Урок "Вулканы"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Интегрированный урок информатика+география в 5 классе, с использованиеь оборудованием мобильного компьютерного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vulkany_s_uchashchimisya.doc | 39.5 КБ |
vulkany.ppt | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, показать районы вулканизма;
- сформировать навыки работы с оборудованием мобильного класса и с электронно-образовательными ресурсами.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предметам и сложным дисциплинам;
- развивать навыки анализа, сравнения, аналогии, расширение кругозора;
- развивать любознательность, интеллектуальную сферу личности;
- развивать навыки работы с различными программами на ПК.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся отношения к миру и природе, к ее исследованию;
- формировать бережное отношение при выполнении различных заданий на компьютере;
Оборудование: физическая карта мира, макет вулкана, мультимедийная презентация, ЭОР «Строение вулкана, типы вулканов и причины вулканизации» (практическая работа ), книга «100 чудес света», оборудование мобильного класса: проектор, переносной экран, 10 ноутбуков, приложение «ТБ при работе на ПК».
ХОД УРОКА
I. Огранизационный момент.
II. Изучение нового материала.
(На экране изображение картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»)
- Учитель географии читает отрывок А.Пушкина.
Учитель географии - О каком явлении природы идет речь в стихотворении А.Пушкина, навеянном картиной другого выдающегося нашего соотечественника К.Брюлова? (об извержении вулканов)
Учитель географии - Действительно, сегодня на уроке нам предстоит узнать: что такое вулкан, какое строение он имеет, почему извергаются вулканы, какие существуют типы вулканов.
Учитель географии - Что же мы уже знаем о вулканах? (учащиеся рассказывают о том, что им известно об этом явлении).
Учитель географии - Вулкан – имя древнеримского бога огня. Обычно он представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление – вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом (демонстрация слайда с изображением вулкана)
Учитель географии – Особенно много вулканов на дне океана, их извержение приводит к возникновению островов вулканического типа, например – Гавайские острова (демонстрация слайда).
Учитель географии – Какие части выделяются в строении вулкана? (демонстрация слайда)
Учитель географии – Очаг магмы – место в земной коре, где происходит разрыв горных пород. Магма – расплавленное вещество мантии. Она появляется там, где уменьшено давление. Магма насыщена газами и рвется на поверхность.
Учитель географии – Где обычно это бывает? (Вблизи границ литосферных плит. Поэтому области, наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами).
Учитель географии – Жерло – канал, по которому поднимается магма. (слайд)
Учитель географии - Кратер – отверстие, из которого выливается лава.
Учитель географии - Лава – потерявшая газы магма, которая изливается из кратера и стекает по склонам вулкана.
Учитель географии – На карте вулканы часто показаны звездочками красного и черного цвета (учитель показывает на физической карте мира). Красными звездочками обознаются действующие вулканы, т.е. те, об извержении которых у человечества имеются сведения.
Везувий – с описания его извержения мы начали наш урок – пример (какого?) действующего вулкана.
24 августа 79 г.н.э. произошло извержение вулкана Везувий, до этого в историческое время не действовавшего, в результате были уничтожены древнеримские города. Вулкан засыпал пеплом, город Помпеи, сжег потоками лавы город Стабию, а Геркуланум затопили грязекаменные потоки.
За двое суток цветущий край превратился в выжженную пустыню. Тысячи и тысячи погибших. Людей облепляло коркой раскаленной грязи, они умирали от ожогов, тела тут же засыпало пеплом. До сих пор при раскопках находят пустоты, хранящие даже черты лица, искаженные болью и отчаянием. До 79 г.н.э. Везувий считался потухшим вулканом. (демонстрация фото из книги 100 чудес света).
Учитель географии - Итак, черными звездочками на карте обозначены:
- потухшие вулканы, которые не только не проявляют активности, но и стали разрушаться, например Фудзияма в Японии (учитель показывает на карте);
- уснувшие – вулканы, которые не проявляют признаков активности долгое время, например Эльбрус на Кавказе.
Учитель географии - Давайте посмотрим на карту и найдем наиболее известные вулканы.
Какие из них действующие, уснувшие, а какие потухшие (ответы детей, сопровождаются показом на карте).
III. Закрепление изученного.
Учитель информатики – Как много интересного сегодня вы узнали на уроке, и сейчас настало время подвести итоги и закрепить изученное. У вас на столах находятся ноутбуки и как вы, наверное, догадались – наша дальнейшая работа будет продолжена с их использованием. Но прежде, чем мы начнем работать – давайте вспомним правила работы и за компьютером (учащиеся рассказывают правила работы за ПК).
Учитель информатики – Молодцы! Включаем компьютеры, на рабочем столе находится рабочий файл программы с именем Вулканы (учащиеся включают компьютеры, учитель следит и по мере необходимости подсказывает или помогает).
Учитель информатики – Двойным щелчком запустите программу на выполнение. Обратите внимание вам предлагается выполнить практическую работу состоящую из 5 заданий. Задания необходимо выполнять последовательно одно за другим. При возврате к предыдущему заданию программа регистрирует, сколько раз вы выполняли данное задание в журнале, а также в журнале регистрируется, обращались ли вы при выполнении задания за подсказкой. Задания различны: это и тесты с выбором ответа, и соотношения названия с определением, кроссворд с вводом ответов с помощью клавиатуры и т.д. поэтому внимательно читайте задание и инструкции (учащиеся выполняют практическую работу, учителя информатики и географии выполняют роль их координаторов, отслеживая правильность выполнения работы).
Учитель информатики – Вы закончили выполнение заданий, перед вами журнал. Обратите внимание: если вы выполнили все задания без ошибок и ни разу не воспользовались подсказками, то в графе Выполнение вы увидите напротив каждого задания цифру 100. Те же, кто воспользовался подсказками или выполнил данное задание несколько раз, то процент выполнения работы будет меньше. А напротив не выполненных заданий будет ключик, что говорит о том, что данное задание не выполнялось. Дождитесь, чтобы учитель просмотрел вашу работу и только после этого можно выйти из программы, и выключить компьютер.
Учитель географии – Сегодня мы познакомились с таким грозным природным явлением, как вулкан. Узнали какое строение он имеет, почему извергается, на какие типы делится. Интересно ли вам было сегодня на уроке? (учащиеся отвечают).
Учитель географии – А может ли в нашей местности начаться извержение вулкана? (Может, Дунькин Пуп, вулкан - ? обсуждение с учащимися) В Магаданской области есть проявления вулканической деятельности – горячие источники. Вулканов на территории области нет. Но знания о них чрезвычайно важны. Почему? (учащиеся дают представление о внутреннем строении Земли, учитель направляет их).
Учитель географии – Спасибо всем за активное участие!
Учитель географии – Урок окончен!