная | Опрос | Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.) | Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. | Презентация «Компьютерная графика» | ||
22 | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная | опрос | Интерфейс графических редакторов. | Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования | |||
23 | Работа с векторными графическими редакторами. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические и стилевые преобразования. | 1 | Комбинированный урок. | Индивидуальная | опрос | Интерфейс графических редакторов. | Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. | Компьютерный интерактивный тест | ||
24 | Форматы графических файлов. Принцип кодирования изображения | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Работа в парах. | Уплотнен-ный фронталь-ный опрос | Форматы графических файлов. Редакторы работы с фотографиями (обзор) | Ввод изображения с помощью сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование готовых изображений. | Презентация «Графические форматы» | ||
Мультимедийные технологии (7 часов) | Мультимедийные технологии (8 часов) | |||||||||
25 | Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Групповая | Фронтальный опрос | Технические средства мультимедиа. Программы создания анимационных роликов (обзор) | Презентация «Технические средства мультимедиа» | |||
26 | Технические приемы записи видеоинформации, звуковой информации, музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры), таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Композиция и монтаж. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Групповая | Опрос | Программы обработки видео и аудио информации (обзор). | Запись изображения и звука с использованием различных устройств (цифрового фотоаппарата, сканера, магнитофона). | Видеоролик | ||
27 | Использование простых анимационных графических объектов. Анимационная смена кадров. Монтаж проекта «Мои друзья». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Индивидуальная | Практическая работа | Инструменты обработки изображений, звука, аниации, кадра, времени воспроизведения | Создание видео-ролика, использование простых анимационных графических объектов | |||
28 | Компьютерные презентации. | 1 | Комбинированный урок | Групповая | Опрос | Компьютерные презентации. Слайд. Дизайн презентации и макеты слайдов. | Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор | |||
29 | Создание компьютерных презентации. Анимация. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Групповая | Экспресс-контроль | Дизайн презентации и макеты слайдов. | Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. | |||
30 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации. | 1 | Урок - практикум | Индивидуальная | Самостоятельная работа | Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. | ||||
Представление о программировании (4 часа) | ||||||||||
31 | Представление о программировании. Язык программирования Паскаль. Основные команды рисования линий | 1 | Комбинированный урок | Групповая | Опрос | Команды рисования линий, выбор толщины линии | Создание рисунка из прямых линий | |||
32 | Команды рисования окружности, эллипс | 1 | Урок применения знаний и умений. | Индивидуальная | Практическая работа | Команды рисования окружностей | Создание рисунка из окружностей | |||
33 | Команды работы с цветом | 1 | Урок применения знаний и умений. | Индивидуальная | Практическая работа | Команды выбора цвета, толщины штриховки, закрашивание цветом замкнутых фигур. | Закрашивание нарисованных фигур цветом | |||
34 | Команды работы с текстом | 1 | Урок - практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Команды вывода текста на экран | Вывод подписи рисунка | |||
35 | Итоговое тестирование | 1 | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Индивидуальная | Тестирование | Применять полученные знания. | Копьютерный интерактивный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс
Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...
рабочая программа по информатике, 9 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курс...
рабочая программа по информатике, 10 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
рабочая программа по информатике, 11 класс (по учебнику Семакина)
Настоящая программа составлена на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Минобразованием РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к р...
Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...