Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Н.Д. Угринович для 7-9 классов  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska7-9.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РАСМОТРЕНО»                        «СОГЛАСОВАНО»                        «УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МО                        Заместитель директора                Директор

МКУ Катарбейская СОШ                по УВР МКУ                        МКУ Катарбейская СОШ

Уколова Е.В.                                Катарбейская СОШ                        Евтющенко Г.В

Протокол №

от                                        Криворотова О.В.                                                                                        ______________2012        _________________ 2012

Рабочая программа

по__информатике и ИКТ

для _7-9_ классов

(уровень: общеобразовательный)

Учитель     Евтющенко Наталья Ивановна

Первая квалификационная категория

рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Н.Д. Угринович для 7-9 классов  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Н.Д. Угринович для 7-9 классов  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

        Цели и задачи.

Изучение информатики и ИКТ  направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи: 

  1. ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с   событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
  2. дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  3. познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  4. познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  5. познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  6. раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  7. продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  8. обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию; обучить навыкам работы с системой программирования.

В практике используются следующие формы организации работы на уроке:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

В качестве методов обучения применяются:

  1. словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
  2. наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
  3. практические методы (упражнения, практические работы).

Преподавание учебного предмета ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  2. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  3. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  4. методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.7-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Д. Угринович
  6. комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год – 70часов для 9 класса и по 1 часу в неделю, всего 35 часов для 7 и 8 классов.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий,  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  1. грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  2. погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  3. недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  4. мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы 7 класс:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройство компьютера

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Программное обеспечение компьютера

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Растровая и векторная графика

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Компьютерные презентации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер и программное обеспечение

15

8

7

2

Технология обработки графической информации

16

4

12

3

Повторение

4

Итого:

35

12

19

Перечень практических работ, предусмотренных программой 7 класс:

-Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

-Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

-Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»

-Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

-Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»

-Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Linux»

-Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

-Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе»

-Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе»

-Практическая работа №10 «Сохранение изображения с помощью растрового редактора»

-Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе»

-Практическая работа №12 «Рисование в векторном редакторе»

-Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»

-Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения»

-Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения»

-Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию»

-Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

-Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

-Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота»

Тематические и итоговые контрольные работы 8 класс:

Тематика

Вид

Форма

1

Количество информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

7

2

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

2

5

3

Коммуникационные технологии

16

8

8

4

Повторение

3

Итого:

35

Перечень Практических работ, предусмотренных программой 8 класс:

Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10  «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста».

Тематические и итоговые контрольные работы 9 класс:

Тематика

Вид

Форма

1

Обработка графической и звуковой информации 

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Цифровое фото и видео

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Кодирование и обработка числовой информации 

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Объектно-ориентированное программирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Моделирование и формализация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

8

7

2

Кодирование и обработка текстовой информации

9

2

7

3

Кодирование и обработка числовой информации

10

5

5

4

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

20

12

9

5

Моделирование и формализация

10

7

3

6

Информатизация общества

3

3

7

Повторение

3

Итого:

70

Перечень практических работ, предусмотренных программой 9 класс:

-Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

-Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

-Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

- Практическая работа №4 «Анимация»

-Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

-Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

-Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

-Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»

-Практическая работа №9 «Вставка в документ формул»

-Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев»

-Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»

-Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

-Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

-Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

-Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

-Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

-Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

-Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»

-Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

- Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

-Практическая работа №21 «Проект «Переменные»»

-Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»»

-Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»»

-Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»»

-Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов»»

-Практическая работа №26 «Проект «Отметка»»

-Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»»

-Практическая работа №28 «Проект «Слово – перевертыш»»

-Практическая работа №29 «Проект «Графическое решение уравнений»»

-Практическая работа №30 «Проект «Распознавание удобрений»»

-Практическая работа №31 «Проект «Модели систем управления»»

Требования к подготовке учащихся 7 класса в области информатики и информационных технологий:

Учащиеся должны:

знать/понимать:

-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;

-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

-создавать информационные объекты, в том числе:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-создавать презентации на основе шаблонов;

-пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе

Учащиеся должны:

·          для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

·          называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

·          осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или само стоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

·          понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

·          приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

·          понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

·          иметь представление о назначении и области применения моделей;

·          различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

·          приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

·          уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: табли цы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

·          знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

·          знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

·          осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от за данной цели моделирования;

·          приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·          давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, сре ду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

·          осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

·          выполнять операции с основными объектами операционной системы;

·          выполнять основные операции с объектами файловой системы;

