Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Н.Д. Угринович для 7-9 классов изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska7-9.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАСМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
МКУ Катарбейская СОШ по УВР МКУ МКУ Катарбейская СОШ
Уколова Е.В. Катарбейская СОШ Евтющенко Г.В
Протокол №
от Криворотова О.В. ______________2012 _________________ 2012
Рабочая программа
по__информатике и ИКТ
для _7-9_ классов
(уровень: общеобразовательный)
Учитель Евтющенко Наталья Ивановна
Первая квалификационная категория
рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Н.Д. Угринович для 7-9 классов изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Н.Д. Угринович для 7-9 классов изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Цели и задачи.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
- дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию; обучить навыкам работы с системой программирования.
В практике используются следующие формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Преподавание учебного предмета ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.7-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Д. Угринович
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год – 70часов для 9 класса и по 1 часу в неделю, всего 35 часов для 7 и 8 классов.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Тематические и итоговые контрольные работы 7 класс:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Устройство компьютера | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Программное обеспечение компьютера | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Растровая и векторная графика | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
4 | Компьютерные презентации | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Компьютер и программное обеспечение | 15 | 8 | 7 |
2 | Технология обработки графической информации | 16 | 4 | 12 |
3 | Повторение | 4 | ||
Итого: | 35 | 12 | 19 |
Перечень практических работ, предусмотренных программой 7 класс:
-Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»
-Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
-Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»
-Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»
-Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»
-Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Linux»
-Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
-Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе»
-Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе»
-Практическая работа №10 «Сохранение изображения с помощью растрового редактора»
-Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе»
-Практическая работа №12 «Рисование в векторном редакторе»
-Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»
-Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения»
-Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения»
-Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию»
-Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»
-Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»
-Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота»
Тематические и итоговые контрольные работы 8 класс:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Количество информации | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 7 | 2 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 2 | 5 |
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 8 | 8 |
4 | Повторение | 3 | ||
Итого: | 35 |
Перечень Практических работ, предусмотренных программой 8 класс:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста».
Тематические и итоговые контрольные работы 9 класс:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Обработка графической и звуковой информации | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Цифровое фото и видео | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
4 | Объектно-ориентированное программирование | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
5 | Моделирование и формализация | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 8 | 7 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | 2 | 7 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 5 | 5 |
4 | Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования | 20 | 12 | 9 |
5 | Моделирование и формализация | 10 | 7 | 3 |
6 | Информатизация общества | 3 | 3 | |
7 | Повторение | 3 | ||
Итого: | 70 |
Перечень практических работ, предусмотренных программой 9 класс:
-Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»
-Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
-Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
- Практическая работа №4 «Анимация»
-Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
-Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
-Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
-Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»
-Практическая работа №9 «Вставка в документ формул»
-Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев»
-Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»
-Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
-Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
-Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
-Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
-Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
-Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
-Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»
-Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
- Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
-Практическая работа №21 «Проект «Переменные»»
-Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»»
-Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»»
-Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»»
-Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов»»
-Практическая работа №26 «Проект «Отметка»»
-Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»»
-Практическая работа №28 «Проект «Слово – перевертыш»»
-Практическая работа №29 «Проект «Графическое решение уравнений»»
-Практическая работа №30 «Проект «Распознавание удобрений»»
-Практическая работа №31 «Проект «Модели систем управления»»
Требования к подготовке учащихся 7 класса в области информатики и информационных технологий:
Учащиеся должны:
знать/понимать:
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать презентации на основе шаблонов;
-пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или само стоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
· иметь представление о назначении и области применения моделей;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: табли цы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от за данной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, сре ду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять операции с основными объектами операционной системы;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Требования к подготовке выпускников основной школы в области информатики и информационных технологий:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;
-программный принцип работы компьютера;
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;
-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
- Учебник по информатике и ИКТ 7 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2010.
Дополнительная литература:
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович.
- Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2010.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Список дополнительной литературы для обучающихся
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Содержание | Цифровые образовательные ресурсы | Дата | |
план | факт | |||||
Глава 1. Компьютер и программное обеспечение – 15 часов | ||||||
1 | Информация. Информатика. Техника безопасности. | 1 | Использования информа ции человеком, требования безопасности при работе на компьютере. | Презентация «Техника безо пасности при работе в ком пьютерном классе» | ||
2 | История развития вы числительной техники. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» | 1 | этапы развития ВТ, примеры устройств, которые человек использовал для счета, роль ком пьютера при работе с информацией. | сайт «компьютерный музей» Презентация «История развития ВТ» | ||
3 | Устройство компьютера. Процессор. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» | 1 | функции компьютера при работе с информацией, группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции, функции процессора, основные характеристики процессора | Презентация | ||
4 | Устройства ввода, вывода информации. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» | 1 | назначение устройств ввода, вывода информации в составе компьютера. | Презентация «Устройства ввода, вывода» | ||
5 | Память компьютера | 1 | назначение внутренней и долговременной памяти компьютера, отличительные особенности видов памяти. | Презентация «Память компьютера» | ||
6 | Типы персональных компьютеров | 1 | Типы компьютеров | Презентация «Типы компьютеров» | ||
7 | Контрольная работа №1 «Устройство компьютера» | 1 | Интерактивные тесты | |||
8 | Данные и программы Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» | 1 | данные и программа, алгоритм обработки данных программой. | |||
9 | Файловая система компьютера. Файл. Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 1 | хранение информации в виде файлов, правила составления имени файла, виды файловых систем. | |||
10 | Архивация файлов и дефрагментация дисков. Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты» | 1 | дефрагментация и фрагментация файлов на диске, понятие об архивации. | Презентация | ||
11 | Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши» | 1 | Операционная система, системно и прикладное ПО | Презентация | ||
12 | Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти» | 1 | Виды распространяемых программ | Ресурсы Интернет | ||
13 | Графический интерфейс операционных систем и приложений Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Linux» | 1 | Рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню | Презентация | ||
14 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 1 | Виды вирусов, антивирусные программы | |||
15 | Контрольная работа №2 «Программное обеспечение компьютера» | |||||
Глава 2. Технология обработки графической информации | ||||||
16 | Растровая и векторная графика. | 1 | программы компьютерной графики, принципы формирования изображения в растровом и векторном виде. | Презентация | ||
17 | Растровые графические редакторы. Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе» | 1 | Растровые редакторы | |||
18 | Векторные графические редакторы. Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе» | 1 | Векторные редакторы | |||
19 | Сохранение графических файлов в различных форматах. Практическая работа №10 «Сохранение изображения с помощью растрового редактора» | 1 | Форматы файлов, растровый редактор | |||
20 | Интерфейс графических редакторов. Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе» | 1 | Область рисования, инструменты рисования и графические примитивы | |||
21 | Редактирование рисунка. Практическая работа №12 «Рисование в векторном редакторе» | 1 | Выделение объекта, копирование, перемещение и удаление объекта | |||
22 | Палитра цветов. Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях» | 1 | Палитра, расширенная палитра, пипетка. | |||
23 | Текстовые инструменты и геометрические преобразования. | 1 | Панель атрибутов текста. | |||
24 | Системы компьютерного черчения. Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения» Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения» | 1 | Рабочие панели, строка параметров | Презентация | ||
25 | Контрольная работа №3 «Растровая и векторная графика» | 1 | Интерактивные тесты | |||
26 | Компьютерные презентации. | 1 | Мультимедийные интерактивные презентации, дизайн, макеты слайдов | |||
27 | Использование анимации и звука в презентации. Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию» | 1 | Анимация, звук, смена слайдов | |||
28 | Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах» | 1 | ||||
29 | Демонстрация презентации. Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»» | 1 | Управляющие кнопки, гиперссылки | Ресурсы Интернет | ||
30 | Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота» | 1 | ||||
31 | Контрольная работа №4 «Компьютерные презентации» | 1 | Интерактивные тесты | |||
32 | Повторение: «Компьютер и программное обеспечение» | 1 | Ресурсы Интернет | |||
33 | Повторение: «Растровая и векторная графика» | 1 | Интерактивные тесты | |||
34 | Повторение: «Компьютерные презентации» | 1 | Интерактивные тесты | |||
35 | Итоговое повторение | 1 | Тесты |
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Содержание | Цифровые образовательные ресурсы | Дата | |
план | факт | |||||
Глава 1. Информация и информационные процессы – 9 часов | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Информация и информационные процессы в живой и неживой природе. | 1 | Информация, макротело, микро- мегамир, информационные сигналы, генетическая информация | Плакат: «Техника безопасности»; Презентация: «Техника безопасности» | ||
