Алгоритмы сжатия изображения
элективный курс по информатике и икт (10 класс) на тему
Работа содержит методику изучения алгоритмов сжатия изображения, тематическое планирование элективного курса на 17 часов и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Алгоритмы сжатия изображения».
Методика изучения алгоритмов сжатия изображений
В современных условиях дифференциации образования в системе профильного обучения на старшей ступени школы элективные курсы играют важную роль. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов, Элективные курсы дополняют достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Элективные курсы это обязательные учебные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения .
На основе представленного в первой главе теоретического материала был разработан элективный курс «Алгоритмы сжатия изображения», который дает учащимся понятие о представлении графической информации, об алгоритмах сжатия и в итоге позволяет учащимся самостоятельно использовать те или иные методы сжатия на практике.
Программа курса состоит из 17 часов и включает лекционные занятия, практические занятия, контрольные занятия и лабораторные работы.
Элективный курс разрабатывался для 10-11 классов информационно-технологического профиля,
Следует отметить, что элективный курс «Алгоритмы сжатия изображения» носит межпредметный характер: расширяет и углубляет знания учащихся по математике и информатике.
Программа данного элективного курса достаточно подробно рассматривает алгоритмы сжатия в целом и сжатия графической информации, в частности.
При внедрении данного курса предполагается, что школьники знают существующие принципы построения изображений (растровую и векторную графику) и понимают разницу между ними, а также знают и понимают основные конструкции языка программирования.
При подготовке курса был проанализирован государственный стандарт среднего полного общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
В Государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по «Информатике и ИКТ» (профильный уровень) в разделе «Информация и информационные процессы» имеются темы: «Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации», «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации», «Язык программирования», «Основные конструкции языка программирования». Тема «Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств» выделена курсивом, и это говорит о том, что материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Так же в разделе «Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» имеются темы «Форматы графических и звуковых объектов», «Ввод и обработка графических объектов».
В ярко выраженном виде темы, касающейся изучения алгоритмов сжатия изображений нет, присутствуют лишь элементы, которые дают лишь основные понятия о компьютерной графике.
Чтобы составить представление о степени разработанности темы «Алгоритмы сжатия изображения» в школьном курсе информатики, был проведен анализ учебных программ по информатике для 10-11 классов.
С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина «Информатика» (для гуманитарных и естественно-научных профилей).
В данной программе в разделе «Компьютерные технологии предоставления информации» рассматриваются такие темы как представление графической информации в ПК, векторные и растровые изображения. Работа с графическими редакторами рассматривается отдельно в разделе «Прикладное программное обеспечение».
В учебнике С.А. Бешенкова и Е.А. Ракитина «Информатика» 10 класс в разделе «Компьютер как средство обработки информации» рассматривается представление графической информации. В данной теме ученики знакомятся с растровым и векторным способом представления информации, глубиной цвета и форматами графических файлов. В разделе «Информация и информационные процессы» учащимся даются такие определения как, код, длина кода, коды с постоянной длиной, цели кодирования, матричный принцип дискретизации графического изображения.
В учебнике этих же авторов за 11 класс рассматривается лишь программное обеспечение компьютера, которое включает графические редакторы.
В данных учебниках не рассматриваются вопросы сжатия графической информации.
В учебнике И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера «Информатика» не рассматривается компьютерная графика, за исключением деловой графики и ее реализации в табличном процессоре.
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни):
В разделе «Информационные технологии» базового уровня данной программы подробно рассматриваются растровая и векторная графика, форматы графических файлов.
На профильном уровне данной программы в разделе «Информация. Системы счисления» имеются темы «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации», «Хранение информации». В разделе «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» подробно рассматриваются графические возможности языка Visual Basic.
Ю.А. Шафрин «Информатика и информационные технологии». В разделе «Объектно-ориентированная технология как целостная система содержания образования» данной программы рассматриваются основы растровой и векторной графики.
А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман «Информатика» (учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений).
В данном учебнике в разделе «Введение в информатику» рассматривается вопрос о графическом представлении информации, включающий понятия пиксель, графический режим, разрешение, цветовые модели. Уделяется внимание графическим редакторам, основным инструментарием графического редактора. В параграфе «Графическое представление информации. Печать на бумаге и сохранение на диске» даётся понятие о сжатии информации как о способе кодирования, с целью сэкономить память на диске.