·          уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

·          уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

·          выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

·          создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

·          для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта

Требования к подготовке выпускников основной школы в области информатики и информационных технологий:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;

-программный принцип работы компьютера;

-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;

-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;

-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

-передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  7. Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  8. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  9. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  10. Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  11. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Звуковой редактор.
  8. Простая система управления базами данных.
  9. Простая геоинформационная система.
  10. Система автоматизированного проектирования.
  11. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  12. Программа-переводчик.
  13. Система оптического распознавания текста.
  14. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Система программирования.
  16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  18. Программа интерактивного общения
  19. Простой редактор Web-страниц

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Учебник по информатике и ИКТ 7 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
  2. Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
  3. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
  4. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2010.

Дополнительная литература:

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович.
  4. Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2010 г.
  5. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2010.
  6. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Список дополнительной литературы для обучающихся

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.


Календарно-тематическое планирование 7 класс

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Содержание

Цифровые образовательные ресурсы

Дата

план

факт

Глава 1. Компьютер и программное обеспечение – 15 часов

1

Информация. Информатика.

Техника безопасности.

1

Использования информа ции человеком,

требования безопасности при работе на компьютере.

Презентация «Техника безо пасности при работе в ком пьютерном классе»

2

История развития вы числительной техники.

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

этапы развития ВТ, примеры устройств, которые человек использовал для счета,  роль ком пьютера при работе с информацией.

сайт «компьютерный музей»

Презентация «История развития ВТ»

3

Устройство компьютера. Процессор.

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

функции компьютера при работе с информацией, группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции, функции процессора,  основные характеристики процессора

Презентация

4

Устройства ввода, вывода информации.

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

назначение устройств ввода, вывода информации в составе компьютера.

Презентация «Устройства ввода, вывода»

5

Память компьютера

1

назначение внутренней и долговременной памяти компьютера, отличительные особенности видов памяти.

Презентация «Память компьютера»

6

Типы персональных компьютеров

1

Типы компьютеров

Презентация «Типы компьютеров»

7

Контрольная работа №1 «Устройство компьютера»

1

Интерактивные тесты

8

Данные и программы

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

данные и программа, алгоритм обработки данных программой.

9

Файловая система компьютера. Файл.

Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

1

хранение информации в виде файлов, правила составления имени файла, виды файловых систем.

10

Архивация файлов и дефрагментация дисков.

Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»

1

дефрагментация и фрагментация файлов на диске, понятие об архивации.

Презентация

11

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное

Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

1

Операционная система, системно и прикладное ПО

Презентация

12

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»

1

Виды распространяемых программ

Ресурсы Интернет

13

Графический интерфейс операционных систем и приложений

Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Linux»

1

Рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню

Презентация

14

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1

Виды вирусов, антивирусные программы

15

Контрольная работа №2 «Программное обеспечение компьютера»

Глава 2. Технология обработки графической информации

16

Растровая и векторная графика.

1

программы компьютерной графики,  принципы формирования изображения в растровом и векторном виде.

Презентация

17

Растровые графические редакторы.

Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе»

1

Растровые редакторы

18

Векторные графические редакторы.

Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе»

1

Векторные редакторы

19

Сохранение графических файлов в различных форматах.

Практическая работа №10 «Сохранение изображения с помощью растрового редактора»

1

Форматы файлов, растровый редактор

20

Интерфейс графических редакторов.

Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе»

1

Область рисования, инструменты рисования и графические примитивы

21

Редактирование рисунка.

Практическая работа №12 «Рисование в векторном редакторе»

1

Выделение объекта, копирование, перемещение и удаление объекта

22

Палитра цветов.

Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»

1

Палитра, расширенная палитра, пипетка.

23

Текстовые инструменты и геометрические преобразования.

1

Панель атрибутов текста.

24

Системы компьютерного черчения.

Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения»

Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения»

1

Рабочие панели, строка параметров

Презентация

25

Контрольная работа №3 «Растровая и векторная графика»

1

Интерактивные тесты

26

Компьютерные презентации.

1

Мультимедийные интерактивные презентации, дизайн, макеты слайдов

27

Использование анимации и звука в презентации.

Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию»

1

Анимация, звук, смена слайдов

28

Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

1

29

Демонстрация презентации.

Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»

1

Управляющие кнопки, гиперссылки

Ресурсы Интернет

30

Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота»

1

31

Контрольная работа №4 «Компьютерные презентации»

1

Интерактивные тесты

32

Повторение: «Компьютер и программное обеспечение»

1

Ресурсы Интернет

33

Повторение: «Растровая и векторная графика»

1

Интерактивные тесты

34

Повторение: «Компьютерные презентации»

1

Интерактивные тесты

35

Итоговое повторение

1

Тесты

Календарно – тематическое планирование 8 класс

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Содержание

Цифровые образовательные ресурсы

Дата

план

факт

Глава 1. Информация и информационные процессы – 9 часов

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация и информационные процессы в живой и неживой природе.

1

Информация, макротело, микро- мегамир, информационные сигналы, генетическая информация

Плакат: «Техника безопасности»;

Презентация:  «Техника безопасности»

2

Человек: информация и информационные процессы

1

Человек разумный, сообщение, знание, полнота информации, точность, достоверность, полезная информация

Презентация, плакат «Органы чувств»

3

 Информация  и информационные процессы в технике

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

Системы управления техническими устройствами, микропроцессор, робот, информационные, коммуникационные технологии

Презентация

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

Знаковая система, знаковые языки, формальные языки, генетический алфавит, двоичная знаковая система

Презентация: «В мире кодов»,

Плакат «Иконические знаки и символы»

5

Количество информации.

Практическая работа № 2  «Перевод единиц измерения количества информации»

1

Количество информации, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

6

Определение количества информации.

1

Количество информации, информационная ёмкость знака

7

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

Количество информации, информационная ёмкость знака

8

Решение задач по теме  «Количество информации».

1

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

Интерактивные тесты

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов

10

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

1

Процессор, системная плата, клавиатура, сенсорная панель, графические планшеты, сканер, цифровые камеры, звуковая карта, микрофон, джойстик

Презентация

11

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

Файл, имя файла, форматирование дисков, файловая система, логическое имя, корневая папка, путь к файлу

12

Программное обеспечение компьютера.

1

Операционная система, драйверы, дистрибутив, приложение, текстовые, графические, звуковые редакторы, мультимедиа, базы данных

Презентация

13

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

1

Графический интерфейс, контекстные меню, диалоговые панели, окна, информационное пространство, рабочий стол

14

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

1

Компьютерный вирус, всемирная паутина, антивирусные программы

15

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

Презентация

16

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

Интерактивные тесты

Глава 3. Коммуникационные технологии – 16 часов

17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1

способы передачи информации.

Плакат: «Техника безопасности»;

Презентация:  «Техника безопасности»

18

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1

Локальные компьютерные сети

Презентация

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

1

Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы

Презентация

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10  «География Интернета».

1

Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы

21

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

1

Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы

Интернет

22

Электронная почта.

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

1

Электронная почта

Интернет

23

Файловые архивы.

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

1

Файловые архивы

Интернет

24

 Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы

Интернет

25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

1

Глобальная компьютерная сеть. Интернет, её ресурсы и службы

Интернет

26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

Web-сайты,  язык разметки гипертекста HTML

27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

Web-сайты,  язык разметки гипертекста HTML

28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Web-сайты,  язык разметки гипертекста HTML

29

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста».

1

30

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста».

1

31

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста».

1

32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

Интерактивные тесты

33

Повторение: «Информация и информационные процессы»

1

Интерактивные тесты

34

Повторение: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

Интерактивные тесты

35

Итоговое повторение

1

тесты

Календарно – тематическое планирование 9 класс

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Содержание

Цифровые образовательные ресурсы

Дата

план

факт

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной  информации – 15 часов

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

Правила ТБ. Пиксель, разрешающая способность, глубина цвета

Плакат: «Техника безопасности»;

Презентация:  «Техника безопасности», «Основные понятия графики»

2

Растровые изображения на экране монитора.

1

Графические режимы экрана монитора

3

Системы цветопередачи

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации»

1

Системы RGB, CMYK, HSB

Презентация

4

Растровая и векторная графика.

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

Растровые и векторные изображения, форматы графических файлов

5

Интерфейс графических редакторов.

1

Область рисования, графические примитивы, инструменты рисования

Презентация

6

Работа с объектами в векторных редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

1

Слои объектов, заливка и прозрачность объектов

7

Редактирование векторных и растровых графических рисунков

1

Выделение, копирование, перемещение и удаление областей рисунков

Презентация

8

Растровая и векторная анимация.

