Рабочие программы
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочие программы по информатике и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 121 КБ |
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика » для 10 класса | 181 КБ |
Рабочая программа по информатике 10 класс | 65.5 КБ |
Рабочая программа по информатике 11 класс | 106 КБ |
11_rab.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ СОШ С.НИЖНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
8 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ .Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки оканчивающих 8 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань
Учебный план МБОУСОШ села Нижняя Елюзань отводит для изучения информатики и ИКТ в 8 классе из расчёта 1 час в неделю,35 часов в год
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ для 8 класса формирует у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационно- коммуникационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту.
Основное Содержание 35 часов
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Коммуникационные технологии(15 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «”География” Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».
4.Повторение (4 часа)
тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Информация и информационные процессы | 9 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
3 | Коммуникационные технологии | 15 |
4 | Повторение, резерв времени | 4 |
| Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся ,оканчивающих 8 класс
В результате изучения информатики и ИКТ в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ | Тема урока, практическое занятие | Кол-во часов | Дата проведения |
Информация и информационные процессы | 9 |
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой природе. | 1 |
Информация в живой природе.Информация в обществе и технике. | 1 |
Информация и информационные процессы. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 |
Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | 1 |
Определение количества информации. | 1 |
Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 |
Решение задач по теме «Количество информации». | 1 |
Контрольная работа № 1 «Количество информации». | 1 |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | 7 |
Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 |
Программное обеспечение компьютера. | 1 |
Графический интерфейс операционных систем Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 1 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | 1 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 |
Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 |
Коммуникационные технологии Передача информации. | 15 1 |
Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. | 1 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 |
Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | 1 |
Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 |
Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 |
Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 |
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | 1 |
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 |
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 |
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». | 1 |
Повторение по теме: «Информация и информационные процессы» | 1 |
Повторение по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 |
Повторение по теме: «Коммуникационные технологии» | 1 |
Повторение по теме: «Коммуникационные технологии» |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 9 класса
МБОУ СОШ С.НИЖНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ. Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки оканчивающих 9 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационно- коммуникационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели и задачи.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке;
обучить навыкам работы с системой программирования.
Место предмета в учебном плане МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань
Учебный план МБОУСОШ села Нижняя Елюзань отводит для изучения информатики и ИКТ в 9 классе из расчёта 2 часа в неделю,68 часов в год .
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ для 9 класса формирует у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационно- коммуникационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.Обучающиеся, оканчивающие 9 класс должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
основное Содержание 68 ч
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации(9 часов)
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Анимация».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
Кодирование и обработка числовой информации(15 часов)
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».
Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 29 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 30 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 31 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
Моделирование и формализация (10 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 32 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 33 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 34 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 35 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».
Информатизация общества (3 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
7.Контроль знаний и умений (1 час)
Контрольная работа № 6 (итоговая).
Тематический план
Тема | Кол-во часов |
Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20 |
Моделирование и формализация | 10 |
Информационное общество | 3 |
Повторение | 1 |
ВСЕГО: | 68 |
Требования к уровню подготовки
обучающихся , оканчивающих 9 класс
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
программный принцип работы компьютера;
пользоваться персональным компьютером
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
уметь
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока | Тема урока, практическое занятие | Кол-во часов | Дата проведения |
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | (15 часов) |
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 |
Растровые изображения на экране монитора. | 1 |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | 1 |
Растровая и векторная графика. | 1 |
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1 |
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 |
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 |
Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 1) «Создание GIF - анимации». | 1 |
Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 2) «Создание flash-анимации». | 1 |
Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 |
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 |
Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 |
Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | 1 |
Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | 1 |
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». |
2. Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». | 1 |
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | 1 |
Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул». | 1 |
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». | 1 |
Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков». | 1 |
Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 |
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 |
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 |
3. Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 |
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 |
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 |
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 |
Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | 1 |
Базы данных в электронных таблицах. | 1 |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 1 |
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 |
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 20 |
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | 1 |
Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 |
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | 1 |
Алгоритмическая структура «цикл». | 1 |
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 |
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 |
Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | 1 |
Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». | 1 |
Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». | 1 |
Практическая работа №24 Проект «Даты и время». | 1 |
Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». | 1 |
Практическая работа №26 Проект «Отметка». | 1 |
Практическая работа №27 Проект «Коды символов». | 1 |
Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш». | 1 |
Графические возможности Basic | 1 |
Практическая работа №29 Проект «Графический редактор». | 1 |
Практическая работа №30 Проект «Системы координат». | 1 |
Практическая работа №31 Проект «Анимация». | 1 |
Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
5. Моделирование и формализация | 10 |
Окружающий мир как иерархическая система. | 1 |
Моделирование как метод познания. | 1 |
Материальные и информационные модели. | 1 |
Формализация и визуализация моделей. | 1 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 |
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 |
Приближенное решение уравнений. Практическая работа №33 Проект «Графическое решение уравнений» | 1 |
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений» | 1 |
Информационные модели управления объектами. Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления» | 1 |
Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | 1 |
Информатизация общества | 3 |
. Информационное общество | 1 |
Информационная культура | 1 |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 |
Контрольная работа №6 (итоговая). | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Компьютерная графика »
для 10 класса
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань элективного курса
«Компьютерная графика » составлена на основе программы МБОУ СОШ с.Нижняя элективного курса «Компьютерная графика »
Структура документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Компьютерная графика» -элективный курс для старших классов школ.