Н.В. Макарова «Информатика» 10-11 класс [10]. В данном учебнике не рассматриваются вопросы связанные c компьютерной графикой и методами сжатия графики.
В.Ф. Ляхович «Информатика» (учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений).
В разделе «Обработка текстовой и графической информации» ученики знакомятся с элементарными сведениями о представлении графической информации на экране монитора. А также рассматривают вопрос о графических возможностях языка Basic, а именно изучают алгоритмы и программы построения изображений.
В результате может быть сделан вывод, что графическая информация рассматривается в школьном курсе информатики, но не затрагивается вопрос об алгоритмах сжатия изображения в полной мере. Соответственно, целесообразно ввести элективный курс «Алгоритмы сжатия изображения».
Актуальность данного курса заключается в том, что он приведёт к более глубокому пониманию:
- представления графической информации;
- необходимости сжатия графической информации с потерями;
- роли алгоритмов сжатия в оптимальном хранении и быстрой передачи графической информации;
- а так же к развитию алгоритмического мышления, способностей к формализации, развитию элементов системного мышления учащихся.
Элективный курс углубит знания учащихся по компьютерной графике, математике и будет способствовать развитию межпредметных связей: математика, информатика.
Анализ учебных программ и школьных учебников по информатике показал, что тема «Алгоритмы сжатия изображения» в учебной литературе не достаточно раскрыта, что обуславливает необходимость создания электронного учебного пособия в поддержку курса.
Элективный курс отвечает принципу научности, так как он предполагает применение математических знаний и базируется на фундаментальных источниках литературы. При отборе и систематизации теоретического содержания использовались соображения доступности и понятности материала, его связь с практикой.
Основная цель данного элективного курса — познакомить учащихся с алгоритмами сжатия графики на основе их математического представления и психовизуальных особенностей восприятия графической информации человеком.
Таким образом, можно выделить следующие задачи курса:
1. Познакомить с основными понятиями темы, существующими принципами представления изображений;
2. Расширить знания учащихся о математических основах сжатия графической информации.
Исходя из задач курса определено его содержание, оно представлено в тематическом планировании, которое разрабатывалось на основе теоретической части исследования.
Таблица
Тематическое планирование
№ | Содержание темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Компьютерная графика | 1 | 1 | - |
2 | Цвет и цветовые модели в компьютерной графике | 2 | 1 | 1 |
3 | Размер изображения | 1 | - | 1 |
3 | Алгоритмы сжатия информации | 2 | 1 | 1 |
4 | Особенности сжатия графической информации | 3 | 2 | 1 |
5 | Алгоритмы сжатия без потерь | 3 | 2 | 1 |
6 | Алгоритмы сжатия с потерями | 4 | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого | 17 | 9 | 8 |
Поурочное планирование
Урок 1: Компьютерная графика
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать сущность и особенности способов представления графической информации;
- Знать достоинства и недостатки каждого из видов компьютерной графики;
- Уметь определять наиболее предпочтительный способ представления графической информации для решения конкретной задачи.
Содержание:
Вида графической информации. Принципы кодирования данных. Сравнительная характеристика растровой, векторной, фрактальной и трёхмерной графики. Область применения каждой из видов компьютерной графики. Графические редакторы.
Контрольные вопросы:
- Перечислите все виды графики
- Какая графика устарела и практически не используется на сегодняшний день?
- В чем преимущества растровой графики?
- В чем недостатки растровой графики?
- В чем преимущества векторной графики?
- В чем недостатки векторной графики?
- Какая графика используется при создании компьютерных игр?
Урок 2: Цвет и цветовые модели в компьютерной графике
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать взаимосвязь света и цвета;
- Знать взаимосвязь между глубиной цвета и максимальным количеством цветов;
- Знать принципы цифрового представления цвета;
- Знать сущность и особенности цветовых моделей RGB, CMYK, Lab, HSB;
- Знать способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- Уметь определять числовой код представления цвета в режимах RGB и CMYK,
Содержание:
Восприятие цвета человеком. Соотношение между глубиной цвета и количеством возможных оттенков цветов. Понятие цветовой модели. Характеристики цветовых моделей RGB, CMYK, LAB, HSB. Аппаратно-зависимые и аппаратно-независимые цветовые модели. Аддитивные и субтрактивные цветовые модели. Понятие цветового режима. Виды цветовых режимов. Монохромный режим. Полутоновый режим. 16-цветный режим. Режим индексированных цветов. Режим HighColor и TrueColor.
