Статья "ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ИНФОРМАТИКЕ"
статья по информатике и икт по теме

 

В данной статье рассматривается проектный метод в изучении информатики. Дается определение методу проектов.

Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. Характеристики учебного проекта, входящие в определение, не зависят от типа, инвариантны. В то же время велико разнообразие учебных проектов. От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Курсовое проектирование в профессиональной подготовке. Проектирование индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников. Проекты для изучения разных предметных тем и межпредметные, непредметные и внешкольные.

В дальнейшем от робких единичных случаев использования метода проектов предстоит перейти к построению новой системы учебно-воспитательной работы, где специфические навыки проектной деятельности, вырабатываемые и используемые в учебном проекте, будут рассматриваться как обще учебные. Будет выстроено постепенное вырабатывание и последовательное развитие этих навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baryshnikova_e.u.statya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ИНФОРМАТИКЕ

БАРЫШНИКОВА Е.У.

ГБОУ НПО «Профессиональное училище №48»

г. Новопавловск

This article discusses the project method in the study of science. A definition of project-based.

 Determinations of the training project are mostly the same for different authors. Characteristics of the training project in the definition do not depend on the type of invariant. At the same time a great variety of educational projects. Course design in professional training. Designing individual, group and ages, general school, inter-school and the international composition of participants. Projects to explore different themes and interdisciplinary subject, nepredmetnye and extracurricular.

Later on the timid isolated cases of using the project to proceed to the construction of a new system of educational work, where specific skills in project activities, produced and used in an educational project will be treated as public education.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана  информатика.

Система телекоммуникаций есть и технология, и отражение информационного единства мира. В свою очередь телекоммуникации индуцировали появление метода проектов в педагогической практике как метода, позволяющего обучать деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать граждан открытого общества: деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу и процветанию человечества.

В организации учебного процесса существуют  три параллельные, в значительной степени независимые друг от друга линии:

Первая – это решение традиционных учебных задач как минипроектов учебной деятельности – это все равно остается необходимым звеном учебного процесса, соответствующим ситуативной активности.

Вторая – это решение учебных задач второго уровня, соответствующих надситуативной активности – более крупных учебных проектов, где обучающиеся уже могли бы сами ставить цели своей деятельности, где могли бы активно применять свои знания по различным дисциплинам в  практике, где могли бы общаться друг с другом. Учебный процесс будет в этом случае усилен ценностно-ориентировочными, преобразовательными, коммуникативными, эстетическими компонентами за счет включения в него подготовки устных и письменных докладов и сообщений учащихся и студентов. Введения лабораторно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; применения деловых игр, игрового моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнения междисциплинарных исследовательских работ.

Третья – это решение учебных задач третьего, творческого уровня, соответствующего творческой активности личности – крупных учебных проектов. Такие проекты, скорее всего, могут быть реализованы в практическом обучении и учебном проектировании (которые в принципе должны были бы составлять нечто одно целое – ведь проектировать что-то, не реализуя проектируемое, бессмысленно) – организацией собственного опыта обучающихся в осуществлении интегративной трудовой  и профессиональной   деятельности. Для этого учащиеся, студенты должны быть включены в проекты, выбираемые ими самостоятельно или предлагаемые учителями, преподавателями, которые отвечают следующим требованиям:

–  имеют общественно-полезную значимость, рыночную стоимость и имеют определенных потребителей;
– сформулированы в самом общем виде: требуют от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации с учетом наличных возможностей;

– предусматривают возможности коллективной производственной деятельности учащихся, студентов, а так же включения их в производственные или научные коллективы.

Причем, основная суть заключается в том, чтобы учащийся, студент самостоятельно выполнил полный производственный цикл: от поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации (продажи).

Учебные проекты  второго и третьего уровней, очевидно, должны быть включены в учебные программы как обязательные компоненты учебного процесса. [2]

На предмете информатика проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Методика использования учебных проектов:

  1. Выбор или разработка учебного проекта.
  2. Информационно-техническое обеспечение учебного проекта.
  3. Место учебного проекта в учебном процессе.
  4. Адаптация учебного проекта.
  5. Разработка учебного проекта.
  6. Задачи учебного проекта.
  7. Этапы работы методом проектов.

Известные нам по международным конференциям проекты, разработанные американскими и европейскими университетами, еще являются для нас образцами, что называется "от Кутюр". Но преподаватели новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно.

Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

  1. большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
  1. попытки классификации учебных  проектов;
  2. создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
  3. выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;
  4. организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от преподавателя. [3]

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема (ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
  3. Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)
  4. Возраст учащихся (класс)
  5. Время работы над проектом
  6. Режим работы

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
  4. Мотивация к познанию, работе

Предполагаемые приращения:

  1. Новое содержание по каждой теме
  2. Новые практические приемы
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
  4. Развитие навыков:
  1. самостоятельной работы с
  1. источником информации
  2. инструментами и технологиями
  1. коммуникативности в:
  1. информационном обмене
  2. в ролевом взаимодействии
  1. мыслительной деятельности при:
  1. проектировании
  2. планировании
  3. анализе
  4. синтезе
  5. структурировании
  1.  рефлексии

5.Воспитание толерантности

6.Расширение кругозора

Статус учебного проекта

  1. Автор-разработчик
  2. Опыт использования (апробация)
  3. Степень распространения.

Метод проектов - это комплексный метод, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется, вырабатывается структура действий, проводится анализ предварительных результатов.

В ходе работы над проектом необходимо показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Очень поможет проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые появятся при создании проекта. Важно при создании проекта найти нужную информацию, правильно ее применить. Иногда целесообразно немного подсказать, где и как осуществить поиск информации, как ее правильно отсортировать. Надо понимать, что не все данные можно использовать без проверки, лучше изучить несколько различных источников. Развитие критического мышления - одно из основных направлений в методе проектов. Почему выбрали эту тему? Какие проблемы затрагивает данный вопрос? Зачем предложены такие пути решения проблемы?

Еще одно важное направление проектной методики — групповое. Очень трудно, может даже невозможно, создать хороший действующий проект в одиночку. Это касается и учеников и учителей. Учитель тоже в создании проекта привлекает к себе на помощь учеников, озадачивая их некоторыми проблемами.

В современном мире почти каждый преподаватель тем или иным образом сталкивался с компьютером, но далеко не все имеют представление, как его можно применить в учебной деятельности. Хорошая разработка учебного проекта педагогом предопределяет успешность учащихся в работе над ним. Важно доказать преподавателю значимость планирования каждого этапа деятельности, а ИКТ-технологии научить воспринимать только как инструмент в своей работе.

Есть преподаватели, которые владеют навыками работы на компьютере, но не используют их в преподавании своего предмета.

Есть учителя, которые, не владея ИКТ-технологиями, умеют правильно поставить задачу перед учащимися и через них привлекают новые технологии в свою деятельность. Необходимо первым показать возможности использования ИКТ в процессе обучения, вторых научить работать с компьютерной техникой. Одним из эффективных способов решения этих задач является обучение учителей-предметников ИКТ-технологиям через работку учебного проекта.[1]

Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации общества. В современной педагогике метод проектов используется в условиях преобладания в практике образовательных учреждений иллюстративно-объяснительного метода, называемого традиционным методом. Поиски новых форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, которые недостаточны в традиционном обучении, приводят к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, поиску форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных  предметов.

Список литературы

  1. Горлицкая С.И. “О методе проектов”/ Ресурсы Интернета.
  2. Новиков А. Методология учебной деятельности
  3. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальные формы и методы преподавания информатики

Сообщение на районном методическом объединении учителей информатики Эртильского района Воронежской области  29.08.2011 г....

Формы и методы обучения информатике

«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам...

Метод координат. Информатика и ИКТ - 5 класс

Материалы к уроку: конспект урока по информатике и ИКТ «Метод координат» (5 класс), презентация и раздаточный материал к уроку. Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса Цели урока: 1...

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...

Статья Использование новых активных форм и методов обучения информатике и ИКТ и иностранному языку

Описываю наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе, виды упражнений для обучения, наиболее часто используемые мною методы на уроках информатики и ИКТ и немецкого языка....

Урок по теме: "Метод координат". Информатика 5 класс

Урок № 13 информатики в 5 классеТема:  "Формы представления информации. Метод координат"Цели урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме: «Кодирование информации»; ...

Методы преподавания информатики в лицее с профильным изучением информатики.

Единый государственный экзамен дает выпускнику больше возможностей в выборе ВУЗов и факультетах. Как же сориентироваться ученику и выбрать специальность, в которой ты будешь успешен в дальнейшем? Если...