Курс предназначен для учащихся обучающихся в естественно- математическом профиле, однако может быть интересен в социально- гуманитарном профиле. Основное требование к предварительному уровню подготовки- освоение «Базового курса» по информатике.
Место предмета в учебном плане МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань
Учебный план МБОУСОШ села Нижняя Елюзань отводит 34 часа для изучения элективного курса «Компьютерная графика» из расчёта 1 час в неделю.
Цели и задачи курса:
- дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
- научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
Образовательные результаты
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
2) редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:
• выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
• перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
• редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- сохранять выделенные области для последующего использования;
- монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
- раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
- применять к тексту различные эффекты;
- выполнять тоновую коррекцию фотографий;
- выполнять цветовую коррекцию фотографий;
- ретушировать фотографии;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Основное содержание(34 часа)
Часть 1. Основы изображения
1. Методы представления графических изображений(4 часа)
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
2. Цвет в компьютерной графике(6 часов)
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
3. Форматы графических файлов(4 часа)
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Часть 2. Программы векторной и растровой графики
4. Создание иллюстраций (11 часов)
- Введение в программу CorelDRAW
- Рабочее окно программы CorelDRAW
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
4.3. Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
4.4. Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
4.5. Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
4.6. Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
4.7. Методы упорядочения и объединения объектов. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
4.8. Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
4.9. Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
4.10. Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
4.11. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW. Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
5. Монтаж и улучшение изображений (9 часов)
- Введение в программу Adobe PhotoShop
- Рабочее окно программы Adobe PhotoShop
Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
5.3. Выделение областей
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.
5.4. Маски и каналы
Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.
5.5. Коллаж. Основы работы со слоями
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
5.6. Рисование и раскрашивание
Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
5.7. Тоновая коррекция
Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и туеклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.
5.8. Цветовая коррекция
Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.
5.9. Ретуширование фотографий
Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.
5.10. Работа с контурами
Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения. Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.
1. Практические занятия по векторной графике
1.1. Рабочее окно CorelDRAW
1.2. Основы работы с объектами
1.3. Закраска рисунков
1.4. Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы
1.5. Создание рисунков из кривых
1.6. Методы упорядочения и объединения объектов
1.7. Эффект объема
1.8. Эффект перетекания
1.9. Работа с текстом
1.10. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW
2. Практические занятия по растровой графике
2.1. Рабочее окно Adobe PhotoShop
2.2. Работа с выделенными областями
2.3. Маски и каналы
2.4. Создание коллажа. Основы работы со слоями
2.5. Рисование и раскрашивание
2.6. Работа со слоями (продолжение)
2.7. Основы коррекции тона
2.8. Основы коррекции цвета
2.9. Ретуширование фотографий
2.10. Работа с контурами
2.11. Обмен файлами между графическими программами
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
Методы представления графических изображений | 4ч |
Цвет в компьютерной графике | 6ч |
Форматы графических файлов | 4ч |
Создание иллюстраций. | 11 ч |
Монтаж и улучшение изображений | 9ч |
Итого | 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение курса
Учебно-методический комплект «Компьютерная графика» состоит из учебного пособия и практикума.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.
Программное обеспечение курса
CorelDRAW в настоящее время является одной из наиболее популярных векторных графических программ. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации различной сложности. На персональных компьютерах IBM PC CorelDRAW является «королем» программ рисования.
Adobe PhotoShop — самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.
Предварительный просмотр:
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МБОУ СОШ С.НИЖНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень
Статус документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ 10 класса составлена на основе программы по информатике и ИКТ.
Структура документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Приоритетной задачей курса информатики и ИКТ основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Информация и информационные процессы —(4 часа)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии (13 часов)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Практические работы
1. Кодировки русских букв.
2. Создание и форматирование документа
3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
5. Кодирование графической информации. Растровая графика
6. Трехмерная векторная графика
7. Создание и редактирование оцифрованного звука
8. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
9. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
10. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
11. Построение диаграмм различных типов
Коммуникационные технологии (14 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.
