Формирование компьютерной грамотности
статья по информатике и икт (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Формирование компьютерной грамотности
В современных профессиональных образовательных условиях востребованным становится направление компьютерных технологий. База для подготовки специалистов закладывается в школьном образовании. Задача современного учителя информатики заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы школьников с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные на уроке знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности. Актуальным является вопрос о соблюдении авторских прав при разработке собственных ученических проектов, а также использовании лицензионного программного обеспечения. То есть основная задача школьного учителя информатики – сформировать компьютерную грамотность школьников, выпустить из школы учащихся компетентных в области информационных технологий, владеющих базовыми знаниями и навыками работы на компьютере, разумеется, в объеме изучаемого материала.
Основные трудности в педагогической деятельности учителя информатики связаны с малым количеством учебного времени, отводимого на предмет, как правило, это 1 урок в неделю. Поэтому необходимо структурировать изложение учебного материала таким образом, чтобы у школьников была возможность овладеть как основными теоретическими знаниями, так и практикой работы на компьютере. Школьный курс информатики должен превратить компьютер в руках ученика в “инструмент добывания и обработки информации”.
Именно такую возможность дает модульное изложение материала. Поэтапное изучение тем позволяет не просто компактно рассматривать применение той или иной компьютерной программы, но и выстроить модули в такой последовательности, чтобы ЗУН, приобретенные в каждом модуле могли пригодиться в последующих модулях. Однако, не следует забывать о нормативной базе, построение порядка изложения учебного материала должно соответствовать обязательному минимуму содержания образования по информатике.
Рассмотрим один из возможных вариантов изучения школьного курса информатики с 7 по 11 класс, делая акцент на ведущем типе деятельности, а также объеме знаний и умений, приобретенных за каждый год обучения.
7 класс – репродуктивный
Первый год обучения информатике. За этот год школьники должны овладеть теоретическими основами информатики, год характеризуется получением первоначальных представлений об информации и способах ее обработки, овладением навыками работы в операционной системе Windows. На данном этапе преобладает фронтальная работа учащихся, репродуктивный характер деятельности.
“Теоретические основы информатики” | |
В результате обучения информатике в 7 классе школьники должны знать: | В результате обучения информатике в 7 классе школьники должны уметь: |
|
|
8 класс – индивидуальный
Год характеризуется овладением навыками работы с офисными программами. При работе со школьниками преобладает индивидуальная работа с учетом ритма работы каждого ученика.
“Офисные технологии” | |
В результате обучения информатике в 8 классе школьники должны знать: | В результате обучения информатике в 8 классе школьники должны уметь: |
|
|
9 класс – логический
Основное внимание на третьем году обучения отводится овладению навыками разработки алгоритмов и использование языков программирования. Используется как фронтальная, так и индивидуальная формы работы, направленные на формирование логического мышления учащихся.
“Программирование и моделирование” | |
В результате обучения информатике в 9 классе школьники должны знать: | В результате обучения информатике в 9 классе школьники должны уметь: |
|
|
10 класс – творческий
На данном этапе ученики уже владеют определенными навыками работы с компьютером, поэтому появляется возможность знакомить их со специализированным программным обеспечением. Овладение навыками работы с компьютерной графикой становится основным направлением в работе учащихся на текущий год. Основная задача научиться самостоятельно создавать и обрабатывать графические изображения на компьютере, что способствует реализации творческих способностей учащихся. Преобладает индивидуальная работа над творческими проектами.
“Компьютерная графика” | |
В результате обучения информатике в 10 классе школьники должны знать: | В результате обучения информатике в 10 классе школьники должны уметь: |
|
|
11 класс – самостоятельный
К составляющим компьютерной грамотности относятся не только формальное владение навыками работы с компьютерными программами, но и способность самостоятельно работать с информацией. Поэтому, на заключительном этапе школьного обучения особое внимание уделяется самостоятельной работе школьников на материале модуля “Web-дизайн”. Самостоятельная работа учащихся над индивидуальными проектами сочетается с корпоративной работой над общими проектами и осуществляется под контролем учителя. Как результаты деятельности оцениваются не только самостоятельно выполненные конечные продукты – web-проекты, но и ЗУН.