2 | Человек: информация и информационные процессы | 1 | Человек разумный, сообщение, знание, полнота информации, точность, достоверность, полезная информация | Презентация, плакат «Органы чувств» | ||
3 | Информация и информационные процессы в технике Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 | Системы управления техническими устройствами, микропроцессор, робот, информационные, коммуникационные технологии | Презентация | ||
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 | Знаковая система, знаковые языки, формальные языки, генетический алфавит, двоичная знаковая система | Презентация: «В мире кодов», Плакат «Иконические знаки и символы» | ||
5 | Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | 1 | Количество информации, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | |||
6 | Определение количества информации. | 1 | Количество информации, информационная ёмкость знака | |||
7 | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | Количество информации, информационная ёмкость знака | |||
8 | Решение задач по теме «Количество информации». | 1 | ||||
9 | Контрольная работа № 1 «Количество информации». | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов | ||||||
10 | Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | 1 | Процессор, системная плата, клавиатура, сенсорная панель, графические планшеты, сканер, цифровые камеры, звуковая карта, микрофон, джойстик | Презентация | ||
11 | Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | Файл, имя файла, форматирование дисков, файловая система, логическое имя, корневая папка, путь к файлу | |||
12 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | Операционная система, драйверы, дистрибутив, приложение, текстовые, графические, звуковые редакторы, мультимедиа, базы данных | Презентация | ||
13 | Графический интерфейс операционных систем Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 1 | Графический интерфейс, контекстные меню, диалоговые панели, окна, информационное пространство, рабочий стол | |||
14 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | 1 | Компьютерный вирус, всемирная паутина, антивирусные программы | |||
15 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 | Презентация | |||
16 | Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 3. Коммуникационные технологии – 16 часов | ||||||
17 | Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. | 1 | способы передачи информации. | Плакат: «Техника безопасности»; Презентация: «Техника безопасности» | ||
18 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. | 1 | Локальные компьютерные сети | Презентация | ||
19 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы | Презентация | ||
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы | |||
21 | Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | 1 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы | Интернет | ||
22 | Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | Электронная почта | Интернет | ||
23 | Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | Файловые архивы | Интернет | ||
24 | Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы | Интернет | ||
25 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы | Интернет | ||
26 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | 1 | Web-сайты, язык разметки гипертекста HTML | |||
27 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 | Web-сайты, язык разметки гипертекста HTML | |||
28 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | Web-сайты, язык разметки гипертекста HTML | |||
29 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста». | 1 | ||||
30 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста». | 1 | ||||
31 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста». | 1 | ||||
32 | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». | 1 | Интерактивные тесты | |||
33 | Повторение: «Информация и информационные процессы» | 1 | Интерактивные тесты | |||
34 | Повторение: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | Интерактивные тесты | |||
35 | Итоговое повторение | 1 | тесты |
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Содержание | Цифровые образовательные ресурсы | Дата | |
план | факт | |||||
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | Правила ТБ. Пиксель, разрешающая способность, глубина цвета | Плакат: «Техника безопасности»; Презентация: «Техника безопасности», «Основные понятия графики» | ||
2 | Растровые изображения на экране монитора. | 1 | Графические режимы экрана монитора | |||
3 | Системы цветопередачи Практическая работа №1 «Кодирование графической информации» | 1 | Системы RGB, CMYK, HSB | Презентация | ||
4 | Растровая и векторная графика. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | Растровые и векторные изображения, форматы графических файлов | |||
5 | Интерфейс графических редакторов. | 1 | Область рисования, графические примитивы, инструменты рисования | Презентация | ||
6 | Работа с объектами в векторных редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | Слои объектов, заливка и прозрачность объектов | |||
7 | Редактирование векторных и растровых графических рисунков | 1 | Выделение, копирование, перемещение и удаление областей рисунков | Презентация | ||
8 | Растровая и векторная анимация. | 1 | Анимация, Gif и Flash - анимация | |||
9 | Практическая работа №4 «Анимация» | 1 | ||||
10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | Амплитуда и частота звуковой информации, глубина кодирования, звуковые редакторы | |||
11 | Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | ||||
12 | Контрольная работа №1 «Обработка графической и звуковой информации» | 1 | Интерактивные тесты | |||
13 | Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | Цифровая фотография и цифровое видео, потоковое видео | |||
14 | Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | 1 | ||||
15 | Контрольная работа №2 «Цифровое фото и видео» | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов | ||||||