Практические работы
12. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
13. Создание подключения к Интернету. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
14. Настройка браузера
15. Работа с электронной почтой
16. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
17. Работа с файловыми архивами
18. Геоинформационные системы в Интернете
19. Поиск информации в Интернете
20. Заказ в Интернет-магазине
21. Разработка сайта с использованием Web-редактора
Повторение (2 часа)
Итоговый тест. Анализ ошибок, допущенных в тесте (1 ч)
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
Введение. Информация и информационные процессы | 4 | ||||
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | 1 | ||||
Содержательный подход к измерению информации | 1 | ||||
Алфавитный подход к измерению информации | 1 | ||||
Контрольная работа №1 «Различные подходы к определению количества информации» | 1 | ||||
Информационные технологии | 13 | ||||
Кодирование текстовой информации. | 1 | ||||
Создание и форматирование документов в текстовых редакторах | 1 | ||||
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа» | 1 | ||||
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.» Системы оптического распознавания документов Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» | 1 | ||||
Кодирование графической информации. Растровая графика. Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации. Растровая графика» | 1 | ||||
Векторная графика. Практическая работа №6. «Трехмерная векторная графика» | 1 | ||||
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №7 Создание и редактирование оцифрованного звука» | 1 | ||||
Компьютерные презентации. Практическая работа №8 Разработка презентации «Устройство компьютера» | 1 | ||||
Практическая работа №8 Разработка презентации «Устройство компьютера» | 1 | ||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №9«Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора» | 1 | ||||
Электронные таблицы. Практическая работа №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | ||||
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №11 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | ||||
Контрольный тест «Информационные технологии» | 1 | ||||
Коммуникационные технологии | 14 | ||||
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №12 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» | 1 | ||||
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. | 1 | ||||
Практическая работа№13 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса» | 1 | ||||
Всемирная паутина. Практическая работа №14 «Настройка браузера» | 1 | ||||
Электронная почта. Практическая работа №15 «Работа с электронной почтой» | 1 | ||||
Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №16 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете | 1 | ||||
Файловые архивы Практическая работа №17 «Работа с файловыми архивами» | 1 | ||||
Геоинформационные системы в Интернете Практическая работа №18 «Геоинформационные системы в Интернете» | 1 | ||||
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №19 «Поиск в Интернете» | 1 | ||||
Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №20 «Заказ в Интернет-магазине» | 1 | ||||
Основы языка разметки гипертекста Практическая работа №21 «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | 1 | ||||
Практическая работа №21 «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | 1 | ||||
Практическая работа №21 «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | 1 | ||||
Практическая контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии» | 1 | ||||
Повторение по теме : «Информация и информационные процессы» | 1 | ||||
Итоговый тест | 1 | ||||
Повторение по теме : «Коммуникационные технологии» | |||||
Итого | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Предварительный просмотр:
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МБОУ СОШ С.НИЖНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
11 класс
Базовый уровень
Статус документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань по информатике и ИКТ составлена на основе программы по информатике и ИКТ
Структура документа
Рабочая программа МБОУ СОШ с.Нижняя Елюзань включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования аппаратных, программных средств и методов информатики для решения простых экономических и управленческих задач.
Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи:
— подготовка учащихся к жизни в информационном обществе,
-социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Приоритетными объектами изучения информатики и ИКТ в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Обучение информатики и ИКТ в общеобразовательной школе организуется "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 11 |
2 | Моделирование и формализация. | 8 |
3 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). | 8 |
4 | Информационное общество. | 3 |
5 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. | 4 |
Итого: | 34 |
Основное содержание
1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
История развития вычислительной техники.
Архитектура персонального компьютера.
Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux.
Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.
Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Виртуальные компьютерные музеи.
Практическая работа №2.Сведения об архитектуре компьютера.
Практическая работа №3.Сведения о логических разделах дисков.
Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.
Практическая работа №5. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
Практическая работа №5. Защита от компьютерных вирусов.
Практическая работа №6. Защита от сетевых червей.
Практическая работа №7. Защита от троянских программ.
Практическая работа №8. Защита от хакерских атак.
Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).
2. Моделирование и формализация (8 часов)
Моделирование как метод познания.
Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.
Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Исследование физических моделей.
Исследование астрономических моделей.
Исследование алгебраических моделей.
Исследование геометрических моделей (планиметрия).
Исследование геометрических моделей (стереометрия).
Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).
- Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)
Табличные базы данных.
Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных.
Печать данных с помощью отчетов.
Иерархические базы данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа №9. Создание табличной базы данных.
Практическая работа №10.Создание формы в табличной базе данных.
Практическая работа №11.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Практическая работа №12.Сортировка записей в табличной базе данных.
Практическая работа №13.Создание отчета в табличной базе данных.
Практическая работа №14.Создание генеалогического древа семьи.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Базы данных. Системы управления базами данных» (тестирование).
- Информационное общество (3 часа)
Право в Интернете.
Этика в Интернете.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
- Повторение. Подготовка к ЕГЭ (3 часа)
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».
Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...