1

Анимация, Gif и Flash - анимация

9

Практическая работа №4 «Анимация»

1

10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

Амплитуда и частота звуковой информации, глубина кодирования, звуковые редакторы

11

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

12

Контрольная работа №1 «Обработка графической и звуковой информации»

1

Интерактивные тесты

13

Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

1

Цифровая фотография и цифровое видео, потоковое видео

14

Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

1

15

Контрольная работа №2 «Цифровое фото и видео»

1

Интерактивные тесты

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов

16

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации»

1

Двоичное, десятичное кодирование

17

Создание документов в текстовых редакторах.

1

Текстовые редакторы

18

Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул»

1

Вставка изображений, формул, копирование, перемещение и удаление документа, правописание, автозамена

19

Сохранение и печать документов.

1

Формат документа, печать документа

20

Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев»

1

Шрифт: размер и начертание, выравнивание абзаца

Презентация

21

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»

1

Виды списков

22

Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

1

Объекты таблиц, создание и изменение таблиц

Ресурсы Интернет

23

Компьютерные словари. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

1

Словари, системы перевода

24

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

1

Системы оптического распознавания

Ресурсы Интернет

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

1

Система счисления, позиционные и непозиционные системы

Презентация

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

Сложение, вычитание, умножение, деление

27

Электронные таблицы, основные ее параметры.

1

Электронные таблицы: рабочие листы, диапазон ячеек, внешний вид

28

Типы и форматы данных.

1

Числа, текст, формулы

29

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

Виды ссылок

Презентация

30

Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1

Суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функций.

31

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»

1

Типы диаграмм, исходные данные, оформление диаграмм

32

Базы данных в электронных таблицах.

1

СУБД

Презентация

33

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1

Сортировка записей, поиск данных

34

Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Интерактивные тесты

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно– ориентированного программирования – 20 часов

35

Алгоритм и его формальное исполнение. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

Алгоритм

Ресурсы Интернет

36

Свойства алгоритма и его исполнители

1

Дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность

Презентация

37

Блок-схемы алгоритмов.

1

Элементы блок-схем

38

Выполнение алгоритмов компьютером.

1

Машинный язык, ассемблер, языки программирования высокого уровня, платформа NET

39

Практическая работа №21 «Проект «Переменные»»

1

40

Линейный алгоритм.

1

Линейный алгоритм

Презентация

41

Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор»»

1

42

Алгоритмическая структура «ветвление».

1

Оператор условного перехода

Презентация

43

Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор»»

1

44

Алгоритмическая структура «выбор».

1

Презентация

45

Практическая работа №24 «Проект «Даты и время»»  

1

46

Алгоритмическая структура «цикл». Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов»»

1

Цикл со счетчиком, цикл с условием

47

Переменные: тип, имя, значение.

1

Тип, имя, значение переменной

48

Практическая работа №26 «Проект «Отметка»»

1

49

Арифметические, строковые и логические выражения.

1

Виды выражений

презентация

50

Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»»

1

51

Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.

1

Математические, строковые, ввода/вывода, дата\время

52

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

1

Проект, графический интерфейс проекта, объект

Презентация

53

Практическая работа №28 «Проект «Слово – перевертыш»»

1

54

Контрольная работа №4 «Объектно-ориентированное программирование»

1

Интерактивные тесты

Глава 5. Моделирование и формализация – 10 часов.

55

Окружающий мир как иерархическая система

1

Микро-, макро- и мегамир

презентация

56

Моделирование как метод познания

1

Моделирование, модель

57

Материальные и информационные модели

1

Классы моделей

58

Формализация и визуализация информационных моделей.

1

Описательные модели

59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

Этапы разработки моделей

Презентация

60

Построение и исследование физических моделей

1

61

Приближенное решение уравнений. Практическая работа №29 «Проект «Графическое решение уравнений»»

1

62

Экспертные системы распознавания химического вещества. Практическая работа №30 «Проект «Распознавание удобрений»»

1

Экспертные системы

63

Информационные модели управления объектами. Практическая работа №31 «Проект «Модели систем управления»»

1

Системы управления без обратной связи и с обратной связью

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

1

Интерактивные тесты

Глава 6. Информатизация общества – 3 часа

65

Информационное общество

1

Доиндустриальное, информационное, индустриальное общество

66

Информационная культура

1

Информационные технологии

Ресурсы Интернет

67

Перспективы развития ИКТ

1

этапы развития

Презентация

68

Повторение «Кодирование и обработка информации

1

Интерактивные тесты

69

Итоговое повторение

1

Тесты

70

Обобщение полученных знаний

1

тесты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)

        Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов  к УМК Л. Л. Босовой...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов  к УМК  Н. В. Макаровой...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой

Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович

Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....