16 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации» | 1 | Двоичное, десятичное кодирование | |||
17 | Создание документов в текстовых редакторах. | 1 | Текстовые редакторы | |||
18 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул» | 1 | Вставка изображений, формул, копирование, перемещение и удаление документа, правописание, автозамена | |||
19 | Сохранение и печать документов. | 1 | Формат документа, печать документа | |||
20 | Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев» | 1 | Шрифт: размер и начертание, выравнивание абзаца | Презентация | ||
21 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков» | 1 | Виды списков | |||
22 | Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | Объекты таблиц, создание и изменение таблиц | Ресурсы Интернет | ||
23 | Компьютерные словари. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 1 | Словари, системы перевода | |||
24 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | Системы оптического распознавания | Ресурсы Интернет | ||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов | ||||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» | 1 | Система счисления, позиционные и непозиционные системы | Презентация | ||
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | Сложение, вычитание, умножение, деление | |||
27 | Электронные таблицы, основные ее параметры. | 1 | Электронные таблицы: рабочие листы, диапазон ячеек, внешний вид | |||
28 | Типы и форматы данных. | 1 | Числа, текст, формулы | |||
29 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | Виды ссылок | Презентация | ||
30 | Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | 1 | Суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функций. | |||
31 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов» | 1 | Типы диаграмм, исходные данные, оформление диаграмм | |||
32 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | СУБД | Презентация | ||
33 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | Сортировка записей, поиск данных | |||
34 | Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно– ориентированного программирования – 20 часов | ||||||
35 | Алгоритм и его формальное исполнение. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | Алгоритм | Ресурсы Интернет | ||
36 | Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | Дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность | Презентация | ||
37 | Блок-схемы алгоритмов. | 1 | Элементы блок-схем | |||
38 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | Машинный язык, ассемблер, языки программирования высокого уровня, платформа NET | |||
39 | Практическая работа №21 «Проект «Переменные»» | 1 | ||||
40 | Линейный алгоритм. | 1 | Линейный алгоритм | Презентация | ||
41 | Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»» | 1 | ||||
42 | Алгоритмическая структура «ветвление». | 1 | Оператор условного перехода | Презентация | ||
43 | Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»» | 1 | ||||
44 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Презентация | |||
45 | Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»» | 1 | ||||
46 | Алгоритмическая структура «цикл». Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов»» | 1 | Цикл со счетчиком, цикл с условием | |||
47 | Переменные: тип, имя, значение. | 1 | Тип, имя, значение переменной | |||
48 | Практическая работа №26 «Проект «Отметка»» | 1 | ||||
49 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | Виды выражений | презентация | ||
50 | Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»» | 1 | ||||
51 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. | 1 | Математические, строковые, ввода/вывода, дата\время | |||
52 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | Проект, графический интерфейс проекта, объект | Презентация | ||
53 | Практическая работа №28 «Проект «Слово – перевертыш»» | 1 | ||||
54 | Контрольная работа №4 «Объектно-ориентированное программирование» | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 5. Моделирование и формализация – 10 часов. | ||||||
55 | Окружающий мир как иерархическая система | 1 | Микро-, макро- и мегамир | презентация | ||
56 | Моделирование как метод познания | 1 | Моделирование, модель | |||
57 | Материальные и информационные модели | 1 | Классы моделей | |||
58 | Формализация и визуализация информационных моделей. | 1 | Описательные модели | |||
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | 1 | Этапы разработки моделей | Презентация | ||
60 | Построение и исследование физических моделей | 1 | ||||
61 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа №29 «Проект «Графическое решение уравнений»» | 1 | ||||
62 | Экспертные системы распознавания химического вещества. Практическая работа №30 «Проект «Распознавание удобрений»» | 1 | Экспертные системы | |||
63 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа №31 «Проект «Модели систем управления»» | 1 | Системы управления без обратной связи и с обратной связью | |||
64 | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | 1 | Интерактивные тесты | |||
Глава 6. Информатизация общества – 3 часа | ||||||
65 | Информационное общество | 1 | Доиндустриальное, информационное, индустриальное общество | |||
66 | Информационная культура | 1 | Информационные технологии | Ресурсы Интернет | ||
67 | Перспективы развития ИКТ | 1 | этапы развития | Презентация | ||
68 | Повторение «Кодирование и обработка информации | 1 | Интерактивные тесты | |||
69 | Итоговое повторение | 1 | Тесты | |||
70 | Обобщение полученных знаний | 1 | тесты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов к УМК Л. Л. Босовой...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой
Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович
Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....