Контрольные вопросы:
- Перечислите известные вам цветовые модели.
- Почему мы видим цвет?
- В какой цветовой модели цвет объекта складывается из трёх составляющих: красный, зелёный, синий?
- Какая цветовая модель использует понятия Яркость и Интенсивность?
- Какая цветовая модель используется при выводе на печать в настольном принтере?
- В какой цветовой модели цвет складывается из четырёх составляющих: синий, пурпурный, жёлтый, чёрный?
- Приведите пример аппаратно - независимых цветовых моделей.
Урок 3: Цветовые модели.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Цели:
- Уметь анализировать изменение в изображении при отключении одного из каналов;
- Применять навыки при использовании цветовых каналов.
Содержание:
Обучающиеся выполняют практическую работу: Настройка цвета.
Контрольные вопросы:
- Перечислите цветовые модели в Adobe Photoshop.
- Какой командой изменяются цветовые режимы в Adobe Photoshop?
- Что такое канал?
- Почему каналы представляются в градации серого цвета?
Урок 4: Размеры изображений.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Цели:
- Знать характеристики способов представления изображений;
- Знать формулы, описывающие соотношения между различными характеристиками;
- Уметь определять физический размер изображения по заданному размеру в пикселях и разрешению;
- Уметь определять информационный объем изображения.
Содержание:
Единицы измерения размера изображения. Понятие разрешения изображения.
Практическая работа: решение задач на перевод из одних единиц измерения в другие, на вычисление физического размера и информационного объема изображения.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение физическому размеру изображения.
- Как определить информационный объём графического файла?
- Что такое разрешение?
- Сколько сантиметров в 1 дюйме?
- Как увеличение глубины пикселя отразится на размере файла?
- Что означает величина ppi?
- Что означает величина dpi?
Урок 5: Сжатие информации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать необходимость сжатия информации;
- Знать основные определения теории сжатия;
- Понимать актуальность идеи сжатия.
Содержание:
Необходимость сжатия информации. Понятие избыточности, уменьшение избыточности. Основные понятия (архиватор, компрессия, кодер, декодер). Обратимость и необратимость алгоритмов. Определение избыточности в тексте, изображении и видео. Практическая работа «Частотный анализ букв русского языка».
Контрольные вопросы:
- Дайте определение архиватора.
- Что такое кодер?
- Что такое декодер?
- Почему люди стремятся сделать запись как можно короче?
- Дайте определение "избыточности".
- Что применяется для уменьшения избыточности?
- Дайте определение компрессии.
- Дайте определение декомпрессии.
- Насколько сегодня актуальна идея сжатия данных с точки зрения информатики?
- Как вы думаете на чем можно экономить при сжатии графических файлов?
- На чем основано сжатие графической информации?
Урок 6: Алгоритм Хаффмана.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Знать историю создания алгоритмов Шеннона-Фано и Хаффмана;
- Знать этапы алгоритма Хаффмана;
- Уметь строить дерево Хаффмана.
Содержание:
История алгоритмов сжатия. Этапы алгоритма Хаффмана. Префиксность. Понятие бинарного дерева. Построение дерева Хаффмана. Декодирование алгоритма.
Контрольные вопросы:
- Кем было предложена идея использования кодов переменной длины?
- Что такое "дерево"?
- Дайте определение "бинарному дереву".
- Каким свойством обладает код Хаффмана?
- Что такое префиксность?
- Что такое вес символа?
Урок 7: Особенности сжатия графической информации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать особенности сжатия графической информации;
- Знать назначение сжатия графических данных;
- Знать свойства графических данных, обуславливающих высокую степень сжатия;
- Знать характеристики и основные классы изображений;
- Знать классификацию приложений, использующих алгоритмы компрессии.
Содержание:
Проверка домашнего задания. Несостоятельность методов сжатия текстовой информации применительно к изображениям. Принцип сжатия изображения. Области оптимального использования алгоритмов сжатия графических данных. Подходы к сжатию изображений. Классы изображений. Приложения, использующие алгоритмы сжатия.
Контрольные вопросы:
- Почему алгоритмы сжатия текстовой информации оказываются несостоятельными в применении к графики?
- Приведите примеры избыточности в цифровых изображениях.
- Что такое корреляция пикселов?
- Приведите пример изображения, которое будет очень хорошо сжиматься любым методом компрессии.
- Приведите пример изображения которое нельзя сжать никаким методом.