“Web-дизайн” | |
В результате обучения информатике в 11 классе школьники должны знать: | В результате обучения информатике в 11 классе школьники должны уметь: |
|
|
Учебный процесс построен таким образом, что осуществляется нарастание практико-ориентированных занятий при переходе к более старшим классам. Это объясняется тем, что в начале обучения (7 класс) необходимо рассмотреть со школьниками основные теоретические вопросы в области информатики, сформировать правильное понимание информационных процессов и основ работы на компьютере. Затем, в 8 классе происходит формирование навыков работы со стандартным программным обеспечением – офисные технологии. В 9 классе рассматривается блок тем, связанных с программированием, основное внимание на данном этапе уделено развитию у учащихся логики, умению четко выстроить последовательность действий и записать её с помощью языков программирования. В 10 классе школьники знакомятся с основами компьютерной графики и компьютерной анимации, а так же знакомятся со специализированным прикладным программным обеспечением и выполняют индивидуальные творческие проекты (программируют графическое изображение в Turbo Pascal, оформляют фотографию класса в Photoshop, создают анимированный озвученный ролик во Flash). В 11 классе школьники знакомятся с языком гипертекстовой разметки HTML и создают индивидуальные проекты Web-сайтов о себе, в которых они упоминают не только о личных анкетных данных, но так же описывают свои увлечения, достижения в учебе, приводят фотогаллерею, любимые видеоролики, музыкальные композиции. Завершает выпускной год обучения выполнение корпоративного проекта – Web-сайт класса, объединяющий индивидуальные Web-сайты. Данная работа получила название “Классный проект”, который оформляется ежегодно и храниться в музее школы как электронная версия сайта выпускников каждого года.
Большое влияние на формирование компьютерной грамотности школьников имеет учебная мотивация. Задача учителя создать условия обучения, в которых четко определена система выполнения учебных задач и поощрений за их качественное выполнение. Система поощрений должно быть нематериальной, ценностной, личностно значимой для ученика, способной повысить его общественный статус. С этой целью каждый год обучения заканчивается фестивалем личных достижений, к которому ученики заранее тщательно готовятся. В подготовительный этап входит рефлексивный отчет каждого ученика о приобретенных ЗУН в области информатики в текущем учебном году. В каждом классе отбираются 3-5 самых успешных, по мнению одноклассников, ученика, отбор осуществляется путем рейтинговой оценки. Затем проводится общий отчет о личных достижениях по параллели, где и определяются 3 лучших ученика. Оценка складывается из суммы отметок жюри (учителей информатики, администрации школы) и суммы зрительских голосов. Трое учеников, набравшие максимальное количество баллов включаются в электронный каталог “Золотой фонд школы”, а так же об их успехах сообщается в школьной газете. Особое внимание уделяется ученикам-победителям городских и краевых конкурсов и олимпиад, участникам научно-практических конференций. Положительные результаты деятельности учащихся становятся достоянием общественности.
Таким образом, чётко организованная по модульному принципу учебная деятельность в рамках дисциплины информатика позволяет сформировать компьютерную грамотность школьников на достаточно высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компьютерной грамотности учителя
Формирование компьютерной грамотности учителя в условиях инновационной деятельности...
Формирование компьютерной грамотности обучающихся при обучении русскому языку
В материале рассказывается о б использовании компьютера на уроках русского языка для формирования грамотности...
Формирование компьютерной грамотности в школе
Использование новых компьютерных технологий в школе - яркий пример применения компьютеров в жизни человека вообще, а также способ получения информации, эффективность её хранения и распределения....
Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей с ТМНР".
В статье рассказано как дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии осваивают навыки компьютерной грамотности. Был создан проект "Компьютерная грамотность" , где дети в упрощенной ...
Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"
В статье "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам формирования компьютерной грамотности у детей ...
Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...