- Приведите основные различия между текстом и графическими изображениями.
- Что понимается под классом изображения?
Урок 8: Алгоритмы сжатия изображений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Познакомить с основными алгоритмами сжатия изображения;
- Рассмотреть основные требования приложений к алгоритмам компрессии;
- Рассмотреть критерии сравнения алгоритмов.
Содержание:
Алгоритмы сжатия изображений с потерями и без потерь. Требования приложений к алгоритмам сжатия. Критерии сравнения алгоритмов.
Контрольные вопросы:
- Приведите пример алгоритма сжатия изображения без потерь.
- Приведите пример алгоритма сжатия изображения с потерями.
- Какими свойствами изображений мы можем пользоваться, создавая алгоритм компрессии?
- Что такое редактируемость?
- Назовите основные требования приложений к алгоритмам сжатия.
- Что такое симметричность?
- Почему высокая степень компрессии, высокое качество изображения, высокая степень компрессии взаимно противоречивы?
Урок 9: Методы обхода плоскости.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Рассмотреть задачу обхода плоскости при обработке двухмерных данных;
- Рассмотреть примеры обхода плоскости;
- Рассмотреть применение основных обходов плоскости в конкретных алгоритмах.
Содержание:
Постановка задачи. Применение методов в различных алгоритмах сжатия изображений. Зиг-заг сканирование, обход полосами, обход строками и др.
Контрольные вопросы и задания:
- В каких случаях выгодно использование метода обхода «змейка» (зигзаг-сканирование)?
- В каком алгоритме применяется метод обхода «змейка» (зигзаг-сканирование)?
- Какой метод обхода используется в самых распространенных форматах (BMP, TGA…)?
- Нарисовать пример обхода плоскости столбцами с разворотами.
- Какой вариант лучше: 3+3+1 или 3+2+2 при обходе квадрата 7*7 полосами шириной 3 с разворотом.
Урок 10: Алгоритмы сжатия изображения без потерь. Алгоритм RLE.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Перечислять алгоритмы сжатия без потерь;
- Знать принцип сжатия алгоритма RLE.
Контрольные вопросы:
- За счет чего происходит сжатие в алгоритме RLE?
- На какой класс изображений рассчитан алгоритм RLE?
- Предложите пример «плохих» изображении для алгоритма RLE. Почему размер сжатого файла больше исходного файла?
- В каком формате реализован алгоритм RLE?
Домашнее задание: подготовить пример «плохого» изображения в формате .bmp для алгоритма RLE.
Урок 11: Реализация алгоритма RLE на примере программного продукта «Алгоритм RLE».
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Цели:
- Познакомиться с интерфейсом программы;
- Осуществлять сжатие изображения с помощью программы;
- Осуществлять восстановление изображения;
- Понимать изменения, происходящие с размером файла при изменении глубины цвета;
- Уметь рассчитывать коэффициент сжатия.
Содержание:
Учитель предлагает ученикам выполнить практическую работу, используя программный продукт «Алгоритм RLE».
Контрольные вопросы:
- С какой программой вы познакомились на уроке?
- Если коэффициент сжатия меньше 1, что можно сказать о таком файле?
- Что показывает степень сжатия?
- Что показывает коэффициент сжатия?
- Размер файла складывается из нескольких составляющих, перечислите эти составляющие.
Урок 12: Алгоритм LZW.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать историю развития алгоритмов семейства LZ;
- Знать принцип сжатия алгоритма LZW.
Содержание:
История семейства алгоритмов LZ. Алгоритм LZW. Сравнительный анализ алгоритма LZW и RLE.
Контрольные вопросы:
- В честь кого алгоритм был назван LZW?
- В каком формате изображений используется алгоритм LZW?
- За счет чего происходит сжатие в алгоритме LZW?
- Когда будет получено худшее сжатие алгоритмом LZW?
- На какой класс изображений рассчитан алгоритм LZW?
Урок 13: Алгоритмы сжатия с потерями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать проблему архивации с потерями;
- Знать подходы к сжатию с потерями.
Содержание:
Оценка потерь качества изображений. Подходы к сжатию с потерями: сжатие на основе дискретного косинусного преобразования (ДКП); фрактальные алгоритмы сжатия; сжатие на основе волнового (wavelet) преобразования.
Контрольные вопросы:
- На чем основывается идея сжатия изображений с потерями?
- На какой класс изображений ориентированы алгоритмы сжатия с потерями?
- Что является самой важной мерой оценки потери качества?
- Приведите примеры критериев оценки потерь качества.
- Какие подходы к сжатию изображений с потерями существуют на сегодняшний день?
Урок 14: Этапы алгоритма сжатия JPEG.
Тип урока: комбинированный
Цели:
- Знать этапы сжатия JPEG;
- Знать формулу ДКП;
- Понимать за счет чего осуществляется сжатие.
Содержание:
Этапы сжатия (подготовка, ДКП, квантование, вторичное сжатие). Формула ДКП, назначение преобразования. Возможные проблемы реализации. Возможные пути реализации. Важность ДКП в алгоритме сжатия JPEG.
Контрольные вопросы:
- На какой класс изображений рассчитан алгоритм JPEG?
- Назовите характерные особенности алгоритма JPEG?
- За счет чего происходит сжатие изображения в алгоритме JPEG?
- Перечислите положительные стороны алгоритма.
- Назовите отрицательные стороны алгоритма.
- Почему JPEG не рекомендуется использовать в полиграфии?
Урок 15: Фрактальное сжатие.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Знать основную идею алгоритма фрактального сжатия;
- Знать этапы построения алгоритма.
Содержание:
Идея метода фрактального сжатия. Система итерируемых функций (IFS). Построение алгоритма. Оценка потерь и методы их регулирования.
Контрольные вопросы:
- На какой класс изображений рассчитан алгоритм фрактального сжатия?
- Назовите характерные особенности алгоритма.
- Что такое IFS?
- Назовите наиболее известные изображения, полученные с помощью IFS.
- Почему фрактальное сжатие занимает много времени?
- Что делать если алгоритм не может подобрать для какого-то фрагмента изображения подобный ему?
Урок 16: Рекурсивно (волновой) алгоритм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- Знать в чем заключается идея wavelеt-сжатия;
Контрольные вопросы:
- Как переводится с английского wavelet?
- На какие изображения ориентирован алгоритм?
- В чем заключается идея алгоритма?
- Назовите достоинства алгоритма.
- В чем отличие wavelet-сжатия от алгоритма JPEG и фрактального?
- Какова степень сжатия алгоритма?
- Назовите характерные особенности алгоритма.
Урок 17: Итоговое занятие.
Тип урока: урок контроля полученных знаний, умений, навыков.
Цели:
- Знать тенденции развития алгоритмов сжатия последних лет;
- Уметь анализировать алгоритмы сжатия.
Содержание:
Сравнительный анализ алгоритмов, рассмотренных в процессе изучения элективного курса. Тенденции развития алгоритмов. Выполнение итогового теста.
Учащимся предлагается практическая работа, в ходе которой они должны проанализировав изученный материал заполнить итоговую таблицу. В конце урока учащиеся отвечают на тестовые задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алгоритмы сжатия. Алгоритм построения орграфа Хаффмана»
Строится код (орграф) Хаффмана, с помощью которого происходит процесс сжатия, икак правило, получение более компактного выходного потока информационных единиц из некоторого изначально некомпактн...
Одномерные массивы. Алгоритмы циклического сдвига, сжатия.
Рассматриваются три алгоритма циклического сдвига, в том числе алгоритм Дуга Макилроя (Doug Mcllroy) зеркального отражения....
Сжатие информации. Алгоритм Хаффмана.
Презентация для 9 класса. Может быть использована при подготовке к ЕГЭ.Основная тема:Проблема сжатия информации. Алгорим сжатитя с использованием кодов переменной длины....
Алгоритм сжатого изложения ГИА по русскому языку
Алгоритм сжатого изложения ГИА по русскому языку...
ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения
В презентации изложены критерии оценивания сжатого изложения, приемы сжатия текста, разобран текст из демо-версии....
Проверочная работа «Алгоритмы сжатия символьной информации»
Проверочная работа содержит материал для проверки усвоения темы: "Кодирование символьной информации. Префиксные коды и алгоритмы сжатия символьной информации. Предназначена для 11 класса с у...
Технологическая карта учебного занятия Объединение «Колорит». ТЕМА: «Изображение пейзажа на сжатом листе бумаги»
Технологическая карта учебного занятияОбъединение «Колорит». Педагог Эрик С.Ф.Группа/возраст: первый год обучения, 7-9 лет.ТЕМА: «Изображение пейзажа на сжатом листе бумаги»...